Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа как социальный институтСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить этот процесс призвана школа. Ребенок приходит в нее в шести-, семилетнем возрасте, а покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17—18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни. Школа (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки. В настоящее время термин «школа» рассматривается в энциклопедической литературе с разных точек зрения. Во-первых, как выучка, приобретенный человеком опыт. Во-вторых, как направление в науке, литературе, искусстве, технике, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности. Применительно к такому ее пониманию один из деятелей Великой Французской революции Ж.Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — (с.177) школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу народов и государств. Школа может рассматриваться и как культурно-образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогов, учащихся, их родителей как творческих личностей. Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заведение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореализации в конкретной сфере деятельности. Школа как развивающаяся система сохраняет то лучшее, что создано предыдущими поколениями, транслирует это достояние новым поколениям в процессе обучения, воспитания, в работе на уроке и во внеурочной деятельности. Она содержится как на средства государства, так и частными лицами, благотворительными обществами. По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образования они бывают начальными, неполными средними (основными), полными средними и высшими. В ряде стран мира, в дореволюционной и современной России они подразделяются по полу учащихся на мужские, женские и совместного обучения. В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на городские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д. Современная российская общеобразовательная школа как социальный институт представляет собой образовательно-воспитательное учреждение, функционирующее в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1991 г.). Она строит свою деятельность, опираясь на следующие принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных (с.178) культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность его системы, образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждении. В Законе «Об образовании» указывается также на гарантии получения гражданином страны образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного, должностного положения, наличия судимости. В отношении граждан, которые нуждаются в социальной помощи, предусматривается, что государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Для тех же, кто имеет отклонения в развитии, государство создает особые условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Для тех, кто имеет выдающиеся способности, возможно предоставление специальных государственных стипендий. Таким образом, за счет учета потенциалов разных категорий населения в школе как учебном заведении обеспечиваются социализация человека, подготовка его к самостоятельной жизни за счет формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе обучения и воспитания; создаются условия для освоения учеником различных форм жизнедеятельности, развития духовного потенциала его личности. Поскольку образовательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурного наследия людей определенной эпохи, подрастающее поколение, пребывая в них, накапливает и развивает свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал. В школе идет процесс «врастания» человека в культуру (Н. В. Бордовская, А.А. Реан), она обеспечивает, с одной стороны, гармонизацию отношений между воспроизводством и передачей исторического и социального опыта, а с другой — закрепляет в сознании молодежи новые политические и экономические реалии. Все это вместе взятое выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений. (с.179) Ведущими функциями школы являются: культурно-образовательная, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-интегративная, производственно-экономическая, общественно-политическая (М. В. Шакурова). В новых условиях к ним добавились еще и охранно-защитная, превентивно-предупредительная, позволяющие обеспечивать права всех участников образовательного процесса, оказывать им помощь в социально-культурной адаптации. Для того чтобы школа как воспитательная организация успешно решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть присущи следующие качества: - открытость, непринужденность общения; - понимание, небезучастное отношение к человеку; - гласность, равенство в межличностных отношениях; - ориентация на проблему; - сослагательность, а не категоричность. Кроме того, современная общеобразовательная школа как институт воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения. Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности большой части населения страны, нарастающего семейного неблагополучия значительно усиливаются социальные функции школы: а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая — обеспечивает включение школьника в социальные отношения, поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смягчение социальной напряженности и конфликтов как в детской среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего социального расслоения общества; б) социально-преобразующая — направлена на подготовку новых поколений к жизни в демократическом государстве, их конкурентоспособность в условиях транзитивного общества; в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей на благополучие, нормальные условия для жизни и развития; г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации; д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и подростков к культурному наследию человечества. Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание. (с.180) Сделать это она сможет, по мнению В. И. Загвязинского, если, во-первых, в ней сложилась воспитательная система, в которой гармонично сочетаются дидактическая и воспитательная подсистемы, управление и самоуправление, налажена связь со всеми другими институтами социализации. Во-вторых, если школа — открытая социально-педагогическая система. В-третьих, если в школе и в микрорайоне создана развивающая среда, обеспечивающая включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение или имитирующие это содержание. В-четвертых, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педагогический коллектив, а не только социальный педагог. И, наконец, в-пятых, если развивается ученическое самоуправление, имеются возможности для проявления детской инициативы, свобода выбора формы и вида деятельности. В теории и на практике выделяются разные типы школ. Одни авторы подразделяют их на общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, с гимназическими и лицейскими классами, гимназии, лицеи. Другие — на школу учебы, в задачу которой входит охват как можно большего числа учеников и их вооружение прочными базовыми знаниями; селекционную школу, в которой за счет жесткой дифференциации, профилизации обеспечивается выпуск конкурентоспособной личности; общинную школу, в которой интегрируются образовательные, социокультурные и досуговые функции; школу — социокультурный комплекс. Таким образом, школа как социальный институт способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 7122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.01 с.) |