СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ



ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031300 (050711) «Социальная педагогика»

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С. Н. Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А. Ковалъчук

Басов Н. Ф.

Социальный педагог: Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А.Н.Кравченко. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.

ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педагога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы практической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

ВВЕДЕНИЕ

(с.3) Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблемами, содержанием и основными направлениями деятельности социального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специалиста, характеризуется сфера его практической деятельности. Пособие состоит из шести глав, а также включает приложения, непосредственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного курса: «профессия», «специальность», «квалификация», «специализация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету социального педагога. Здесь представлена модель его профессиональной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специалиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и права, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социального педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы социально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципальных органов и их учреждений; социальные службы специализированных учреждений; социальные службы предприятий, организаций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности социального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по работе с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных институтов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные направления деятельности социального педагога в ней.

(с.4) Отбор включенных в учебное пособие тем определен требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоятельной работы. Кроме того, в качестве приложений представлены документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального, образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании докладов, рефератов и других письменных работ. Существенную помощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.


 

ГЛАВА 1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Классификация профессий

Известно, что классификация это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огромный поток существующих профессий.

В психолого-педагогической науке наибольшее распространение получила классификация профессий, разработанная психологом Е. А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек — природа» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т. д. Профессиональная сфера «человек-техника» объединяет технические профессии по обработке металла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.

Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек — человек», которые связаны с образованием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между (с.8) людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.

 

Назначение специалиста

Сфера деятельности социального педагога — человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в (С.10) различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей специалистов.

По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

 

Основные понятия

(с.14) Профессия, профессиональное образование, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, квалификационная характеристика специалиста, квалификационный труд, тарификация, социальный педагог, Государственный образовательный стандарт.

 

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

(с.24) По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы — в центре внимания социальных работников.

Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека.

Социальные работники выполняют следующие функции:

- поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей к развитию их собственных сил, конструктивной деятельности с опорой на имеющиеся у них резервы;

- предлагают помощь, организуют ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты;

- осуществляют сопровождение людей на протяжении определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

- представляют интересы нуждающихся в помощи, если они не в состоянии этого сделать;

- обращают внимание на последствия сложных коллизий и предлагают меры по их предупреждению, смягчению или ликвидации;

- вызывают сочувствие у окружающих людей и активизируют их на оказание помощи нуждающимся;

- оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

- информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

Клиентами социального работника могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник одновременно работает в условиях как институциональной среды, так (с.25)и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в ус­ловиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.

Социальный работник контактирует как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, — клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписаться в систему, с другой — укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий — педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим — в выполнении их профессиональных функций.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) влияет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять характер отношений между людьми, детьми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса.

 

Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М., 1995. — С. 9-14.

РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Социальный педагог, социальный работник выполняют роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между (с.29) семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Они содействуют взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияют на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, они оказывают влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

Социальный работник (социальный педагог) выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, использовать свои ресурсы; социальный работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;

роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;

роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловече­ских ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;

роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;

роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом;

роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

 

Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М.П.Гурьяновой. — М., 1995. — С. 1.5-17.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М.,2000. — С. 40.

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Раскройте понятия «профессия», «специальность», «квалификация».

2. Назовите основные функции социального педагога.

3. Охарактеризуйте основные звенья профессиональной подготовки социальных педагогов.

4. Какие ступени включает современная модель непрерывного образования?

Рекомендуемая литература

Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики. — М., 1999.

Басов Н. Ф., Басова В. М. Система подготовки студентов университета к социально-педагогической деятельности. — Кострома, 2002.

Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование — страницы реформирования. — Волгоград, 1998.

Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 2004.

Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М., 1999.

Клементович И. П. Новая профессия — социальный педагог // Школа. - 1998. - № 3.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. — 2-е изд. — М., 1994.

Масленникова В. Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. — Казань, 1995.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. — М., 1997.

Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Екатеринбург, 2002.

Нагавкина Л. С., Крокинская O.K., Касабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. Сб. материалов. — СПб., 2000 (2002).

