ТЕМА 17. Обучение в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 17. Обучение в педагогическом процессе



1. Что представляет собой дидактика как раздел педагогики?

2. Предмет и цели дидактики.

3. Раскройте основные положения дидактики Я.А.Коменского.

4. Раскройте основные положения дидактики И.Ф.Гербарта.

5. Раскройте основные положения дидактики Дж.Дьюи.

6. Сформулируйте основные положения современных взглядов на теорию обучения.

7. Охарактеризуйте процесс обучения.

8. Что представляет собой обучение как система?

9. Что понимается под качеством обучения?

10. Дайте определение метода обучения. Какие методы обучения вы знаете?

11. Дайте определение форм организации обучения. Приведите примеры форм обучения.

12.Средства обучения и их классификация.

 

Примерные темы для эссе

1. Проблемы развития памяти.

2. Проблемы развития речи.

3. Проблемы развития мышления.

4. Проблемы развития внимания.

5. Конфликт – обыденное явление жизни человека.

6. Существует ли конфликт поколений – «отцов и детей»?

7. Кого можно назвать личностью?

8. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

9. Пороги ощущений.

10. Воображение в учебной деятельности студента.

11. Значение эмоций в деятельности менеджера.

12. Развитая волевая сфера – необходимое условие для успешного обучения в вузе.

13. Пути развития способностей человека.

14. Проблема способностей в работе менеджера.

15. Конфликт – обыденное явление жизни человека.

16. Существует ли конфликт поколений – «отцов и детей»?

17. Проблема обучения точным наукам в гуманитарных вузах.

18. Призвание, расчет, престижность будущей профессии – что важнее в выборе вуза?

19. Выбирая профессию – выбираем стиль жизни?

20. Какая черта характера — самая важная?

21. Качества личности менеджера по туризму.

22. Почему люди друг друга не понимают?

 


Часть III. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций, по данной учебной дисциплине формируются в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Академии, учебной программой и государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям.

 

6.1. Примерные вопросы к зачету

1. Психология как наука. Предмет психологии.

2. Значение психологии и педагогики в жизни и профессиональном образовании человека.

3. Взаимосвязь психологии и педагогики как гуманитарных наук.

4. История возникновения и развития психологии как науки.

5. Система психологических наук.

6. Раскройте понятие «психика».

7. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.

8. Раскройте понятие «познавательные психические процессы».

9. Структура приема информации человеком.

10. Ощущение как познавательный психический процесс.

11. Анализаторы: структура, виды, схема действия.

12. Восприятие как познавательный психический процесс. Свойства восприятия. Виды восприятия.

13. Раскройте особенности восприятия человеком пространства.

14. Раскройте особенности восприятия человеком времени.

15. Внимание как познавательный психический процесс. Виды внимания.

16. Мышление как познавательный психический процесс. Условия возникновения мышления. Феномен понимания.

17. Виды мышления. Сравните между собой виды мышления, выделяемые по основным классификационным признакам.

18. Раскройте основные формы мышления (суждение, понятие, умозаключение).

19. Раскройте основные мыслительные операции, используемые человеком (анализ, синтез, сравнение и т.д.).

20. Структура мыслительного процесса.

21. Воображение и мышление.

22. Методы активизации мышления.

23. Память как познавательный психический процесс. Взаимосвязь памяти с познавательными психическими процессами.

24. Охарактеризуйте основные виды памяти (эмоциональную, образную, двигательную, словесно-логическую).

25. Раскройте особенности форм памяти как структуры переработки информации человеком в процессе ее хранения (мгновенной, кратковременной, долговременной).

26. Охарактеризуйте запоминание как процесс памяти.

27. Охарактеризуйте хранение и забывание как процессы памяти.

28. Охарактеризуйте воспроизведение как процесс памяти.

29. Способы воздействия на процессы памяти (фармакологические, физические, мнемотехнические).

30. Современные школы психологии и психологические теории.

31. Язык и речь в жизни человека.

32. Речь как познавательный психический процесс. Функции и виды речи.

33. Виды и формы языка. Связь между языком народов и восприятием окружающего мира.

34. Раскройте понятие «личность» с психологической точки зрения. Перечислите основные признаки личности.

35. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке (индивид, индивидуальность, субъект, универсум, личность).

