Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период развития социологии

Поиск
Временной критерий Содержательный критерий Пространственный критерий. Персоналии
Ранний классический период: 1830-1880-е гг. Позитивизм Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия), Гумплович,
Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин, Лилиенфельд (Россия)
расово-антропологическое направление Гобино, Летурно (Франция)
географическое направление Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия)
Марксизм Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)
Поздний классический период: 1880-1910-1920-е гг. Психологическое направ-ление: эволюционизм Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия)
психология народов Вундт (Германия)
групповая психология Тард, Лебон (Франция)
Инстинктивизм Мак-Дугалл (Англия)
Интеракционизм Кули (США)
Классическая немецкая социология: формальная социология Теннис, Зиммель (Германия)
понимающая социология Вебер (Германия)
Позитивизм и неопозитивизм Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др. Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций.

Почему XIX — начало XX в. считают классическим этапом в становлении и развитии мировой социологической науки?

Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали «классическими», т.е. своего рода инвариантны­ми для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических пост­роений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным. По существу, речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.

Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получи­ли научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, соци­альная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, со­циальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления сло­ва «социальный» — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе со­циальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.

В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой соци­ологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различ­ные страны «классического» капитализма. Это, в первую очередь, Англия, Франция, Германия, затем — Италия, Австрия, США. Процессы возникно­вения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патрони­ровало государство, в других — благотворительные организации и спонсо­ры, одни университеты приветствовали создание социологических структyp, в других не хотели даже слышать и принимать термин «социология».

Итоги классического этапа развития социологии: Начнем с позитивизма как одного из основных направлении, течений в социологии. Это значение определяется стремлением вывести социологию на уровень естественных и даже точных наук. Попытки применить различные методы естественных наук (в том числе математические) к анализу социаль­ных явлений и процессов, имевшие место в XIX — начале XX в., активизировались в социологии XX в. Противопоставление этих методов (наблюдения, эксперимента, сравнительного) методам получения абстракт­ного, зачастую спекулятивного, умозрительного знания (обеспечивающего лишь общие рассуждения об обществе), появившееся на классическом эта­пе развития социологии, усилилось в XX в.

Одновременно и параллельно с позитивизмом утверждала себя в рам­ках классического этапа социологии еще одна модель видения общества – марксизм, которой также суждено было сыграть значительную роль в XX в., причем не только в рамках теоретических истолкований, но и прак­тического применения. Суть марксистской модели подхода к изучению общества состоит в материалистическом истолковании общественно-исторического процес­са, базирующемся на признании приоритета экономического базиса его развития. Положив в основу социологического анализа общества эконо­мические факторы, связанные с развитием общественного производства, марксизм теоретически определил тесную зависимость от него социальной, в первую очередь, классовой структуры, а также духовной жизни.

Еще одно основное направление социологической мысли, возникшее в рамках классического этапа становления и функционирова­ния социологии и оказавшее существенное влияние на последующие про­цессы, — веберианство. Оно явилось закономерным результатом антипозитивистской линии развития социологии, сначала и прежде всего в Германии, а затем за ее пределами, где идеи Вебера были восприняты и взяты на вооружение. Центральное теоретическое положение веберианства состоит в том, его основной сферой социологического интереса является социальное поведение, которое должно стать предметом исследовательского понима­ния. Со времен Вебера его последователи стали трактовать социологию как науку о социальном поведении, которое необходимо понять и истол­ковать. Именно на понимании смысла и значения того, что думают и де­лают люди, т.е. их социальных действий, основывается творчество социо­лога. Сама социология должна быть понимающей потому, что действие индивида, как правило, им осмысливается, и науке, следовательно, необ­ходимо «войти» в этот смысл, понять его. Отсюда — «понимающая соци­ология» как главная линия веберианства.

Другая его линия связана с концепцией социального действия и его типологией. Практически все «классики» характеризуются в своей методологичес­кой ориентации на науку, на достижение объективности, на использование уже апробированных методов научного познания и исследования. Вместе с тем, по существу все наиболее крупные представители социологии XIX — начала XX в. считают недостаточным использование только этих методов как простой экстраполяции па процесс изучения социальной реальности и выступают за создание собственно социологической методологии.

Значение классического этапа в развитии социологической науки заключалось и в том, что уже в его рамках стали возникать первые социологически школы. Здесь необходимо сказать о двух — французской социологической школе Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школе (США). Особенности французской социологической школы: в теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Централь­ной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях социал-реформаторского характера (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения, антиклерикальная направлен­ность). С точки зрения определения векторов деятельности заслуга школы состояла в институциоиализации социологии во Франции. Сам Дюркгейм, как известно, работал в Сорбонне, там же работали многие его последователи, но некоторые из них заведовали кафедрами и были профессорами 1юрдоского, Тулузского и других университетов. Деятельность школы в конечном счете привела к тому, что в 1923 г. изучение социологии стало обязательным во всех вузах Франции, готовивших педагогов. Основными направлениями исследований школы были: общая социо­логия, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали. Ее представители тесно сотрудничали с экономистами, правооведами, лингвистами, историками культуры и т.д. В этом нашла свое отражение реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие друже­ских связей и регулярного общения между ее представителям

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.011 с.)