Профессиональное назначение социального педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное назначение социального педагога.



Потребность современного российского общества в кадрах квалифицированных специалистов, компетентных в вопросах оказания психолого-педагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения, носит ярко выраженный характер в условиях провинциального промышленного города, каким является Магнитогорск. Зависимость большей части жителей города от деятельности металлургического комбината, сокращение рабочих мест на предприятиях, расслоение общества, появление социальных сирот, сокращение числа учреждений дополнительного образования, рост преступности, наркомании, токсикомании, появление в городе инфицированных СПИДом – все это усугубляет проблемы семьи и семейного воспитания, а следовательно, актуализирует проблему дефицита специалистов по работе с семьей. Отсутствие в городе учебных заведений по подготовке педагогов дополнительного образования, специалистов по работе с подростками с девиантным поведением – расширяет диапазон направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика».

Социальный педагог специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он влияет на формирование воспитывающих гуманных отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. В этически доступной форме «выходит» на контакт с семьей, личностью. Устанавливает «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности детей и родителей, их способности; вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия жизни, моральную атмосферу; выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы – психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключает других специалистов. Оказывает помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния. Осуществляет психолого-педагогическую работу с детьми и молодежью по месту жительства (в общежитии); выявляет личные, межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, факты отклоняющегося от нормы поведения, семьи социального риска. Занимается профилактикой правонарушений. Выявляет детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывает им необходимую помощь.

Социальный педагог является специалистом высшей квалификации и предназначен для работы с детьми и родителями в различных типах образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, вуз и др.), учреждениях дополнительного образования, специальных профилактических учреждениях (детские приемники и распределители, тюрьмы, спец. ПТУ и др.), социальных службах (медико-психолого-педагогических, реабилитационных и др.), центрах досуга и творчества, государственных и общественных организациях, ориентированных на реализацию задач социального воспитания детей.

Квалификационные требования к бакалавру.

Бакалавр должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать интегративными качествами социального педагога и выполнять функции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую, организационно-коммуникативную, охранно-защитную.

Общие требования к образованности бакалавра:

– осознавать личностную и социальную значимость своей профессии;

– обладать целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

– обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества;

– владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

– знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, уметь учитывать их при подготовке социальных проектов;

– владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

– владеть системой знаний о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества;

– знать формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества;

– владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания;

– знать концептуальные основы и принципы экологического образования, уметь реализовывать их в профессиональной деятельности;

– владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

– быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

– обладать организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

– уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

– обладать культурой мышления, речи, общения;

– быть способным к проектной деятельности на основе системного подхода;

– быть психологически и методически подготовленным к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;

– владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Социальный педагог должен уметь анализировать современные проблемы семьи и детства, видеть место и роль своей профессиональной деятельности в жизни общества, аргументированно отстаивать свою нравственную позицию.

Социальный педагог должен знать:

– основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности;

– основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов;

– тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания;

– функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи семье и детям;

– специфику работы в социальной среде, школе, семье, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.;

– социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа;

– теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;

– формы и методы социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения;

– принципы организации семейного досуга, общения, свободного времени детей, подростков и взрослых;

– основы трудового законодательства.

Социальный педагог должен уметь:

– выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;

– организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

– влиять на воспитание в семейно-бытовой среде, оказывать профессиональную помощь семье;

– находить взаимопонимание и контакт с семьями социального риска, с педагогически запущенными подростками, оказывать им помощь и поддержку;

– диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагностических отклонений в поведении и обучении детей;

– выслушивать клиентов с пониманием, обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое;

– наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности;

– создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

– активизировать усилия своих подопечных (детей и взрослых) по решению собственных проблем;

– выявлять и использовать возможности социальных институтов в укреплении семьи, в оказании корректной педагогической помощи, в воспитании детей;

– осуществлять межинституциональные связи;

– применять методы социологических исследований в своей профессиональной деятельности.

Наряду с владением профессиональными знаниями и умениями, социальный педагог должен быть гуманистом, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению доверительных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.

 

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– В чем состоит профессиональное назначение социального педагога?

– Назовите квалификационные требования к социальному педагогу.

– Что означает требование к социальному педагогу «быть способным в условиях развивающейся науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии»?

– Что означает требование к социальному педагогу «быть способным находить нестандартные решения типовых задач, уметь решать нестандартные задачи»?

– Какими знаниями должен владеть социальный педагог?

– Какими умениями должен владеть социальный педагог?

– Что означает умение социального педагога диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию отклоняющегося поведения?

– Где может работать социальный педагог с дипломом бакалавра?

Тема 8.

Планирование и организация работы

Социального педагога

Цель изучения: знакомство с планированием работы социального педагога.

 

Изучив данную тему, студент должен:

- знать:

– основные документы социального педагога;

– виды планов социального педагога;

– основные структурные компоненты программы социального педагога;

- уметь:

– составлять план работы социального педагога в зависимости от сферы его практической деятельности;

– писать объяснительную записку к программе социального педагога;

- владеть:

– навыками работы с программой социального педагога.

