Методология и методы организации педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы организации педагогического исследования.



Совр сист обр в Росс. Осн напр модерниз Росс обр.

Обр-ие - проц и рез-т овлад учащ сист научных ЗУН, формир-ие на их осн мировоззр, нравств-х и др кач-в личн, разв ее творч сил и сп-тей. Сист обр – (Краевский) совок-ть преемств-х обр программ и ГОСТов разн уровней, гос треб-й; сети реализ-х их обр-х учрежд разн орг-но-правовых форм, типов и видов; сист органов упр обр и подведомств-ых им учрежд, предпр и орг-ий. Сист пед обр в Росс предст-ет собой сист непрер-го пед обр, вкл в себя 670 ОУ. НПО – это послед-ое прохожд-е личн-ю цепочки учрежд пед обр с целью подготовки к конкретной пед деят-ти, а также реализ-ии ее индив-ой обр траектории. Стр-ра (комп-ты) сист обр: 1. Обр прогр документы, опр-ие содерж обр. 2. Сеть обр учрежд, реализ-их эти прогр. 3. ГОСТ; 4. Органы упр. Обр прогр бываютОбщеобр-ые (осн и доп) и проф-ые (осн и доп). Общеобр прогр напр на: 1) Формир общ культ личн; 2) Адаптация личн в общ-ве; 3) Созд осн для осознанного выбора и освоен проф прогр. К ним относятся: - прогр дошк обр ДОУ; - нач общ обр; - осн общ обр;- средн (полн) общ обр. Эти прогр, кажд послед-ая базир-ся на знан предыд – Непрер О. Проф прогр напр на реш задач повыш проф и общеобр-го уровней, подгот спец-тов. К ним относятся: - нач проф обр (училище), - средн проф обр (колледж, техникум); - высш проф обр (институт); - послевузовск проф обр (аспирантура). Обязат-ый min содерж обр-ых прогр уст-ся соотв-им ГОСТ. Гос органы упр обр разраб-ют на осн ГОСТ примерные обр прогр. Обр учрежд м. реализовать доп обр прогр (на договорной основе). Обр учрежд, обеспеч содерж восп и обуч и реализуют 1 или неск-ких обр прогр. По своим орг-но-правовым формам обр учрежд м. б.: *гос; *муниц; *негос (частн, коммерч и религ орг-ий. Звенья сист обр, их хар-ка. 1)Дошк обр – это 1 ступ обр, где формир эл-ы ЗУН и личностн кач-ва детей дошк возр. Его виды: – общеразв - Д/с; Д/с - комбинир вида; Д/С компенсир вида; Д/С с коррекцией; Д/С присмотра и оздоровл; Д/С Центр разв реб и т.д. 2) Нач обр 2 ступ обр, цель заложить осн для будущ обр чела, кот в совр усл продол­жается всю жизнь; Виды: (нач общ, осн общ, средн (полн) общ обр) Нач общ обр-ие: общеобр шк; шк –интернат; шк с углубл изуч 1-2 предм; центр обр;лицей; гимназия; Гимназия обеспеч-ет общекульт, гуманистич подготовку (язык, матем, психол, пед-ка). Лицей – учрежд больше напр-ое на проф реализ в технич или научн сферах. 3) Общ средн - дает знан основ наук о прир, общ-ве, челе; разв познават-ые спос-ти; позв-ет понять в окр мир, приобрести необх кажд челу учебн и трудов умения, практич навыки; 4) Средн проф – среднее звено обр, цель - вооружает ЗУН в опр, избранной спец-ти; 5) Высш проф обр (академ, инст, универ), цель повыш проф и общеобр-го уровня, подгот спец-тов по избранной спец-ти. Все звенья сист обр, связ м/у собой, на кажд этапе происх повыш уровня обр – Непрер О. Доп обр учрежд: * для обуч-ся с отклонен в разв; * для подростков с девиантным повед, * для граждан, содерж-ся в восп-но-труд и исправ-но-труд учрежд,* реабилит здоровья детейпроводится в оздор-ых и санаторно-лесн шк; * вечерние и заочн шк для работающ молодежиоткр-ся преимущ-но на базе шк III ступ.* ДД - Для детей-сирот. Сист дошк обр имеет: 1. Обр прогр - комплексн или парциональне - в кот опр-ся обязат-й min содерж обр - 1. физ разв, 2. познават-речевое, 3. соц-личностн, 4. Худож-но-эстетич. 2. Сеть обр учрежд, Д/С - с разy режимами раб. 3. Органы упр - заведующий. Авторская шк – обр учрежде, деят-ть кот осн на психолого-педй идее автора или авторского колл-ва. Авторские шк отлич-ся по имени их создателя, а также филос-ой или психолого-пед концепцией, лежащей в их осн. Они м. реализовывать как старые, так и новые идеи. В проц раб авторская концепция доп-ся и нередко видоизм-ся коллек-вом педагогов, реализ-х эту концепцию. Модерниз сист обр в РФ на совр этапе – это масштабн прогр гос-ва, осущ-ая при активном содействии общ-ва. Она д. привести к достиж нового кач-ва Рос обр и опр-ся прежде все его соотв-ем акт-ым и перспект-ым запросам совр жизни страны. Цель модерниз: созд мех-зм уст-го разв сист обр. Главн задача: обесп-ие совр кач-ва обр на осн сохр его фундам-ти и соотв-ия акт-ым и перспект-ым потреб-ям личн, общ-ва и гос-ва. Осн приорит-ми напр обр явл: 1) разв совр сист Непр проф Обр; 2) повыш кач-ва ПО; 3) обесп дост-ти кач-го общ обр; 4) повыш инвестиц-ой привлекат-ти сферы обр. 5) модерниз финансово-экономич ме­х-ов в сфере обр. Реализация приоритетных напр разв си­ст обр РФ на осн стратегич-го партнерства гос-ва, общ-ва и бизнеса позволит создать для эфф-го включ обр в проц повышя уровня благосост граждан, сохр-ия соц стабильности, разв институтов гражд-го общ-­ва и обесп-ия уст-го соц-экон-го разв страны. Принципы Совр О: 1. гуманистич хар-р. 2. ед-во федер-го, культ-го и обрго пространства. 3. Общедост-ть и адаптир-ть СО к уровню и особ-ям разв и подгот обуч-ых. 4. светский хар-р. 5. свобода и плюрализм. 6. гос-обществ-ый хар-р. 7. автономность

