Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Социология и ее изучение в высшей школе↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИОЛОГИЯ Курс лекций
СОЦИОЛОГИЯ.. 1 Курс лекций. 1 Оглавление. 2 Введение. 3 Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе. 4 ЛитератураПредпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. 4 Вопросы для самопроверки. 14 Тема 2.История становления и развития социологии. 16 1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии. 16 2. Классический период в развитии социологии. 16 3. Социология в России. 16 4. Развитие социологии в современных условиях. 16 Вопросы для самопроверки. 29 Тема 3.Общество — целостная социокультурная система. 30 1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни. 30 2. Структура и исторические типы обществ. 30 3. Цивилизационный подход к анализу общества. 30 Вопросы для самопроверки. 41 Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс. 42 1. Социальные изменения, их формы. 42 2. Социальный прогресс. Проблема его критериев. 42 3. Современное общество: тенденции и перспективы развития. 42 Вопросы для самопроверки. 50 Тема 5.Социология личности. 51 1. Социологическое понятие личности, ее структура. 51 2. Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты. 51 3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. 51 4. Личность в современном обществе. 51 Вопросы для самопроверки. 62 Тема 6.Социальная стратификация. 63 1. Равенство и неравенство как социологическая проблема. 63 2. Социальная дифференциация как основа социальной стратификации. 63 3. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития. 63 Вопросы для самопроверки. 72 Тема 7.Социально-этнические общности и отношения. 73 1. Социально-этнические общности. 73 2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения. 73 3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов. 73 Вопросы для самопроверки. 85 Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни. 86 1. Понятие поколения: сущность и содержание. 86 2. Возрастная стратификация общества. 86 3. Отношения поколений: преемственность и конфликты. 86 4. Социальные проблемы молодежи. 86 Вопросы для самопроверки. 96 Тема 9.Социология семьи. 98 1. Социальная сущность и функции семьи. 98 2. Классификация семейно-брачных отношений. 98 3. Кризис семьи и ее будущее. 98 Вопросы для самопроверки. 107 Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация. 108 1. Объективная необходимость и сущность социального управления. 108 2. Основные функции и принципы управления. 108 3. Методологические подходы к регулированию социальной жизни. Уровни управления. 108 Вопросы для самопроверки. 114 Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни. 115 1. Политическая система общества: структура и функции. 115 2. Гражданское общество и правовое государство, 115 3. Политическое сознание и политическая культура. 115 Вопросы для самопроверки. 125 Тема 12. Культура как социальное явление. 126 1. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции. 126 2. Культура и личность. 126 3. Тенденции развития культуры в современном мире. 126 Вопросы для самопроверки. 133 Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности. 134 1. Социологическое понятие воспитания. Содержание и цели воспитания. 134 2. Социализация и самовоспитание. 134 3. Роль педагогической деятельности в системе воспитания. 134 Вопросы для самопроверки. 141 Тема 14. Девиантное поведение. 142 1. Понятие и природа девиаций. 142 2. Основные виды девиантного поведения. 142 1. Вопросы для самопроверки. 153 Тема 15. Социология образования. 155 1. Предмет социологии образования. История ее развития. 155 2. Образование и общество. Социальная сущность образования. 155 3. Система образования: ее структура и функции. 155 Вопросы для самопроверки. 164 Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований. 165 1. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. 165 2. Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования. 165 Вопросы для самопроверки. 170 Литература. 171
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений ББК 60,5 С69 Рецензенты: кафедра политологии и социологии МПГУ им. В. И. Ленина (зав. кафедрой профессор Л. К Зыбайлов). кафедра социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой профессор Л. Н. Панкова) Социология. Курс лекций Под редакцией Анатолия Васильевича Миронова, Валентины Васильевны Панферовой, Вячеслава Матвеевича Утенкова Редакторы: И. А. Алифанова, Ю. В. Лазарева Технический редактор Т. Н. Гризунова Сдано в набор 04.06.96. Подписано в печать 04.07.96 Формат 84x1081/32. Гарнитура «TextBook». Печать офсетная. Цена свободная. Объем 8 л. л. Тираж 10 000 экз. Зак. 1465 Оригинал-макет изготовлен 000 «Ин-фолио-1» 107005, Москва, Денисовский пер., 30. Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии. Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Дзержинского, д. 1.
