Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический аспект понимания сущности гуманитарных технологий.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рис.1. Схема технологического процесса
Какую специфику вносит в этот процесс ведущая характеристика рассматриваемых технологий – их гуманитарность? Очевидно, отличительные признаки этих технологий, к которым правомерно отнести, по крайней мере, следующие:
Эти отличительные признаки накладывают определенные требования на содержание процесса освоения технологий, т.е. процесс освоения гуманитарных технологий должен учитывать их охарактеризованные особенности. Кроме этого, студенческий возраст – это пора сложного структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» и «оптимумов» (Ананьев Б.Г.[13]) то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Поэтому, методологической и теоретической основой построения процесса освоения гуманитарных технологий является компетентностный подход в педагогическом образовании[14]. Организационные технологии, которые могут дать значимый эффект – это технологии обучения методом кейсов, проектные технологии и технологии модульного обучения, позволяющие реализовать компетентностный подход. Гуманитарные технологии в профессиональной деятельности педагога высшей школы
Что означают для практики образования гуманитарные технологии? Как и все другие формы человеческого знания, дискурс образования может рассматриваться как некая коллекция метафор, наименований педагогически значимых концептов, находящихся в употреблении в сопоставлении с обыденным языком. В дискурсе образования термин «гуманитарные технологии» распространен достаточно широко, возможно, как, обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования. Понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни». Комплексно это направление исследуется и развивается в программах ЮНЕСКО по биоэтике. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые проецируются на определенные модели построения обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств учащихся, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений. Гуманитарный дискурс образования в этом случае означает – «Мы должны научиться понимать технологию как систему образования, откликающуюся на социальные и психологические запросы общества и ученика». Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор - педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, гендера, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности) и т.д. В плане компетенций педагога – данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать цели образования различными методами, то есть они определяют его установки и позиции в педагогическом процессе, а также воздействуют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образовательных ресурсов (контент образования). Как можно типологизировать гуманитарные технологии профессиональной деятельности педагога? Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гуманитарных технологий является проблема понятийного аппарата описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную технологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профессиональной деятельности педагога; для лучшего понимания сущности той или иной технологии можно воспользоваться методом классификации, который позволит определить типологические черты групп технологий. Совершенно очевидно, что оснований для классификации гуманитарных технологий даже при существующей нечеткости определений может быть множество. В частности, можно выделять группы технологий по сферам применения – в политике, в искусстве, в СМИ и т.д.; по степени жесткости – например, влияние на поведение и управление поведением. Нам представляется обоснованным, рассуждая о гуманитарных технологиях, используемых в профессиональной деятельности педагогов, выбрать в качестве основания для выделения групп гуманитарных технологий их общую направленность на человека. Профессиональная педагогическая деятельность реализуется в педагогическом процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, социальные партнеры). Происходят существенные изменения и с основными субъектами образовательного процесса – педагогом и обучающимся в силу происходящих социокультурных изменений, выражающихся, в частности, в становлении нового культурного типа личности. В учебно-методическом пособии «Компетентностная модель современного педагога» приводится обоснование типологии гуманитарных технологий. Таким образом, в типологии гуманитарных технологий, используемых в профессиональной деятельности педагога, и выбирая в качестве основания для классификации их общую направленность на человека, понимая, что гуманитарные технологии представляют собой инструмент влияния, но не грубого, не жесткого, а влияния, воздействующего через создание условий выбора и принятия решения, можно выделить следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога: · направленные на себя; · направленные другого (учащегося); · направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги); · направленные на социум (родители, социальные партнеры). Логика анализа гуманитарных технологий и, соответственно, их характеристика предполагает характеристику направленности той или иной технологии через профессиональную задачу, решению которой способствует ее использование, а характеристику собственно гуманитарных технологий через определение их концептуальных идей, основных методов, приемов, техник и указание на проявление в данной технологии признаков гуманитарности, а именно рефлексивности, обращенности на человека, диалогового взаимодействия и атмосферы открытости, доброжелательности и доверия. РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Содержание образования - это король, а технологии образования - это Бог». В.П. Тихомиров ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, хотя бы одним иностранным и языком технологий. Однако, cегодня следует подчеркнуть, что преподавателю необходимо владеть языком именно гуманитарных технологий. Но прежде чем выйти на уровень умений необходимо ясно понимать, что есть такое гуманитарные технологии, и в чем их суть. Первоначально необходимо выделить три ключевых понятия – технологии, образовательные технологии и гуманитарные технологии и определить общее и частное в этих понятиях. Также важным аспектом для рассмотрения является установление взаимосвязи между всеми этими понятиями. Существует не одна сотня определений понятия «технология» в педагогическом контексте. В частности, под технологией понимается, и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть процесс, в котором спланирована последовательность действий), и педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов. Существует и еще один подход к пониманию технологий как к проектированию и реализации проекта обучения и воспитания на практике. Какого бы взгляда на технологии, не придерживался преподаватель, но подобный технократический подход, по формату ограничивает свободу и творчество, а с другой стороны делает образовательный процесс “по-хорошему” алгоритмичным и программируемым. Следующее ключевое понятие – это «образовательная технология». В настоящее время в различных педагогических источниках происходит смешение понятий – «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «дидактическая технология» и т.п. Подобное смешение понятий вносит путаницу в умы и самих педагогов. Не ставя перед собой задачу, решить эту сложную педагогическую проблему, уточним лишь определение понятия «образовательная технология». Образовательная технология отвечает на вопрос: “Как учить результативно?” Существенной ее характеристикой является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса. По определению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко под образовательной технологией понимается “процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам”. Каково соотношение образовательных и гуманитарных технологий, что в них общего, а что отличного? Можно ли рассматривать данные понятия как синонимы? Оба эти понятия не имеют однозначно принятого определения и общего согласованного понимания. Однако интерес со стороны практиков и разработчиков, как в России, так и в Европе показывает, что данные явления прочно занимают свое место в современной образовательной практике. О педагогическом аспекте понимания гуманитарных технологий можно подробнее познакомиться в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы» под ред. С.А. Гончарова. Если рассматривать гуманитарные технологии в узком смысле, то это – PR и полит – технологии, манипулятивные технологии и т. д., а если в широком смысле, то это разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развитие личности. Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений. Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные, в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т.п. Второй вариант, когда образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием. Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним. Воспользовавшись типологией гуманитарных технологий, представленной в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы», можно выделить “следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога: · направленные на себя; · направленные на другого (учащегося); · направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги); · направленные на социум (родители, социальные партнеры)”. Овладение современным педагогом гуманитарных технологий является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет “осваивать в деятельности“ необходимые технологии. Так, гуманитарная направленность “на себя” проявляется в технологиях рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля и т. п., по средством которых, развивается умение учиться самостоятельно. Направленность “на другого“ проявляется, в первую очередь, в ориентации на развитие обучающегося, на содействие его образованию и на его поддержку в реализации образовательного маршрута, и реализуется в технологии модульного обучения, технологии педагогического сопровождения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения и т.д. Направленность “на группу“ проявляется в умении работать в команде, оно развивается в технологиях организации группового взаимодействия, организации дискуссии, игрового обучения и т. д. Умение решать жизненные и профессиональные проблемы показывает возможности реализации обучающегося в социуме и развивается по средством технологий проектного обучения, учебно-исследовательской деятельности, анализа конкретной ситуации (“кейсов”), и т. д. Выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся: их собственно гуманитарный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся.
Готовность преподавателей РГПУ к внедрению современных образовательных технологий
Изменения в области высшего образования во многом определяются положениями Болонской декларации (1999г.), которые нацелены на создание к 2010 г. единой европейской зоны высшего образования и повышение конкурентоспособности высшей школы. При этом возрастает роль педагогических технологий в достижении учебным заведением конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг, так как современное понимание качества образовательных услуг синтезируется из качества образовательной программы, кадрового и научного потенциала, материально-технического и методического обеспечения и качества технологий. Мы полагаем, что переход к парадигме учения требует увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом и увеличения роли педагогической технологии в частности. Неоднозначным является сегодня вопрос о классификации педагогических технологий и их выборе при организации образовательного процесса высшей школы. Мы предлагаем вариант классификации, на основе тенденций развития высшего образования и педагогических задач, вытекающих из этих тенденций. Первую тенденцию можно обозначить как переход от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования, и оценивания в учебном процессе. Соответственно наиболее приоритетными являются технологии, которые, позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования – это технология организации самостоятельной работы студента, технология модульно-рейтингового обучения, кредитная система. Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственнонеобходимы технологии, включающие студентов в различные виды деятельности студентов /здесь приоритет отдается организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности/. Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Здесь приоритетными выступаюттехнологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения /информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технологию развития критического мышления, технология проблемного обучения/. Нельзя не обозначить возрастание роли командной работы в современном мире, что определяет четвертую тенденцию, следовательно, современный специалист должен быть готов к этому. Перед преподавателем университета возникает задача организации группового взаимодействия в образовательном процессе. Это технологии организации группового взаимодействия /технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия и др./, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности. Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» - можно обозначить как пятую тенденцию, связанную также с организацией учения студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, т.к. субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей /технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности/. Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития. Это определяет конструирование и использование в образовательном процессе педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи /технология контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр и др./ Таблица 1.
Большую значимость имеет понимание преподавателями того, какие технологии выступают перспективными в современном образовательном процессе. Данные представлены в таблице «Виды педагогических технологий, используемых преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена /опрос проводился в январе 2007 г. с целью определения готовности профессорско-преподавательского корпуса к реализации инновационных программ/. Так 1 место в рейтинге занимает технология организации самостоятельной работы студента (82,5%), 2 место – технология организации учебно-исследовательской деятельности (57,5%), 3 место – технология организации творческой деятельности (48,8%), 4 место – информационные технологии (47,5%), 5 место – технология организации научно-исследовательской деятельности (38,8%), 6 место – технология организации дискуссии (36,3%), 7 – 8 место занимают две технологии – технология организации групповой работы и технология проблемного обучения (35,0%), 9 место – технология модульно-рейтингового обучения (33,8%), 10 место – портфолио (32,5%), 11 место – технология организации проектной деятельности (26,3%), 12 место – технология развития критического мышления (25,0%), 13 - 14 место – технология самообразовательной деятельности и технология анализа конкретных ситуаций (23,8%), 15 - 16 место – кредитная система и технология организации имитационных и деловых игр (22,5 %), 17 место – технология самоконтроля (21,3 %), 18 место – технология оценки достижений (20,0 %), 19 место – технология дистанционного обучения (20,0 %), 20 место – технология проведения дебатов (13,8 %), 21 место – технология рефлексивного обучения (8,8 %), 22 место – технология контекстного обучения (0,7 %). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточно широком спектре используемых технологий в преподавании. Однако сравнение абсолютных цифр свидетельствует о том, что осознанность перспективных технологий не достаточно высокая. Необходимо обратить внимание на то, что низкие позиции занимают гуманитарные технологии такие как, как технология организации группового взаимодействия, дискуссии, проведения дебатов, направленные на решение проблемы обучения в сотрудничестве, развития умений командной работы. Еще более низкий ранг занимают технологии метапознавательной деятельности, направленные на реализацию принципа сознательности, осознания себя субъектом обучения, а именно технологии рефлексивного обучения, самоконтроля, оценки достижений. Очевидно необходимо увеличивать долю гуманитарных и метапознавательных технологий в обучении студентов, что требует изменения позиции преподавателя и понимания ими признаков современных образовательных технологий: • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде, • диалоговая позиция, • постоянная рефлексия студентов и преподавателей над полученными результатами, выращивание «живого знания», • личностное отношение к познавательной деятельности как реализация потребностей личности, • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов, • единство творческого замысла и алгоритма деятельности.