36. Я-концепция личности. Влияние самооценки на Я-концепцию личности.

37. Психологическая структура личности по К.К. Платонову.

38. Понятие зрелости личности и ее виды (физическая, гражданская, умственная, трудовая).

39. Критерии зрелости личности (ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление).

40. Мотивационная сфера личности. Раскройте понятия «мотив», «потребность», «направленность личности». Объясните различие между понятиями мотивации и направленности личности.

41. Охарактеризуйте виды мотивов по различным классификационным признакам.

42. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

43. Понятие «темперамент». Типы темперамента. Факторы, влияющие на темперамент человека.

44. Понятие «характер». Взаимосвязь характера с другими качествами личности. Изменение характера.

45. Понятие «способность». Способности и задатки. Общие и специальные способности.

46. Интеллект и умственные способности человека. Креативность.

47. Общение как психологическая категория. Структура общения.

48. Средства общения. Виды общения.

49. Невербальные средства общения.

50. Этапы процесса общения. Правила эффективного общения.

51. Конфликт и правила бесконфликтного общения.

52. Понятие «социальная группа». Характеристика малой и большой группы.

53. Развитие малой группы. Групповая структура.

54. Педагогика как наука. Предмет педагогики.

55. Цели и задачи воспитания личности.

56. Методы воспитания. Оцените эффективность разных групп методов воспитания.

57. Слагаемые педагогической технологии.

58. Образование как процесс и как система.

59. Система образования в России.

60. Особенности управления образовательными системами.

61. Педагогический процесс и его структура.

62. Раскройте функции педагогического процесса (образовательную, воспитательную, развивающую).

63. Принципы педагогического процесса.

64. Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы.

65. Характеристика субъектов педагогического процесса.

66. Раскройте понятие «обучение». Функции процесса обучения.

67. Структура процесса обучения. Характеристика основных элементов (компонентов) процесса обучения.

68. Раскройте понятие «метод обучения». Виды методов обучения по источнику знаний.

69. Раскройте понятие «средства обучения». Материальные и идеальные средства обучение и необходимость их использования в учебном процессе.

70. Понятие «форма обучения». Формы организации обучения. Формы организации учебной деятельности обучающихся.

Примеры тестового контроля знаний

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

1. Что из перечисленного является объектом психологии как науки?

А) психика человека;

Б) сам человек;

В) образование человека;

г) деятельность человека.

 

2. Современное понимание предмета психологии заключается в следующей точке зрения:

А) деятельность человека;

Б) поведение человека и животных;

В) душа человека;

Г) закономерности развития и функционирования психики.

 

3. Какой из методов психолого-педагогических исследований является НЕ эмпирическим, а теоретическим?

А) тестирование;

Б) анкетирование;

В) синтез;

Г) наблюдение.

 

4. Активное отражение субъектом объективной реальности происходит благодаря …

А) психике;

Б) сознанию;

В) психическим процессам;

Г) воспитанию.

 

5. Бихевиоризм как направление психологической науки изучает …

А) сознание

Б) поведение

В) деятельность

Г) рефлексы.

 

6. Психоанализ (фрейдизм) в качестве движущей силы психической активности считают …

А) рефлексы

Б) бессознательные структуры, влечения

В) поведение

Г) сознание

 

7. Психологическая структура деятельности представляет собой взаимодействие следующих компонентов:

А) цель, действия, результат;

Б) цель, программа действий, результат;

В) мотив, цель, средства, результат;

Г) деятельность, действия, результат.

 

8. Понятием индивидуальность в психологии обычно обозначают…

А) человек как представитель человеческого рода;

Б) совокупность уникальных, неповторимых свойств и качеств человека;

В) системное качество, приобретаемое человеком в предметной деятельности и общении;

Г) высшая степень развития человека.

 

9. Какое из определений НЕ может раскрывать понятие «личность»?

А) человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей;

Б) направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоление собственной слабости;

В) это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру;

Г) человек как представитель человеческого рода.

 

10. Что из нижеперечисленного НЕ относится к психическим познавательным процессам?

А) ощущения

Б) память

В) эмоции

Г) внимание

 

11. Что из перечисленного раскрывает сущность ощущения как психического познавательного процесса?

