Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биографический метод в современных социологических исследованиях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Биографический метод предполагает исследовать любую биографию (история жизни) тремя подходами в изучении биографии: 1.жизнь (биография) как определенная хронология; 2.жизнь как наиболее значимое событие; 3.жизнь (биография) как формирование системы ценности жизненных установок индивида способ социализации. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события "от первого крика до последнего вздоха". Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых терминов "биографический метод" или "история жизни" использовать термин "история отдельного случая" ("individual case history"), подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания. Направления биографических исследований: 1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей, в центре внимания - социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязывающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, конъюнктурные циклы и кризисы, а также исторические события. 2. Исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур, исследования сознания рабочего класса, коллективного исторического сознания, субкультурных стилевых форм и т.д.. 3. Изучение генезиса образов опыта и смысловых структур, например, как происходит процесс социализации и интернализации культурных образцов. 4. Обоснование теоретических концепций, например, в психологии развития, теории личности, психопатологий. В качестве результата здесь выступает эмпирически обоснованное знание о природе психического и социального поведения. В социологии «истории жизни» чаще всего использовались для изучения социальных меньшинств — тех групп, которые довольно трудно поддаются пространственной и временной локализации и менее доступны для масштабных выборочных обследований.
2.1. Сбор биографического материала Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники— мемуары других лиц, письма, официальные документы. Например исследования «истории жизни» организаций, К. Литлер изучал трудовые отношения в двух британских компаниях в 1930-е гг. Интервьюирование профсоюзных активистов, участвовавших в событиях того времени, было дополнено материалами архивов этих компаний и газетными сообщениями, касавшимися трудовых конфликтов, которые там происходили. Помимо анализа документов кадровой и экономической статистики использовались полуструктурированные интервью работников предприятий, основной темой которых стали трудовые биографии респондентов. Важно также различать биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. Устная история — это актуально точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе входят не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, используются для накопления такого исторического и фактического знания. Историческое знание «с точки зрения очевидца» необходимо, например, антропологу, стремящемуся воссоздать историю разделения труда между соседними племенами или историю вражды между кланами. В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» она очерчивает весь жизненный опыт субъекта от его появления на свет до смерти, оно само по себе не требует большого объема и степени детализации. Тематическая «история жизни» отличается от полной тем, что она ориентирована на определенную сферу личного опыта или период жизни. Отредактированная «история жизни» может быть как и полной так и тематической. Ее основная особенность в том, что ведущая роль социолога-интерпретатора, явно организующего биографический материал в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъекта для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных «историй жизни» становятся иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом по сути исследовании. Основными источниками биографических данных, служат помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы. Интервью, опросники и дословные записи устных сообщений неизменно играют ведущую роль в получении значимых для социологии «историй жизни». Их применение гарантирует получить сведение той теоретической проблеме, которая стоит перед социологом. Процедуры интервью и опросников, используются в этом случае, если они отчетливо структурированы временной перспективой человеческой жизни как целого. Опросник, или «биографический путеводитель», используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера), которые значимы для него и интересуют социолога. Помимо того, что биографический опросник или краткий тематический путеводитель позволяют не позабыть или не пропустить существенные сведения, они полезны и самому исследователю как средство отчетливой и явной операционализации тех понятий, которые он собирается использовать в теоретическом анализе. «Биографический материал собирается в ходе вполне традиционного выборочного обследования. В большинстве случаев выборка такого исследования представляет какую-то возрастную когорту или профессиональную группу» [3, с.95]. Достоинство автобиографий в том, что ее большая достоверность в описании личностной «подкладки» событий. Однако нужно всегда помнить о том, что автобиография — это реконструированная субъектом в определенный момент жизни история. Здесь