Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монографическое исследованиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работая в этой традиции и в том же географическом пространстве, в котором Манчестерская школа осуществляла свои классические исследования, я проводил свое собственное исследование замбиниза-ции, то есть сосредоточения рабочей силы в Замбийских медных рудниках в период после провозглашения независимости. Рудники обеспечивали около 70% годового дохода и 95% всего экспорта Замбии. Владельцами рудников были две многонациональные корпорации: англо-американская и «Roan Selection Trust». Занятость на медных рудниках ранее была организована строго в соответствии с принципом цветного исключения: ни один белый не должен получать приказа чернокожего. Что изменилось в постколониальном мире? Я начал с бесед в новых правительственных структурах, где мне нарисовали розовую картину: спустя четыре года после установления независимости стало больше «перемещенных» замбийцев, то есть занимающих белые позиции, а также значительно возросло общее число перемещений. И действительно, казалось, больше замбийцев стали занимать управленческие посты. Какой же была ситуация за пределами этих рассказов? Реальную картину не следовало раскрывать в ходе интервью, так как проблема преемственности практики цветного исключения была довольно взрывоопасным вопросом. Вместо этого я устроился служащим отдела кадров в Бюро службы медной промышленности, что обеспечило мне доступ к информации. Там я разрабатывал новую схему расценки работ, объединяющей системы оплаты труда белых и черных, и параллельно изучал соотношение сил в переговорах между управленцами, профсоюзами и администрацией. Вынужденный скрывать свой интерес к замбинизации, я реализовывал его косвенно через организацию социального опроса на относительно нейтральные темы. Интервьюеры из числа замбийских служащих на наших еженедельных встречах говорили о замбинизации вообще и в отделе кадров в частности. Со студентами университета я изучал организации труда под землей с тем же скрытым мотивом больше узнать о замбинизации. Исследование показало, что белый менеджмент встретил планы управленческой замбинизации серией организационных мероприятий. В случае с отделом кадров они замбинизировали весь отдел и создали во главе новую должность управляющего замбийскими кадрами, белого «наблюдателя за расширением штатов», в чьей компетенции были все вопросы, связанные с перемещением работающих. В случае с рудником руководство помогало белому занимать вновь организованную должность помощника управляющего работами под землей. Эти уловки по сохранению цветной исключительности имели несколько последствий. Во-первых, управленческая верхушка становилась все более громоздкой. Во-вторых, это усилило конфликт между рабочими и их новыми замбийскими инспекторами, часто из числа интеллектуалов. Замбийский преемник не имел власти и влияния его белого предшественника, который перенес их в свою новую позицию. Все это вело к организационной катастрофе. Почему сохранялось такое положение дел? Какие силы стояли за сохранением цветного исключения? Как замбийское правительство могло потворствовать продолжению реализации принципов цветного исключения? Ответ может быть найден при изучении более широкого сочетания интересов и сил. Африканский профсоюз был больше озадачен вопросами увеличения заработной платы, чем бедственным положением замбийских инспекторов или организационной катастрофой. Сами замбийские инспекторы были очень слабы. Белые эксперты и управленцы имели классовые и расовые интересы в цветном исключении. Высшее руководство медной промышленностью давно боролось за увеличение уровня цветного исключения, так как это снижало стоимость рабочей силы, но оно также опасалось и сопротивления со стороны перемещенных работников, получавших монопольное знание, столь необходимое для функционирования рудников. Наконец, правительство считало медные рудники священной коровой и не желало подвергать опасности получаемую с них прибыль. Правительство было удовлетворено перемещениями работников промышленности: они осуществляли техническую экспертизу и не представляли политической угрозы, так как были ограничены контрактами. Поэтому классовый и расовый характер взаимоотношений на рудниках существенно не менялся. Хотя исследование было проведено 25 лет назад, оно демонстрирует то, каким