Оглавление Введение Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе Тема 2.История становления и развития социологии Тема 3.Общество — целостная социокультурная система Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс Тема 5.Социология личности Тема 6.Социальная стратификация Тема 7.Социально-этнические общности и отношения Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни Тема 9.Социология семьи Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни Тема 12. Культура как социальное явление Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности личности Тема 14. Девиантное поведение Тема 15. Социология образования Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований Литература Введение Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни. Данный курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом, в нем нашли отражение основные темы курса, что позволяет использовать его в любом высшем и среднем специальном учебном заведении. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании. Наряду с такими темами, как «Социология личности», «Социология семьи», «Социология образования», традиционно включаемыми в абсолютное большинство программ и курсов, в данном пособии достаточно широко раскрыты темы, которые редко или вообще не представлены в программах и пособиях. Сюда можно отнести темы «Поколения как субъекты общественной жизни», «Девиантное поведение», «Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация». Они представляются важными для любого специалиста, но для учителя — особенно. В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в России. Курс лекций подготовлен коллективом авторов в составе: Губина С. А., Ерофеева С. И., Козлова О. Н., Ланцова Л. А., Мечников М. А., Миронов А. В., Панферова В. В., Руденко Р. И., Серебряков С. Л., Спасибенко С. Г., Тавадов Г. Т., Утенков В. М., Шурупова Н. Ф. В пособии использованы материалы Голода С. И., Закалина А. С., Комаровой Э. И., Кучина Г. В., Мокина С. В., Свинцова Н. Н., Субочева Н. С., Тюленева А. Е., Усиковой Л. Ф., Фетисова В. Я. Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе ЛитератураПредпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. Объект, предмет, структура и функции социологии. Вопросы для самопроверки 1. Какое место среди наук об обществе занимает социология? 2. Что дает нам право называть социологию наукой? 3. Когда и почему возникает наука «Социология»? Кого из ученых называют отцом социологии? Почему? 4. В чем отличие объекта социологии как науки от предмета социологии? 5. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций? 6. Какова структура социологии? Что такое теоретическая и эмпирическая социология? Чем они отличаются? 7. Почему говорят, что жизнь людей протекает в рамках социальных законов? Какие основные признаки социальных законов Вы знаете? Как они проявляются в реальной жизни? В чем состоит специфика их действия? 8. Какими методами пользуется социология при познании мира? 9. Ваши ожидания от курса социологии. Как, на Ваш взгляд, можно использовать знания по социологии выпускникам педагогических вузов? Социология в России. Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные этапы развития социологии? 2. Какие два основные направления, отражающие взаимоотношения личности и общества, были выделены в социальных учениях Древнего мира? 3. Как осуществлялось становление элементов социологических знаний в Средневековье и Новое время? 4. Назовите особенности развития социологической мысли в XVIII и XIX вв. 5. Какова роль О. Конта в оформлении социологии в самостоятельную науку? 6. Назовите наиболее известных социологов конца XIX — начала XX в. Каков их вклад в развитие социологической мысли? Сформулируйте особенности американской социологии. 7. Что Вы знаете об истории российской социологической мысли? Назовите ее виднейших представителей. 8. В чем сущность особенностей современного этапа развития социологии? Вопросы для самопроверки 1. Что, на Ваш взгляд, выступает базовой структурной единицей социальной системы? 2. Что такое «общество»? Почему человек не может существовать вне общества? 3. Особенности общества как системы, его структура? 4. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества? 5. Какие исторические типы общества Вы знаете? 6. Охарактеризуйте современную ситуацию в России в терминах системного анализа общества. Каков, с точки зрения социолога, главный системный признак современного российского общества? 7. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного общества западного типа. 8. Каковы критерии социального прогресса? 9. Сформулируйте сущность цивилизационного подхода в анализе общества. Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные формы социальных изменений? В чем их сущность? 2. Как Вы полагаете, в какой форме осуществляются социальные изменения в современном российском обществе? 3. Что такое социальный прогресс? Проанализируйте различные подходы к его определению. 4. Каковы критерии социального прогресса? 5. Каковы основные черты и особенности современного мира? В чем его противоречивость? 6. Каковы основные тенденции и перспективы развития современного общества? Тема 5.Социология личности Вопросы для самопроверки 1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? 2. Каковы структура личности? 3. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? 4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности. 5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта? 6. Как Вы понимаете механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Каковы взгляды Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса по этой проблеме? 7. Как вы понимаете смысл жизни? 8. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности. 9. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание? Роль в этом школы и учителя? Вопросы для самопроверки 1. Что такое равенство и неравенство как социологические проблемы? 2. Возможно ли достижение социального равенства? 3. Какова роль неравенства в развитии общества? 4. Дайте определение социальной стратификации. 5. Что такое социальная дифференциация, каковы ее формы? 6. Какова роль социальной оценки в социальной стратификации? 7. В чем различие понятияй «класс» и «страта»? 8. Дайте основные черты стратификационной структуры современного российского общества. 9. Охарактеризуйте основные классы современного российского общества. 10. Выделите основные тенденции развития стратификационной структуры российского общества в современных условиях. Вопросы для самопроверки 1. Что такое этносоциология, каковы ее функции? 2. Раскройте понятие «этнос», его основные признаки. 3. Какие социальные процессы называются этническими? Дайте их классификацию (типологию). 4. В чем сущность теории этногенеза Л. Н. Гумилева? 5. Определите этнический состав региона страны, в котором Вы живете, учитесь. Какова социально-этническая структура населения Российской Федерации, форма и принципы государственного устройства? 6. Какой социальный фактор играет ведущую роль в формировании межнациональных отношений? 7. Каковы особенности межнациональных отношений в России на современном этапе, сущность межнациональных конфликтов, их типы, пути разрешения? 8. Что такое «национализм»? Что такое «шовинизм»? 9. На какой социальной основе возможна национальная гармония в государстве? Каковы принципы демократической национальной политики? Вопросы для самопроверки 1. Почему важно для науки и практики изучение проблемы поколений, их 2. взаимодействия? Что такое «поколение» (сущность, функции)? 3. Назовите основные направления социологического анализа проблемы поколений. 4. Каковы причины обострения противоречий между поколениями? Влияет ли на этот процесс научно-технический прогресс? 5. Какова роль семьи в межпоколенных отношениях? 6. Каковы основные черты молодежи как социально-демографической группы? 7. Почему в обществе всегда остро стоит проблема молодежи? 8. Какие ценности доминируют в сознании современной молодежи? Что характеризует социальную зрелость молодежи? 9. Какие формы молодежного протеста, конфликта с обществом, властью Вам известны? Можно ли их избежать? 10. Нужна ли в обществе специальная молодежная политика? Тема 9.Социология семьи Кризис семьи и ее будущее. 1.Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами: — Почему люди живут семьями? — Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом? — Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью? — Всегда ли существовала семья? — Сохранится ли семья в будущем? — Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня? Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации[31]. Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются»[32]. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие. Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают. Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности[33], утверждает Э. Дюркгейм. И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности. Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные половые связи (за исключением кровосмесительных) дозволены в 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в б, запрещены в 44, в 92 нет точных данных[34]. Однако, общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпочтение тому или иному устройству семьи, той или иной форме семьи, определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гиддингс)[35]. Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и в конце концов приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я». Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной — в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не только современной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов. Итак, завершая разговор о природе и социальных функциях семьи, постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении»[36]. Семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например, члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы. Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные — коллективные — общественные интересы благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки большого социального организма, именуемого обществом. 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы. Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные. Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния. Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова. Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и яаляется более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока. В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком. Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. Семьи различаются: — по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более детей); — по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара; — по географическому признаку: сельская и городская семья; — по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная. — Представляет интерес и деление семьи по иным критериям: — автоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям; — супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров. Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни. Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам. Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%). По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%[37]. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности. Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества. 3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу. Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее? Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей. Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращени<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.015 с.) |