Законы, закономерности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы, закономерности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса.



Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрас­тающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде все­го это обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ской деятельности уровнем развития производительных сил об­щества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требо­ваниями производства, но и интересами господствующих в обще­стве, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зави­сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, ги­гиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стра­не, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.

Объективной является зависимость воспитательных результа­тов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятель­ности, в которую на том или ином этапе своего развития вклю­чается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического про­цесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогическо­го процесса большое значение имеет уяснение внутренних зако­номерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процес­са закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса опреде­ляются содержанием и т.д.

Движущие силы педагогического процесса

Требования обучающего и противоречия между ними являются движущей силой педагогического процесса и возможностями выполнения таких требований и задач воспитуемым. Выдвигаемые требования – это познавательная, трудовая, практическая, общественно-полезная направленность знаний, информации, обучения вообще. Если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых, то такое противоречие будет являться источником движения системы и приведет к решению общих задач с воспитателем. В противном случае противоречие не будет способствовать эффективному развитию системы, если задачи, поставленные перед воспитанником, будут очень трудными или легкими, т. е. не будут соответствовать возможностям воспитуемых.

Поэтому очень важная задача педагогов состоит в том, чтобы иметь способность изучать ученический и педагогический коллективы и его отдельных членов, эффективно определять близкие, средние и далекие задачи и цели развития, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера.

Педагогический или учебно-воспитательный процесс представляет собой не суммирование процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельную полную и цельную систему, явление, имеющее свои структуру, факторы, закономерности развития.

Этапы педагогического процесса. Педагогическая задача и педагогические технологии.

Этапы педагогического процесса

1. Подготовительный – это этап организации педагогического процеса, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.
2. Основной – этап осуществления, включает в себя педагогическое взаимодействие, организацию обратной связи, регулирование деятельности и оперативный контроль.
3. Заключительный – это анализ деятельности, включающий в себя выявление отклонений, вычленение ошибок, причины отклонений и меры по устранению ошибок.

Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

§ целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

§ содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, целостных ориентации, опыта творческой деятельности);

§ деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

§ результативный (достигнутые результаты);

§ ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, например, задачи:

· структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;

· преобразование содержания образования в учебный материал;

· анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

· выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

· анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация – это совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

38.Образование и культура. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Основные социокультурные функции современного образования.

Образование как социальное явление

Под образованиемпонимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Образование как социокультурный феномен

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

39. Система образования в РФ. Цели, принципы и структура.


Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием являетсяконтроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждениемосуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

40 Образовательные программы и образовательные стандарты.

Самый существенный вопрос в образовании – «Кого готовить и чему учить?» В стране существует государственный образовательный стандарт и образовательные программы,которые составляют основу ответа на этот вопрос, а также определяют цели, содержание образовательного процесса, устанавливают критерии, т. е. что минимально должен приобрести обучающийся на данной ступени.

Стандарты образования имеют федеральный и региональный компоненты, а также компонент конкретного образовательного учреждения, и хорошо, когда они воплощаются в квалификационной характеристике его выпускника. Педагогическое значение последней в том, что она помогает: уточнить учебный план и входящий в него набор учебных дисциплин; правильно распределить часы по учебным дисциплинам; определить задачи и ответственность обучающихся за самоформирование, а факультетов, кафедр, отделов, преподавателей – за оказание помощи им в формировании отдельных структурных компонентов квалификационной характеристики (совокупность этих задач и ответственностей должна охватывать все ее компоненты); разработать комплексный план личностно-форми-рующей работы, включающей меры по обеспечению достижения положительного результата к концу срока образования; всесторонне, полно и качественно оценить достигаемые результаты и вклады в них ответственных субъектов образовательного процесса.

При выпуске из образовательного учреждения выпускник должен обладать социальными, профессиональными, деловыми качествами цивилизованного человека, гражданина, профессионала, специалиста.

Педагогические характеристики выпускника должны отличаться:

– образованностью: общей, т. е. понимание научной картины мира, закономерностей окружающей среды, деятельности человека и т. д.; а также профессиональной – понимание своей профессии и ее места в обществе, в своей жизни;

– воспитанностью: общей – понимание смысла жизни и стремление к цивилизованной самореализации в ней, а также профессиональной – любовь к своей профессии;

– обученностью, т. е. выпускник должен знать основные учения в области гуманитарных, социально-экономических наук в своей профессиональной деятельности; Конституцию РФ, этические и правовые нормы, основные федеральные законы; общегуманитарные и социально-экономические дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины; уметь реализовываться в своей профессиональной деятельности; на научной основе организовывать свой труд; правильно понимать и строго соблюдать этические нормы;

– развитостью: общей, которая заключается в интеллектуальных, организаторских, деловых, творческих способностях, а также профессиональной – профессиональными способностями. Образовательные программы, в свою очередь, воплощают в содержании требования ГОСТов, достижения наук, уроки успешного опыта и т. д.

