Специфика социологического объяснения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика социологического объяснения.



Вопросы к экзамену по социологии

 

Все вопросы к экзамену

 

1. Объект и предмет социологии, её функции.

2. Разновидности социологического знания, его специфика, источники.

3.Методы социологического исследования.

4. Основные исторические этапы развития социологии

5. Классические социологические теории. Конт. Спенсер.

6. Психологическое направление в социологии 19 века.

7. Общество: определение, основные элементы

8. Социальное действие и социальное взаимодействие.

9. Развитие социологической мысли в России.

10. Метапарадигмы социологического знания.

11.Классические теории общества.

12. Социальные институты общества.

13.Постклассические теории общества.

14. Постпостклассические концепции общества.

15. Стратификационная модель общества.

16. Теории социальной стратификации.

17. Социальное развитие.

18. Социализация личности.

19. Теория социальных ролей.

20. Девиантное поведение.

21. Социальная мобильность: сущность, виды.

22. Статус, лидерство, авторитет, имидж.

23. Социальные общности: сущность, классификация.

24. Социальные группы: сущность, классификация. http://togan1.narod.ru/sochial/theme2.html

25. Социальные изменения: сущность, виды, формы.

26. Социальное управление.

27. Социальная стабильность.

28. Система социального контроля.

29. Социальный конфликт: сущность, типология.

30. Миграция как вид социальной мобильности.

31.Структура социологического знания.

32.Виды групп по характеру взаимоотношений индивидов

33.Семья как социальный институт

34.Брак как социальный институт

35.Социальные институты в классической социологической парадигме http://www.xserver.ru/user/sozin/

36.Структурный функционализм.

37.Социальный статус.

38.Социальное равенство и неравенство.

39.Формы социальных изменений

40.Социальные процессы.

41.Социализации личности.

42.Место России в мировом сообществе.

43.Теории социальных изменений.

44.Теории социализации личности.

 

1 Объект науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.

Предмет изучения - стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Предмет социологии - социальные закономерности

Социология (по Ядову) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Функция - назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция - зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.

Функции социологии:
-теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
-описательная
-прогностическая(составление прогнозов)
-преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
-мировоззренческая
- идеологическая

Функции социологии как наукимогут быть сведены к следующему:
1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»
2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»
3. Оценочная функция,т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»
4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»
5. Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»
6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»
7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»
8. Образовательная (обучающая) функция,вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»
Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.Объект науки – это сектор реальности, который изучает данная наука. Нередко этот сектор изучают и другие науки. Предмет науки всегда специфичен, он исследуется только ею. Это особая часть данного сектора реальности или особый угол зрения, особый подход к объекту, присущий только данной науке.

Объект науки социологии – общество. Его изучают множество других наук: антропология, история, социальная философия, политология, этнография, экономика и др. В чем состоит отличие социологического подхода к изучению общества от подходов других общественных наук?

1. Социология изучает Современное общество. Это отличает ее от таких, например, наук, как антропология, история.

2. Социология изучает не только отдельные сферы, объекты общества (например, исследует социологические проблемы экономики или политики), но и общество как целостность, в то время как другие науки исследуют прежде всего отдельные части, сферы общества.

3. Общество – явление многоуровневое. Объектом исследования в социологии выступают структурные элементы общества: социальные институты, социальные общности, группы, личность.

4. В отличие от других гуманитарных наук, социология является одновременно эмпирической и теоретической наукой, т. е. она, с одной стороны, собирает, описывает, изучает социальные факты – не зависящие от отдельного наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. Понятие «социальный факт» было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который подразделял социальные факты на материальные (например, плотность населения) и нематериальные (например, коллективные мнения, представления). С другой стороны, социология обобщает факты, создает модели социальных процессов, выявляет тенденции и закономерности их функционирования и развития.

Характеризуя предмет социологии, нужно отметить, что существует множество разнообразных подходов к его определению. В истории социологии прослеживаются две конкурирующие парадигмы: парадигма американской социологии, для которой главным предметом изучения было поведение людей, и парадигма западноевропейской социологии, для которой предметом исследования выступало общество, а также закономерности его функционирования и развития.

В целом предметом социологии выступают массовые, типичные формы группового поведения людей в данном обществе. Предмет социологии фиксирует и субъективную компоненту поведения (деятельности) социальных групп и личностей, т. е. интересы, мнения, взгляды, стереотипы, потребности людей. Предметом науки социологии также выступают и многообразные взаимосвязи, взаимодействия, возникающие между группами людей, между личностью и обществом в процессе их функционирования и развития.

Известный российский социолог В. А. Ядов дает следующее определение: «Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях, преобразованиях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур, институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом».

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».

Дюркгейм – один из первых исследователей, который на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения. Это определение ведет к двум формулам, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.