особенно вероятны смещения и ошибки, вызванные и стремлением рационально мотивировать любой поступок с точки зрения «сегодняшнего» мировосприятия, и необходимостью придать повествованию некоторую литературную форму. К частной архивной документации относятся также дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров. Дневник и мемуарные записки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целом отличает более безличный стиль изложения и необязательность линейного и упорядоченного описания сменяющих друг друга во времени событий. Повышение достоверности «историй жизни», основанных на личных документах, как дневниковые и мемуарные записи, требуют, как и в ранее описанных случаях, привлечения дополнительных источников, использования специальных приемов критического анализа. Важным документами здесь могут оказаться и не столько экспрессивные, сколько функциональные личные документы — расписания, черновики, планы работы, записи финансовых поступлений и расходов. Личные письма также могут рассматриваться как важный источник биографических данных. Письмо может рассказать достаточно важные вещи не только об его авторе, но и о получателе и взаимоотношениях между первым и вторым. И стиль, и способ изложения, и частота переписки могут быть столь же информационными, как и собственно содержание письма. К сожалению, современная социология мало внимания уделяет этому типу личной документации, хотя литературоведение и история дают немало примеров использования личной переписки в качестве полезного источника данных. Важным дополнительным источником биографических данных являются также официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственные документы, данные социальной статистики, архивы политических, общественных организаций и административных органов. В ведомственных архивах могут быть обнаружены важные биографические документы, связанные, в первую очередь, с профессиональной карьерой: личные листки по учету кадров, сведения о наградах и взысканиях, характеристики. Большой интерес представляет документация медицинских учреждений, органов юриспруденции, однако в этом случае необходимо принимать во внимание и существующие обычно жесткие ограничения на доступ к таким источникам, и этические соображения. 2.2. Анализ и интерпретация биографического материала Применение причинных моделей к анализу «историй жизни» требует использования процедур аналитической индукции. Роль негативных, опровергающих примеров в этом случае особенно существенна: обобщения, построенные на нескольких «историях жизни», могут быть уточнены, дополнены или опровергнуты лишь при сопоставлении с новыми, отобранными по теоретически-релевантным признакам, случаями. Излишне говорить о необходимости обоснования «типичности», репрезентативности отобранных для изучения индивидуальных случаев. Здесь применимы идеи теоретической выборки, рассмотренные в главе о включенном наблюдении. В целом биографический метод особенно уязвим для критики, указывающей на наличие таких угроз внутренней валидности, как субъективные смещения и историческая эволюция субъектов. Все респонденты, рассказывающие свои «жизненные истории», анализируют свое прошлое (и предугадывают будущее) с точки зрения конкретного, «вот этого», момента своего личностного развития, обычно стремясь дать социально-одобряемую и согласованную картину жизни как целого. К тому же социолог должен помнить о том, что сама форма биографического повествования - литературная по сути и корням- подталкивает субъекта к использованию популярных биографических канонов, расхожих. С этой точки зрения «хорошая» биография не должна быть излишне согласованной во всех деталях. Фактически биографический метод ведет исследователя к тем же проблемам, что и метод историографический. Здесь часто необходимы и оценка достоверности и подлинности личного документа, и соот-несение с другими свидетельствами, а иногда и установление авторства. Биографический метод по определению историчен - используя документы прошлого, он стремится к созданию убедительного исторического объяснения полученных сведений. Поскольку историографией называют всякую попытку реконструкции прошлого на основе документальных данных, «история жизни» - тоже форма историографии. Источники данных в историографии принято делить на первичные и вторичные. К первичным относят те источники, которые содержат непосредственные свидетельства очевидцев или прямых участников событий, а ко вторичным - свидетельства или рассказы тех, кто не присутствовал при описываемых событиях. В историографии принято считать более надежными те документы, автор которых ближе включен в описываемую ситуацию и дает описание «из первых рук». Кроме того, выше ценятся свидетельства более опытного и искушенного наблюдателя, иными словами, - эксперта. Многие авторы полагают, что достоверность и надежность документов тем выше, чем уже аудитория. К которой адресуется автор, то есть по мере роста предполагаемой аудитории автор все больше оказывается под влиянием тенденции описывать события в апологетическом и драматическом ракур-се: интимная исповедь постепенно превращается в пропаганду. Для социолога, использующего личные документы, определенный интерес представляют и те приемы критики источников и установления их подлинности, которые