В структуре современного образования определены три основных цикла учебных дисциплин:

– общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

– общие математические и естественно-научные дисциплины;

– общепрофессиональные дисциплины.

41.Образовательные учреждения и их социальные функции.

Формирование личности начинается в дошкольном учреждении, деятельность которого исследует дошкольная педагогика. К таким учреждениям относятся ясли, ясли-сады, детские сады, школы – детские сады, которые предназначены для работы с детьми раннего и дошкольного возраста (от двух месяцев до шести-семи лет).

Так как дети большое время проводят в этих учреждениях, а также из-за того, что возраст и относительная слабость внешних социальных воздействий создают условия для повышенного влияния педагогической деятельности, мы не должны рассматривать детство как период устранения недостатков, это качественно своеобразный этап жизни человека, поэтому дошкольные образовательные учреждения рассматриваются как играющие важную роль в становлении и развитии ребенка как личности.

Исследования последних лет говорят о том, что дошкольные учреждения нуждаются в улучшении качества педагогической подготовки их работников и усиленной поддержки.

Следующая ступень – образовательная школа. Это наиболее массовый вид образовательных учреждений, деятельность которых исследует школьная педагогика.

Проведенные в последние годы реформы среднего образования исходят из того, что содержание образования перегружено, а чтобы оно отвечало запросам современной цивилизации, требуется 11–12 лет обучения. Именно поэтому с 2007 г. вводится обязательное 11-летнее образование.

В 1990-х гг. стали появляться негосударственные образовательные школы, которые работают по элитным, авторским программам. К сожалению, данный опыт не всегда удачный.

Следующая ступень в образовании – это профессионально-технические образовательные учреждения. К ним относятся профессиональные училища, профессиональные лицеи, учебно-производственные центры, технические школы и т. д.

Данные учреждения предназначены для решения следующей задачи: подготовки квалифицированных рабочих кадров на начальном уровне профессионального образования. Деятельность данных учреждений исследуется профессионально-технической педагогикой. Вышеописанные учреждения работают на базе основного (или полного) образования обучающихся и удовлетворяют потребности населения в приобретении профессии для начала трудовой деятельности.

Следующей ступенью являются высшие и средние профессиональные образовательные учреждения.

Эти учреждения представлены в системе образования достаточно широко, выполняют заметно повысившуюся социальную роль в подготовке высококвалифицированных и квалифицированных кадров. Эти образовательные учреждения рассматриваются педагогикой высшей и средней профессиональной школы.

Образовательный процесс в этих учреждениях соединяет общее и профессиональное образование, а также послевузовское.

Существует понимание того, что неправомерное распространение на эту сферу образования рыночных механизмов, игнорирование специфической педагогической природы образовательного процесса наносит разнообразный и серьезный ущерб людям, обществу, производству, науке.

42. Процесс обучения. Цели обучения: образовательные, развивающие и воспитательные

Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания, а также с процессами научного и обыденного познания. Процесс обучения реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе. Он предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения. В свою очередь объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности. Процесс обучения имеет следующие структурные элементы: цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т. п. Содержаниемобучения являются преимущественно знания, умения и навыки. Процесс обучения является целенаправленным. Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания.

Цели обучения:

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления деятельности в существующем обществе, а так же с целью познания окружающего мира, его свойств и особенностей. Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так же способность рационального применения их в практической профессиональной и повседневной деятельности.

Воспитательная функция перекликается с образовательной, так как призвана побуждать мотивацию и формировать внутренние стимулы к получению образования. Кроме этого в воспитательные цели входит формирование мировоззренческих взглядов, нравственно-эстетическое, культурное и патриотическое воспитание, приемлемое в существующем обществе.

Смысл развивающей функции раскрывается уже в самом ее названии, она осуществляет полноценное, разностороннее развитие личности, интеллектуальных и эстетических способностей, психическую и эмоциональную стороны.

Важной является роль, отводимая обучающемуся. В современной педагогике человек, подвергаемый педагогическому воздействию, воспринимается как активный субъект, способный прямо и косвенно воздействовать на процесс обучения, направлять его в более приемлемое для конкретной личности русло.

Понятие закономерное имеет корни еще в первобытном обществе. Уже тогда у разных групп и народов появились традиции, являющимися отражением обобщенного опыта предков в виде правил поведения и воспитания детей. Однако эти правила трудно назвать закономерностями, так как они не имели под собой достаточной основы считаться таковыми. Закономерностью называют существенные, объективные, устойчивые и неизменно повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Закономерности являются неотъемлемыми компонентами любой научной теории.

43. Современные педагогические и информационные технологии. Личность педагога. Основные требования к нему.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

В обучающих программахизначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой – государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно “подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела” - можно вбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов – моделирование диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения. Один из учеников создал самостоятельно цикл виртуальных лабораторных работ по курсу физики 8 класса.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.015 с.)