Профессиональные качества социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные качества социального педагога



(с.69) Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами, как:

- естественность — способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;

- доброжелательность — способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом;

- эмпатия — умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди, с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы;

- открытость — умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику;

- деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;

- конкретность — умение четко отвечать на поставленный вопрос или излагать собственное суждение.

Шишковец М.А. Справочник социаль­ного педагога. — М., 2005. — С. 22.

ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И НОРМЫ

Этические обязательства социального педагога по отношению к клиентам

1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов.

(с.70) Социальный педагог должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность клиента. По отношению к клиенту он имеет следующие основные обязанности:

а) не использовать отношения с клиентом в собственных интересах;

б) не принимать участия в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных ориентациях, возрасте, умственных или физических недостатках или каких-либо предпочтениях, привилегиях, персональных характеристиках — напротив, его цель всеми доступными средствами бороться с такой дискриминацией;

в) избегать связей или отношений, которые идут во вред его клиентам;

г) не вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах;

д) осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой;

е) следовать советам и консультациям коллег и наставников в случае, если они, по его мнению, служат интересам дела;

ж) завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда таковые не являются более необходимыми и не служат интересам этого человека или его семьи;

з) в случае если другое лицо официально назначено выступить в защиту клиента, иметь дело с этим лицом исключительно в интересах клиента;

и) не позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по его просьбе;

к) обеспечивать активную субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.

2. Конфиденциальность и сохранение тайны.

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиента и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи. Он обязан:

а) использовать конфиденциальную информацию, полученную им от клиента, только в случае профессиональной необходимости;

б) полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может использоваться;

в) в случае необходимости обеспечивать клиентов любыми официальными записями, касающимися их;

г) обеспечивая клиента необходимыми записями, соблюдать конфиденциальность остальной, хранящейся в записях, информации; (с.71)

д) получить осознанное согласие клиента, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешать какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой.

3. Гонорары.

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды социальной помощи справедливы, разумны, тактичны, соразмерны и с видом оказанной социальной помощи, и со способностью клиента платить.

Социальный педагог не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.

Этические нормы социального педагога по отношению к своим коллегам

1. Уважение, честность, вежливость.

Социальный педагог должен обращаться с коллегами с уважением, вежливо, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность:

а) обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

б) уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия;

в) создавать и поддерживать ситуации, облегчающие коллегам этические профессионально компетентные действия;

г) при работе с клиентом детально и честно предоставлять сведения о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег, использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) замещая коллегу, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

е) не использовать конфликт между коллегой и руководством для укрепления своей профессиональной позиции;

ж) искать арбитраж или объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) уважать коллег, не связанных непосредственно со сферой его работы;

и) выполняя функции эксперта, руководителя, наставника по отношению к коллегам, доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

к) отвечая за прием на работу и оценку деятельности других, выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной и беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев;

л) отвечая за оценку действий других педагогов, студентов, знакомить их с этой оценкой.

2. Отношения с клиентами коллег.

(с.72) Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег со вниманием, вести их дела с полной профессиональной отдачей:

а) не брать на себя профессиональную ответственность за клиентов коллеги без соответствующего согласования с последним;

б) обслуживая клиентов коллег во время его отсутствия, работать с ними так же внимательно, как и с «собственными».

Этические обязательства социального педагога по отношению к руководящей организации или руководителю

Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:

а) работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб;

б) действовать таким образом, чтобы предупредить и исключить ошибки и недостатки в практике и политике приема на работу в его организации;

в) использовать ресурсы руководящей организации очень скрупулезно и только на те нужды, для которых эти ресурсы предназначены.

Этические обязательства социального педагога перед своей профессией

1. Защита чистоты, неприкосновенности профессии.

Социальный педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии:

а) защищать и сохранять чистоту своей профессии, быть ответственным и активным в дискуссиях по совершенствованию профессии;

б) предпринимать действия через соответствующие каналы против неэтичного поведения любого из своих коллег;

в) предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социальной работы.

Работа в микрорайоне.

Социальный педагог должен всемерно помогать людям, делая социальные службы доступными населению микрорайона, вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к своей профессии.

3. Развитие знаний.

Социальный педагог должен нести полную ответственность за развитие и полное использование своих профессиональных знаний: (с.73)

а) основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

б) критически их анализировать и оценивать, быть в курсе новых знаний, относящихся к его профессии;

в) вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делиться опытом, знаниями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.008 с.)