традиционно применяются в историографии. Во-первых, речь идет о проверке подлинности текста и установлении его авторства. Если для социолога, имеющего дело с «живым» рассказом, эти проблемы сравнительно малозначимы, то использование личных документов «в отсутствие» субъекта выдвигает их на первый план. Исследователь должен убедиться в том, что документ является именно тем, за что его принимают, а также определить принадлежность документа данному автору. Для такой проверки используются и внешние материальные признаки – почерк, бумага, место хранения, и формальные особенности текста – стиль изложения, лексические характеристики, отсутствие анахронизмов. Немаловажное значение имеет обоснованность интерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемой аудитории и шире - его социального контекста. Наконец, даже последовательно интерпретативная трактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость содержащихся в биографических документах сведений. Как известно, даже один из основателей интерпретативного подхода в социологии (У. Томас) полагал, что самые радужные перспективы для социологии откроются по мере развития надежной государственной системы учета личных сведений о гражданах. Конечно, и расшифровка смысла документа, и установление его подлинности никогда не бывают окончательными. Таким образом любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники— мемуары других лиц, письма, официальные документы. Глава III. МЕСТО БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВЕНЫХ МЕТОДОВ СОЦОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Биографический метод в системе качественных методов социологического исследования. В инструментарии социолога при проведении социологических исследований имеется широкий спектр количественного и качественного метода. Количественные методы опираются на представление об обществе как системе, в которой основополагающую роль играют большие социальные группы (классы, слои, этносы). Несомненно, роль количественных методов значительна в изучении макропроцессов, происходящих в обществе. Количественные методы не могут дать исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов. Дело в том, что поведение субъектов социальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный характер. Например, в каждом социально значимом поступке любого человека проявляются специфичные мотивировки, уникальный социальный опыт, его способности и многие другие особенности этого субъекта. Свои специфические особенности имеет каждая семья, трудовой коллектив, студенческая группа. Методы изучения этих особенностей и называются качественными методами исследования. Являющийся объектом нашего изучения биографический метод социологического исследования относится к качественным методам. Биографический метод исследования является качественным методом и основывается на принципиальной гипотезе о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы - факт, что человеческий поступок определен, проходя через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания. Биографические материалы - это тексты, краткие автобиографии, дневники, письма, воспоминания. Но также может идти речь о протоколе совершенно, полностью открытого, так называемого “harrefiver Infervien” - это самый частый случай в современном применении биографического метода. Следовательно, биографический метод представляет собой специальную форму применения анализа содержания, которая может сочетаться со специальной формой опроса. Главное возражение против биографического метода гласит, что рассказы собственной автобиографии, собственных автобиографических фактов передает только индивидуально модифицированную картину. Итак, если автобиографическое восстановление фактов, действительности не передает объективную картину, возникает методологическая проблема восстановления устойчивых объективных структур этой действительности, фактов. Эта герменевтическая проблема до сих пор еще не решена удовлетворительным способом. Оценка работоспособности биографического метода противоречива: если биографический материал не может оцениваться как объективное восстановление действительности, фактов, то при субъективной обработке социальной действительности и социальных процессов биографический метод может иметь большое значение для научной постановки вопросов. С 70-х годов XX века на волне возрождения интереса к биографическому методу его рамки значительно расширились. В настоящее время он используется везде, где исследователя интересует субъективный опыт переживания социально-исторических процессов (войны, революции, кризисы, миграции) и определенных фаз человеческой жизни (детство, болезнь и смерть). Биографии людей могут быть также использованы для реконструкции истории становления и развития отдельных социальных институтов и организаций (например, партий и политических движений, новых направлений в науке). В настоящее время биографический метод применяется там, где основной базой данных является полученная из первых рук информация об индивидуальном социальном опыте - поступках, событиях, эмоциях. Она представляет ценность именно как субъективная точка зрения социального "актера", поэтому главным ее источником в биографическом методе служат личные документы (истории жизни, письменные автобиографии, дневники, письма, семейные архивы, фотографии, родословные досье.) Одной из разновидностей биографического метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегося социального контекста. Этот способ был назван методом социальных генеалогий в комментариях и сравнениях. 