А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям)

Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии раздражителей;

В) целостное отражение предметов, ситуаций и событий в процессе непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств человека;

Г) концентрация (сосредоточенность) сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

 

11. Что из перечисленного раскрывает сущность внимания как психического познавательного процесса?

А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям)

Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии раздражителей;

В) целостное отражение предметов, ситуаций и событий в процессе непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств человека;

Г) концентрация (сосредоточенность) сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

 

12. Какие из рецепторов органов чувств располагаются на поверхности тела человека?

А) экстерорецепторы;

Б) интерорецепторы;

В) проприорецепторы.

 

13. Зависимость восприятия от личного опыта человека называется …

А) апперцепцией,

Б) перцепцией,

В) рецепцией,

Г) афферентацией.

 

14. Какое из видов внимания требует сознательного сосредоточения на определенной информацией и достаточно быстро утомляет человека?

А) непроизвольное,

Б) произвольное,

В) послепроизвольное.

 

15. Объем кратковременной памяти составляет …

А) 2-5 единиц информации,

Б) 5-9 единиц информации,

В) 7-11 единиц информации,

Г) 5-12 единиц информации.

 

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

1. Предметом педагогики как науки является …

А) человек (ребенок);

Б) целостный педагогический процесс;

В) педагогическая действительность;

Г) обучение и воспитание человека (ребенка).

 

2. Термин «педагогика» дословно обозначает …

А) воспитать ребенка;

Б) водить ребенка;

В) ругать ребенка;

Г) обучать ребенка.

 

3. Выделите основные категории педагогики:

А) обучение, воспитание, развитие;

Б) цели задачи, результаты, педагогический процесс;

В) педагог (воспитатель) и воспитанники;

Г) образование, обучение, воспитание, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая технология.

 

4. Субъектами педагогического процесса являются …

А) учащиеся и их родители;

Б) педагог и учащиеся (воспитанники);

В) педагоги и администрация школы;

Г) обучающиеся.

 

5. Научно обоснованное предвидение развития педагогической действительности выполняет … … … педагогики.

А) общетеоретическую функцию;

Б) прогностическую функцию;

В) практическую (преобразовательную) функцию.

 

6. Образование (в широком смысле) как социальное явление представляет собой …

А) процесс обучения и воспитания личности в интересах человека и общества;

Б) это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения;

В) усвоение человеком ценностей, норм и правил, присущих данному обществу или социальной группы.

 

7. Образование как система представляет собой …

А) совокупность образовательных учреждений и органов управления образованием;

Б) процесс обучения и воспитания личности в интересах человека и общества;

В) знания, умения и навыки, получаемые учащимися, а также ценности, нормы, их взгляды на жизнь.

 

8. Образование как процесс предполагает …

А) овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры;

Б) совокупность образовательных учреждений и органов управления образованием;

В) процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

 

9. Процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека называется …

А) обучении; В) развитие;

Б) воспитание; Г) социализация.

 

10. Воспитание в широком смысле представляет собой…

А) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, правил поведения, взглядов на жизнь;

Б) процесс передачи социально-культурного опыта от старшего поколения к младшим;

В) специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, с цель формирования у последних системы знаний, мировоззрения морально-нравственных установок и ценностей.

11. В содержание основных разделов педагогики не включают …

А) общие основы педагогики;

Б) теорию воспитания;

В) сравнительную педагогику;

Г) теорию обучения.

 

12. Методология педагогики представляет собой учение о…

А) обучение и воспитании свободной личности;

Б) принципах и способах построения педагогической науки;

В) принципах, методах и формах организации педагогической (образовательной) деятельности.

 

13. Под гуманизацией понимают …

А) развитие профессиональных знаний и умений;

Б) направленность на человека;

В) направленность на общество;

Г) направленность на природу.

 

14. Цели образования определяются, в первую очередь, …

А) современным состоянием педагогической науки и практики;

Б) педагогами и администрацией образовательных учреждений;

В) социальным заказом общества;

Г) государственными органами власти (Министерством образования и науки).

 

15. К профессиональным образовательным учреждениям НЕЛЬЗЯ отнести …

А) высшие учебные заведения;

Б) учреждения начального профессионального образования;

В) колледжи;

Г) общеобразовательные школы.

 

Тезаурус

СЛОВАРЬ ПО ПСИХОЛОГИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.098 с.)