Профессиональной деятельности социального работника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональной деятельности социального работника



 

Доверительные отношения в социальной работе, складывающиеся между социальным работником и клиентом, внутри коллектива (между коллегами, социальным работником и руководителем) и являются одной из составляющих успешной профессиональной деятельности.

Уважение доверия других людей предполагает необходимость следующих знаний у социального работника, которые помогут строить отношения на доверии, а также упрочивать его:

1) Люди (клиенты, коллеги), исходя из особенностей воспитания, жизненного опыта, различаются между собой по наличию или отрицанию «базисного» доверия. "Базовое" ("базисное") доверие является свидетельством того, что человек уже имеет опыт, согласно которому необходимо доверять людям, если даже можешь быть обманутым. Только на основе великодушного отношения к людям, которые иногда могут обмануть твои ожидания, возможно для таких людей оптимистическое мировосприятие. Однако существуют люди, не имеющие «базисного» («базового») доверия, которые по отношению к другим людям испытывают изначальное недоверие. По мере взросления, старения чувство недоверия у них только возрастает, а мир (близкие люди, окружение) представляются как нечто враждебное. От социального работника ждут хорошей психологической подготовки, чтобы сделать всё возможное для установления, хотя бы отчасти, доверительных отношений.

2) Социальный работник сам должен быть человеком, способным выстраивать отношения на доверии.

3) Не находить никакой корысти в отношениях с другими людьми, никогда не использовать другого человека как средство для укрепления своего авторитета, стремясь продвинуться по служебной лестнице, ущемляя интересы других людей.

4) Быть правдивым человеком в отношениях с другими людьми.

Итак, успешная реализация принципа уважение доверия в профессиональной деятельности предъявляет к социальному работнику требования психологического и этического характера.

Уважение доверияклиентаявляется одной из составляющих принципа социальной работы, рассматриваемого в этой главе. Доверие клиента – это его чувство уверенности в добросовестных и правильных действиях социального работника. Отсутствие доверия у клиента не позволит социальному работнику быть успешным в своей деятельности. Не испытывая доверия к социальному работнику, клиент не будет искренним в предоставлении информации, прибегая к умолчанию. Отсутствие доверия в правильности действий имеют также объективные причины, которые кроются в недостаточной профессиональной подготовке социального работника.

Полное взаимное доверие необходимо также в отношениях между коллегами. Доверие между коллегами – это их чувство уверенности в профессиональной честности и профессиональной квалификации друг друга. При наличии такого доверия человек может обратиться к коллегам за консультацией, советом, поделиться своими профессиональными проблемами, не опасаясь насмешек, осуждения с их стороны и будучи уверенным, что будет понятым.

Существуют следующие пути, способствующие формированию и поддержанию принципа уважения доверия в социальной работе:

- социальный работник должен быть специалистом высокой квалификации и выполнять работу в рамках своей компетентности;

- социальный работник должен конфиденциально и ответственно относиться к полученной информации.

 

 

6.4. Соблюдение профессиональной честности

 

Невозможно следовать принципу профессиональной честности и быть человеком, который способен на ложь и обман. Противоположным понятием лживости является честность, являющаяся одной из нравственных важнейших ценностей. Понятие «честность» имеет несколько смыслов, которые характеризуют нравственно одобряемое поведение. Все смыслы этого понятия имеют конкретное выражение в профессиональной честности социального работника.

Профессиональная честность социального работника означает, прежде всего, то, что это человек не лживый. Одной из форм лживого поведения в социальной работе может быть невыполнение обещаний, данных клиенту, коллегам, а также невыполнение профессиональных обязательств. Честность социального работника состоит в том, что социальный работник не прибегает к обманной речи. Его слово – правдиво, то есть соответствует действительности. Нечестным для социального работника является давать заведомо лживые обещания, которые не могут быть выполнены никогда.

Честность социального работника проявляется и в том, что он в своей деятельности не будет прибегать к различного рода нарушениям, мошенничеству, умело их маскируя. Честный человек, допустивший какую-либо ошибку, не прибегнет к оправданиям, разного рода хитростям, чтобы снять с себя ответственность.

Профессиональная честность не совместима с клеветой ни в адрес клиента, ни социального работника и т. п. Клевета, направленная на клиента, чаще всего является попыткой оправдать свой непрофессионализм. Клевета против своих сослуживцев имеет целью любой ценой продвинуться по службе, либо является результатом зависти. Клевета – аморальное явление, не имеющее ничего общего с этикой социального работника.

Социальная работа невозможна без участливого отношения к своим клиентам. Если социальный работник не может выразить сочувствие, сострадание к клиенту, но, стремясь заслужить доверие, может «надеть на себя» маску сострадательности, а на самом деле испытывать другие чувства. Неискренность, положенная в основу этого поведения, является ни чем иным, как лицемерием, то есть одной из форм лживого поведения.

Одной из проблем этики социальной работы является допустимости обмана «во спасение». И. Кант считал, что любой обман не может рассматриваться допустимым с точки зрения морали. Однако в практической деятельности социального работника возникает множество ситуаций, когда обман (умолчание и т. д.), принимается социальным работником, как единственно правильное решение. Как оценить это, с точки зрения морали? Умолчание, например, относительно судьбы старого человека может быть допустимым только в том случае, если сам человек предпочитает правды не знать.

