Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики



Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

«____» _________________2010 г

протокол № ____________

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Школа как институт социального воспитания

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр психолого-педагогического образования

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Основная цель дисциплины – формирование у студентов готовности включиться в деятельность школы как института социального воспитания.

Задачи:

а) освоение студентами знаний о:

‑ истории школы как социального института;

‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста;

‑ школе как факторе социализации;

‑ школе как воспитательной организации;

‑ процессе приобретения социального опыта в школе;

‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания;

б) развитие умений:

‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования;

‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка;

‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка;

‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению;

‑ использовать методы организации социального опыта детей;

‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности;

в) формирование навыков:

‑ публичного выступления;

‑ работы в команде;

‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования;

‑ организации деятельности однокурсников в ходе групповой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Школа как институт социального воспитания» изучается в рамках дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла во 2-ом семестре обучения.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных в ходе освоения Истории (1 семестр – общие закономерности исторического развития как база для изучения истории школы как социального института); Культуры и межкультурных взаимодействий в современном мире (1 семестр – школа в общем контексте культурного развития человечества); Русского языка и культуры речи (1 семестр – способность правильно строить речь в процессе устной работы по предмету); Современных информационных технологий (1 семестр – умения получения и обработки информации с помощью ПК); Теории обучения и воспитания (1 семестр – общие закономерности педагогики, основные формы и методы воспитательной деятельности); Введения в профессию социального педагога (1 семестр – общие представления о содержании деятельности социального педагога в школе).

В результате освоения предшествующих дисциплин, обучающиеся должны уметь:

‑ анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды;

‑ логично думать и выстраивать программу устного высказывания;

‑ использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию;

‑ адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы:

‑ к получению, хранению и переработке информации;

‑ работе с компьютером;

‑ продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой;

‑ проявлению креативности в процессе учебных занятий;

‑ толерантному восприятию социальных и культурных различий;

‑ бережному и уважительному отношению к мнению товарища.

Освоение дисциплины «Школа как институт социального воспитания» предшествует изучению всех дисциплин, в которых рассматриваются проблемы работы психолога и социального педагога в учреждениях общего образования.

3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) знать о:

‑ истории школы как социального института;

‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста;

‑ школа как факторе социализации;

‑ школе как воспитательной организации;

‑ процессе приобретения социального опыта в школе;

‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания;

2) владеть умениями:

‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования;

‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка;

‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка;

‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению;

‑ использовать методы организации социального опыта детей;

‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности;

3) демонстрировать навыки:

‑ публичного выступления;

‑ работы в команде;

‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования;

4). Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).

Профессиональные компетенции (ПК):

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические (лабораторные) занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет, 3 семестр

Тематический план

Название раздела, темы Всего з.е./час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции Практические Лабораторные
  История школы как социального института           Устный ответ на практическом занятии;
  Школьник как субъект социального воспитания           Проверка конспектов
  Школа как фактор социализации           Тестирование; устный ответ на практическом занятии
  Воспитательные организации: школа           Проверка конспектов; устный ответ на практическом занятии
  Приобретение социального опыта в школе           Тестирование; устный ответ на практическом занятии
  Особенности общения школьников в общеобразовательном учреждении как фактор социального воспитания           Проверка конспектов; устный ответ на практическом занятии
  Итого            

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы семинарских занятий

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

· Информационная лекция – студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая осмыслению и запоминанию

· Проблемная лекция – новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи, в условии которой имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

· Лекция-визуализация – представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, чертежи, рисунки, схемы и т. д.).

· Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск истинного мнения, нахождение оптимального решения спорного вопроса. Дискуссия является эффективным способом убеждения, т.к. ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Зачет по дисциплине «Школа как институт социального воспитания» сдается в форме собеседования по следующим вопросам:

 

Вопросы к зачету (собеседование):

1.

 

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

а) основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1999.

2. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001;

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

6. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.38-50.

7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.

8. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. ‑ М., 1991.

9. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2001.

10. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. ‑ М., 1999.

11. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика.- 2005 - № 4. – С.47-56.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. ‑ М., 1999.

13. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2006.

14. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2002.

15. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие. – М., 2002.

б) дополнительная:

16. ‑ Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989;

17. Аверин В.А. Психология раннего детства. ‑ СПб., 2000.

18. Бочарова В. Педагогика социальной работы. ‑ М., 1994.