2Функции социологического знания

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

  • идея общества
  • идея естественного закона
  • идея прогресса
  • идея метода (познавательный инструмент)

Термин функцияв социологии подразумевает:

  • назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности
  • зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

 

Система социологического знания в качестве элементов включает:

  • социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:
  • общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...
  • отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы, полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе.

Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.

 

 

Общество как динамическая само­развивающаяся система.

Система – комплекс элементов и связей между ними.

Составные части системы Понятие системы Общество как система
Элемент Неразложимый далее ком­понент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. · Отдельные индивиды · Социальные общности
Элемен­ты могут иметь сложное строение как подсис­темы (бо­лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са­ма система) Основные подсистемы (сферы) общества: · Экономическая · Политическая · Социальная · Духовная
Связи между элементами ее подсистемами   Общественные отношения (см. предыдущий пункт)

 

Свойства системы
Целостность Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходя­щие за пределы отдель­ных эле­ментов Общество – это больше, чем толпа.
Функционирование- развитие Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся Саморазвивающаяся система: · саморегуляция, · самострук­турирование · самовоспроизведение · саморазвитие
Открытость-закрытость Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) Открытая система

 

8Социальное действие - "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него". Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное.

Социальное взаимодействие - «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию "социальное действие".

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное - определяется эмоциями;

4. традиционное - определяется традицией или привычкой

Вебер

· Нормативность (зависимость от ценностей)

· Волюнтаризм (воля субъекта)

· Наличие знаковых механизмов регуляции

Социальное действие - единичный акт со след структурой:

· Субъект «актор» тот, кто совершил действие (коллективный, индивид)

· Объект тот на кого направленное действие

· Этапы соц. действия

o Цель определение

o Выбирается способ реализации цели

o Средство

o Результат

П. Сорокин

Социальное взаимодействие - процесс в котором люди действуют и исп. Воздействие цель котрыъ повлиять на поведение другой стороны

Основные условия социального взаимодействия

1. Наличие двух и более индивидов 2. Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга 3. Наличие проводников передающих влияние

Теория Хоманса

Любое социальное взаимодействие содержит рациональное начало и связанно с приобретением субъектами взаимодействия различных выгод (денег, претижа...)

 

9В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов – отмена крепостного права, реформы земств и судебная реформа были непоследова­тельны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дво­рянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной стра­ной. Поэтому произошло колоссальное оживление обще­ственной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие – к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой обществен­ности о необходимости прогресса общества.

Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.

Уже через три года после выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» в россий­ской печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта.

Николай Яковлевич Данилевский(1822 – 1885). Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Данилевский явился создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Он одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа.

Наиболее значительными сочинениями Данилевского являются: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-римскому» (1869) и «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885).

Лев Ильич Мечников(1838 – 1888). Главное его произведение – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии.

Мечников выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной – со времен возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;

2) средиземноморский – от основания Карфагена;

3) океанический – после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов с помощью добровольной кооперации.

Петр Лаврович Лавров(1823 – 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».

Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества, решения конкретных его проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит игнорировать самые важные социальные явления.

Другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский(1842 – 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, – говорил он, – каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».

Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. Обратив внимание на то, какое влияние оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З. Фрейда.

Максим Максимович Ковалевский(1851-1916), известный русский историк, юрист, социолог был академиком Петербургской академии наук и издателем журнала «Вестник Европы». Важным фактом в развитии социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда Ковалевского «Социология» (1851-1916). Свою задачу Ковалевский видел в преодолении односторонности социологических школ, что стало характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Питирим Сорокин(1889 – 1986), родился в России, а умерший в США – самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии.

Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам.Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отноше­ниями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология – это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Главная особенность творчества Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов культуры. Его книги «Социальная и культурная динамика» (1937) и «Социальная мобильность» признаны мировой классикой. Сорокин отмечал кризисное состояние современной культуры и проанализировал его основные причины. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Сорокин является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации, изложенной в сборнике его работ «Человек, цивилизация, общество».

Социология в советской России.С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Питирим Сорокин. Результатом этого стало снижение уровня философии и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с«буржуазной социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В политическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы 20 столетия. На этом этапе социологам предстояло не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Значительно расширили масштабы социологических исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими уделялось социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи.

Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х – началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «соц

 

10В каждой научной дисциплине имеется множество теорий разной степени общности; необходимо определить некоторые системные связи между ними, а также их отношение к различным формам эмпирического знания, замечает В. Степин [2]. В связи с этим возникает потребность в понятии "научная парадигма", введенном Томасом Куном. Он рассматривал научную парадигму не только в качестве признанной "модели" постановки и решения проблем; он выделял в ней некую "метафизическую" составляющую, "систему онтологических постулатов, конституирующих научную картину мира" [3].