Никитина Л. Е. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. — 2000. — № 8.

Никитина Л. Е. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики. — Ярославль, 2001.

Никитина Л. Е. Социальный педагог в учреждении образования. — М., 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Профессиональное образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 1999.

Профессия // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М, 1999.

Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — 2-е изд., дополн. — М., 2000.

Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: В 2 т. — Т. 2 — М.; Тула, 1993.

Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ. — М., 1995.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М., 2002.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Социально-педагогический колледж / Под ред. М.П.Гурьяновой. — М., 1995.

Специальность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М., 1999.

Шептенко П. А. Введение в специальность социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М.; Барнаул, 2004.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.

ГЛАВА 2

Примерная модель профессиональной деятельности

Модель (от лат. modulus — мера, образец) в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; СПб., 2002. - С. 744).

Существуют разные подходы к модели профессиональной деятельности социального педагога. Р. В. Овчарова, например, включает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социокультурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она называет компонентами модели профессиональной деятельности социального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс (См. Документы и материалы к главе 2).

(с.39) Иную модель профессиональной деятельности предлагает М. А. Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специаль­но организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

При этом объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государства и общества. Цель деятельности — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворе­ние его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

В качестве функций деятельности социального педагога выделяются: диагностические; прогностические; посреднические; коррекционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно-профилактические; эвристические. К средствам отнесены все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие личностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного достоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др. (См. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М, 2000).

Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и подэтапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию) социально-педагогического процесса, достижение оптимального результата (см. Документы и материалы к главе 2).

В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные элементы профессиональной деятельности социального педагога: субъект, объект, функции и содержание.

 

Основные понятия

Этика, этические нормы, педагогическая этика, модель, модель личности социального педагога, профессиональная компетентность, качества личности социального педагога, профессиональные знания, умения и навыки социального педагога, профессиональная карьера социального педагога, имидж социального педагога, профессиональное продвижение.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Общие положения

Социальный педагог — сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Основными задачами социального педагога школы являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Обязанности социального педагога школы может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога.

Социальный педагог взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателями, учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими).

Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы учащихся и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.

Прием и увольнение социального педагога производится в порядке, установленном КЗоТ (Кодекс законов о труде).

Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения.

Аттестация социального педагога производится аттестационной комиссией в установленном законом порядке.

Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с настоящим Положением и уставом образовательного учреждения.

2.2. Организационные вопросы деятельности социального педагога

(с.53) Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел учащихся, оргтехникой и средствами на транспортные расходы.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким, обеспечивать эффективность использования рабочего времени; удобным для всех категорий клиентов и приспособленным к условиям конкретной школы.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующими законоположениями для учреждения образования.

Работа в микрорайоне.

Социальный педагог должен всемерно помогать людям, делая социальные службы доступными населению микрорайона, вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к своей профессии.

3. Развитие знаний.

Социальный педагог должен нести полную ответственность за развитие и полное использование своих профессиональных знаний: (с.73)

а) основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

б) критически их анализировать и оценивать, быть в курсе новых знаний, относящихся к его профессии;

в) вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делиться опытом, знаниями.

Отношение к профессии.

1.Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.

2. Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.

3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.

4. Давайте конструктивную критику профессии, ее теории, методов и практики.

5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением».

Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, невнимание к таким актам, как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы человека посредством ошибочного помещения в лечебное учреждение.

Социальный работник должен:

1) не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности;

2) уметь слышать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;

3) быть коммуникабельным, контактным, уметь «разговорить» и, если нужно, убедить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих;

4) быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;

5) уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

6) всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

7) соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента;

8) уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной политики;

9) вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам; информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, проводимых записях, собираемых данных;

10) не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги только на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу;

11) стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

12) защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии.

Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.

Никитина Л. Е. Социальный педагог в учреждении образования. — М., 2001. — С. 32-39.

(с.81)

Шишковец Т. А. Справочник социаль­ного педагога. — М., 2005. — С. 32.

