Структура социологического знания: различные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура социологического знания: различные подходы.



Структурный функционализм - научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т.е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Классики: Талкотт Парсонс: «Структура социального действия» и «Социальная система»; Роберт Мертон: «Социальная теория и социальная структура».

Исторический материализм - подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределений экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе - экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр.- рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Классик: карл Маркс: «Экономическо-философские рукописи», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «К критике политической экономии»

Критическая теория общества - подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. Классики: Маркс Хоркхаймер; Герберт Маракузе; Теодор Адорно. «Диалектика просвещения»

Теория социального обмена - научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие выгоду им. Классики: Джордж Хоманс: «Социальное поведение: его элементарные формы»; Питер Блау.

Теория символического интеракционизма - это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Классики: Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер, Ирвин Гофман.

Феноменологическая социология – это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Классики: Альфред Шюц. Томас Лукман, Питер Бергер, Гарольд Гарфинкель.

Уровни социологического знания:

Теоретическая социология; ТСУ;

Отраслевая социология; Эмпирический уровень.

Методы социологических исследований.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное. Точечное – проводится один раз, повторное – отслеживает изменение ситуации во времени.

Следует различать два феноменологически разных метода анализа социальных явлений: количественный (замер статистических показателей, анализ числовых данных) и качественный (изучение истории семьи, архивов и проч.). Не смотря на разность этих методов, вместе они прекрасно дополняют друг-друга, способствуя формированию социологии как мультиметодологической науки.

 

Билет 8:

Социологические теории среднего уровня: основные принципы формирования и характеристики.

Теория Среднего Уровня - организованная по правилам построения научной теории совокупность концептуальных, методолого-методических и языковых средств, призванных обеспечить процедуры перехода от теоретического уровня знания к эмпирическому и обратно в пределах той или иной выделенной (локализованной) предметной (проблемной, тематической) области исследований. В этом качестве они, согласно Р.К. Мертону (см.), введшему в 1947 сам термин и предложившему первоначальную разработку данного понятия, задают пределы возможной степени общности утверждениям (через соответствие заданным эпистемологическим и методологическим критериям), являющимся правомерными для данного конкретного знания и адекватными исследуемой в нем предметной области (проблематике, тематике).

Согласно Мертону, Т.С.У. - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений". Трехуровневая схема социологического знания: общесоциологическая (фундаментальная) теория - специальные (частные) социологические теории - эмпирические (конкретные) социологические исследования.

ТСУ находятся на стыке наук, понятий, уровней. ТСУ – медицинская социология, военная социология, социология права и проч. ТСУ обеспечивают переход от эмпирического к теоретическому уровням и обратно. Так же ТСУ описывают соц. феномены, яркие факты. Всего 20-25 ТСУ в социологии.

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

Социологические законы.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трёх стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погружённое в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной: распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Билет 9:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.017 с.)