Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории профессиональной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Основные категории профессиональной педагогики представлены в таблице.
Структура академического курса профессиональной педагогики Академический курс профессиональной педагогики включает в себя следующие разделы. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования: становление, развитие и современное состояние профессионального образования в России и за рубежом; современные требования к профессионализму; основные направления развития профессионального образования. Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его проектирование: педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении как целостная система; профессиональное обучения, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе; проектирование содержания, методов, форм и средств профессионального обучения. Технологии профессионального и производственного обучения: теории обучения, модульное обучение в профессиональной школе; инновационные технологии в профессиональном образовании; теория и методика стадийного профессионального обучения; системы и периоды производственного обучения; технологии дистанционного обучения; выбор технологии обучения. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: сущность, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и технологии воспитания, формирование и развитие коллектива обучающихся; воспитательная работа в общежитии; организация, критерии и показатели эффективности воспитания будущих специалистов. Управление профессиональным образованием: сущность, функции, принципы, система управления профессиональными учебными заведениями; планирование работы профессионального учебного заведения; управление качеством подготовки специалистов; мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности; контроль как функция управления; педагогический коллектив, его формирование и развитие. Словарь основных понятий Педагогика начального профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием. Педагогика среднего профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием. Педагогика высшей школы - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика послевузовского профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Производственная педагогика — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве. Вопросы и задания для самоконтроля Раскройте объективные предпосылки возникновения педагогики как науки. Обоснуйте объект, предмет, функции и задачи педагогики. Охарактеризуйте сложившиеся отрасли педагогики. Покажите связь педагогики с другими науками. Раскройте содержание основных категорий педагогики: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, образование, воспитание (самовоспитание), обучение, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация, развитие, формирование, становление личности, педагогические законы, закономерности, принципы и правила. В чем сущность методологии педагогики и методической культуры педагога? Охарактеризуйте уровни методологического знания. Раскройте конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Охарактеризуйте этапы и методы педагогических исследований. Покажите сущность педагогического процесса как целостной динамической системы. Раскройте сущность и направления педагогических инноваций. Каковы особенности инновационного образовательного учреждения? Покажите особенности личности и факторы творческого саморазвития педагога-новатора. Дайте обоснование объекта и предмета профессиональной педагогики, раскройте ее области. В чем заключаются функции и задачи профессиональной педагогики? Охарактеризуйте основные категории профессиональной педагогики. Литература для самостоятельной работы Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 5-71; 171-235; 431-451. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - С. 7-115. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.-168 с. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2001. - С. 3-62. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособие. - М.: «Гном-Пресс», Моск. гор. пед. общество, 1999. - 192 с. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. - М.: Владос, 2000. -КнЛ.-С. 6-228. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-С. 81-121. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-С. 58-146. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - С. 8-88; 328-414. Глава 3. Образование как социокультурный феномен Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей. Аристотель § 1. Сущность, аспекты и функции образования Мнемосхема
Сущность понятия образования Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.). В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека. В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности. Аспекты образования "Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию". Я.А. Коменский (1592-1670). Великий чешский педагог. Основоположник педагогики как науки. Разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, классно-урочную форму обучения, принципы и правила обучения, первые иллюстрированные учебники; высказал новый взгляд на учителя Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности. Функции образования Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке. Функции образования Социальные Формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; Подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме Личностные В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением. Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах. Мы увидели, что образование - очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования: это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры; это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления; это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования; это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования. "У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным" К.Д. Ушинский (1824-1570). Великий русский педагог. Основоположник русской народной школы и педагогики Словарь основных понятий Система - целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности. Процесс — ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо. Педагогический процесс - целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания. Личность - человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания. § 2. Ведущие парадигмы образования Мнемосхема
Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе. В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая. Когнитивная парадигма Когнитивный (лат. cogito — мыслю) — относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится. Учебный предмет рассматривается как своеобразная "проекция" науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания. Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения. Основным критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как "побочный продукт" учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют "знаниевой", императивной, традиционной, а школу -"школой памяти", так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |