Виды социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социологического исследования



Эмпирическое исследование —это система логически последователь­ных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего ис­пользования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследова­ния, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида ис­следования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых за­дач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной пробле­мы, масштабом охвата событий.

В зависимости оттого, какой критерий берется за основание классифи­кации, выделяют несколько видов эмпирического исследования. По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

По цели исследования — изучается статика или динамика явления — выде­ляют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное. По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабора­торные исследования.

ПРОБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) си­ноним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотаж­ного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разно­видности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследо-

вания. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное —две основных подвида пробного исследования.

Поисковое исследование

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточне­ния проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обосно­ванных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное ис­следование. Проведение его особенно желательно в том случае, если лите­ратура по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид социологическо­го анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа v инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Учены? получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ори­ентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг — приблизительно, дешево и быстро.

Поисковое исследование может проводиться следующими методами: ин­тервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; на­блюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экс­пертов — специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересу­ющей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленньк опросные фирмы — от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят как правило, очень грамотные, но глубоких научных задач развития фунда­ментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные об­ществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают све­жую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реж< месяцами), но очень нужную в данный момент информацию.

Если за дело берется не солидная опросная фирма, имеющая лицензик на проведение опросов, а группа любителей (отдел кадров, хозяин веб-сай та, кружок друзей словесности, журнал и т.д.), то оперативный опрос дае-хотя и свежую, даже нужную информацию, но совершенно нерепрезентатив ную, не очень надежную или совершенно ненадежную. Она может быть до стоверной, но только на первый взгляд. Стоит подойти к инструменту по всел научным меркам, как проявятся многочисленные изъяны. Но там, где не тре буется великой строгости, где нужно лишь как-то сориентироваться в про блеме (разведать объект), оперативный опрос вполне годится.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Разведывательное исследование часто называют также пилотажным ис следованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социоло гического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования по хожи в двух аспектах:

Цель — получить примерные данные о том или ином явлении либо апро­бировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

«Объект — для проведения того и другого исследования нужна незначитель­ная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназ­начено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего — для ап­робации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка — для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

4 Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методи­ческого обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 рес­пондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные кате­гории планируемого объекта исследования'.

+ Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репре­зентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее дру­гое ее качество — разнообразие: она должна включать те группы респонден­тов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если ма­лообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут от­вечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.

«В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представ­ляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие призна­ки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В за­рубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пило­тажа (рабочий термин — «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и высту­пает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также професси­онального уровня и методической отработанности инструментария. Пило­таж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые харак­теристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расхо­ды и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пи­лотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы рес­понденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени за­нимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки — сколь­ко дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.

Шмерлина И.А. Процедурные начала исследовательской социологии. Учеб. пособие // http:// www.unn.ac.ru/ras/fl4/k2/courses/shmern.htm

Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укорочен­ному» плану — в нем используются малые выборки, не в полной степени про­водится сбор информации, полученная информация анализируется только пс наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (не­однозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового ис­следования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов про­граммы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследо­ватель вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инстру­ментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном вари­анте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разны­ми вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее е работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:

1.Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

2.Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного запол­нения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого обще­ния с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

3.Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.

4.Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них2.

Рис. 28. Тестирование различных видов инструментария

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этал подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такогс опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве раз­работанного инструментария. Проверяются все организационные и методичес­кие условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 211-212.

документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анке­ты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруд­нения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения ан­кетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Вернувшись с опроса, лучше сразу же сесть за свою анкету, просмот­реть ответы на все вопросы, отметить самые проблемные, а потом схо­дить на объект и пообщаться с респондентами.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом — всю группу респон­дентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и за­дачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопро­сах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержа­ния опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3—4-х респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: оп­рашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание отве­тов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели.

(резка

Пример пилотажного исследования

1риведем пример из собственной практики. В шчале 1980-х гг. было задумано изучение сти-|я руководства на одинаковых по технологичес-:ому профилю промышленных предприятиях были выбраны заводы по изготовлению холо-;ильников), но находящихся в разных культур­ных средах (Россия, Азербайджан, Литва). Пи-ютаж проводился на московском заводе холо-1ильников. Было роздано от 50 анкет, из соторых вернуть удалось 34 (некоторые анкеты эеспонденты куда-то спрятали, в другие заво­рачивали инструменты и спецодежду, а что-то 1 вовсе выбросили). Одному из авторов, тогда иладшему научному сотруднику, поручили вер­нуться на завод и поговорить с рабочими о том, сак они поняли анкетные вопросы. В основном 1 целом все прошло благополучно, но с некото-эыми произошел курьез. В анкете размещался зопрос о том, какого стиля руководства — авто-эитарного или демократического — придержи-зается непосредственный руководитель. Хотя трименялась расшифровка обоих терминов, этветы вызвали у рабочих сложный спектр нувств — от непонимания до возмущения. Но гамое главное — вопрос дал противоречивые ответы. Одного и того же руководителя рабочие

ремонтной бригады в равной мере отметили как демократа и как авторитарную личность. В не­формальной беседе пришлось выяснить причи­ны. «Наш бригадир (они его звали «рыжий Вась­ка») — просто деспот какой-то: если плохо ра­ботаешь или не так задание выполнил, может и матюгом покрыть, а то и кулаком заехать». «Так почему же половина рабочих назвала его демок-

ратом?» «А потому что с народом ладить умеет: после окончания смены вместе в пивбар захо­дим или водочки где разопьем, разговор по душам затеем, все ему выскажем. Мы же пони­маем: на работе с нами иначе нельзя, а вот по­том — совсем другое дело», — последовал от­вет. Разумеется, всех нюансов социологическая анкета учесть не могла, и ее вопросы пришлось корректировать.

Им задается примерно тот же круг методических вопросов, что и в предыду­щем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных интервью с нескольки­ми респондентами, принадлежащими к целевой группе (обычно 3—5 респон­дентов, при сложных исследованиях —10—15). Это позволяет определить сте­пень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По результатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррективы. Осо­бенности проведения пробного опроса подробно обсуждаются также на «круг­лых столах» с интервьюерами, участвующими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросника, протоколы, фикси­рующие замечания респондентов и социологов, а также доработанный вари­ант анкеты. Со временем накапливается своеобразный «банк» методических решений, появляется опыт и навыки анализа типичных методических оши­бок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логического осмысле­ния всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположе­ния вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пило­тажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выб­раковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования3.

К его проведению надо относиться как к приобретению страховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.024 с.)