Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, формы организации и средства воспитания.

Поиск

Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром

Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана:

1) метод ор­ганизации воспитывающей среды;

2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия де­тей со средой;

3) метод организации осмысления ребен­ком разворачивающейся перед ним жизни.

Перечислен­ные методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами ор­ганизации жизни ребенка.

Классификация методов: (общепринятая)

М. форм-я сознания

- м. убеждение –пр. логич. обоснования какого-либо суждения, умозаключения.(беседа, рассказ, дискуссия)в

- внушение – способ воздействия, предполагающей некритич. восприятия того, о чем говорится с опорой на эмоц. сферу.(Пример – убедит. образец для подражания, связанный с наглядным представлением м конкрет-и идеала чел.)

- Разъяснение и пояснение

М. формирования опыта поведения

- пед. треб-е – предъявление реб. в пр. восп. социокульт. нормы отн-я и поведения

виды:

ü прямое (указание, приказ),

ü косвенное (намек, совет., присьба, реком-и)

- упражнение – способ приучения восп-к к выполнению норм и правил общежития.

формы:

ü режим дня,

ü поручения,

ü практ и твор. занятия по кул-ре поведения,

ü орг-я «+» поступков

- воспит. сит-я – сит-я затруд-я, выбора и толчка к действию

- метод общест. мнения –опора в восп-и на мнение кол-ва (Макаренко)

М. стимулирования

- соревнование

- поощрени е (моральное – похвала, одобрении; материал – грамота, премия)

- наказание –способ торможения негатив. проявлений

Виды: словесное, ограничение в провах, отстранение от важ. дела, морал. иск-е из жизни кол-ва, доп. обязанности, изм-е отн-я к реб.

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать педагогический такт;

опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Как правило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом внушения. Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели. Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование художественных образов, музыки. Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Он предполагает специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора, в процессе которой ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Педагогическое требование — один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.

Форма восп. работы - устанавливаемый порядок орг-и конкр. актов, сит-й, процедур взаимодействия пед-го и уч-ся, направ-х на реш-е пед. задач.

Классификация форм восп. р.:

1. По целевой направ-ти и позиции участ-в восп.пр.

- мероприятие

-дела -общая забота, важны события на пользу себе и другим

-игра – воображ-я или реал. деят-ть, целенаправленно орган-я в кол-ве

2. По кол-ву учач-в взаимодействия с пед-м

-индивид-е (беседа, консул-я,)

-групповые

-коллектив-е (дела, конкурсы)

3. По времени подготовки:

- экспромтные (игры)

-подготовленные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.011 с.)