 

 

Методы, формы организации и средства обучения.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучаю­щимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и разви­тие в процессе обучения. Любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоению им СО.

Подходы к классификации МО

Перцептивный (по источнику передачи инф-ции, Голанд, Верзилин, Шаповаленко):

1. Словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж)

2. Наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование)

3. Практические (упражнение, тренировка, лаб практич р-ты)

Управленческий (по ведущей дидактич цели, Данилов, Есипов)

1. М приобретения знаний

2. М форм-я умений и навыков

3. М применения знаний

4. М закрепления

5. М проверки ЗУНов

6. М творч деят-ти

Гностический ( по хар-ру познават деят-ти уч-ся, Лернер, Скаткин)

1. Объяснительно-иллюстративный (восприятие, осмысление, запоминание инф-ции детьми)

2. Репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, овладение алгоритмом практич действий)

3. Проблемное изложение (слежение за логикой док-тв, мысленное прогнозирование очередных шагов в логике решения)

4. Эвристический = проблемно-поисковый (активное участие в поиске решения проблемы, овладение приемами постановки проблемы и нахождение путей её решения)

5. Исследовательский (освоение приемов самостоят постановки проблем и нахождение Сп-бов их решения)

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия "методы", их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них. Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний. Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности. Прием – часть метода,которые усиливают, повышают его эффективность. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот - один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Выбор методов зависит от содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличие средств обучения

Форма обучения означает внешн. сторону организации учеб. процесса. Зависит от целей, содерж., методов, сред-тв обуч-я, материал. условий, состава учеников и др.

1) Индивидуальные

2) Групповые

3) фронтальные

4) Коллективные (отлич-ся от фронтал. тем, что уч-ся рассмат-ся как целостный кол-в со своими особ-ми взаимодействия)

5) парные

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

Форма организации обучения (= организационная форма обучения) – это конструкция отд. звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультатив. з-е, экзамен)

Онищук (по дидакт. целям)

- Теоритич.