[1] Мезенцев Е.Л. Управление как гуманитарная технология: http://zhurnal.lib.ru [2] Князева Е.И., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992, №12, С.5. [3] Публикации П.Г. Щедровицкого | Школа Культурной Политики http://www.shkp.ru
[4] "XYZ - сетевой проектный журнал. Статьи о политике и культуре Украины в процессе ее формирования и развития": http://xyz.org.ua [5] Яндекс.Словари: Гуманитарные технологии. http://slovari.yandex.ru [6] http://www.upr2.mnogosmenka.ru/upr20033/upr20039.htm [7] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., Изд-во МГУ, 1996. [8] Официальный сайт университета имени Герцена http://www.herzen.spb.ru [9] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. Для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. [10] Балакирева Э.В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. [11] Публикации П.Г. Щедровицкого | Школа Культурной Политики http://www.shkp.ru [12] Яндекс. Словари: Гуманитарные технологии. http://slovari.yandex.ru [13] Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. и.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. [14] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. [15] Wikipedia. The Free Encyclopedia - http://en.wikipedia.org/wiki/Mentor [16] Известный бизнес-тренер А. Калабин приводит на своем сайте следующее понимание функций фасилитатора: фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) сейчас называют тренера (или любого другого «обучателя»), основная выполняемая задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Очевидные недостатки традиционного обучения, которые устраняются при фасилитации: возможные знания ученика ограничены знаниями учителя, учитель передает не только достоверную, но и ошибочную информацию, продукт своего искаженного (мы этим, к сожалению, все страдаем) восприятия внешнего мира. Плюс к этому самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков. Интернет-источник: http://www.tonich.ru/glossary/term/?id=35 [17] The Lifelong Learning Programme 2007-2013 - Glossary http://ec.europa.eu/education/programmes/llp/glossary_en.html [18] Модель составлена Гордоном Драйденом для британской компании The Burton Group PLC. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Гуманитарные технологии не есть новое явление в истории человечества, просто на фоне расцвета, так называемого, научно-технического прогресса, они ушли в тень, но всегда хранились, в неявном виде, в литературе, искусстве, философии, политике, образовании (Е.Л. Мезенцев[1]). Именно сегодня проявилась острая потребность общества в гуманитарных технологиях, что связано, возможно, со стремительными изменениями, происходящими в обществе, точно охарактеризованными Князевой Е.И. и Курдюмовым С.П. следующим образом: «В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества»[2]. Именно вовлеченность субъекта в процесс принятия решения есть единственный способ эффективного влияния на человека, по мнению П.Г. Щедровицкого[3], т.к. сегодня люди слишком сложны, слишком информированы, чтобы руководствоваться простыми мотивами в принятии решений Совершенно очевидно, что система образования, реализующая гуманитарные (т.е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных технологий. Это обусловлено становлением качественно нового этапа развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы деятельности вуза; в развитии потребности в знаниях об организации образовательного процесса у руководителей предприятий, общественных деятелей, т.е. у профессионалов сферы «человек-человек»; в укреплении экспертной функции образовательных учреждений в оценке инновационных процессов в социальной сфере. Проблемы создания и использования гуманитарных технологий, отмечает проф. С.А. Гончаров, связаны с развитием гуманитарного знания, которое строится на междисциплинарной основе - общей философско-социологической теории - теории современного общества и теории коммуникаций, герменевтики и семиотики, культурологи и психологии. В западной философско-социологической традиции она находит свое адекватное выражение, прежде всего, в трудах Н.Лумана и Ю.Хабермаса, в отечественной - в работах М.Бахтина, Ю.Лотмана, П.Щедровицкого, М.Мамардашвили. Гуманитарные технологии возникают из синтеза философского знания (философской антропологии), теории коммуникации, герменевтики и семиотики, психологии, знания частных социальных наук и методического набора антропотехник, социотехник и культуротехник, ориентированных на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющейся жизненной среды. Что есть гуманитарная технология в образовании? Ответить на этот вопрос - это решить, какие новые гуманитарные знания, идеи, конструкты, семиотические системы, личностные характеристики, духовные, ментальные, общественные ценности необходимо осмыслить с точки зрения возможности их интегрировать в область педагогической науки и образования. Это возможнона междисциплинарном уровне, путем выявления педагогического потенциалав новых философских, филологических, лингвистических, культурологических, социо-логических, психологических знаниях, в теории информации, управления и т.