Концепция социального действия М.Вебера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция социального действия М.Вебера.



Создателем классической теории социального действия в мировой социологии является великий немецкий мыслитель Макс Вебер. С нее берут начало все другие концепции человеческого поведения и деятельности, которые можно квалифицировать как социологические. Во многом опираясь на нее много лет спустя другой выдающийся социолог - американец Толкотт Парсонс сформировал собственную концепцию социального действия. Признавая Вебера своим учителем. Он многое унаследовал от него.

М. Веберу принадлежит множество фундаментальных открытий, которые обогатили мировую социологию. Однако его имя в кругу специалистов по социальному знанию - психологов, экономистов, юристов, антропологов, политологов - прежде всего связывают с концепцией социального действия. Она отличалась двумя выгодными чертами - прекрасно подходила под каноны точных наук, прежде всего статистики, и великолепно гармонировала с принципами гуманитарного знания.

Вебер утверждал, что при анализе социального действия надо использовать два метода: Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен и Причинный анализ, при помощи которого социолог могут узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия. Здесь на помощь приходит мысленное усмотрение сущности вещей, или философское понимание. Вебер определяет действие, независимо от того, проявляется ли оно внешне или сокрыто внутри субъективного мира личности, в качестве такого поведения, в качестве такого действия, которое субъект наделяет смыслом. "Социальным" действие становится только в том случае, такое действие воспринимается или понимается другими лицами как действие, обладающее смыслом. Социальное действие - такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им. Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет "ожиданием" или "аттитюдом" и без которого действие не является социальным.

Социальная структура российского общества.

«Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью, как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между ними, так и на уровне самосознания личностью своего места в системе социальной иерархии. Идет активный процесс «размывания» традиционных групп населения; происходит становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации».

Продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной мобильности. Рост маргинальных слоев наблюдается и в российском обществе.

Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.

Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость. Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности. Актуализация физико-генетической системы стратификации.

Современное российское общество - это кризисный социум. В России сочетаются кризис в экономике, потеря управляемости обществом, социокультурный кризис, т.е. разрушение нормативно ценностной системы общества. Такой кризис разросся в России в середине 80г. 20 века и с этого времени прошёл несколько этапов своем развитии. Пика он достиг в середине 90 г. Сейчас разрешающая стадия системного кризиса.

Современное российское общество - это реформирование общество. В нем происходит процесс социокультурной трансформации. Основное направление реформация экономика, политика.

Реформы воздействуют на кризис, они способствуют расширению и обострению кризиса, а не его преодолению. С другой стороны, кризис воздействует на реформы негативно, вызывая непредвиденные последствия. Пока механизм разрешения кризиса не сформировался и кризис сохраняется.

Билет 24:

Марксистская социология, её принципы.

Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.

1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.

2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.

3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.

4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.

5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

 

Религия как социальный институт.

Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Религия соответствует всем этим признакам и поэтому может считаться социальным институтом. На протяжении многих тысяч лет религия выполняла задачи, свойственные социальным институтам. Религиозное сознание человека – ключ религии к умам людей, именно поэтому религия имеет особое влияние, сосредотачивает в себе власть над людьми. В средневековой Европе религия (в основном католическая) олицетворяла собой власть моральную и зачастую преобладала над властью мирской. Именно божественное происхождение этой правящий силы вселяло уверенность в её истинность и заставляло повиноваться. Но и как всякий социальный институт религия меняется: меняется её организационная структура, правовое положение, значение в обществе и т.д. Тем самым обеспечивается связь традиций и современности, что является залогом выживания религии как социального института.

Билет 25:

Ментальность.

Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.

Общей характерной чертой ментальностей является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум.

Позитивистская социология Конта:

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук.

Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

Билет 26:

О понятии социальный институт:

В отличие от экономики и права, этот термин в социологии охватывает широкий диапазон общественных отношений олицетворением социальных связей.

Веблен Т. определял институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Институт – устоявшийся, организованный способ действия, регулярно воспроизводящий в повседневной жизнедеятельность людей (Макивер, Берштедт). Это бихевиористский подход.

Другие концентрируют свое внимание на образцах и правилах поведения людей, полагая, что они и предстают в обществе как институты. (У.Томас, Ф.Знанецкий). Парсонс уточнил данную позицию – эти образцы должны приобрести статус нормы, т.е. должны быть законными о ожидаемыми большинством. => аксиологически-нормативный подход (Осипов, Волков).

Функциональный подход отводит институту социальную роль, направленную на выполнение определенных важных социальных функций (Гидденс, Фролов).

Организационный подход рассматривает институт как объединение людей, совместно реализующих какие-то цели с помощью необходимых, продуманных средств (Пригожин, Красовский, Щербина). Понятие института становится схожим с понятием формальной организации.

Еще один подход в качестве одного критерия принимает происхождение института. Тогда, социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. (Веблен).

Таким образом, социальный институт – относительно устойчивый тип и форма общественной жизни, посредством которых организуются стабильные отношения и связи в рамках конкретного общества,части или всего человечества.

Социальный институт состоит из базовых элементов: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы (потребности, цели, задачи и мотивы), условия (материальная база), средства и результаты социального действия.

Предмет социологии конфликта:

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Социология конфликта исследует конфликт как социальный феномен, отвлекаясь в силу специфики своего предмета и задач от прочих характеристик данного явления. Большинство социологов склоны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Общество сохраняется как целое благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп. То же можно сказать и о несовпадении индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их социальной жизни. Но при удовлетворении потребностей одних людей возникают препятствия, создаваемые другими людьми. При этом появляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта.

Билет 27:

Регионально-территориальная общность, её черты:

Социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни. Территориальная общность представляет собой относительно самостоятельную ячейку территориальной структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой инфраструктурой. В каждой территориальной общности имеются определенные основные элементы и отношения: производственные силы, производственные и технолого-организационные отношения, классы, социальные слои и группы, управление, культура и т.п. Благодаря им территориальные общности имеют возможность функционировать как относительно самостоятельные социальные образования. Отличительными чертами территориальных общностей являются относительная пространственная обособленность, целостность, проявляющаяся в большем развитии внутренних социально-экономических связей по сравнению с внешними, “самодостаточность” производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения базисных потребностей группы, специфика качественного состава населения и условий его жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.018 с.)