- Практ.

- Трудовые

- Комбиниров.

Урок – такая форма организации учеб процесса, при к-й педагог в течение точно установл времени организ-т познават и иную деятельность постоянной гр-пы уч-ся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, ср-ва и методы р-ты, создающие благоприят условия для того, чтобы все ученикиовладевали основами изуч-го предмета непосредственно в процессе обуч-я, а также для В. И Р Р→ познават и творч способ-тей, дух-х сил обучаемых. Современная типология уроков (по цели организации, содержанию изуч мат-ла и ур-ню обуч-ти уч-ся М.И. Махмут)

- урок овладения новыми знаниями

- урок формирования и совершенствования умений и навыков

- урок обобщения и систематизации знаний

- урок повторения, закрепления знаний

- контрольно- проверочный урок

- комбинированный урок, на котором решаются несколько дидактических задач.

Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль.К недостаткам индивидуальной формы обучения можно отнести то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен. Тьюторство. Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:· Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);· Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);· Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд). Репетитор — это частный учитель, специалист в узкой области знаний, владеющий эффективными методиками обучения. Главная задача такого педагога - отработка какого-то навыка до совершенства. Гувернерство. Важнейшей задачей семейного воспитания является формирование нравственной культуры ребёнка. Нравственная культура личности - это характеристика ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Семейное обучение. Семейное образование - это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями с периодической отчетностью перед школой. Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества. Они выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что она обладают широким кругозором и гибким мышлением, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых.

Средства обучения: это совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания. С помощью средств обучения (рисунок, схема, модель) у студентов запечатлевается образ явлений и объектов. С помощью средств обучения образование остановится более наглядным, положительно активизирует эмоции студента, что придает направленность его мышлению, служит стимулом его деятельностью, укрепляет интерес к учебной работе, развитие познавательной активности, повышается интенсивность труда преподавателей и студентов.

Классификации дидактических средств:

· визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, нату­ральные объекты и т. п.;

· аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инстру­менты и т. п.;

· адиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевиде­ние и т. п.

Польский дидакт В. Оконь:

Простые средства:

• словесные (учебники и другие тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникацион­ные сети).

Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от дидактических возможностей самих средств обучения. Выбор видов средств обучения процесс индивидуально-творческий. Педагог осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета, особенностей студентов, уровня их подготовленности, отношения к уч.предмету.

Подбор зависит не только от материальной оснащенности школы, а также от характерных особенностей определенных предметов.

Возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют вид используемых дидактических средств и способ их использования на уроке.

Таким образом, выбор форм, методов и средств обучения не есть произвольный акт.

Он зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное имеют цели образования и конкретные задачи обучения, его содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения.

 

 

 

М. форм-я сознания

- м. убеждение –пр. логич. обоснования какого-либо суждения, умозаключения.(беседа, рассказ, дискуссия)в

- внушение – способ воздействия, предполагающей некритич. восприятия того, о чем говорится с опорой на эмоц. сферу.(Пример – убедит. образец для подражания, связанный с наглядным представлением м конкрет-и идеала чел.)

- Разъяснение и пояснение

М. стимулирования

- соревнование

- поощрени е (моральное – похвала, одобрении; материал – грамота, премия)

- наказание –способ торможения негатив. проявлений

Виды: словесное, ограничение в провах, отстранение от важ. дела, морал. иск-е из жизни кол-ва, доп. обязанности, изм-е отн-я к реб.

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать педагогический такт;

опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Как правило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом внушения. Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели. Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование художественных образов, музыки. Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Он предполагает специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора, в процессе которой ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Педагогическое требование — один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.

Форма восп. работы - устанавливаемый порядок орг-и конкр. актов, сит-й, процедур взаимодействия пед-го и уч-ся, направ-х на реш-е пед. задач.

Классификация форм восп. р.:

1. По целевой направ-ти и позиции участ-в восп.пр.