3.2. Методика биографического исследования Подготовка методологического раздела программы исследования. При использовании биографического метода наиболее значимыми являются следующие элементы методологического раздела: определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, гипотез исследования. Цель и задачи исследования зависят от выбора объекта исследования. Объектом исследования могут стать как биография самого студента, выполняющего практическую работу, так и биографии его родителей, родственников, знакомых, или целых семей. Предметом исследования биографий в общем виде является установление и анализ связей между личной жизнью индивида или семьи с жизнью общества в целом. С определением предмета исследования также связано выдвижение гипотез: какие именно события социальной жизни и каким образом оказали влияние на изучаемые биографии. Биографический метод включает в себя совокупность процедур сбора информации: интервьюирование, наблюдение, анализ документов. Выбор одной или нескольких из них зависит от объекта исследования. В общем виде сбор информации осуществляется исследователем в соответствии с логической схемой, которая отражает основные моменты изучаемых биографий. Составляется примерный перечень вопросов, в соответствии с которыми проводится сбор информации. Исследователь может расширить или дополнить данный перечень, изменить формулировки некоторых вопросов в соответствии с целью и задачами проводимого им биографического исследования. Одним из основных инструментов сбора информации является биографическое полуструктурированное интервью. Оно охватывает несколько тематических блоков, охватывающих разные стороны или периоды жизни человека (детство, юность, учеба, работа). По каждому блоку существует перечень обязательных вопросов или аспектов, по которым должна быть получена информация. Остальные вопросы могут задаваться для уточнения. Проведение биографического интервью требует использования аудиотехники в основном это диктофон. Сразу же после окончания интервью делается краткий неформальный комментарий, в который входят: - описание места проведения и обстановки интервью; - особенности поведения респондента, его реакция на интервью; - существенные замечания по поводу полученной информации:отметки о недостающей информации, противоречиях в рассказе, первичные гипотезы. Таким образом мозно сказать, что количественные методы опираются на представление об обществе как системе, в которой основополагающую роль играют большие социальные группы, классы, слои, этносы. Несомненно, роль количественных методов значительна в изучении макропроцессов, происходящих в обществе. Количественные методы не могут дать исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов. Дело в том, что поведение субъектов социальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный характер. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, то есть от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. В науке чтобы сделать оценки более сравнимыми и объективными, используются статистические критерии и методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятности реализации определенного события. Методология науки – это дисциплина, изучающая и технические, процедурные вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдения, критериев подтверждения или опровержения научных теорий. Таким образом, биографический метод, является изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. Биографический метод является междисциплинарным методом, и используются во многих социально-гуманитарных науках, там, где центром интереса является индивидуальное. Биографический метод представляет собой способ анализа, который концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражении в нем социально-культурных процессов. Он предусматривает досконально полную информацию о всей протяженности жизненного пути и субъективных переживаниях человека. Биографический метод как методология является инструментом познания различных социологических проблем Исследователь должен иметь точное представление об историческом и социальном контексте, соответствующем жизни, чтобы представить себе ее в социальном качестве. Значительную методологическую проблему представляет собой анализ и интерпретация результатов биографического исследования. Одним из подходов к объективному анализу исторических данных и поступков деятеля называется известная концепция "идеальных типов". На одном из конкурсов на самую краткую биографию одна франсу женка ответила «В молодости у меня было гладкое лицо и помятая юбка, а сейчас все на оборот». Оказалось, что биографию можно рассказать всего в двух словах Использование биографического метода чаще всего происходит в сочетании с количественными методами анализа информации о респондентах. В настоящей работе раскрыта сущность, содержание и алгоритм реализации лишь одного из методов социологического исследования – биографического метода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.014 с.) |