образом четыре принципа герменевтической науки могут быть переведены в практику развернутого монографического исследования: погружение в мир информанта, наблюдение, протяженное во времени и пространстве, расширение от микро к макро, расширение (углубление) теории. Рассмотрим каждый из них. Погружение в мир информанта Если «интерсубъективность» или та же самая «реактивность» являются неотъемлемой особенностью всех социальных наук, то нам не следует делать вид, что мы можем ограничить нашу связь с теми, кого изучаем. Следует не держаться в стороне, наблюдая за другими через односторонние зеркала или из стеклянной коробки, а скорее покинуть академические стены и рискнуть погрузиться в мир информанта (participant). Развернутое монографическое исследование превращает необходимость в добродетель, доказывая, что хотя и существует непреодолимое препятствие между наблюдателем и участником наблюдения, мы можем проверять и развивать наши теории. Пытаясь изменить изучаемый нами мир, мы узнаем мир, познаем пределы его преобразования и соответственно ограниченность наших теорий. В действительности этнографы совершили свои величайшие открытия благодаря изучению того, как они воспринимаются информантами, благодаря их противодействию погружению ученого в поле и откликам по поводу полевых заметок, представленных исследователями на суд общественности. Однако такое взаимодействие с теми, кого изучаем, не случайно, а вызвано проверкой и развитием теорий, привносимых нами в полевую работу. Изучение замбинизации ярко продемонстрировало, что мы неотъемлемая часть общества, которое изучаем. Люди, которых мы изучаем, не просто информанты, атакие же, каки мы, социальные аналитики. Моя расовая принадлежность явно определяла как то, что я могу спросить, так и получаемый мной ответ. Это было не простой детерминацией (замбийцы могли сначала хвалить, а спустя время осуждать белых или замбийских инспекторов), но тем не менее детерминацией. Эмигранты (перемещенные) также реагировали на цвет моей кожи, когда я расспрашивал их о замбинизации, принимая меня за потенциального перевертыша или противника, непонимающего «черных». Мое восприятие было «окрашено» цветом моей кожи, и эта расцветка многое говорила о Коппербельтском обществе. Таким же образом было расцвечено восприятие моих находок. Я решил получить разрешение на публикацию своих научных открытий со стороны рудниковой компании, принявшей меня на работу и дружески посоветовавшей обратиться в университет. Так как они не имели и малейшего представления, что я в течение четырех лет занимался изучением замбинизации, то были шокированы и напуганы тем, что я начал обсуждать такой взрывоопасный вопрос. После чтения рукописи они резко отказали мне в разрешении на публикацию на том основании, что это было политически опасно. Я возразил, что базу отчета составляют их собственные данные. В конце концов они смягчились, переложив ответственность на правительство, которое недавно национализировало шахты. Человек, ответственный за замбинизацию, новичок в работе, рассматривал мой отчет как способ добиться известности. Поскольку в отчете критиковались все: правительство, профсоюзы, замбийские инспекторы, эмигранты и корпорации, — то он в глазах руководства претендовал на объективность. Монография была вовремя опубликована, а высшее руководство, хотя и было враждебно настроено по отношению к рудниковой компании, тем не менее использовало его для наведения порядка среди управляющих шахтами. Этот антикапиталистический документ стал средством увеличения капиталистической прибыли. Отсутствие примеров «объективности» освобождает нас от дилеммы: быть или не быть частью изучаемого нами мира. Наблюдение» протяженное во времени и пространстве Если опросы достигают надежности через одномоментное интервью множества случаев, то включенные наблюдатели достигают валидности через протяжение своих наблюдений во времени и пространстве с помощью мно- горазового интервью одного или более случаев. Протяженность во времени и пространстве аналогична развитию социальных процессов внутри поля через отражение этих процессов в технике исследования. Если сторонник опроса расспрашивает субъекта в одной изолированной во времени точке, то наблюдатель следует за меняющейся ситуацией и может переходить вместе с информантом из одной ситуации в другую. Это позволяет изучать расхождение между нормами и действиями, которое