Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этический кодекс социального педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель изучения: знакомство с этическим кодексом социального педагога.
Изучив данную тему, студент должен: - знать: – назначение кодекса этики; – ценности социально-педагогической работы; – принципы социально-педагогической работы; – стандарты этического поведения социального педагога; – международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социального педагога; – профессиональные ценности; – социальный статус (престиж) профессии, профессиограмму; - уметь: – использовать документ «Кодекс этики социального работника и социального педагога» в практической деятельности; - владеть: – навыками работы с документом «Кодекс этики социального работника и социального педагога». Особое внимание обратить на: – ценности социально-педагогической работы; – принципы социально-педагогической работы; – стандарты этического поведения социального педагога.
Краткое содержание темы
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личностных качеств, так как она основана на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи человеку. Обязательными качествами социального педагога являются эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманным, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой культурой, чувством такта. Раскрывая содержание этического кодекса социального педагога, сошлемся на «Кодекс этики социального работника и социального педагога» – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные педагоги в своей практической деятельности. В кодексе этики социального педагога определены ценности социально-педагогической работы. 1. Человеческое достоинство и толерантность. Социальный педагог признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп. Социальные педагоги: а) уважают основные права человека, указанные во Всеобщей Декларации ООН по правам человека и в других международных соглашениях, основанных на этой Декларации; б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними; г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей; д) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения. 2. Социальная справедливость и гуманизм. Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социально-педагогической работы. Они предполагают: • справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека; • создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений; • обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону. Социальные педагоги: а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей людей; б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы и проводят социально-педагогическую работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов, в том числе, для неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи; г) ведут активную работу по улучшению деятельности социальных институтов, политических структур, конкретных политических лидеров и местных руководителей с целью устранения нарушений гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека; д) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования; е) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния; ж) развивают участие добровольцев, прежде всего из числа молодежи, в совершенствовании социально-педагогической работы, социальных процессов и социальных услуг, поддерживают деятельность общественных организаций и объединений социальной направленности, в том числе, посредством личного участия в них. 3. Компетентность. Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и: • обеспечивает принадлежность социального педагога к их профессиональной группе; • определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; • побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социально-педагогической работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды. Социальные педагоги: а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социально-педагогической работы; б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности; в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления; г) принимают участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности; ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма. Социальный педагог не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Он должен избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должен вступать в сексуальные отношения с ними. 4. Социальная активность, мобильность и гибкость. Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью социально-педагогической работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога с человеком, обратившимся к нему за помощью. Вместе с тем, социальный педагог действует не только по обращению. В тех случаях, когда ему становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), он тактично и осторожно входит в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, он прогнозирует возможные негативные ситуации и стремится предотвратить их возникновение. Социальные педагоги: а) оказывают помощь людям, находящимся в критических ситуациях, с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального статуса, перевода их в социально-стабильные группы населения, предупреждают повторные кризисные ситуации; б) работают с каждым человеком своей социальной среды (территории профессиональной ответственности) и его семьей с целью оказания им помощи по предупреждению возникновения у них кризисных ситуаций, способствуют мобилизации жизненных сил, перевода в социально-перспективные группы населения; в) помогают и поддерживают людей, их семьи, относящиеся к перспективным группам населения, в сохранении этого социального статуса и полной реализации возможностей каждого клиента; г) обеспечивают единство и взаимосвязь познавательной деятельности (изучение клиентов, социума, социальных процессов в нем, исследовательская работа по поиску причин социальных конфликтов), преобразовательной (оказание практической помощи всем нуждающимся людям, семьям и другим группам) и образовательной деятельности (подготовка студентов, обмен опытом с коллегами, обучение клиентов и т.д.).
Кодекс этики социального педагога содержит следующие принципы социально-педагогической работы. 1. Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социально-педагогической работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным социальным педагогом независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный педагог при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируется на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем. Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.
