Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции фотографии в социологических исследованиях

Поиск

Представленное в этой главе применение сделанных социологом фотографий или имеющихся фотографических материалов как дополнение к стандартным исследовательским методам социологии позволяет обобщить функции, которые выполняет фотография в социологии. Кратко их определил Эдвард Холл: дело в том, «как записать информацию на фотопленке и как извлечь информацию с фотопленки» [66, p. xiii]. Попробуем, однако, сформулировать эти функции более подробно. Что выиграет социолог, используя фотоаппарат или включая фотографические снимки в свою базу источников?

Первая функция - это стимулирование внимания и воображе- ния. «Ежедневно мы ходим с шорами на глазах, наблюдая и принимая во внимание только фрагмент нашего окружения» [35, р. 7]. Исследование общественного мира с фотоаппаратом в руках, с на- 4.6. Функции фотографии в социологических исследованиях 73 мерением увидеть и закрепить важные социологические ситуации или события существенно повышает напряжение и концентрацию внимания, интенсивность наблюдения [130, р. 95], позволяет извлечь из хаотического фона то, что содержит социологический смысл. Это означает целевую селекцию тем, абсолютно сознательное выделение главных объектов и незначительных предметов и фона, объекта и окружения, события и контекста и, в конце концов, закрепление первых впечатлений, спонтанных, интуитивных наблюдений в необычных, удивительных ситуациях, смысл которых может быть понят только позднее. Анализ имеющихся фотографи- ческих источников с точки зрения их социологических сообщений также вовлекает и тренирует визуальную восприимчивость и расширяет социологическое воображение.

Вторая функция - это эвристическая инспирация. «Мы можем использовать фотографию, не только чтобы показать, что мы уже открыли другими методами, но и чтобы расширить наши визуальные возможности, помочь нам открыть что-то большее о человеческой природе или ее многоликих культурах [35, р. 13]. Особенная убедительность образов, даже большая, чем написанного слова, является причиной того, что «фотографии даже тогда, когда сами не могут ничего объяснить, постоянно приглашают к дедукции, размышлению и фантазии» [130, р. 23].

Фотографии открывают перед нами общественный мир, с которым мы не имели и даже не могли иметь непосредственного контакта (образы отличных от нашего сообществ, а также сообществ прошлого). Мы становимся как бы свидетелями событий, явлений и ситуаций, в которых де-факто не участвовали. Погружение в фотографические материалы, особенно полученные из разных культур или разных эпох, может подсказать новые исследовательские гипотезы либо сравнительного характера, приводящие к открытию зависимости, либо динамического характера, приводящие к открытию существующих тенденций. Проникновение в содержание даже отдельных снимков может подсказать нам новые социологические категории, понятия, необходимые для обнаружения игнорируемых до того социологами нюансов общественной жизни. «Фотографии (...) могут показать характерные атрибуты людей, предметов или событий, которые часто ускользают от внимания даже наиболее умелых мастеров написанного слова» [111, р. 116]. Это может помочь в уточнении или экспликации значения уже существующих понятий лучше и полнее, чем чисто вербальные формулировки. Во всех этих случаях речь идет о том, «как внешне наблюдаемые черты явления могут нам рассказать что-то иное или что-то более существенное о самом явлении» [43, р. 9]

Реализуя эти функции, фотограф-социолог приближается к фотографу-художнику или живописцу, используя свою интуицию, вдохновение, неожиданные озарения. Этого не гарантирует даже наибольший набор данных. Переход от данных к новым оригинальным знаниям требует выхода за пределы данных, творческого свободного воображения. «В случае фотографии особенно очевидно постоянное перекрещивание целей общественных наук и искусства» [45, р. 9]. Однако нельзя забывать, что «творческие процессы, так же как в области искусства, могут быть небезопасны, если не соединить их с систематическим и ответственным научным "ремеслом", которое позволит нам выйти за пределы индивидуальных эмоций и интуиции (...) Соединение творческого и научного подходов - уникальный шанс визуальной антропологии» [35, р. 198, 205]. Эта мысль касается, естественно, в той же степени и визуальной социологии.

Третья функция фотографии в социологии - это регистрация, документирование, описательная инвентаризация визуальных фактов внешне наблюдаемых аспектов общественного мира: текущей деятельности, взаимодействия включенных в нее людей, ситуационных обстоятельств, а также материальных объектов, существенных для общества. На эту функцию обращали внимание прежде всего этнографы и социальные антропологи, что видно уже из первых предложений классического учебника визуальной антропологии: «Критический глаз камеры является существенным инструмен- том в собирании подходящей визуальной информации, поскольку современные люди часто бывают слабыми наблюдателями» [130, р. 5]. Естественно, эта функция может быть реализована только при акцептации реалистической позиции: «Мы ценим фотографии, поскольку они несут информацию. Они говорят нам, что существует, поставляют инвентарь» [130, р. 22]. «Сущностью фотографии является подтверждение того, что она показывает (...) Каждая фотогра- фия является сертификатом присутствия чего-то» [И, р. 85,87].