- мероприятие

-дела -общая забота, важны события на пользу себе и другим

-игра – воображ-я или реал. деят-ть, целенаправленно орган-я в кол-ве

2. По кол-ву учач-в взаимодействия с пед-м

-индивид-е (беседа, консул-я,)

-групповые

-коллектив-е (дела, конкурсы)

3. По времени подготовки:

- экспромтные (игры)

-подготовленные

Содерж. анализ

Содерж. абстрагирование

Теор. содерж. обобщений

Содер. рефлексия

Было выявлено, что в современных условиях этот возраст может решить свои образов. задачи, если на его протяжении бу­дут возникать и развиваться следующие психические новообразо­вания: -абстрактно-теоретическое мышление;

-способность к произ­вольному (т. е. осознанному и целенаправленному) -управлению по­ведением; -активность и субъектность ребенка в учебной деятельно­сти.

Необходимо организовать обучение, способное создавать необходимые зоны ближайшего развития, которые со временем превращались бы в требуемые новообразования.

-ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпириче­ского сознания и мышления в начальной школе является важным, но не самым эффективным путем развития детей.

-Построение учеб. предметов должно проектировать формирование у школьников тео­ретического сознания и мышления, которое имеет свое особое, отлич­ное от эмпирического, содержание.

В основе теоретического сознания и мышления лежит содерж. обобщение. Человек, анали­зируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обна­ружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее осно­вание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. В.В.Давыдов отмечает следующие основные различия эмпи­рического и теоретического мышления:

-эмпирические знания есть результат сравнения предметов и представлений о них, а теоретические знания возникают в процес­се анализа их функций;

-в процессе эмпирического сравнения происходит выделение формального свойства, общего для всех предметов, а теоретиче­ский анализ позволяет открыть реальные отношения в системе предметов или явлений;

Личностно-ориентированная концепция. Автор - Е.В. Бондаревская. Механизм воспитания - субъект - субъектное взаимодействие, предполагающее:- изучение узловых событий жизни ребенка;- педагогическую интерпретацию его индивидуальных особенностей;- принятие его как данности;- совместное проектирование этапов его дальнейшего развития; •- адаптацию воспитательных средств;- вовлечение его в жизненные события;- раскрепощение его для диалога, творчества, саморазвития.

Биопсихологическая концепция воспитания. Автор - О.С. Газман. Механизм воспитания: Механизм педагогической поддержки ребенка: I. Диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы с т. з. ее значимости. П. Организация совместного поиска причин возникновения проблемы. III. Проектирование действий педагога и ребенка, заключение договора. IV. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констата­ция факта разрешимости проблемы, осмысление обоими нового опыта жизни.

Гуманистический подход

3. Средовой подход:

4. Дифференцированный подход:

5. Природосообразность: учет половозрастных особенностей учащихся.

6. Культуросообразность: опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки.

7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитания:

Основу составляют общечеловеческие ценности - Человек, Семья, Труд, Знания, Культура Отечество, Земля, Мир.

Механизм воспитания: функционирование воспитательной системы, для которой харак­терно:

- целостный образ школы;

- интеграция воспитательных воздействий через включение их в КТД;

- здоровый образ жизни школы - порядок, позитивные ценности, мажор;

- педагогически целесообразная организация внутренней среды - предметно-эстетической, духовной, пространственной и др.;

- защитная функция школы по отношению к личности ребенка и педагога.

Критерии эффективности воспитательного процесса:

1гр. Критерии факта:

- упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и харак-тера

- наличие сложившегося школьного коллектива:

- интеграция воспитательных воздействий,

2гр. Критерии качества:

- степень приближенности системы к поставленным целям;

- общий психологический климат, стиль отношений в школе, степень защищенности и комфортности детей;

- уровень воспитанности выпускников.

 

 

16.Нормативно-правовые документы в сфере образования

Нормативные документы являются основанием для определения затрат времени для выполнения конкретных работ по делопроизобразо­вания.

— Национально-региональные компоненты государственных обра­зовательных стандартов.

— Федеральные, региональные нормативы финансирования образо­вания (по мере утверждения).

— Тарифные коэффициенты ETC (единой тарифной сетки); мини­мальные размеры оплаты труда.

— Нормативные документы, регулирующие: льготы, виды и нормы материального обеспечения детей в детском саду, а также педаго­гических работников государственных и муниципальных образо­вательных учреждений, установленные федеральными и штатны­ми органами государственной власти и управления.

