ТОП 10:

Концепция базового и специального профессионального обучения



Концепция базового и специального профессионального обучения предусматривает осуществление основной ступени базового профессионального образования по группе родственных профессий (полипрофессиональное обучение), а на специальной ступени - осуществление специального профессионального образования по конкретной специальности (многопрофессиональное обучение). Графически эту концепцию можно представить следующим образом.

Основным принципом концепции базового и специального профобучения является принцип специализации, который означает, что обучение на специальной ступени осуществляется по определенной специализации. Например, студенты медицинских вузов на 1-3 курсах получают базовое образование по профессии врача. На последующих курсах они обучаются по конкретным врачебным специальностям: терапевт, хирург, педиатр и т.д.

Доля современного (полипрофессионального) обучения по конкретным профессиям может быть различной.

Базовое и специальное образование от ступенчатого обучения отличается также тем, что выпускной экзамен сдается только после завершения обучения на специальной ступени. Преимуществом этой системы профессионального образования является то, что на основной ступени обучающиеся получают фундаментальную базовую подготовку, что повышает качество специальной подготовки. Проблема состоит в обеспечении адекватности выбора специализации обучения с учетом интересов, способностей обучающихся и имеющихся возможностей.

Многоуровневое профессиональное обучение

Основной идеей многоуровневого профессионального обучения является разделение общеобразовательного и профессионального компонентов образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и др.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского).

По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Положительная особенность многоуровневой структуры обучения заключается прежде всего в том, что на основе профильного общего образования более осознанно осуществляется выбор профессии, что усиливает мотивацию профессионального обучения.

Ограниченность этой структуры образования проявляется в связи с определенными проблемами преодоления автономности профессиональных учебных заведений. Кроме того, человек сравнительно поздно может овладеть всеми уровнями профессионального образования и активно включиться в полноценную профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения профессиональных учебных заведений различного уровня, «размывания» границ их автономности: создаются учебные комплексы, объединения, устанавливаются договорные отношения. Поэтому на практике структуры многоступенчатой и многоуровневой подготовки специалистов нередко функционируют параллельно.

Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения

В последнее время меняется статус начального и среднего профессионального образования, появляются образовательные учреждения нового типа -лицеи и колледжи, которые выполняют роль переходных звеньев между уровнями профессионального образования, что видно из следующей схемы:

Система профессиональной подготовки

Осуществляется интеграция общего и профессионального образования. Согласно классификации ЮНЕСКО, профессиональные колледжи и технические лицеи отнесены к средним профессиональным учреждениям, что позволяет их рассматривать в качестве одного из уровней высшего профессионального образования.

Интеграция средних специальных учебных заведений в систему высшего образования позволила восстановить единый подход к формированию профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов, удовлетворяющей как потребности населения в образовании, так и потребности общества в кадрах, и на деле реализовать принцип диверсификации образовательных структур.

Диверсификация образования

(лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - разнообразие уровней и форм получения образования

Эти общества позволили осуществлять высшее профессиональное образование по сокращенным срокам обучения. Для этого необходимо согласование учебных планов средних специальных учебных заведений и вузов. На базе вузов создаются учебно-научные компоненты, либо происходит слияние средних учебных заведений в единое учебное заведение под эгидой вузов.

Это позволяет повысить уровень среднего профессионального образования за счет использования учебно-материальной базы и кадрового потенциала вузов, более гибко реагировать на вопросы рынка труда, создавать региональные системы непрерывного образования, повысить качество подготовки специалистов.

Словарь основных понятий

Монопрофессиональное обучение - обучение одной профессии в течение одного цикла со сдачей выпускного экзамена.

Полипрофессиональноеобучение - ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой степени.

Профессия род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Специальность - конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.

Бакалавр - первая квалификация в системе ступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению четырехлетнего обучения после успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Магистр - академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая о наличии у него знаний, умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Присваивается по завершению шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации.

§ 6. Современные требования к профессионалу

Мнемосхема

Современные требования к подготовке кадров

Происходящие в мире социально-экономические и производственно-технические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров (см. таблицу):







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.006 с.)