Речь идет о том, чтобы закрепить, удержать неотвратимую кратковременность чего-то для последующего более глубокого анализа и интерпретации. «Сила фотографии в том, что она открывает для анализа моменты, которые обычное течение времени в тот же миг заменяет последующими» [130, р. 111]. «При таком использовании фотография должна представлять собой нечто вроде кодовых листов, ответов на вопросы анкет, этнографические полевые заметки, магнитофонные записи вербальных взаимодействий или еще какой-нибудь из многочисленных способов, с помощью которых социологи стараются зафиксировать данные для последующего анализа и исследований» [43, р. 2]. Эта функция предназначена для помощи памяти, фиксации подробностей и нюансов, ускользаю- 4.6. Функиии фотографий в социологических исследованиях 75 щих от наблюдения. Нормальное видение позволяет фиксировать семь впечатлений одновременно [138, р. 50].

Между тем общественная жизнь более богата преимущест- венно визуально; вообразим себе хотя бы вид улицы в городе или толпы на площади. Закрепление на фотографии позволяет анализировать действительную разнородность событий и явлений, проявляющихся в таких ситуациях. Она позволяет также повысить объективность благодаря возможности контролировать наблюдения и впечатления, повторно рассматривая с временной и эмоциональной дистанцией, а также сопоставляя со снимками подобных явлений или событий, сделанными в других временных или про- странственных контекстах. «Документальная фотография позволяет исследователю общества и социальных отношений оценить ретроспективное сохранение облика людей, мест и объектов, чтобы лучше понять значение общественной ситуации, наблюдаемой в данный момент времени» [134, р. 53].

Дополнительная ценность такого подхода состоит в том, что общественные изменения приводят к исчезновению коллективов, культур или цивилизаций. Иногда они могут оставаться только на фотографии, этом «зеркале с памятью» [35, р. 7]. Их фотографическое закрепление позволяет зафиксировать тенденции развития, определить направление происходящих изменений. Фотографирование может быть использовано в качестве полевого дневника, частной визуальной записной книжки, освежающей память, особенно когда наблюдение производится в процессе интенсивных, концентрированных и быстротекущих событий (карнавалы, фестивали, массовые демонстрации, революции, вооруженные конфликты и др.) [111, р. 123]. Отдельное применение фотографии - это регистрация лабораторных экспериментов по общественной психологии или микросоциологии, необходимая для контроля их протекания.

Четвертая функция - это предлог для фотографического ин- тервью либо для дискуссии в сформированной группе. Выполняя снимки места жительства, условий жизни, среды или общественного круга исследуемых, мы создаем вспомогательный материал для проведения интервью. Выполненные исследователем или имеющиеся снимки важной для респондента ситуации могут вызвать богатые ассоциации. В свою очередь, снимки, выполнение которых доверено респонденту, позволяют понять способ его восприятия, выбора, перспективы, иерархию существенности (позволяют ре- гистрировать автоперцепцию жизненных ситуаций исследуемого). Снимки, выполненные исследователем, могут быть темой дискуссий в выделенной группе, повышая заинтересованность и мобилизуя участников. Это проявится еще отчетливей, когда выполнение 76 Глава 4. Фотография как дополнение к другим методам социологии снимков доверяется самим членам группы, а затем в дискуссии дело доходит до конфронтации разных индивидуальных восприятий одной и той же ситуации или похожих событий. Дополнительно можно делать снимки самого течения дискуссии в группе как исходной точки очередного раунда интервью.

Пятая функция - это предоставление иллюстративного материала для социологических понятий, категорий и закономерностей. Фотографии широко используются в учебниках по социологии. Авторы пользуются фотографическими архивами и реже добавляют собственные снимки. Пример первой ситуации - это богато иллюст- рированный учебник Джона Фарли [48], пример другой ситуации -учебник Петра Штомпки [136]. Фотографии в роли иллюстраций можно встретить в социологических журналах. Как мы уже писали, до 20-х годов прошлого века существовал обычай иллюстрирования научных статей, например, в «American Journal of Sociology», стандартном журнале американской социологии. Позднее эта практика сошла на нет. Сегодня она возрождается. Регулярно иллюстрирует свои тексты, например, «International Social Science Journal». При таком использовании фотография выполняет дидактические функции, помогает в наглядной презентации существующих знаний, но не имеет непосредственного значения при генерировании новых знаний.

Шестая функция выходит за границы социологии. Это использование фотографии в практических целях, идеологических, агитационных, для апологии определенных ценностей, социальной критики или мобилизации общественных эмоций, протеста, контестации. Такую роль играли перечисленные ранее фотографические циклы, показывающие нищету, социальную деградацию в период Великого кризиса в США, снимки эмигрантов и изгнанников, картины работы детей, движение «рабочей фотографии» в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, фотография соцреализма в 1950-е годы, снимки среды наркоманов или больных СПИДом. Сегодня особое значение имеют фотографии войны и терроризма, а также уничтожения природы, шокирующий эффект которых помогает движению пацифистов и экологов. В этом случае определенную угрозу представляет непреднамеренный эффект бумеранга - появление моральной нечувствительности из-за чрезмерного насыщения картинами такого типа. Кроме того, с помощью фотографии закрепляется быстро проходящий из-за интенсивных общественных изменений мир и тем самым поддерживается коллективная память, сохраняются традиции и наследие прошлого (например, фотография личности или события патриотической направленности).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.009 с.)