Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кальней В.А., Артемьева С.И., Рабаданова Р.С.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (образован в 1953 г.) _____________________________________________ Кафедра педагогики Дистанционное Обучение Кальней В.А., Артемьева С.И., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и специальностей www.msta.ru Москва, 2009 УДК К
Кальней В.А., Артемьева С.И., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания. — М.: МГУТУ, 2009, — 114 с.
В методическом документе, предназначенном для дистанционного обучения, изложены рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Психология и педагогика». Рабочая программа включает вопросы, необходимые для изучения учебного материала по всем темам дисциплины. Приведен список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления».
Автор: — д.п.н. профессор кафедры педагогики В.А. Кальней — к.ист.н. доцент кафедры педагогики С.И. Артемьева — доцент кафедры педагогики Р.С. Рабаданова
Рецензент: — д.п.н., профессор Афанасьев В.В.
Заведующий кафедрой: профессор, доктор педагогических наук, профессор С.Е. Шишов Редактор: Свешникова Н.И. © Московский государственный университет технологий и управления, 2009 109004, Москва, Земляной вал, 73 СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Рабочая программа 1.1. Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «Психология и педагогика» является одной из дисциплин федерального компонента блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и направлена на психолого-педагогическую подготовку менеджеров туристской сферы деятельности по любой из предлагаемых в РМАТ специализаций. Учебная программа дисциплины «Психология и педагогика» составлена в соответствии с современным пониманием психологической и педагогической наук, методологическими основами образования и моделью профессиональной подготовки специалистов туристской сферы РМАТ. Программа полностью соответствует ГОС ВПО по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», примерной программе УМО и учебному плану основной образовательной программы по данной специальности. Целью дисциплины является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, связанной с раскрытием основ педагогики и психологии как гуманитарных наук и формированием готовности применять эти знания для решения профессиональных и личностных проблем. Основными задачами учебной дисциплины являются: - раскрытие основных категорий педагогики и психологии; - формирование целостного представления о личности, ее развития, воспитания и образования; - формирование у студентов готовности к применению психолого-педагогических знаний для решения проблем в профессиональной и личной сферах; - приобщение студентов к общечеловеческим нормам и ценностям; - развитие коммуникативной компетентности студентов. Особое внимание в процессе обучения уделяется использованию форм и методов активного обучения (деловым и ролевым играм, дискуссиям, анализу конкретных ситуаций и др.), диагностике и самоанализу личностных качеств студентов, психологическим тренингам общения и межличностного взаимодействия. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 2.1. В результате освоения учебной дисциплины студент должен: - иметь представление об основных категориях педагогики и психологии; - демонстрировать целостное представление о личности, ее развитии, воспитании и образовании; - быть готовым к применению психолого-педагогических знаний для решения проблем в профессиональной и личной сферах; - выражать личностное отношение к общечеловеческим нормам и ценностям; - овладевать коммуникативными навыками. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4.1РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (очная, очно-заочная, формы обучения) (очная форма обучения (сокращенная) по специальностям 271300 (260602) «Пищевая инженерия малых предприятий», 210200 (220301) «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»)
1.4.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (заочная форма обучения)
1.4.3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (заочная форма обучения(сокращенная)) 1) Для специальностей: 061100 (080507.65) – Менеджмент организации (ГСЭ.Ф.07), 080505.65 – Управление персоналом (ГСЭ.Ф.07); 021100 (030501.65) – Юриспруденция (ГСЭ.В.01); 060501 (080109.01) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков)», 060500 (080109) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (ГСЭ.Ф.07); 060400 (080105) «Финансы и кредит», 060406 (080105.06) «Финансовый менеджмент» (ГСЭ.Ф.07); 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)» (ГСЭ.Ф.07).
2) Для специальностей: 271200 (260501.65) Технология продуктов общественного питания; 351100 (080401) «Товароведение и экспертиза товаров» (ГСЭ.Ф.07); 013500 (020803) «Биоэкология», сп. 013507 (020803.07) «Экологическая экспертиза»(ГСЭ.Ф.04); 270100 (260201) «Технология хранения и переработки зерна», сп. 270102 (260201.02) «Технология муки», сп. 270104 (260201.04) «Технология комбикормов», сп. 270101 (260201.01) «Технология крупы» (ГСЭ.Ф.07); 270300 (260202) «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»(ГСЭ.Ф.07); 270500 (260204) «Технология бродильных производств и виноделия» (ГСЭ.Ф.07); 271000 (260302) «Технология рыбы и рыбных продуктов» (ГСЭ.Ф.07); 271200 (260501) «Технология продуктов общественного питания» (ГСЭ.Ф.07); 270800 (260504) «Технология консервов и пищеконцентратов» (ГСЭ.Ф.07); 070200 (140401) «Техника и физика низких температур»(ГСЭ.Ф.07); 311700 (110901) «Водные биоресурсы и аквакультура» (ГСЭ.Ф.07).