д. В современном научном знании имеютсякакузкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и манипулятивные методики ресурсами), так и широкое, размывающее понятийные границы – как программы, имеющие ориентации на человека. Второе понимание смысла рассматриваемого феномена представляет интерес с точки зрения разрабатываемой концепции, поэтому обозначим уже существующие позиции. Гуманитарные технологии есть совокупность технологий влияния (В. Грановский, В. Осипов, М. Карижский[4]). Это технологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Эти технологии создают условия для конвенциональной социальной игры. Это влияние нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое: обращенное к своей истории и своему будущему перспективное пространство и пригодную для жизни среду, чтобы преобразовать это общество в образованное и увлеченное новой социальной игрой, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Гуманитарные технологии – систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания[5]. Согласно В.В. Мацкевичу и П.Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются "особые" нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т.п. Гуманитарная технология – разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности[6]. Таким образом под гуманитарными технологиями можно понимать технологии влияния на общество, на человека. Так, в открытом пространстве коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т.е. мягких технологий воздействия на человека) продвигаются новые формы деятельности, которые «прорастают» в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании. Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование. Действительно, при размышлении о сущности гуманитарных технологий, может возникнуть представление о их манипулятивной основе, которое получает подтверждение в некоторых источниках, характеризующих гуманитарные технологии именно как технологии манипуляции людьми. Возникает вполне резонный вопрос, корректно ли рассуждать о гуманитарных технологиях в педагогическом процессе, в профессиональной деятельности педагога? Очевидно, данный вопрос стоит рассмотреть отдельно. Начнем с понятия манипуляции, которая обычно понимается как вид воздействия, выполненного достаточно искусно, чтобы возбудить у человека намерения, не совпадающие с его существующими на данный момент желаниями. Е.Л. Доценко приводит основные признаки воздействия[7]: 1) это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия; 2) при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия; 3) результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. Однако далее психолог размышляет о том, что о воздействии, как одностороннем влиянии можно говорить лишь на уровне намерений (интенциональном уровне), когда намерения взаимодействующих могут согласовываться или вступать в противоречие. На операциональном уровне, как утверждает психолог, одностороннее влияние вообще трудно себе представить, следовательно, понятие воздействия на этом уровне не имеет смысла. Таким образом, с операциональной точки зрения манипуляция является именно взаимодействием. Интересны рассуждения автора об образовании и о манипуляции в образовании. В принципе, учитывая, что цель образования социализация человека, и в процессе образования происходит распаковка ресурсов человека и их трансформация в нужную обществу сторону, можно утверждать, что не деформировать обучающегося в процессе образования невозможно. Однако Е.Л. Доценко утверждает, что манипуляция (а не жесткое давление, например, или ограничение) нужна именно для того, чтобы неизбежное давление облечь в более мягкие формы, чтобы пощадить достоинство и самолюбие. Как это происходит в практике образования, в профессиональной деятельности педагога? Во-первых, формирующее воздействие может быть минимально манипулятивным, если оно соответствует личности в целом, а не направлено на отдельные особенности. Во-вторых, опасность насильственного нормирования жизнедеятельности можно снизить путем взращивания способности становиться в рефлексивную позицию по отношению к предлагаемым для усвоения нормам. От педагога требуется умение ставить обучающегося в рефлексивную и диалогическую позицию по отношению к самому себе. В-третьих, нормирование и стандартизация могут быть заметно смягчены, если не требовать безусловного принятия. Воспитание в этом смысле есть обучение условностям. Педагог в любой момент может выйти за пределы ситуации и предложить воспитаннику: «Правила помогают людям взаимодействовать друг с другом определенным образом – это удобно. Ты можешь не соблюдать эти правила, но за это нарушение тебе придется чем-то платить: терпеть упреки людей, потерять доброе отношение к себе, ухудшить здоровье и т.д.». Тогда человек получает возможность критически отнестись к предлагаемым нормам, и если выбирает их, то они становятся его ценностями. Высшее образование, ориентируясь на подготовку специалиста для продуктивной жизнедеятельности в этом обществе, н |
|||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.019 с.)