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

I. Задачи.

1. Ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности социально-педагогического учреждения (социально-педагогический комплекс, центр помощи семье и детям, приемник-распределитель для несовершеннолетних, социальный приют и др.).

2. Изучить и проанализировать содержание профессиональной деятельности социального педагога.

3. Организовать и провести работу по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии воспитанника (группы подростков) в процессе его социализации.

4. Изучить и проанализировать влияние социальных факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) на развитие личности в процессе социализации.

П. Содержание деятельности.

1. Ознакомление с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности социально-педагогического учреждения:

- изучение нормативных документов, определяющих деятельность социально-педагогического учреждения (тип, структура, устав, программы, концепции);

- изучение социально-демографического паспорта микрорайона (тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности и осуществления социально-педагогической работы и т.д.), определение форм взаимодействия.

2. Изучение и анализ профессиональной деятельности социального педагога:

- реализация основных функций деятельности (диагностической, социально-профилактической, коррекционно-реабилитационной и др.);

- использование методов, форм, приемов педагогического воздействия и взаимодействия с конкретной личностью, с группой подростков, семьями, в том числе социально неблагополучными (содержание, технология);

- результативность профессиональной деятельности (зависимость ее от личностных особенностей, уровня теоретической и технологической готовности специалиста).

III. Работа с личностью (группой подростков) по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии в процессе социализации.

1. Диагностика личностных особенностей подростка, выявление положительного потенциала, «проблемного поля», социального статуса в среде неформального общения, референтных лиц с позитивными и негативными влияниями и др.

2. Выявление характера и особенностей микрорайона с целью составления рекомендаций, определения путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний.

3. Изучение и анализ влияния социальных факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) на развитие личности ребенка в процессе социализации (средства, механизмы, результативность: адаптирован, дезадаптирован; проявление индивидуальности; сформированность позитивного или негативного образа Я и др.).

4. Помощь подростку в построении программы личностного развития, прогнозирование личностного роста.

5. Включение подростков в разнообразные виды деятельности (подготовка и проведение совместно с детьми и взрослым населением одного-двух воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел) с целью расширения воспитательного пространства в микросоциуме.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001. - С. 201-202.

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Перечислите основные требования к социальному педагогу. В каком документе они отражены?

2. Попытайтесь изобразить графически модель личности социального педагога и его профессиональной деятельности.

3. Раскройте понятие «этические нормы» социального педагога.

4. Назовите важнейшие качества личности социального педагога.

5. Охарактеризуйте основные обязанности и права социального педа­гога.

6. Как вы определяете карьеру социального педагога? Каково значе­ние имиджа специалиста?

Рекомендуемая литература

Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход: Монография. — М., 1999.

Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1993.

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А. С. Роботовой. — М., 2002.

Вульфов Б. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. — № 5/6.

Галагузова Ю. Н. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. — 1992. — № 6.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «031300 — Социальная педагогика». Квалификация «Социальный педагог». — М., 2000.

Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности / Под ред. М. А. Галагузовой. — Екатеринбург, 1996.

Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. — Екатеринбург, 1996.

Загвязинский В. К, Зайцев М. П. и др. Основы социальной педагогики. — М., 2002.

Капустина З.Я. Организация аттестации социальных педагогов общеобразовательных школ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1999. — № 2.

Клементович И. П. Новая профессия — социальный педагог // Школа. - 1998. - № 3.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2001.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. — М., 1997.

Мудрик А. В. Учитель — мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Екатеринбург, 2002.

Мухаметзянова Г. В., Масленникова В. Ш. Подготовка социального педагога в системе среднего специального образования. — Казань, 1994.

Нагавкина Л. С, Крокинская O.K. и др. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. — СПб., 2000.

Никитина Л. Е. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога // Воспитание школьников. — 2001. — № 4.

Никитина Л.Е. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников. — 2001. — № 2.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Профессиональное самоопределение молодежи // Российская педа­гогическая энциклопедия. — Т. 2. — М., 1999.

Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 1997.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.035 с.)