Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов социологического исследования по его этапам.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы социологии 1.1. Классификация методов социологии: частнонаучные и общенаучные.
Частнонаучные методы: статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические.
^ Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
Общенаучные методы: наблюдение; описание; анализ; синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ.
^ Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.
1.2. Социологическое исследование и его виды Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. – это первый этап.
Второй этап — сбор «первичной» социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.
Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке, составление программы обработки, обработка.
И, наконец, заключительный этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификации, и т. д.
Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
1.3. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений.
1.3.1.Программа включает 2 раздела: методологический и методический.
1. Суть «методологического» раздела:
формулировка и обоснование социальной проблемы;
определение объекта и предмета исследования;
определение задач исследования и формулировка гипотез.
2. Суть «методического» раздела:
определение изучаемой совокупности;
характеристика методов сбора первичной информации;
последовательность применения инструментария;
программа обработки собранных данных.
1.3.2. Элементы программы.
а) Объект исследования (по В.А. Ядову) – то, на что направлен процесс познания:
социальный процесс;
сфера социальной жизни;
трудовой коллектив;
определенные общественные отношения и пр.
б) Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив, предмет – состояние нравственного сознания членов коллектива)
в) Направления анализа, выделяемые в зависимости от цели исследования:
теоретическое: основное внимание теоретическим и методологическим вопросам (изучение научной литературы и др.);
прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач.
г) Задачи (ступени к цели исследования):
главные (основные) – центральный вопрос исследования;
дополнительные (неосновные).
д) Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
е) Логический анализ понятий – важная часть программы исследования. В этом разделе разрабатываются методологические процедуры. Суть процедур – логическое упорядочение основных категорий-понятий (основных и неосновных).
1.4. Характеристика основных этапов социологического исследования.
Составим рабочую таблицу по данному вопросу (таблица 5)
^ Таблица 5
Характеристика основных этапов социологического исследования
Этап исследования Содержание Результат
Программирующий Разработка вопросов методологии, методики и техники социологического исследования Программа социологического исследования
Информационный Применение методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной социологической информации Эмпирическая социологическая информация
Окончание
Аналитический Анализ социологической информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных и причинно-следственных связей
Описание и объяснение изучаемого социального объекта (явления или процесса)
Практический Разработка практических рекомендаций и социальных технологий Модель практического преобразования изученного социального объекта (явления или процесса)
1.5. Методы социологического исследования
Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах.
а) Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их совершения; в-третьих, регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.
Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.
б) Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном пли печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.
в) Важнейшим, необходимым элементом социологического исследования является опрос.
Выделяют следующие виды опросов:
опрос по месту работы;
опрос по месту жительства;
опрос в специальном месте.
Опрос бывает в виде анкетного опроса и интервью.
Сначала рассмотрим метод интервью:
Интервью – заранее запрограммированное целенаправленная беседа с респондентом.
1) Виды интервью:
свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов, применяется на начальной стадии исследования;
глубинное интервью применяется для выяснения общественного мнения по определенному кругу вопросов;
фокусированное (направленное) интервью изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации).
2) Особенности интервью:
для проведения интервью выбирается время, наиболее удобное для респондента.
задача интервьюера (опрашивающего) состоит в том, чтобы максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы, во время опроса создавать благоприятную атмосферу и т.д.
вопросы интервью могут иметь «открытый» или «закрытый» характер: открытый характер – набор открытых вопросов, фиксируемых полностью; закрытый (стандартизированный) характер – респондент отвечает на анкету, состоящую преимущественно из закрытых вопросов (например, перепись населения).
3) Действия, запрещенные интервьюеру при проведении опроса:
изменять формулировки вопросов;
толковать ответы на вопросы;
изменять порядок вопросов в анкете;
пропускать вопросы (если это заранее не оговорено).
Помимо интервью применяется анкетирование.
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:
1) вводная часть;
2) основная часть;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.111 (0.01 с.) |