Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики
Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики «____» _________________2010 г протокол № ____________ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника: бакалавр психолого-педагогического образования
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования Кострома ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи освоения дисциплины Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Основная цель дисциплины – формирование у студентов готовности включиться в деятельность школы как института социального воспитания. Задачи: а) освоение студентами знаний о: ‑ истории школы как социального института; ‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста; ‑ школе как факторе социализации; ‑ школе как воспитательной организации; ‑ процессе приобретения социального опыта в школе; ‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания; б) развитие умений: ‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования; ‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка; ‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка; ‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению; ‑ использовать методы организации социального опыта детей; ‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности; в) формирование навыков: ‑ публичного выступления; ‑ работы в команде; ‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования; ‑ организации деятельности однокурсников в ходе групповой работы. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Школа как институт социального воспитания» изучается в рамках дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла во 2-ом семестре обучения. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных в ходе освоения Истории (1 семестр – общие закономерности исторического развития как база для изучения истории школы как социального института); Культуры и межкультурных взаимодействий в современном мире (1 семестр – школа в общем контексте культурного развития человечества); Русского языка и культуры речи (1 семестр – способность правильно строить речь в процессе устной работы по предмету); Современных информационных технологий (1 семестр – умения получения и обработки информации с помощью ПК); Теории обучения и воспитания (1 семестр – общие закономерности педагогики, основные формы и методы воспитательной деятельности); Введения в профессию социального педагога (1 семестр – общие представления о содержании деятельности социального педагога в школе). В результате освоения предшествующих дисциплин, обучающиеся должны уметь: ‑ анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды; ‑ логично думать и выстраивать программу устного высказывания; ‑ использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию; ‑ адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии. Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы: ‑ к получению, хранению и переработке информации; ‑ работе с компьютером; ‑ продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой; ‑ проявлению креативности в процессе учебных занятий; ‑ толерантному восприятию социальных и культурных различий; ‑ бережному и уважительному отношению к мнению товарища. Освоение дисциплины «Школа как институт социального воспитания» предшествует изучению всех дисциплин, в которых рассматриваются проблемы работы психолога и социального педагога в учреждениях общего образования. 3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) знать о: ‑ истории школы как социального института; ‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста; ‑ школа как факторе социализации; ‑ школе как воспитательной организации; ‑ процессе приобретения социального опыта в школе; ‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания; 2) владеть умениями: ‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования; ‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка; ‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка; ‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению; ‑ использовать методы организации социального опыта детей; ‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности; 3) демонстрировать навыки: ‑ публичного выступления; ‑ работы в команде; ‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования; 4). Перечень формируемых компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8). Профессиональные компетенции (ПК): готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9); готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11). II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Темы семинарских занятий III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ · Информационная лекция – студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая осмыслению и запоминанию · Проблемная лекция – новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи, в условии которой имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. · Лекция-визуализация – представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, чертежи, рисунки, схемы и т. д.). · Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск истинного мнения, нахождение оптимального решения спорного вопроса. Дискуссия является эффективным способом убеждения, т.к. ее участники сами приходят к тому или иному выводу. IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Зачет по дисциплине «Школа как институт социального воспитания» сдается в форме собеседования по следующим вопросам:
Вопросы к зачету (собеседование): 1.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература а) основная: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1999. 2. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001; 3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003. 4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. 5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000. 6. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.38-50. 7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001. 8. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. ‑ М., 1991. 9. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2001. 10. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. ‑ М., 1999. 11. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика.- 2005 - № 4. – С.47-56. 12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. ‑ М., 1999. 13. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2006. 14. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2002. 15. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие. – М., 2002. б) дополнительная: 16. ‑ Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989; 17. Аверин В.А. Психология раннего детства. ‑ СПб., 2000. 18. Бочарова В. Педагогика социальной работы. ‑ М., 1994. 19. Васильева З.В. Изучение личности школьника учителем. ‑ М., 1991. 20. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. 21. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -С. 114-123. 22. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. – 1997. - №4. – с.45-56. 23. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М., 1999. 24. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М., 2003. 25. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. ‑ М., 2003. 26. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой – М.,2002. 27. История педагогики / Под ред Пискунова. – М.,2001. 28. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М.,2002. 29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. 30. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. 31. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков // Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70. 32. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. ‑ М., 2002. 33. Методика работы социального педагога / под. ред. А.В. Кузнецовой. ‑ М, 2003. 34. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999. 35. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. ‑ М., 2001. 36. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000. 37. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград, 2006.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная аудитория, оснащенная доской или флипчатом; Мультимедийное оборудование; Компьютерный класс; Подборка видеозаписей телевизионных программ, посвященных антропологической, исторической и этнокультурной тематикам
Автор: к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Воронцов Дмитрий Борисович Рецензент(ы) ____________________________________________________ Программа одобрена на заседании УМК факультета (института) _______ от ___________ года, протокол № ________.
Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики «____» _________________2010 г протокол № ____________ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника: бакалавр психолого-педагогического образования
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования Кострома ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи освоения дисциплины Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Основная цель дисциплины – формирование у студентов готовности включиться в деятельность школы как института социального воспитания. Задачи: а) освоение студентами знаний о: ‑ истории школы как социального института; ‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста; ‑ школе как факторе социализации; ‑ школе как воспитательной организации; ‑ процессе приобретения социального опыта в школе; ‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания; б) развитие умений: ‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования; ‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка; ‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка; ‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению; ‑ использовать методы организации социального опыта детей; ‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности; в) формирование навыков: ‑ публичного выступления; ‑ работы в команде; ‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования; ‑ организации деятельности однокурсников в ходе групповой работы. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Школа как институт социального воспитания» изучается в рамках дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла во 2-ом семестре обучения. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных в ходе освоения Истории (1 семестр – общие закономерности исторического развития как база для изучения истории школы как социального института); Культуры и межкультурных взаимодействий в современном мире (1 семестр – школа в общем контексте культурного развития человечества); Русского языка и культуры речи (1 семестр – способность правильно строить речь в процессе устной работы по предмету); Современных информационных технологий (1 семестр – умения получения и обработки информации с помощью ПК); Теории обучения и воспитания (1 семестр – общие закономерности педагогики, основные формы и методы воспитательной деятельности); Введения в профессию социального педагога (1 семестр – общие представления о содержании деятельности социального педагога в школе). В результате освоения предшествующих дисциплин, обучающиеся должны уметь: ‑ анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды; ‑ логично думать и выстраивать программу устного высказывания; ‑ использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию; ‑ адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии. Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы: ‑ к получению, хранению и переработке информации; ‑ работе с компьютером; ‑ продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой; ‑ проявлению креативности в процессе учебных занятий; ‑ толерантному восприятию социальных и культурных различий; ‑ бережному и уважительному отношению к мнению товарища. Освоение дисциплины «Школа как институт социального воспитания» предшествует изучению всех дисциплин, в которых рассматриваются проблемы работы психолога и социального педагога в учреждениях общего образования. 3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) знать о: ‑ истории школы как социального института; ‑ личности школьника, психолого-педагогических особенностях различных этапов школьного возраста; ‑ школа как факторе социализации; ‑ школе как воспитательной организации; ‑ процессе приобретения социального опыта в школе; ‑ особенностях общения школьников в общеобразовательном учреждении как факторе социального воспитания; 2) владеть умениями: ‑ проводить ретроспективный анализ школьной жизни, соотносить история развития школы и современные тенденции в сфере образования; ‑ анализировать психолого-педагогические особенности школьного возраста, выявлять наиболее эффективные методы воспитания с учетом возрастных факторов и особенностей социального становления ребенка; ‑ выявлять влияние школы на развитие личности ребенка; ‑ анализировать структуру школы как воспитательной организации, применять теоретические схемы применительно к конкретному образовательному учреждению; ‑ использовать методы организации социального опыта детей; ‑ регулировать школьное общение детей с целью создания оптимальных условий для социализации личности; 3) демонстрировать навыки: ‑ публичного выступления; ‑ работы в команде; ‑ работы с учебной литературой: конспектирования, реферирования, классифицирования, резюмирования; 4). Перечень формируемых компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8). Профессиональные компетенции (ПК): готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9); готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11). II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.008 с.) |