— Федеральные, региональные требования к ДОУ в части строитель­ных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья воспитан­ников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудо­вания учебных, игровых помещений, условия аренды зданий, по­мещений учреждений.

— Порядок присвоения государственных наград и почетных званий работникам образования.

— Свидетельство о государственной аккредитации, выданное орга­ном управления образованием; аттестационное заключение госу­дарственной аттестационной службы о соответствии содержания, уровня и качества воспитания и образования дошкольников требо­ваниям государственного образовательного стандарта; аттестаци­онный лист и решение аттестации очной комиссии об аттестации руководителя ДОУ.

— Книга приказов и распоряжений заведующего ДОУ.

— Приказ Минобразования РФ от 11 марта 1998 г. № 622 «О службе охраны труда образовательного учреждения».Правовой статус коллектива и его членов — это законные интере­сы, права и обязанности всех сотрудников, предусмотренные тру­довым законодательством и Правилами внутреннего трудового рас­порядка. Члены трудового коллектива имеют право на отдых, безо­пасные условия труда, самоуправление. Сотрудники детского сада участвуют в составлении годового плана работы своего ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 35) общее руководство государственным, муниципальным образовательным уч­реждением осуществляет выборный представительный орган — Совет образовательного учреждения. Коллегиальный орган самоуправления создается по решению общего собрания, в состав которого входят работники данного учреждения, представители родительской общест­венности и других заинтересованных организаций. Положение о Со­вете определяется Уставом образовательного учреждения и утвер­ждается общим собранием.

Все формы управленческой деятельности отражаются в докумен­тах, которые выступают способом и средством реализации возложен­ных на аппарат управления функций. В процессе управления инфор­мация, зафиксированная в этих документах, не только выступает как основание для принятия решения, но может быть и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет и результат труда.

Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в опре­деленной сфере, составляет систему документации.

Основные требования к оформлению документов сегодня базиру­ются прежде всего на государственных стандартах. Делопроизводство в управлении составляет полный цикл обработки и движения доку­ментов в учреждении с момента их создания (или получения) до завер­шения исполнения и отправки. Документация исчисляется количест­вом входящих, исходящих и внутренних документов:

— поступающих в учреждение;

— созданных в данном учреждении и отправленных адресату;

— созданных в данном учреждении и предназначенных для его собст­венных потребностей.

Руководители воспитательно-образовательных учреждений долж­ны направлять свои усилия на достижение целей и задач, стоящих пе­ред педагогами в новых социально-экономических и социокультурных условиях жизни.

Социологическое исследование при помощи анкет призвано вы­явить информацию, необходимую не только для улучшения воспита­тельно-образовательной ситуации в конкретном микрорайоне (городе, поселке), но и для разрешения общих проблем дошкольного воспита­ния. Поставленные вопросы помогут педагогам узнать, как часто дети посещают дошкольные учреждения, как родители относятся к созданию альтернативных ДОУ (мини-школа, семейный детский сад на дому, про­гулочные группы и т. д.), в какое из них родители хотели бы определить своего ребенка, какие дополнительные услуги они желали бы для своих детей, в каких мероприятиях дошкольного учреждения приняли бы уча­стие (см. прил. 1). В современных условиях целесообразно выявить и платежеспособность семей, ибо дополнительные услуги — платные.

Результаты анкетирования также помогут администрации при плани­ровании воспитательно-образовательной работы.

Только после такой большой предварительной работы готовится «визитная карточка» учреждения — схема, отражающая все направ­ления ДОУ. «Визитная карточка» — это прежде всего фиксация назначения и функций такого учреждения. В ней должны быть отра­жены следующие данные: вид и категория учреждения, спектр обра­зовательных услуг для детей и родителей, с какими заинтересован­ными организациями дошкольное учреждение взаимодействует и др. Ставя перед собой и коллективом задачи, руководитель учитывает и результаты уже проведенной работы, подправляя и корректируя их.

17. Начальное образование в системе непрерывного образования.

Общая стратегия всего современного Российского образования – обеспечение высокого уровня развития личности ребёнка, что повлекло за собой серьёзные изменения содержания начального и дошкольного образования. Важнейшие особенности Концепции непрерывного образования: I. Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе

v как одно из условий непрерывного образования ребёнка

v и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.178 с.)