19. Васильева З.В. Изучение личности школьника учителем. ‑ М., 1991.

20. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.

21. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -С. 114-123.

22. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. – 1997. - №4. – с.45-56.

23. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М., 1999.

24. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М., 2003.

25. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2003.

26. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой – М.,2002.

27. История педагогики / Под ред Пискунова. – М.,2001.

28. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М.,2002.

29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

30. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

31. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков // Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.

32. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. ‑ М., 2002.

33. Методика работы социального педагога / под. ред. А.В. Кузнецовой. ‑ М, 2003.

34. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.

35. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. ‑ М., 2001.

36. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000.

37. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград, 2006.

 

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная аудитория, оснащенная доской или флипчатом;

Мультимедийное оборудование;

Компьютерный класс;

Подборка видеозаписей телевизионных программ, посвященных антропологической, исторической и этнокультурной тематикам

 

Автор: к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Воронцов Дмитрий Борисович

Рецензент(ы) ____________________________________________________

Программа одобрена на заседании УМК факультета (института) _______

от ___________ года, протокол № ________.

 

Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

«____» _________________2010 г

протокол № ____________

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Школа как институт социального воспитания

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр психолого-педагогического образования

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Основная цель дисциплины – формирование у студентов готовности включиться в деятельность школы как института социального воспитания.

Задачи:

а) освоение студентами знаний о:

‑ истории школы как социального института;

‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста;

‑ школе как факторе социализации;

‑ школе как воспитательной организации;

‑ процессе приобретения социального опыта в школе;

‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания;

б) развитие умений:

‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования;

‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка;

‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка;

‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению;

‑ использовать методы организации социального опыта детей;

‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности;

в) формирование навыков:

‑ публичного выступления;

‑ работы в команде;

‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования;

‑ организации деятельности однокурсников в ходе групповой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Школа как институт социального воспитания» изучается в рамках дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла во 2-ом семестре обучения.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных в ходе освоения Истории (1 семестр – общие закономерности исторического развития как база для изучения истории школы как социального института); Культуры и межкультурных взаимодействий в современном мире (1 семестр – школа в общем контексте культурного развития человечества); Русского языка и культуры речи (1 семестр – способность правильно строить речь в процессе устной работы по предмету); Современных информационных технологий (1 семестр – умения получения и обработки информации с помощью ПК); Теории обучения и воспитания (1 семестр – общие закономерности педагогики, основные формы и методы воспитательной деятельности); Введения в профессию социального педагога (1 семестр – общие представления о содержании деятельности социального педагога в школе).

В результате освоения предшествующих дисциплин, обучающиеся должны уметь:

‑ анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды;

‑ логично думать и выстраивать программу устного высказывания;

‑ использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию;

‑ адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы:

‑ к получению, хранению и переработке информации;

‑ работе с компьютером;

‑ продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой;

‑ проявлению креативности в процессе учебных занятий;

‑ толерантному восприятию социальных и культурных различий;

‑ бережному и уважительному отношению к мнению товарища.

Освоение дисциплины «Школа как институт социального воспитания» предшествует изучению всех дисциплин, в которых рассматриваются проблемы работы психолога и социального педагога в учреждениях общего образования.

3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) знать о:

‑ истории школы как социального института;

‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста;

‑ школа как факторе социализации;

‑ школе как воспитательной организации;

‑ процессе приобретения социального опыта в школе;

‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания;

2) владеть умениями:

‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования;

‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка;

‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка;

‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению;

‑ использовать методы организации социального опыта детей;

‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности;

3) демонстрировать навыки:

‑ публичного выступления;

‑ работы в команде;

‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования;

4). Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).

Профессиональные компетенции (ПК):

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические (лабораторные) занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет, 3 семестр

Тематический план

Название раздела, темы Всего з.е./час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции Практические Лабораторные
  История школы как социального института           Устный ответ на практическом занятии;
  Школьник как субъект социального воспитания           Проверка конспектов
  Школа как фактор социализации           Тестирование; устный ответ на практическом занятии
  Воспитательные организации: школа           Проверка конспектов; устный ответ на практическом занятии
  Приобретение социального опыта в школе           Тестирование; устный ответ на практическом занятии
  Особенности общения школьников в общеобразовательном учреждении как фактор социального воспитания           Проверка конспектов; устный ответ на практическом занятии
  Итого            

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.134 с.)