Особое внимание обратить на:

– основные документы социального педагога;

– последовательность составления программы социального педагога;

– основные направления деятельности социального педагога, которые могут быть отражены в его программе;

– необходимость включения в программу предполагаемых результатов работы.

Краткое содержание темы

 

Документация социального педагога определяется спецификой его деятельности, не подлежит жесткой регламентации и может вестись в произвольной форме.

В качестве основных документов социального педагога можно назвать:

– перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

– медико-психолого-педагогические характеристики клиентов, относящиеся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежащие широкой огласке;

– программу работы социального педагога.

Программа является рабочим документом социального педагога, отражающим целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты его деятельности.

Программа может включать в себя следующие пункты:

1. Объяснительная записка (содержит информацию о назначении программы, специализации и месте работы социального педагога, объектах его деятельности).

2. Анализ работы за предыдущий год (делается кратко, имеет целью выявление наиболее злободневных проблем).

3. Цель и задачи программы (определяются на основе выявленных проблем и конкретизируются с учетом специфики работы социального педагога в предстоящем году).

4. Основные направления деятельности социального педагога (например, работа по оздоровлению нравственно-психологического климата в детском коллективе, оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, организация семейного досуга, работа по профилактике правонарушений среди подростков и т.д.).

5. Методы работы социального педагога (это могут быть методы изучения воспитанников, семей; методы воспитания; методы оказания социальной помощи).

6. Содержание работы (конкретизирует основные направления деятельности социального педагога. Этот пункт может включать план работы социального педагога на год).

7. Этапы реализации программы (могут варьироваться в зависимости от задач каждого этапа, например: подготовительный, основной, итоговый; или определяться, например, по учебным четвертям).

8. Предполагаемые результаты. (Ими могут быть, например, увеличение количества детей, занятых в какой-либо сфере деятельности; вовлечение подростков с девиантным поведением в различные формы общественно-полезной деятельности; оказание социально-педагогической и психологической помощи семьям, нуждающимся в поддержке и др.).

9. Список литературы, необходимой для работы социального педагога.

Предложенная схема составления программы носит рекомендательный характер.

 

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– Чем определяется перечень необходимых для социального педагога документов?

– Какие компоненты деятельности социального педагога отражает его программа?

– Какие пункты являются обязательными при разработке программы социального педагога?

– Как определяются цель и задачи программы социального педагога?

– Почему необходимо определять в программе предполагаемые результаты?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

К разделу I

 

1. Обоснуйте, в чем состоит назначение социального педагога.

2. Покажите, как реализуются на практике основные функции социального педагога.

3. Назовите обязанности и права социального педагога. Прокомментируйте их на примерах практической деятельности социального педагога.

4. Раскройте основные положения Кодекса этики социального педагога. Обоснуйте их с точки зрения специфики работы социального педагога в современных социально-экономических условиях.

5. Назовите международные соглашения, которые легли в основу Кодекса этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».

6. Обоснуйте, в чем состоит специфика профессионального общения социального педагога. Покажите структуру педагогического общения на конкретном примере взаимодействия социального педагога с клиентом.

7. Перечислите требования к знаниям и умениям специалиста по дисциплинам психолого-педагогической и предметной подготовки.

8. Назовите специализации социального педагога.

9. Выберите одну из специализаций социального педагога и составьте программу его работы.

 


Список рекомендуемой литературы к разделу I

 

1. Ахьямова, И. Культура невербального общения социальных педагогов / И. Ахьямова // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 6. – С. 78-80.

2. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: Монография / В.Г. Бочарова. – М., 1999.

3. Бочарова, В. Опытно-экспериментальная работа в области социальной педагогики: специфика, тенденции, инновации / В. Бочарова // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 1. – С. 71-80.

4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Годовникова, Л. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения / Л. Годовникова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 28-37.

7. Дрежжова, Н. В основе работы с семьей – этический кодекс социального педагога / Н. Дрежжова // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 4. – С. 19-23.

8. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». – М, 2003.

9. Крылова, Т. Работа социального педагога по защите прав ребенка / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 33-43.

10. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое пособие / Л.В. Мардахаев. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.

11. Мардахаев, Л. Статус социального педагога: профессионализм и личностные качества / Л. Мардахаев // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 4. – С. 67-71.

12. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева. – 2-е изд., испр. и перераб. – Магнитогорск: МаГУ, 2011.

13. Ометова, Т. Деятельность социального педагога – огромное проблемное поле / Т. Ометова // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 5. – С.41-47.

14. Санникова, Н. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности / Н. Санникова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 88-98.

15. Семиздралова, О. Предупреждение эмоционального выгорания педагога / О. Семиздралова // Социальная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 98-106.

16. Ситник, А. Текущая документация социального педагога / А. Ситник, А. Мисько // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 1. – С. 50-61.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.066 с.)