определяет развитие социальных процессов. То есть социальный процесс происходит потому, что социальные деятели не просто слепо следуют нормам, а манипулируют ими, реализуя свои интересы. Расхождение между тем, что люди должны делать, и тем, что они делают в действительности, непостижимо в ходе опроса. Протяжение во времени и пространстве обеспечивает валидность вторым путем, углубляя процесс наблюдения. Если опрос проверяет гипотезы исходя из определенного набора данных, собранных в одной временной точке и в одной ситуации, то этнографы могут вовлечь себя в продолжающийся процесс проверки и перепроверки гипотез. На каждый полевой этап этнографы приходят, вооруженные гипотезами, извлеченными из предыдущих этапов. Так как гипотезы развиваются, то включенный наблюдатель может руководствоваться различными утверждениями в поисках опровержения. Совершенствование валидных интерпретаций (обоснованных объяснений) проявляется в качестве разворачивания полевого исследования. В ходе исследования замбинизации мы изучали процесс, в котором, с одной стороны, белые управленцы замещались замбийскими инспекторами, а с другой — проходила «замбинизация» отдела кадров. На основании одномоментного исследования понять, что происходит, было невозможно, так как это был важный развивающийся процесс. Более того, в такой политически и морально нагруженной ситуации, было нереально отличить нормы от социального действия без прямого наблюдения во времени и пространстве. Что касается процесса исследования, то мы могли проверять и развивать наши гипотезы, как только они появлялись, не на одном случае. Продвижение за пределы социальной ситуации Обычно этнография ассоциируется с микроисследованиями социального взаимодействия. В традиции символического интеракционизма искать широкие обобщения в моделях взаимодействия. Результат — это закавыченный контекст. В этнометодологической традиции «внешний контекст» — это воображаемая социальная конструкция, которая делает возможным микровзаимодействие. В третьей традиции микроконтекст — это выражение целостности: тюрьма — выражение исправительного общества, фабрика — капиталистических отношений, бюрократия — рационализации. Структура в целом закодирована в каждой части общества. В развернутом монографическом исследовании ситуация межличностного взаимодействия (лицом к лицу) формируется не только внутренними, но и внешними реальными силами. Общество понимается как совокупность различных взаимозависимых частей, которые взаимодействуют, определяют и укрепляют друг друга. Относящиеся к делу силы определяются тремя способами. Во-первых, заранее определенная теория направляет исследование взаимного учреждения микро- и макрореальностей. Во-вторых, сравнения про- водятся по основным отличительным признакам, объясняемым внешними факторами. В-третьих, каждая микроситуация управляется не только внешними по отношению к ней, но и внутренними, часто неустановленными, смысловыми кодами: в нашем случае — это расовый код сообщества поселенцев. Я мог бы представить исследование замбинизации как проявление общего закона цветного исключения, так как ни один черный не обладает властью над белым. Я мог бы придать этому закону еще большую силу, распространив теорию на преемственность организаций в Соединенных Штатах. Я мог бы обнаружить аналогичные тендерные и расовые линии. И это было бы стратегией обоснованной теории — движение от существенной (субстанциональной) теории к формальной посредством сравнения случаев, которые только кажутся разными. Чем больше различий между случаями, тем возможно более широкое обобщение. Развернутое монографическое исследование ищет случаи, которые слабо отличаются друг от друга, для того чтобы легче было определить источник этого различия. В монографическом исследовании замбинизации было два сравнения: с одной стороны, с африканским прогрессом в прошлом, с другой — с высшими позициями в тогдашнем замбийском правительстве, которые были заняты замбийцами. Я пытался объяснить сохранение цветного исключения, несмотря на демократизацию и формальное прекращение расизма. Я пришел к анализу тех сил в обществе, которые были ответственны за воспроизводство цветного исключения, и к рассмотрению того, как эти силы менялись с течением времени. По колониальному принципу рудниковые компании постоянно пытались «продвинуть африканцев» на позиции, ранее монополизированные белыми, что частично было реализовано в случае со вспомогательными и неквалифицированными рабочими местами. Африканские профсоюзы были раздроблены, большинство их членов было заинтересовано в повышении заработной платы и улучшении условий труда. Главным образом, колониальное государство стремилось не допустить конфликта, начинавшегося, как только ломался механизм индустриальных отношений. Преемник замбийского правительства, не связанный больше с Лондоном, стал еще больше обязан рудниковым компаниям как главному источнику доходов. Хотя белые потеряли формальную политическую власть, у них оставались рычаги давления, так как рудники и правительство зависели от их экспертизы. По этой причине замбийская политическая элита оставалась безвластной эмигранткой на командных высотах медной промышленности, так как не желала полагаться на местную постоянно конкурирующую с ней экономическую элиту. Однако постколониальное правительство вынуждено было реагировать на националистические призывы о том, что замбийцам следует работать в собственной стране. И она реагировала, но не более энергичным продолжением замбинизации, а национализацией шахт, оставив принципы внутренней организации нетронутыми. Следовательно, мы видим, как открытие основного закона — закона цветного исключения — трансформировалось в вопрос, который вывел за пределы собственно замбинизации. Переходя от драмы с преемственностью к силам, действующим в постколониальной Замбии, ничего другого не оставалось, как поднять вопрос о репрезентативности. Я сделал утверждение о характере постколониализма на основании единичного случая. Обоснованно ли это? Обратимся к этому вопросу в следующем параграфе. Углубление теории Поиск специфики данной социальной ситуации — способа, с помощью которого она формируется и изменяется под воздействием внешних сил, — ставит проблему обобщения. Но это проблема только для индукции, согласно которой теории конструируются заново исходя из фактов. Если исследователь верит в то, что теории появляются через реконструкцию созданных заранее теорий, которые оспариваются аномальными случаями, тогда единичные отклоняющиеся явления достаточны для развития знания. Принимая такой подход, ученый исходит из социальной ситуации и ищет теорию, которую эта ситуация ставит под сомнение. Или он может начать с теории, которую собирается развить, и ищет случаи, которые вынуждают ее расширить. Естественно, что аномально и удивительно для одних, то здраво (обычно) для других. Таким образом, в поисках «теорий» для реконструкции важно обратить внимание на аудиторию. В этом смысле такой взгляд на развитие теории концентрируется на взаимодействии не только между теорией и отклонением, но также между членами научного сообщества, которые возможно воспринимают информантов так же, как и наблюдателей. В исследовании замбинизации реконструкция теории проходила на нескольких уровнях. Во-первых, в качестве исходной точки была официальная теория замбинизации, согласно которой чем больше замбийцев перемещается на новые позиции, тем лучше. Она показала, что факты более понятны в связи с воспроизводством цветного исключения со всеми сопутствующими организационными отклонениями. Во-вторых, эта теория была использована для критики теории Гоулднера об управленческой преемственности, не делавшей различия между естественной и принудительной преемственностью. Противоречия в последнем случае, когда преемник теряет власть и влияние, отличаются от противоречий в первом, когда преемник замещает лидера, покинувшего организацию. Я также показал, что мы не можем понять развития преемственности без изучения более широкого контекста, в котором она происходит. В-третьих, я подверг критике теории отсталости и зависимого развития, авторы которых, с одной стороны, считали отсталую культуру замбийцев ответственной за экономическую стагнацию, а с другой — развивали неоколониальный тезис, согласно которому и господствующий, и угнетенный классы были жертвами международного капитализма. Я пытался развить классовый подход в понимании отсталости, доказывая, что эти теории становились идеологиями правящего класса для мистификации воспроизводства классовых отношений и расового порядка, унаследованного из прошлого. Четыре элемента развернутого монографического исследования, возможно, обладают некоторыми общими свойствами, но логически независимы. Наблюдатель может погрузиться в жизнь