Выбирая круг проблем и методологию их решения, исследователь опирается на некоторое представление о научной картине мира, а "ядро исследовательской программы", по И. Лакатосу, определяет, какие проблемы в принципе подлежат исследованию, а какие не имеют смысла в рамках данной программы [4].

Исходя из этого можно конкретизировать определение парадигмы применительно к социологии: парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть "социальное"? (б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы.

Предложено немало классификаций парадигмальных моделей, которые по сути представляют собой метапарадигмы. Так, Дж. Ритцер, один из ведущих авторов метатеоретических построений, выделяет три парадигмы — социальных фактов, социальных конструкций и социального поведения, каждая из которых утверждает свою онтологию социального мира [5]. Для первой — это надындивидуальные социальные структуры (например, Э. Дюркгейм), для второй — совокупности интенционально действующих социальных субъектов (М. Вебер) и для третьей — собственно поведение этих субъектов (бихевиоризм). Т. Джонсон, К. Дандекер и К. Эшуорт предложили классифицировать социологические парадигмы по критериям дихотомизации представлений о природе социальной реальности как материальной или идеальной и по критерию философского номинализма или реализма [6]. Можно привести и другие примеры.

Представляется, что построение квадрантов для выделения метатеоретических парадигм — не самая удачная методология в силу формальности исходного принципа — непременной дихотомизации. Если понимать существо социологической парадигмы, как оно определено выше, то ключевым фактором ее конструкции будет научная картина мира, доминирующая в данную эпоху. Сама по себе эта картина не является "интимной" составляющей социологической парадигмы; это скорее та самая метафизика, которая диктует образ социального и ответ на критериальный вопрос о соотношении объективных закономерностей социальных изменений и роли социальных субъектов в этих процессах. Именно на этом основании формируется ядро исследовательских программ: что подлежит исследованию и какой должна быть его методология, чтобы признать результаты отвечающими критериям научного знания.

Здесь-то и возникает граница между естествознанием и гуманитарными науками. П. Штомпка отлично сформулировал существо разделительной полосы в предисловии к русскому изданию своей книги: "Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований" [7, c. 9].

То, что мы своими теориями и исследованиями социальных реалий воздействуем на ход событий, сегодня абсолютно очевидно. И вместо поляризаций в системе эвклидовых "плоских координат", на мой взгляд, разумно обратиться к диалектическому принципу классификации социологических метапарадигм1, а именно — противополаганию объективизма и субъективизма с переходом в некий синтез, удерживающий существенное в обоих подходах путем, как формулировал Гегель, "снятия", а не тотального отвержения полярностей.

Первопричина возникновения принципиально иной метапарадигмы — отвержение некоторой научной картины мира, которая представляется устаревшей. Первая такого рода "парадигмальная революция" была следствием исторического диспута о методе в конце XIX в.: объяснение социального или (плюс к тому) его понимание. Вильгельм Дильтей заимствовал термин "герменевтика" из практики богословов, стремившихся истолковать священные тексты, но внес в него иной смысл: следует установить понимание между создателем некоторого текста и его интерпретатором, для чего необходимо осознать "дух эпохи". И вправду, нет нужды "понимать" траектории движения планет, но смысл социальных действий понимать необходимо. Из великих социологов М. Вебер первым освоил герменевтику как методологический принцип интерпретации социального действия в его подлинном культурном контексте.

Мощным аргументом в пользу такого подхода, как ни странно, оказалось открытие физиками мира высоких энергий: микрочастицу невозможно одновременно фиксировать по ее массе и пространственным координатам потому, что прибор воздействует на состояние поля высоких энергий. Физики нашли решение — расчеты погрешностей эксперимента с применением поправочного коэффициента ("принципа дополнительности" Нильса Бора). В советское время один из моих коллег предложил сконструировать такой же принцип для социологического исследования. На каком основании? На том, что, как утверждалось в то время, возможна одна единственная научная социология, выявляющая объективные закономерности социальных процессов, — марксистко-ленинская.

Сегодня мы отчетливо сознаем, что фундаменталистский натур-объективизм способен привести к ложному социальному знанию. У. Томас утверждает: "Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям" [9]. Эта формула заслужила статус "теоремы Томаса".

Подтверждение формулы Томаса мы наблюдаем ежедневно. Нам непрерывно навязывают многообразные конструкции российской жизни и ее "хозяев", равно как и образы врага. Натур-объективизм здесь абсолютно неуместен. Кто возьмется рассчитать "поправочный коэффициент" к демонстрации картинок чеченских событий или военных действий в Ираке? Как получается, что действующий российский президент устойчиво пользуется высоким доверием граждан, а все социальные институты, призванные обеспечивать порядок и законность, — нет?

 

 

Социальные институты

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социал



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.018 с.)