Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции



Традиционное когнитивно ориентированное образование решает, в основном, задачу формирования знаний, умений и навыков, а развитие и воспитание обучаемых рассматривается как «побочный продукт» процесса обучения. Такое обучение направлено на подготовку специалиста, а не профессионала. В

Когнитивный (лат. cognite - мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. Когнитивная сфера - сфера психики человека, связанная с познавательными процессами. Когнитивное развитие — процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Профессиологии различают понятия «специалист» и «профессионал». Специалист - это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы. Чтобы дать качественную характеристику профессионала, необходимо рассмотреть понятия «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции».

Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.

Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.

Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характеры для профессионалов. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

Следует отметить, что в отечественной профессиональной педагогике проблема ключевых квалификаций и компетенций еще слабо разработана. Наиболее последовательно она излагается в работах Е.Ф. Зеера, А.К. Марковой, СЕ. Шитова. Ранее эта проблема изучалась отечественными учеными в аспектах подготовки рабочих широкого профиля (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, С.А. Шапоринский и др.).

Атутов П.Р. (1921-2001). Академик РАО, крупный ученый, педагог, исследовавший проблемы политехнического, технологического и профессионального образования. Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний. Известны также труды П.Р. Атутова по проблемам методологии педагогической науки, дидактики, истории педагогики и др.

Батышев С.Я. (1915 - 2000). Академик РАО, крупный ученый в области педагогики профессионального образования, основоположник научной дисциплины «Производственная педагогика». Им разработаны теория стадийного обучения, теория и методика блочно-модульного обучения, система управления профессиональным обучением и др.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда, оно стало определять требования к подготовке кадров в профессиональной школе.

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям, содержание которых приведено в таблице.

В наибольшей мере проблема развития ключевых квалификаций может быть решена в процессе реализации личностно ориентированного профессионального образования. Следует также отметить, что компетентностный подход находит свое применение не только в профессиональном, но и в общем образовании.

Высшим уровнем профессионализма является мастерство, предусматривающее творческий характер и сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Таким образом, с учетом профессиональных квалификаций, ключевых квалификаций и компетенций процесс профессионального развития личности можно представить следующим образом.

Профессиональное развитие

Очевидно, что компоненты процесса профессионального развития не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

XXI век будет веком профессионалов. Поэтому в профессиональной школе необходимо переходить от подготовки специалистов к подготовке профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и компонентами.

Словарь основных понятий

Профессиональное развитие - процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.

Профессионализм - уровень профессионального развития личности.

Мастерство — высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Профессиональное творчество - деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов.

Индивидуальный стиль деятельности — совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.

Квалификация - уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда.

Компетенция - круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.

 

§ 7. Основные направления развития профессионального образования

Мнемосхема

Профессиональное образование в целом

В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовом профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года учеными специалистами разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом.

Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы синтеза обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. С этой целью должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.

Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения. Сокращение и интеграция профессий и специальностей.

Изменение цели профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании).

Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям.

Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).

Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.

Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ.

Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.

Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры и здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др.

Создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у них готовности к самоустройству, в том числе и открытию собственного дела.

Развитие на базе учреждений профессионального образования системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую подготовку специалистов к смене видов деятельности и переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.

Реформирование государственно-общественного управления профессиональным образованием, реальная реализация принципов демократизации, социального партнерства и взаимодействия, инновационного управления, обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и федерального центра, создание кооперации сети образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости, попечительских советов, проведение мониторинга качества образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

Упорядочение финансирования учреждений профессионального образования, финансовая поддержка их инновационной деятельности, увеличение доли дополнительных платных услуг на базе образовательных учреждений.

Укрепление и модернизация учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, создание учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам и специальностям.

Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство.

Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов.

Повышение статуса и материального положения педагогических работников, совершенствование системы повышения их квалификации.

Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование

Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства.

Повышение качества подготовки специалистов среднего звена с ориентацией ее на международные стандарты.

Формирование у молодых специалистов таких новых профессиональных качеств, как системное мышление, экологическая, правовая, информационная, технологическая, коммуникабельная культура, способность к предпринимательству и осознанному анализу своей деятельности, профессиональная самостоятельность и ответственность, творческая активность, толерантность, способность к постоянному профессиональному росту.

Решительный поворот учреждений начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда и запросам населения, создание региональных систем начального и среднего профессионального образования.

Обеспечение преемственности общего и базового профессионального образования, разработка оптимальной модели реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях

В целях совершенствования системы управления профессиональным образованием осуществить разделение учреждений начального и среднего профессионального образования на два уровня: федерального и регионального подчинения.

Переход к нормативному финансированию учреждений начального и среднего профессионального образования.

Совершенствование нормативно-правовой базы, разработка законов о начальном и среднем профессиональном образовании.

Высшее профессиональное образование

Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования.

Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактора устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования.

Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.

Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов.

Проведение регулярной аттестации вузов, обновления государственных стандартов и образовательных программ высшего образования.

Обеспечение сохранения, обновления, повышения социального статуса и квалификации, кадрового потенциала высшей школы.

Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов.

Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающей решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.

Словарь основных понятий

Информатизация образования — внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники.

Мониторинг (лат. monitor - напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Диверсификация (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров.

Модернизация (фр. moderne - современный, новейший) - в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса.

Аттестация образовательного учреждения установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.

Обученность - результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

Самосознание - одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком.

Актуализация - переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.

Профессиональное развитие - процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением.

Профессиональная направленность - направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.

Конгруэнтность - равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности).

Вопросы и задания для самоконтроля

Раскройте этапы становления и развития профессионального образования за рубежом в первобытном обществе, в эпоху рабовладельчества, Средневековья и Нового времени.

Каковы предпосылки зарождения практической педагогики профессионального обучения?

Дайте характеристику основным этапам становления и развития теории и практики профессионального образования в дореволюционной России.

Каковы основные черты профессионального образования в СССР?

Охарактеризуйте рационалистическую и гуманистическую модели и современные системы профессионального образования за рубежом.

Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в Российской Федерации.

Раскройте современные требования к профессионализму.

В чем отличие специалиста от профессионала?

Сформулируйте основные направления развития профессионального образования в целом, а также базового (начального и среднего) и высшего профессионального образования.

Объясните сущность, характерные черты и пути осуществления личностно ориентированного профессионального образования.

Дайте характеристику исторически сложившимся теориям и системам профессионального образования: дуальной, многопрофессиональной, ступенчатой, многоступенчатой, базовой и специальной, сокращенной, дистанционной, личностно ориентированной.

Литература для самостоятельной работы

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №10. - С. 1-59.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С. 181-224.

Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С 3-71.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - №4. - С. 3-31.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. — С. 49-57; 262-270.

Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-С. 31-50; 133-152.

Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1996. - С. 91-106; 154-164.

Новиков A.M. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, 1997. - 254 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.236.179 (0.114 с.)