информанта, но не на продолжительное время. Наблюдатель может изучать процесс с изменением времени и пространства, но не погружаться в более широкий контекст. Для реконструкции теории на основе отклоняющихся случаев или пробелов не обязательно связываться с включенным наблюдением. Действительно, Манчестерская школа никогда не формулировала и не применяла все четыре элемента одновременно, чаще концентрируясь на втором за счет третьего и четвертого. Таким образом, их заключения становились широкими межисторическими законами, такими, как циклическая теория Тернера о фазах социальной драмы: нарушение, кризис, восстановление вслед за реинтеграцией или расколом; различение восстания и революции Глюкманом и его анализ функций конфликта. Манчестерская школа толстое описание заканчивала тонким заключением. Это была скорее обоснованная, чем реконструированная теория. Частично это объяснялось индуктивным взглядом исследователей на науку, а также стремлением показать, что принципы, открытые в «племенной» Африке, в равной степени применимы к «современной» Англии. В поисках общих законов они упускали из виду контекст. С небольшими известными исключениями они не теоретизировали, а скорее наблюдали за происходящими под влиянием внешних сил процессами, такими, как колониальная администрация, иммигрантский труд и индустриальное развитие. Нет ничего лучшего для совершенствования развернутого монографического исследования, чем противопоставить ему другие методы, для того чтобы приблизить его к герменевтической модели науки. Многоголосье Протяжение исследования во времени и пространстве не устраняет проблему валидности, в частности проблему многоголосья и полифонии. Как социолог выбирает из множества дискурсов в многоголосном звучании? Опасность такова, что этнографической властью злоупотребляют и дискурсы, не совместимые с ее требованиями, подавляются или властная позиция внутри и вне поля делает исследователя глухим к таким дискурсам. Несомненно, единственная теория, привлеченная в полевой работе, направляет и фокусирует исследование, но предполагает эти два противоречия. Слепая привязанность к тео -рии может заглушить респондентов, разрушая эффективное общение. Да, действительно, в поле существует не одна, а множество перспектив. Рудниковая корпорация считала, что замбинизация возобновлялась также часто, как и совмещалась с сохранением позиции белых. Хотя подозрительные рудниковые компании замбийского правительства предпочли не будить спящих собак. Белые управленцы утверждали, что замбийцы не были готовы занять места белых, отсюда создание новых позиций. Замбийские инспекторы рассматривали это как защиту белыми своих интересов через цветное исключение. Непосредственные подчиненные могли присоединиться в некоторых ситуациях к боссам, но также возмущались их глупостью. Наконец, рядовые рабочие возмущались отождествлением «продвижения» с замбинизацией, тогда как их интересам больше подходило улучшение жизни каждого. Да, много дискурсов, много голосов. Задача социологии состоит в том, чтобы понять смысл каждого, продемонстрировать их взаимосвязь, а не играть ими как разрозненными и несвязанными. Конечно, это сложно: некоторые голоса будут заглушены, а некоторые — усилены. Нам следует позволить им выговориться, оспаривать и изменять нашу «госпожу-повествование». И это не причина отказываться от полифонии. Сокращено по источнику: Буравой М. Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом: Пер. с англ. С. Яро-шенко. // http://socnet.narod.ru/Rubez/10- 11/buravoy.htm В.Б. Моин Две стратегии > Одну стратегию условно обозначим как преимуще-] ственно сциентистскую, другую — как гуманитарную. И та, и другая признают важность теоретического, содержательного анализа исследуемого свойства для выбора методики измерения. Основное различие между ними определяется тем, в какой степени каждая из этих стратегий учитывает природу социальной реальности, специфику измерения в социальных науках, в частности активную роль объекта и субъекта измерения. Стратегия, имеющая преимущественно сциентистскую ориентацию, в качестве эталона рассматривает измерение в естественных науках. Собственно оттуда она и черпает основные постулаты измерения. Активность субъекта и объекта измерения в социологии для нее лишь досадная помеха, источник «возмущающего воздействия», ошибок измерения. Усилия направлены в основном на выявление, учет и оценку