Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественные методы в психологии
По мнению многих ученых, сейчас в психологии наблюдается очередной кризис, требующий смены исследовательской парадигмы с естественно-научной на гуманистическую и, соответственно, замены прежнего методологического аппарата. Долгое время в этой науке господствовали методы, в основе которых лежала позитивистская методология, предполагающая отношение к любым данным, не подлежащим операционализации и верификации, как к ненаучным. Основной метод психологии — естественно-научный эксперимент —допускал, а часто требовал от ученого абстрагироваться от предмета своего исследования, т.е. человека, вынести за скобки его взгляды, переживания, ценностные ориентации, ради повышения чистоты данных. Личность была элиминирована, в результате чего многие психические феномены оказались недоступными ученым. Вне поля научного экспериментирования оказывалась личность не только испытуемого, но и самого испытателя, поскольку правила естествонаучного метода требовали устранить личность экспериментатора из процесса эксперимента и его влияния на содержание и характер получаемых данных. В традиционной психологии основным объектом изучения выступали только внешние поведенческие акты. Но не все психические явления можно наблюдать. Скрытое содержание сознания ученые попытались объективировать за счет применения метода мышления вслух и словесных самоот- Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») // Социология 4М. 1995. № 5-6. С. 12. четов. «Однако в процессе вербализации мы слышим не отчет о ходе мысли, а уже переработанное каким-то образом представление испытуемого о его мышлении, искаженное посредством экстериоризации в слово»42. Уже в 1980-е гг. стало очевидным, что ряд задач, стоящих перед современной психологией, позитивистская методология решить не в состоянии. «Искусственность экспериментальных социально-психологических исследований предопределяется прежде всего тем, что в условиях как лабораторного, так и естественного экспериментов практически невозможно в первом случае — «очистить голову» испытуемых от «побочных» мыслей, а во втором — наблюдателю освободиться от собственных проекций при реконструировании контекста происходящего, формирующегося у наблюдаемых»43.
По мнению некоторых авторов, адекватное познание человека как части социальной реальности невозможно без обращения к интерпретационной методологии, которая нацелена на осмысление человеком самого себя и окружающего его мира. Неудовлетворенность количественными методами привела к формированию идеала гуманитарного исследования, ориентированного на качественные методы. Альтернативная традиционной психологии парадигма исследования была названа гуманистической психологией. Она исходила из неповторимого своеобразия индивидуального мира человека, всей суммы внешнего и внутреннего опыта, его переживаний. Человек перестал служить всего лишь объектом экспериментов. Он приобрел двойной методологический статус — в качестве объекта и субъекта исследования. Вместе с тем психология все больше осознавала себя частью не только социальных наук, покоящихся на естественнонаучных методах и эксперименте, но и гуманитарных знаний. Отметим, что социология осознала двойственность своего статуса гораздо раньше психологии, можно сказать с самого своего рождения и никогда от него не отказывалась. На ведущие позиции в качественной методологии давно претендует так называемая глубинная психология, выдвигающая идею независимости психики от сознания и стремящаяся выявить ее содержание. Иначе ее называют аналитической психологией, которая базируется на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом К.Г. Юнгом. Предметная область аналитической психологии, помимо собственно психологии, психиатрии и психотерапии, включает также философию, антропологию, историю культуры, социологию, искусствознание, фольклористику, теологию и историю религий. Аналитическая психология — не просто психологическая теория, а скорее целостное мировоззрение, в центре которого находится душа человека44. 42 Разина Т.В. Кризис метода в психологии // http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/a26.htm 43 Калько О.В. Проблема метода в психологии: количественный и качественный подход // hup:// www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/a8.htm
44 Климкова Н.П. Аналитическая психология и современная культура// http://www.psychology.spb.ru/ articles/tez/2000/al l.htm Центральными представлениями аналитической психологии служат категории архетипов и коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, бессознательное состоит из двух уровней — индивидуального и более глубокого коллективного. Архетипы можно определить как универсальные психические образы, берущие начало в глубинных слоях бессознательного. В форме архетипов проявляется коллективное бессознательное, существующее как некое общее основание психики, идентичное у всех людей. Считается, что архетипов столько же, сколько типичных жизненных ситуаций. Специалисты отмечают такие характеристики архетипов, как их автономность, целенаправленность и спонтанность воздействия на личность. Среди новых подходов психологии называют метод «Sensemaking» («формирование смысла»), который включает в себя теоретическое обоснование и специально созданные качественные методы проведения интервью с целью фиксации процесса формирования смысла человеком. Одним из создателей этого подхода является американская исследовательница Б. Дервин — она работает с теорией формирования смысла в рамках изучения процесса коммуникации и использования информации. Под термином «sensemaking» Б. Дервин подразумевает согласованный набор понятий и методов, изучающих то, как люди осмысляют окружающую реальность45. Рис. 20. Футорологическая психология Футурологическая психология ставит целью изучение направлений антропогенеза и ориентацию последнего по пути выживания. Эволюция человечества видится в ней как реализация образов будущего, возникающих в индивидуальном и коллективном психическом. Отсюда следует, что изучать и прогнозировать будущее можно, анализируя и формируя представления о нем. В рамках футурологической психологии проводятся эмпирические исследования, в частности опросы о предстоящем будущем. Так, Н.А. Костицына46 провела опрос пятидесяти преподавателей и студентов факультета психологии СПбГУ. Предлагая задание продолжить ряд Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens, она получила 29 различных вариантов ответов. Из них наиболее аргументированными и отражающими общечеловеческие ценности были: «Человек духовный», «Человек любящий», «Человек информационный», «Человектворящий», «Человек гар- Калько О.В. Проблема метода в психологии: количественный и качественный подход // http:// www.psychology.spb.ru/atticles/tez/2000/a8.htm Костицын Н.А. Футурологическая психология // http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/ al5.htm моничный» и «Богочеловек». При этом некоторые интервьюируемые обосновывали как невозможность перехода антропогенеза на новую стадик развития, так и последовательность будущих состояний человека: от «Человека творящего» к «Человеку любящему», от «Человека духовного» i «Богочеловеку». В рамках футурологической психологии разрабатывается парадигма «в будущее через прошлое», которая предполагает анали: элементов национальных культур, обладающих непреходящей ценностьк для будущих поколений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.007 с.) |