ТОП 10:

Политика и политическая социология



отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение:

взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

взаимодействия личности, общества и государства;

функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:

на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);

на уровне государства (характер и роль государства в обществе);

на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);

на личностном уровне (участие индивидов в политике).

Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.

Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.

Соц издания в России:

В мире сегодня ок. 2000 социологических журналов. В России сегодня по статистике около 10 журналов (в советское время несколько, в основном, «Социс»).

•«СОЦИС» (социологические исследования). Академия наук.

•Журнал «Социология и социальная антропология»

•Журнал «Общественные науки и современность» (междисциплинарный)

• «Социология» Московского университета,

• «Социологический журнал»,

• «Социология власти» (РАГС),

• «Социология медицины»,

• «Исследования социальной политики» (Саратов),

• «Вестник общественного мнения» («ВСИОМ»),

• «Мир России: социология и этнография» (МСК),

• «Высшее образование в России»,

• «Социология образования»,

• «Организованная преступность, терроризм, коррупция» (Москва),

• «Регион: политика, экономика, социология»,

• «Телескоп» (СПб),

• «Социология и маркетинг»,

• «Сибирский социологический вестник»,

• «Человеческий капитал» (Москва, редактор — Осипов),

• «Наука, общество, культурное общество».

•Есть социологические журналы «Вестник Санкт-Петербургского университета» (серия социология и психология),

«Вестник Московского ун-та социология», бурятского, Герцена, Воронежского и т. д.

• «Общество, среда, развитие» (СПб).

Билет 31:

Социология и социальная антропология.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называ­емая «социальной антропологией». Общая антро­пология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменени­ям в процессе развития человека, а также раз­личным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследо­ваниям социологии. Предмет социальной антропо­логии — ментальные возможности человека, опре­деленные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антро­пология и социология совпадают. В этом совпаде­нии нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках. этнология (этногра­фия) соответствует в некоторых странах социаль­ной или культурной антропологии. Близкой к эт­нологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Иссле­дованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной куль­туры прошлого. Одним из макрообъектов социо­логии является духовная культура современного общества.

Общность предметов исследования иногда ослож­няет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различ­ных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Социология занимает, благодаря своей универ­сальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализиру­ется и далее, можно сказать, что социология «про­никает» во все области жизни, где социальные дей­ствия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Этика Социолога

В современных условиях социолог как представитель профессионального сообщества должен нести личную моральную ответственность за взаимоотношения с различными субъектами, с которыми необходимо вступать в контакты при осуществлении профессиональной деятельности.

Общие правила:

1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом. Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло.

2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах.

3. При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом, индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками.

4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методиках исследования и расшифровку данных.

5. При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета.

6. При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие бы то ни было обязательства перед ними. Не имея на то специальных полномочий.

7. Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией). Исключения составляют случаи, когда заказчик или сам исследователь заявляет свои права на секретность информации. Обмен данными проводиться в рамках предусмотренных расценок.

8. Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о результатах исследования, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.

9. Социолог не имеет права заключать контракт на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного Кодекса. В случае, если подобное нарушение выявиться в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней.

10. В случае, если в исследовании примет участие несколько социологов (возможно, с привлечение студентов и аспирантов), между ними должна быть достигнута договоренность о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право), о доступе к полученной информации и форме оплаты. Такая договоренность должна быть документально зафиксирована. Решение о внесении каких-либо изменений в документ должно приниматься коллегиально.

11. При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы.

12. Социолог должен избегать профессиональных конфликтов, способных повлиять на эффективность проводимых исследований, или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников исследования.

В ходе конкретного исследования (опроса, анкетирования) социолог обязан проявлять в отношении респондентов глубокий такт и внимание, не позволять себе демонстрировать собственного превосходства в чем бы то ни было, избегая таким образом возможных конфликтов или недоброжелательства, что само по себе приводит, как правило, к снижению эффективности проводимой исследовательской работы. Социолог не должен механически следовать требованиям научного метода, он обязан считаться с положением, в котором находятся респонденты. Необходимо помнит, что действия социолога могут подорвать доверие респондентов и сузить или же полностью заблокировать доступ следующих исследователей к целой социальной группе в будущем.

1. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования. Он не имеет права получить обманным путем или пользуясь своим служебным положением сведения, которые могут быть использованы в чьих бы то ни было интересах.

2. Информация о субъектах исследования, полученная из открытых для широкого ознакомления отчетов, не может в дальнейшем приобрести характер секретной, независимо от желания заказчика или какой-либо заинтересованной организации.

3. Социолог должен исходить из права респондентов на анонимность информации.

4. В случае, если в ходе социологического исследования респондент может быть подвергнут хотя бы малейшему риску, социолог обязан уведомить его об этом заранее и получить согласие на проведение подобного исследования.

5. Конфиденциальная информация, полученная в результате исследования, должна сохранять конфиденциальный характер. Социолог не имеет права использовать ее для каких бы то ни было целей, не известных респондентам.

Обязанность сохранять секретность относиться ко всем членам исследовательской группы, имеющим доступ к такого рода информации, включая интервьюеров, кодировщиков, технического персонала. Администрация и руководители исследовательских групп обязаны заранее ставить в известность об этом всех сотрудников и, по возможности, ограничивать доступ к секретной информации.

6. Социолог должен выработать специальную тактику, проявлять повышенную осторожность в отношении респондентов при проведении анкетирования в группах. Имеющих низкий социальный статус, включающих малограмотных и незнакомых с социологическими исследованиями. В случае повышенной угрозы раскрытия анонимности информации, полученной от таких респондентов, для предотвращения подобной ситуации социолог должен использовать различные средства и приемы, имеющиеся в его расположении.

7. Нормой при оформлении соответствующей документации должно стать перечисление всех сотрудников, принимающих участие в исследовании, за исключением случаев, когда это может принести вред кому-либо из них или противоречит их желанию остаться анонимными.

8. Социолог должен строить план своего исследования и использовать технику сбора информации в соответствии с законами, охраняющими права человека.

9. Социолог должен согласовывать свои действия сов семи требованиями официальных властей, которые имеют отношение к проведению исследования, осуществлять все мероприятия с их согласия при соответствующем надзоре со стороны.

 

Билет 32:

Власть и социология власти:

Власть берет свое начало с проявления способности, воли одного субъекта влиять, воздействовать на другой, в результате чего один из них становится субъектом, а другой – объектом власти.

Власть в общем виде можно определить как волевое отношение между двумя социальными субъектами, в результате происходит разделение на властвующего и подвластного, субъекта и объекта власти.

Власть как выражение социальных отношений в обществе основывается на интересах людей, социальны Предметом социологии власти или социологической теории власти является сознание и поведение, во-первых, тех, кто осуществляет политические функции управлениях общностей, классов. Во-вторых, социология власти исследует сознание и поведение массового представителя официальной власти - государственных чиновников, членов политических партий, организаций, движений. В-третьих, для социологии власти крайне важно выяснить состояние взаимодействия всех (или большинства) людей с политическими структурами, характер их взаимоотношений с официальными организациями, степень их (людей) готовности содействовать, противостоять или нейтрально относится к происходящим политическим изменениям в государстве и обществе.

И наконец, социология власти обязательно предполагает определение особых зон влияния в политической жизни.

О понятии бюрократия:

система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат.

Признаки бюрократии. Специализация и разделение труда. Вертикальная иерархия. Четкие правила. Обезличенность взаимоотношений. Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления: Отчуждение от человека. Ритуализм. Инерция

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей.

Билет 33:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.008 с.)