этих ошибок, повышение устойчивости, точности, валидности данных, элиминирование «возмущающего» воздействия субъекта и объекта измерения. Цель выбора — поиск наиболее надежной, эффективной (с точки зрения возможных затрат) методики. Для этого проводятся экспертиза, сравнительная оценка надежности различных методик. Решающее значение имеют количественные показатели надежности, приоритет содержательного анализа только декларируется. В идеале выбор методики представляется как объективный процесс, инвариантный по отношению к личности исследователя, его результаты предопределяются анализом показателей надежности. Вторая стратегия строится на основе признания уникальной природы социальной реальности, специфики измерения в социологии. Активность объекта и субъекта выступает здесь не преградой для измерения, а, напротив, его важнейшей предпосылкой. Основной аргумент в пользу той или иной методики — отнюдь не количественные показатели устойчивости, точности, а представления самого исследователя о природе социальной реальности, измеряемой с помощью этой методики. Выбор последней определяется соображениями социолога о возможной вариативности исходных данных и способах ее интерпретации в рамках существующих теоретических установок, обыденного опыта, здравого смысла. Это сугубо личностный процесс, при котором полностью отбрасывается сциентистский камуфляж «объективности». Исследователю предоставляется полная свобода, он волен выбирать любую методику, даже самую ненадежную с точки зрения традиционных показателей точности, устойчивости, валидности. Основной прием при выборе методики — не сравнительный анализ показателей надежности, а мысленный эксперимент, предположение о возможных способах интерпретации исходных данных, их социальной и социально-психологической обусловленности, экспликация теоретических и обыденных представлений исследователя, обосновывающих включение исходных данных в тот или иной интерпретационный контекст. Следует заметить, что эта стратегия не только предоставляет исследователю свободу выбора, но и накладывает на него высокую ответственность. Конечно же в чистом виде та или иная стратегия применяется крайж редко. Реальный выбор — это всегда осознанный или неосознанный компромисс между этими двумя стратегиями. Вместе с тем это две альтернативные, а не взаимодополняющие, как может показаться, стратегии: они строятся на различных методологических основах, разных парадигмах измерения Основания реальные и мнимые Социологические исследования весьма условно можно представить в виде схемы: исследователь — методика измерения — источник информации (респондент, документы и т.д.) — первичная информация — научные факты. В основе традиционного сциентистского подхода к выбору методики измерения лежит ряд методологических иллюзий в отношении природы этих элементов. 1. Сциентистские иллюзии в отношении самого исследователя: игнорирование личностного смысла научного знания, тех обыденных представлений, интерпретационных схем, репертуаров, которые оказывают существенное влияние на выбор методики измерения и интерпретацию результатов. 2. «Иллюзия возможности тотального описания», которая основывается, по мнению В.Б. Го-лофаста, на следующих допущениях: а) эмпирической интерпретации поддается любое понятие; б) полное описание объекта достижимо; в) взаимосвязь между элементами понятия и показателями носит чисто формальный характер, более того, они тождественны; г) переход от понятий к показателям — лингвистическая процедура. 3. Иллюзия компетентности — респондентам, по сути, приписывается статус экспертов, имеющих сложившиеся и устойчивые представления по интересующим социолога вопросам, вполне компетентных и в принципе объективных, заинтересованных в точных и искренних ответах, способных адекватно репрезентировать свои представления в вербальном поведении. 4. Иллюзия тождественности обыденного и научного знания, возможности прямого перевода содержания ответов респондентов в научные факты. В.