3) Для специальностей: 220200 (230102) «Автомотизированные системы обработки информации и управления» (ГСЭ.Ф.07); 271300 (260602) «Пищевая инженерия малых предприятий»(ГСЭ.Ф.07): 170600 (260601) «Машины и аппараты пищевых производств»(ГСЭ.Ф.07); 210200 (220301) «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»(ГСЭ.Ф.07)
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТЕМА 2. Психология личности Основные понятия психологии личности: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект. Анализ понятия личности. Личность и индивидуальность в человеке. Структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности. Развитие и социализация личности. Базовые составляющие личностной зрелости. Социально-психологические теории личности. Сознание и бессознательное в человеке. Структура сознания. Я-концепция личности. Самооценка личности. Психологические свойства и состояния личности: темперамент, характер способности, мотивация, эмоции, воля. Темперамент как проявление биологического в человеке. Типы темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Особенности проявления темперамента в поведении человека. Характер как свойство личности. Взаимосвязь характера и темперамента. Выражение характерных черт личности через отношение к окружающему миру (к самому себе, другим людям, к труду и деятельности) и проявление волевых качеств. Динамичность характера, факторы изменения черт характера. Акцентуация характера. Способности человека и их проявление в общении, деятельности, поведении человека. Способности и задатки. Виды способностей и их диагностика. Интеллект, структура интеллекта. Интеллект и творчество (креативность). Основные понятия теории мотивации (потребность, мотив, направленность, интересы и склонности), виды мотивов, пирамида потребностей А.Маслоу. Влияние мотивации на деятельность и поведение человека. Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие об эмоциях и чувствах. Основные функции эмоций и чувств: сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Виды высших чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Понятие о воле и ее функциях. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности и пути их формирования.
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ТЕМА 6. Образование как социокультурный феномен Образование как социокультурный феномен. Многозначность понятия «образование» (образование как процесс, как результат, как система, как сфера общественной деятельности). Образование и общество. Образование и культура. Подходы к образованию человека в истории развития педагогической мысли. Принципы современного образования. Система образования в России. Цели, структура и содержание непрерывного образования. Общее и специальное (профессиональное) образование. Характеристика профессионального туристского образования. Основы управления образовательными системами. Педагогический менеджмент. Структура управления образованием. Государственный образовательный стандарт как общественный договор в сфере образования. Формы получения образования. Образовательные учреждения. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Появление и развитие психологии как науки. 2. Бихевиоризм как направление, предметом которого стало поведение (Д.Уотсон, Б.Скинер). 3. Гештальтпсихология – направление, исследующее целостные структуры сознания (К.Левин). 4. Глубинная психология – направление, предметом которого стали бессознательные структуры психики (З.Фрейд). 5. Гуманистическая психология как «третья сила» (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл). 6. Развитие отечественной психологии (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). 7. Индивидуальная психология А.Адлера. 8. Структура и особенности профессиональной деятельности. 9. Психологические аспекты туризма как деятельности. 10. Теории личности в трудах психологов и педагогов. 11. Особенности восприятия человека человеком. 12. Особенности восприятия времени. 13. Особенности восприятия пространства. 14. Зрительные иллюзии в восприятии. 15. Креативное мышление человека. 16. Интеллект и творчество. 17. Мыслительные операции как методы познания. 18. Методы активизации мышления и воображения человека. 19. Паралингвистические средства общения. 20. Невербальные средства общения. 21. Язык жестов. 22. Особенности делового общения. 23. Конфликты при работе с клиентами в туристской фирме. 24. Самоконтроль в общении. 25. Ролевые функции в малой группе. 26. Современные типологии характера. 27. Акцентуализация характера. 28. История развития педагогической мысли. 29. Проблемы школьного образования. 30. Особенности профессионального туристского образования. 31. Стили учения студентов и школьников. 32. Стили управления педагогическим процессом. 33. Семейное воспитание. 34. Нравственное воспитание. 35. Физическое воспитание. 36. Трудовое воспитание. 37. Экономическое воспитание. 38. Умственное воспитание. 39. Основы теории учебной деятельности. 40. Основы организации самостоятельной работы студентов.
Вопросы для повторения учебного материала ТЕМА 8. Внимание и память 1. Дайте определение внимания как психического познавательного процесса. 2. Дайте определение памяти как психического познавательного процесса. 3. Раскройте виды внимания. 4. Какие свойства внимания выделяются в психологии? 5. Раскройте процессы памяти. 6. Раскройте виды памяти. 7. Как взаимосвязаны между собой кратковременная и долговременная память?
ТЕМА 10. Психология общения 1. Что представляет собой социальная психология как одна из психологических наук? 2. Предмет социальной психологии. 3. Дайте определение «общения». 4. Какие виды общения выделяются в психологии? 5. Роль общения в развитии человека., функции общения. 6. Виды межличностного общения. 7. Структура общения.
ТЕМА 14. Образование как социокультурный феномен 1. В чем заключается сущность образования? 2. Раскройте взаимосвязь образования и общества. 3. В чем заключается многозначность понятия «образование»? 4. Перечислите свойства(принципы) образования. Какие из них на ваш взгляд самые важные? 5. Что представляет собой образование как система? 6. Роль и значение государственных образовательных стандартов. 7. Образовательные учреждения каких типов существуют в отечественной системе образования? 8. Раскройте классификации видов образования. 9. В чем заключаются особенности и роль туристского образования? 10. Что называют педагогическим менеджментом? 11. Как вы считаете действуют ли принципы общего менеджмента в системе образования и педагогике? 12. Принципы и методы управления образовательными системами. 13. В чем заключается суть государственной политике в сфере образования? На что, в первую очередь, по вашему мнению должно обращать внимание государство?
Примерные темы для эссе 1. Проблемы развития памяти. 2. Проблемы развития речи. 3. Проблемы развития мышления. 4. Проблемы развития внимания. 5. Конфликт – обыденное явление жизни человека. 6. Существует ли конфликт поколений – «отцов и детей»? 7. Кого можно назвать личностью? 8. Соотношение биологического и социального в структуре личности. 9. Пороги ощущений. 10. Воображение в учебной деятельности студента. 11. Значение эмоций в деятельности менеджера. 12. Развитая волевая сфера – необходимое условие для успешного обучения в вузе. 13. Пути развития способностей человека. 14. Проблема способностей в работе менеджера. 15. Конфликт – обыденное явление жизни человека. 16. Существует ли конфликт поколений – «отцов и детей»? 17. Проблема обучения точным наукам в гуманитарных вузах. 18. Призвание, расчет, престижность будущей профессии – что важнее в выборе вуза? 19. Выбирая профессию – выбираем стиль жизни? 20. Какая черта характера — самая важная? 21. Качества личности менеджера по туризму. 22. Почему люди друг друга не понимают?
Часть III. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций, по данной учебной дисциплине формируются в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Академии, учебной программой и государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям.
6.1. Примерные вопросы к зачету 1. Психология как наука. Предмет психологии. 2. Значение психологии и педагогики в жизни и профессиональном образовании человека. 3. Взаимосвязь психологии и педагогики как гуманитарных наук. 4. История возникновения и развития психологии как науки. 5. Система психологических наук. 6. Раскройте понятие «психика». 7. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь. 8. Раскройте понятие «познавательные психические процессы». 9. Структура приема информации человеком. 10. Ощущение как познавательный психический процесс. 11. Анализаторы: структура, виды, схема действия. 12. Восприятие как познавательный психический процесс. Свойства восприятия. Виды восприятия. 13. Раскройте особенности восприятия человеком пространства. 14. Раскройте особенности восприятия человеком времени. 15. Внимание как познавательный психический процесс. Виды внимания. 16. Мышление как познавательный психический процесс. Условия возникновения мышления. Феномен понимания. 17. Виды мышления. Сравните между собой виды мышления, выделяемые по основным классификационным признакам. 18. Раскройте основные формы мышления (суждение, понятие, умозаключение). 19. Раскройте основные мыслительные операции, используемые человеком (анализ, синтез, сравнение и т.д.). 20. Структура мыслительного процесса. 21. Воображение и мышление. 22. Методы активизации мышления. 23. Память как познавательный психический процесс. Взаимосвязь памяти с познавательными психическими процессами. 24. Охарактеризуйте основные виды памяти (эмоциональную, образную, двигательную, словесно-логическую). 25. Раскройте особенности форм памяти как структуры переработки информации человеком в процессе ее хранения (мгновенной, кратковременной, долговременной). 26. Охарактеризуйте запоминание как процесс памяти. 27. Охарактеризуйте хранение и забывание как процессы памяти. 28. Охарактеризуйте воспроизведение как процесс памяти. 29. Способы воздействия на процессы памяти (фармакологические, физические, мнемотехнические). 30. Современные школы психологии и психологические теории. 31. Язык и речь в жизни человека. 32. Речь как познавательный психический процесс. Функции и виды речи. 33. Виды и формы языка. Связь между языком народов и восприятием окружающего мира. 34. Раскройте понятие «личность» с психологической точки зрения. Перечислите основные признаки личности. 35. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке (индивид, индивидуальность, субъект, универсум, личность). 36. Я-концепция личности. Влияние самооценки на Я-концепцию личности. 37. Психологическая структура личности по К.