Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса.



Современная дидактика, образно говоря, представляет собой «теоретический стержень» педагогики. Основные, вечные вопросы, которые всегда стояли и стоят перед педагогикой, -- это вопросы «чему учить?» и «как учить?». Формально дидактика (от греческого didasko - учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики -- теория обучения -- также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и Школьные учреждения, вузы и другие институты образования. Дидактические принципы, т. е. принципы теории обучения, определяют содержание, методологию, формы и методы учебной работы. Правильное использование принципов теории обучения (дидактики) лежит в основе работы педагога при построении плана занятий, при разработке такой структуры урока, которая бы стимулировала творческую активность учащихся, заинтересовывала их и тем самым позволяла добиваться высоких результатов обучения. С другой стороны, практическая реализация дидактических принципов, при учете содержания данного раздела той или иной предметной области и форм учебной работы, помогает определить и методы, т. е., другими словами, способы и алгоритмы изложения учебного материала. Собственно термин «дидактика» впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Современник В. Ратке Я. Коменский в труде под названием «Великая дидактика» впервые изложил целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педагогики. Теория обучения в «Великой дидактике» рассматривала проблемы содержания образования, организации учебного процесса, вопросы методов обучения. Особая значимость этого труда заключалась в том, что положения гуманистической педагогики, изложенные в нем, противостояли повсеместным и общепринятым в те времена догматам средневековой схоластической системы образования, с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем обучения. Новый, мощный импульс развития теории обучения связан с именем швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного образования. Сущность предложенной им идеологии состояла в утверждении возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех. этапах индуктивного процесса. Песталоцци считал, что в любой системе знаний могут быть выделены простейшие элементы, усвоение которых должно лежать в основе обучения. Дальнейшее обучение рассматривалось им как постепенно усложняющийся процесс наращивания знаний, что и ведет человека к познанию мира. Основы современной теории общего образования, как считается, были сформированы в начале XX в., и, в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его «Дидактические очерки» обобщили теоретический и практический опыт развития школьного образования в России и Западной Европе. В частности, в те годы Каптерев обращал внимание на важнейшую проблему современной дидактики -- проблему отбора содержания образования. В этом плане он поднимал вопросы элективного (выборочного, факультативного) обучения уже для учащихся 11--14 лет т.е множественности образовательных вариантов на старшей ступени школьного обучения. между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М.Гераскова и И. Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:. педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родственные) понятия;. педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;. «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;. педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами. Однако в современных работах М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика». Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики, что определяет их общую основу, использование ими общепедагогических методов.

Обучение – это целенаправленное взаимодействие препод-ля и уч-ся, в ходу к-го решаются задачи образования уч-ся (бабаннский). Обучение – это целенаправл процесс организации и стимулирования актив учебно-познават деят-ти уч-ся по овладению ЗУНов, Р→ творч способ-тей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений (Харламов). Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче" знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности. Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития. Внешние закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. Если говорить более понятным языком, то к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.). Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.

Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические. Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации. Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации. Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом также связано с разработкой новых концепций обучения и теорий.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения.

1. Образовательная функция ее смысл состоит в вооружении уч-ся системой научных знаний, умений, навыков. Образоват – я функция

2.

 

3. неразрывно связана с формированием навыков работы с книгой, справочной лит-рой, организации самост –й работы и т.д.

4. Воспитывающая функция – она осуществляется по средствам специальной организации общения учителя с учащимися. Она предполагает формирование научного мировоззрения, понимания законов природы, формулирования отношений воспитанников к науке, природе,искусству, труду, обществу, коллективу. Важнейшим аспектом осуществления воспит. Функции обучения является формирования мотивов учебной деятельности.

5. Развивающая функция – развитие речи и мышления, эффективнее развиваются при соответствующем развитии эмоционально – волевой, двигательной, мотивационно- потребностной сферы личности.

6. Связь образования, самообразования и взаимообучения – они все связаны друг с другом, т.к. человек получает образование в образовательных учреждения, где его обучают, Человек должен постоянно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал личности, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Многое зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности. В процессе обучения происходит Взаимообучение.

Требования к условиям организации учебного процесса в ФГОС:

- организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Логика учебного процесса с позиций ФГОС: Основные этапы освоения детьми учебного материала, которые могут быть примерно описаны следующим образом: Этап 1. Конструирование смысла.

На этом этапе – первоначального ознакомления с ведущими понятиями, обобщениями и т.п., этапе формирования ориентировочной основы учебных действий – целесообразно планировать такую деятельность, посредством которой учащиеся конструируют значение (смысл) изучаемого учебного материала как результат непосредственного опыта манипулирования с реальными предметами, их изображениями, наглядным материалом и т.п. и последующего обсуждения.

Этап 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозначения, термины.

На этом этапе, который также может быть связан преимущественно с формированием ориентировочных действий, изучаемые конкретные объекты, явления и/или процессы связываются с условными обозначениями. Поэтому наиболее целесообразным является планирование такой деятельности, в ходе которой учащиеся совершают различные манипуляции с моделями (овеществленными заменителями) реальных объектов и с элементами символьного ряда. На этом этапе понимание учащихся выражается через правильное использование условных обозначений и символов.