Честность социального работника может трактоваться и как справедливое поведение, свободное от всякой предвзятости. Социальный работник, решая проблемы со своими клиентами, не допускает несправедливости.

Честность социального работника предполагает адекватную самооценку, не преувеличивающую своих профессиональных достоинств. Она является источником дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования.

 

6.5. Уважение права человека принимать своё собственное решение

Этот принцип является продолжением и развитием принципа уважения достоинства человека. Именно этот принцип, его соблюдение вызывает неоднозначное толкование, когда позиция социального работника и, в частности, клиента расходятся. В осмыслении этого вопроса можно выделить следующие два аспекта: каковы границы самоопределения клиента, и каковы границы опеки клиента социальным работником.

Под самоопределением клиента понимают его право на принятие собственного решения. Какова же роль социального работника в этом процессе? Ответ на этот вопрос содержится в понимании сущности социальной работы. Социальный работник имеет дело с теми индивидами, группами, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы. Однако социальная работа должна способствовать развитию личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества.

Поэтому общие этические требования к действиям социальных работников, выражающие сущность этой профессии состоят в том, пишет Е.Ярская-Смирнова, чтобы способствовать увеличению жизненных сил клиента, наделению пониманием и навыками, как справляться со своими проблемами самостоятельно без помощи социальных работников. Оказание помощи нуждающимся должно включать в себя не только мероприятия, которые обеспечивают эту конкретную помощь, но и действия, имеющие целью научить, как не оказаться в затруднительном положении или, оказавшись в нём, участвовать в выборе методов и средств выхода из этой ситуации. Социальный работник должен способствовать самоопределению клиентов.

Самоопределение клиента необходимым образом связано с обретением им свободы. Свобода, как она трактуется в словаре В. Даля, означает свою волю, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства. Существуют ли ограничения свободы действий клиента? Свобода человека во многом зависит от его знаний, как поступать в той или иной ситуации. Как утверждали древние философы, свобода человека заключается в его разумности. Одна из задач социального работника состоит в том, чтобы способствовать расширению его знаний, развитию его рациональности. Однако свобода клиента также может ограничиваться его психологической подавленностью, страхом перед событиями. Социальный работник должен способствовать снятию этих субъективных ограничений свободы клиента.

Но есть ограничения, которые не зависят от состояния субъективности клиента. Так, например, клиенты служб социальной защиты не могут повлиять своими действиями на размер пенсий по старости, по инвалидности и пр. В этом случае их свобода ограничена положениями государственной социальной политики. Следовательно, под свободой понимают не отсутствие каких-либо ограничений, потому что свобода всегда связана с ограничениями. Как не парадоксально это звучит, ограничение может быть выгодно клиенту, который снимает с себя ответственность за свою бездеятельность, виня «всех и вся» в своих невзгодах. Свобода может страшить некоторых людей, так как всегда сопряжена с ответственностью за свои бездействия. Поэтому одним из направлений деятельности социального работника является способствование самоопределению клиента, особенно, когда клиент молод.

Итак, социальный работник должен способствовать самоопределению клиента, но должны ли существовать какие-либо ограничения свободе клиента, которые создаёт сам социальный работник?

Социальный работник не может вмешиваться в процесс принятия клиентом собственного решения той или иной проблемы, стремясь оградить его от нежелательных последствий. Социальный работник обязан только предупредить клиента о том, что тот может нанести себе вред этими действиями.

Но в отдельных случаях социальный работник должен вмешиваться в процесс принятия клиентом решений, если клиент не может реально оценить ситуацию, в которой он оказался. Например, решение проблем трудных подростков и т. п. При этом участие социального работника в выборе клиентом средств и методов решения проблемы должно быть конструктивным, то есть решение должно приниматься на основе согласия и участия клиента в этом поиске.

Также вмешательство социального работника, ограничивающее свободу клиента, необходимо и в тех случаях, когда поступки клиента могут нанести вред другим людям (членам семьи, обществу). В этом случае применение даже дискриминационных мер по отношению к некоторым клиентам допустимо. Социальный работник может инициировать вопрос о лишении родительских прав, если нарушаются права детей, заключении отдельных граждан под стражу, если их пребывание «на воле» несёт опасность для здоровья и жизни людей их окружающих.

Ограничением возможности на самоопределение также является установление опеки над некоторыми клиентами с целью защиты их интересов. В тех случаях, когда клиент не может принимать рациональное, благоразумное решение морально обоснованным является установление над ним опеки. Однако это может не избавить от различного рода нравственных конфликтов, обусловленных тем, что клиент может рассматривать установление над ним опеки как «неуважение к его личности». Поэтому решение возможности самоопределения клиента должно решаться только на основании глубокого изучения проблемы и рассматриваться как самый крайний случай в деятельности социальной службы. Е. Ярская-Смирнова отмечает следующие случаи, когда может приниматься такое решение:

- когда человек постоянно нарушает принятые в обществе моральные нормы;

- когда действия человека подвергают риску здоровье, жизнь, интересы других людей;

- когда действия человека нарушают правовые законы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.011 с.)