К. Платонову. 38. Понятие зрелости личности и ее виды (физическая, гражданская, умственная, трудовая). 39. Критерии зрелости личности (ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление). 40. Мотивационная сфера личности. Раскройте понятия «мотив», «потребность», «направленность личности». Объясните различие между понятиями мотивации и направленности личности. 41. Охарактеризуйте виды мотивов по различным классификационным признакам. 42. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. 43. Понятие «темперамент». Типы темперамента. Факторы, влияющие на темперамент человека. 44. Понятие «характер». Взаимосвязь характера с другими качествами личности. Изменение характера. 45. Понятие «способность». Способности и задатки. Общие и специальные способности. 46. Интеллект и умственные способности человека. Креативность. 47. Общение как психологическая категория. Структура общения. 48. Средства общения. Виды общения. 49. Невербальные средства общения. 50. Этапы процесса общения. Правила эффективного общения. 51. Конфликт и правила бесконфликтного общения. 52. Понятие «социальная группа». Характеристика малой и большой группы. 53. Развитие малой группы. Групповая структура. 54. Педагогика как наука. Предмет педагогики. 55. Цели и задачи воспитания личности. 56. Методы воспитания. Оцените эффективность разных групп методов воспитания. 57. Слагаемые педагогической технологии. 58. Образование как процесс и как система. 59. Система образования в России. 60. Особенности управления образовательными системами. 61. Педагогический процесс и его структура. 62. Раскройте функции педагогического процесса (образовательную, воспитательную, развивающую). 63. Принципы педагогического процесса. 64. Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы. 65. Характеристика субъектов педагогического процесса. 66. Раскройте понятие «обучение». Функции процесса обучения. 67. Структура процесса обучения. Характеристика основных элементов (компонентов) процесса обучения. 68. Раскройте понятие «метод обучения». Виды методов обучения по источнику знаний. 69. Раскройте понятие «средства обучения». Материальные и идеальные средства обучение и необходимость их использования в учебном процессе. 70. Понятие «форма обучения». Формы организации обучения. Формы организации учебной деятельности обучающихся. Примеры тестового контроля знаний
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 1. Что из перечисленного является объектом психологии как науки? А) психика человека; Б) сам человек; В) образование человека; г) деятельность человека.
2. Современное понимание предмета психологии заключается в следующей точке зрения: А) деятельность человека; Б) поведение человека и животных; В) душа человека; Г) закономерности развития и функционирования психики.
3. Какой из методов психолого-педагогических исследований является НЕ эмпирическим, а теоретическим? А) тестирование; Б) анкетирование; В) синтез; Г) наблюдение.
4. Активное отражение субъектом объективной реальности происходит благодаря … А) психике; Б) сознанию; В) психическим процессам; Г) воспитанию.
5. Бихевиоризм как направление психологической науки изучает … А) сознание Б) поведение В) деятельность Г) рефлексы.
6. Психоанализ (фрейдизм) в качестве движущей силы психической активности считают … А) рефлексы Б) бессознательные структуры, влечения В) поведение Г) сознание
7. Психологическая структура деятельности представляет собой взаимодействие следующих компонентов: А) цель, действия, результат; Б) цель, программа действий, результат; В) мотив, цель, средства, результат; Г) деятельность, действия, результат.
8. Понятием индивидуальность в психологии обычно обозначают… А) человек как представитель человеческого рода; Б) совокупность уникальных, неповторимых свойств и качеств человека; В) системное качество, приобретаемое человеком в предметной деятельности и общении; Г) высшая степень развития человека.
9. Какое из определений НЕ может раскрывать понятие «личность»? А) человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей; Б) направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоление собственной слабости; В) это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру; Г) человек как представитель человеческого рода.
10. Что из нижеперечисленного НЕ относится к психическим познавательным процессам? А) ощущения Б) память В) эмоции Г) внимание
11. Что из перечисленного раскрывает сущность ощущения как психического познавательного процесса? А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям) Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии раздражителей; В) целостное отражение предметов, ситуаций и событий в процессе непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств человека; Г) концентрация (сосредоточенность) сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
11. Что из перечисленного раскрывает сущность внимания как психического познавательного процесса? А) группа специальных клеток, чувствительных к различным воздействиям (раздражениям) Б) простейший психический процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира пр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.012 с.) |