Этап 3. Понимание и применение

На этом этапе целесообразно планировать деятельность, протекающую в аутентичном контексте (максимально приближенную к реальным ситуациям). В ходе ее выполнения и при оформлении результатов этой деятельности (в том числе – результатов рассуждений и размышлений) учащиеся выбирают и используют необходимые условные обозначения. На этом этапе понимание учащихся и мера их освоения учебного материала выражаются в том, что они используют закономерности и связи, чтобы анализировать проблемные ситуации, над которыми работают;

выдвигают идеи и оценивают собственные и чужие идеи; используют модели, факты, свойства и отношения для пояснения хода своих размышлений;

аргументируют свои ответы и обосновывают процессы, с помощью которых пришли к решению

Особенности каждого этапа могут служить общими ориентирами в выборе методов внутренней текущей оценки.

«Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения

программ начальной школы по предметам» Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р.

 

9.Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им жизненного человеческого опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Существует несколько подходов к определению понятия воспитания. Воспитание в широком и узком смысле. В широком смысле – совокуп-ть формирующих воздействий в обществе, к-я обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленного опыта, нравств норм и ценностей. В узком смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

логика воспитательного процесса – это последовательное решение педагога ряда воспитательных ситуаций; представляет повторяющую систему действий: диагностика воспитанников, целеполагание, проектирование и планирование воспитательной работы, организация, проверка и оценка результата. Закономерности – это устойчивые, необходимые, повторяющиеся взаимосвязи.

- целостности – ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь – Рубинштейн

- самореализация ребенка возможна только в той деят-ти, в кот он выступает как субъект

- эффективность воспитательного процесса определяется единством,цели, методов, форм и содержания

- эффективность воспитаетльного процесса зависит от эмоциональной, мотивационной и вербальной сфер личности ребенка

Принципы -нормативные требования к организации пед. процесса которые вытекают из закономерностей

- Природосообразность (учет особенностей)

- Культуросообразность

- персонификации – индивидуально

- гуманизации

- дифференциации – учет пола ребенка, возраста….

Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие ребенка с педагогом. Ценностные отношения:

- к природе,к человеку,к жизни, к труду, к обществу, к родине

Категория воспитания отношений есть сущностная характеристика воспитания. На основе первоначальных знаний и формируются отношения. От отношений зависит воспитанность и невоспитанность. В центре гуманистическая педагогики - личность ребенка развивается в деятельности. При этом ребенок вступает в различные отношения: добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного. Следовательно, процесс воспитания держится на 3 китах: - личность, - деятельность, - отношения

Отношение- это взаиморасположение объектов и их свойств. Оно может быть как между меняющимися объектами, явлениями, свойствами, так и в ситуации неизменного объекта к другим объектам, явлениям. В развитии ребенка идут 2 процесса:

1. накопление ЗУН, обучение в широком смысле

2. формирование отношений к ЗУН

Одна и та же информация взрослого может быть носителем различных отношений.

Отношения категория избирательная: человек сам на основе знаний, опыта, критерии оценки, убеждений, отношения к предметам и явлениям. В процессе воспитательной работы педагог влияет на детей. При высказывании своего отношения учитель не может заставить принять его отношение. Он может преподнести материал так, чтобы он удивил и поразил ученика. Отношения проявляются в 3 основных формах:

- рациональной

- эмоциональной

- поведенческой

Рациональная форма - отношение к объектам начинается с понятий и представлений о них. Для воспитания необходимо чтобы человек научился осмысливать жизнь во всех проявлениях. 1 звено содержания воспитания это просвещение. Необходимо сформировать систему знаний о мире.

Эмоциональная форма - восприятия любого знания действует через чувство. Люди создали способы развития человека создавая эмоционально положительное состояние воздействия. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Цель воспиатния – это личность развивающая и самореализующаяся в гармонии с собой природой и социумом. Задача воспитания - оснастить ребенка широкими знаниями о мире, умении взаимодействовать с миром, сформировать его систему ценностей и ценностных отношений к миру. Путь индивидуального становления личности указывает на другой вариант задач: Формирование способности жить по социально-культурным нормам, выполнять роль человека, вступать в социальные отношения, формирование образа достойной жизни и способности регулировать содержание своей жизни. Если рассмотреть цель воспитание в ракурсе функций современного человека, то задачи будут следующими: готовить к труду, жизни, семейной жизни, свободному досугу и к творческому самовыражению.

Осн хар-ки: Целенаправленность, двусторонний процесс, непрерывность (систематич взаимодейств-е воспитанников и воспитателей), факторность (влияние семьи, среды, друзей и др), вариативность рез-тов и их отдаленность, творческий хар-р, цикличность (последовательная смена циклов В процесса), Диалектичность (саморазвивающийся процесс).

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должна овладеть личность в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике - философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.В условиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь закрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию.

Половое воспитание – это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.059 с.)