Б. Голофаст говориттакже об иллюзии «непроблематичности обобщения», когда упускаются из виду проблемы теоретической интерпретации данных и необходимость доказательства их обоснованности на любом уровне обобщения. На методическом уровне эта стратегия связана со следующими метрологическими представлениями: 1) существует истинное значение измеряемого свойства, 2) истинное значение отыскать невозможно (неизбежны погрешности измерения), 3) имеется множество методик, измеряющих одно и то же свойство; 4) надежность данных, полученных при помощи разных методик, различна; 5) надежность данных определяется путем выявления и оценок ошибок измерения («надежность — это отсутствие различных ошибок», и измеряется она «размером ошибки»); 6) необходимы нормативы на качество информации, допустимые ошибки. Соответственно, из множества методик, предназначенных для измерения одного и того же свойства, выбирается та, которая, согласно принятым критериям надежности и имеющимся у исследователя возможностям, дает наиболее надежную информацию. Для этого необходима всеобъемлющая система учета и оценки ошибок. Однако область применения традиционных показателей устойчивости и точности (процент неответивших на вопрос; ответов типа «не знаю»; использование отдельных пунктов шкалы и т.д.) для оценки надежности информации весьма ограниченна. И дело не только в условности, субъектив- ности при выявлении «нормы» порога (величины допустимого отклонения), но и в субъективизме при нахождении области применения того или иного показателя надежности. Определение ситуаций, в которых применимы эти показатели, зависит от представлений самого исследователя об объекте и приписываемых ему свойствах. Кроме того, и при определении показателей «надежности» проявляет себя постулат о невозможности точного измерения, а следовательно, невозможности знания точной величины ошибки. Ограниченность, скорее, принципиальная невозможность доказательства надежности методики измерения осознается и теми исследователями, которые наиболее активно занимаются разработкой количественных показателей надежности: «всюду присутствует определенная доля необоснованности измерения»; «до сих пор не разработаны общепринятые способы, позволяющие решить, дает ли данный ответ достоверную информацию или нет»; «важно осознать принципиальное наличие в наших данных неопределенности»; «доказать эмпирически надежность полученной исследователем информации исчерпывающим образом невозможно». В целом, как совершенно справедливо отмечал К. Берка, «перспектива применения числовых вычислений (очень заманчивая!), притягательная сила формального подхода, стремление к повышению точности» не должны «превалировать над реальными условиями, делающими измерения фактически осуществимыми». Вместе с тем основные допущения, на которых основывается рассматриваемая стратегия выбора, не учитывают специфику измерения в социологии, природу изучаемой социальной реальности, в частности активную роль субъекта и объекта измерения. Представляется, что альтернативная (гуманитарная) стратегия выбора методики должна строиться на основе преодоления методологических иллюзий и базироваться на следующих основных допущениях: ♦ Неизбежно рассогласовывание между теоретической и эмпирической интерпретацией понятий. Это допущение вытекает из признания невозможности полной верификации (фальсификации) теоретических понятий. Теоретические понятия отражают идеальные объекты (конструкты), измерению же подлежат реальные свойства, явления. Соответственно и эмпирическая интерпретация понятий неизбежно является неполной, частичной. ♦ Измерение представляет собой социальную деятельность, элемент реальной жизненной ситуации, в которой осуществляется выбор способа поведения. Во время опроса респондент выбирает тот или иной вариант вербального поведения, создает свои версии событий, намерений и т.д.; исследователь отбирает способы интерпретации ответов, фактического поведения (наблюдение) или текста (анализ документов). Все эти выборы представляют собой факты-события (факты в онтологическом смысле слова). ♦ Факты (в гносеологическом смысле слова) как элементы научного знания — результат интерпретационной деятельности исследователя. Иными словами, научные факты — отягощенная интерпретацией первичная информация. Зафиксированный в ней выбор, осуществленный в реальной, хоть и специфической жизненной ситуации, сам по себе «неоднозначен, его значение потенциально многомерно». Следствия, вытекающие из признания этих допущений: 1) различие объекта исследования и объекта измерения существует даже при измерении таких, казалось бы, очевидных признаков, как пол, возраст; 2) измерительные процеду- ры предназначены для стимулирования социального поведения (респонденто! исследователя) и фиксирования сделанного ими выбора; 3) первичная инфор мация представляет собой зафиксированный при помощи разных средств (ко дов, шкал, баллов и т.