2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный педагог не может оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с его планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог не может принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать его профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального педагога являются инструментом его воздействия на клиента. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
3. Конфиденциальность сотрудничества социального педагога с клиентом. Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным педагогом. Он должен гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения. Социальный педагог должен поставить клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данного социального института (социальной службы), их руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом социальной помощи. Также он обязан сообщить клиенту о необходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем. При согласии клиента на передачу части согласованной информации другим лицам или организациям социальный педагог должен предупредить их об условиях конфиденциальности: конфиденциальность не имеет сроков давности. Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального педагога. 4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливает обязанность социального педагога информировать человека, обратившегося к нему за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем. Социальный педагог ответственен за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации. Информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала. Кроме того, недостаток информации может отрицательно сказаться и на качестве принимаемого клиентом решения, так как он, не зная всех обстоятельств и фактов, может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, противоположному цели социальной работы и его личным интересам. Учитывая, что в социально-педагогической работе решаются вопросы, связанные с судьбой человека, с гармонизацией его отношений с обществом, с улучшением условий его жизнедеятельности, клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия. Учитывая, что взаимодействие человека (клиента), специалиста (социального педагога) и общества (социума) строится на основании партнерских отношений, то каждый из них, в том числе, клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этого взаимодействия, а, значит и правом на инициативу, уважение достоинства и полноту информации. Социальные педагоги должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью. Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять необходимые меры, гарантируя, что это не принесет ущерб профессиональным отношениям. Социальные педагоги должны помогать отдельному человеку, семьям, группам и сообществам находить пути для взаимоприемлемого решения возникающих проблем или согласования и уравновешивания конфликтующих или конкурирующих потребностей и интересов. 5. Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия. Социальный педагог несет ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность. Социальный педагог несет ответственность и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию», снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный педагог обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов. Социальные педагоги несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных типах социума, обеспечивая ее притвлекательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессии социального педагога. При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального педагога вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на специалиста. Нецелесообразно ожидать только от социального педагога его личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным педагогом деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным. 6. Порядочность социального педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; профессионального сообщества социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо. Личная порядочность социального педагога заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех заинтересованных сторон, умении предотвратить установление приоритета одних над другими, в том числе – приоритета общества над интересами клиента и наоборот, своих личных интересов над интересами клиента или общества. Важным условием социально-педагогической работы является бескорыстие социального педагога. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы. Социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Социальный педагог не должен поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в его профессиональной деятельности; его долг – беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности. Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального педагога с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный педагог осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или полностью берет на себя заботу о клиенте. Личная порядочность социального педагога гарантирует качество и эффективность его профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение им требований международного и национального Кодексов этики социального педагога.
В Кодексе этики социального педагога определены также стандарты этического поведения. 1. Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога. Социальный педагог: а) соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их; б) повышает качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивает профессионализм социально-педагогической работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов к решению посильных для них задач; в) повышает статус социально-педагогической работы, защищает ее от необоснованной критики и укрепляет у людей различных социальных групп веру в ее необходимость; г) принимает участие и поощряет других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социально-педагогической работы; д) критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности; е) в доходчивой форме разъясняет окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.
2. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами. Социальный педагог: а) соблюдает принципы социально-педагогической работы в части касающейся клиентов: принимает человека таким, как он есть; привлекает его к активной совместной работе: обеспечивает конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несет ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляет личную порядочность по отношению к нему; б) ценит и уважает личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывает помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп; в) отдает приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважает и учитывает интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждает клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты; г) минимизирует использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано; д) отвергает любые формы дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.
3. Этическое поведение по отношению к коллегам. Социальный педагог: а) с уважением относится к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социально-педагогической деятельности; б) уважает различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях; в) защищает своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно; г) следует советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.
4. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям. Социальный педагог: а) строит свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального педагога; б) придерживается своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добивается от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены; в) развивает командные, межинституциональные и межведомственные формы социально-педагогической работы, оберегает рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.
В основу Кодекса этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» легли следующие международные соглашения: 1. Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г. 2. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. 4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. 5. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. 6. Конвенция о правах ребенка, 1989 г.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы: – Кем разработан Кодекс этики социального работника и социального педагога? – Какие международные документы легли в основу Кодекса этики социального работника и социального педагога? – Назовите ценности социально-педагогической работы. – Назовите принципы социально-педагогической работы. – Назовите стандарты этического поведения социального педагога.
Тема 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.013 с.) |