п.) выбор. При опросе — это выбор вербального поведе ния, сформулированных респондентом для исследователя версий событий мотивов и т.д.; 4) различные вопросы, разные методы измерения создают нео динаковые условия и контекст для выбора, по-разному стимулируют активност респондента и исследователя. Соответственно, в методах могут различным об разом проявляться изучаемые свойства. Даже методики, предназначенные дл измерения одних и тех же свойств, по сути, измеряют разные свойства, 5) пока затели устойчивости, точности — важные параметры, характеризующие первич ную информацию, существенно расширяющие возможности ее интерпретации анализа, реконструкции на ее основе исследуемых свойств. Но сами по себе эт1 показатели не свидетельствуют о качестве, надежности информации; 6) первич ная информация вне интерпретации не может быть истинной или ложной, на дежной или ненадежной; 7) процесс измерения исследуемого свойства не завер шается на этапе сбора и обработки первичной информации. Необходимое зве но этого процесса — интерпретация первичной информации, реконструкция н ее основе исследуемых свойств. Лишь в результате интерпретации первичны данные становятся научными фактами, элементами научного знания (не важ но в данном случае, истинны они или ложны), и лишь после этого мы може? говорить об их валидности, надежности и т.д.; 8) первичная информация реля тивна относительно целей объекта исследования, способов интерпретации. Одн и та же информация может использоваться для реконструкции различны свойств, явлений. И, наоборот, разные данные могут привлекаться для изуче ния одного и того же свойства. «Всегда существует такой концепт, котором соответствует эмпирическая интерпретация, инет такой информации, котора бы ни о чем не говорила»; 9) объект интерпретации — зафиксированный npi помощи различных измерительных процедур (шкал, баллов и т.д.) выбор, осу ществленный респондентом или исследователем в специфической жизненно! ситуации. Интерпретировать — значит объяснить, найти причины того ил] иного выбора. Интерпретация, по сути, представляет собой процесс приписы вания, каузальной атрибуции; 10) существует множество интерпретаций одни и тех же первичных данных в рамках различных интерпретационных контек стов, систем референций. Ни одну из них нельзя считать полной, исчерпываю щей, в каждой теряется часть смыслов, заключенных в первичной информации Невозможно исчерпывающим образом доказать обоснованность интерпретаци1 первичной информации. В соответствии с этими представлениями о специфике измерения в социо логии стратегия выбора методики должна, на наш взгляд, определяться следу ющими положениями: 1. Разные методики, предназначенные для измерени: одних и тех же свойств, измеряют разные свойства (или различные аспекты эти свойств). 2. Цель выбора — поиск методики, измеряющей те свойства (аспекп исследуемого свойства), которые соответствуют интерпретационным схемам ис следования. 3. Сравнительная оценка надежности разных методик необязатель на — критерии надежности не являются основанием для предпочтения той ил! иной методики. 4. Суть сравнительной оценки разных методик — выявление тсн социальной реальности, которая измеряется с их помощью. 5. Для оценки ме тодик необходим мысленный эксперимент в связи с возможной интерпретацие! результатов измерения и экспликации теоретических и обыденных представлений, лежащих в основе той или иной интерпретации. Особо следует подчеркнуть важную роль здравого смысла, обыденных представлений, которыми имплицитно пользуется социолог при выборе методики и интерпретации результатов. Роль здравого смысла в социальных науках хотя и признается, но явно недооценивается. Вместе с тем принципы эпистемологии и логики здравого смысла, «социологические» и «психологические» концепции обыденного сознания, в том числе и концепции личности, часто имплицитно включены и в общие социальные теории, и в конкретные методики исследования. Важные в повседневной жизни принципы здравого смысла отнюдь не носят универсального характера. Их экспликация и критический анализ зачастую позволяют совершенно по-новому взглянуть на проблему, ведут к переосмыслению традиционных методик измерения, более глубокому пониманию природы изучаемой социальной реальности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.017 с.) |