Современные технологии обучения и воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные технологии обучения и воспитания.



Технологический подход к образованию. Подход - комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов, в познании и/и практике, характеризующий конкурирующие между собой или исторически сменяющие друг друга стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Чем можно объяснить появление новых подходов в образовании? Построение процесса обучения в соответствии с пед.технологией появилось не на пустом месте. Еще во времена Коменского появились идеи о таком методе, чтобы достигались цели обучения. В 40г. 20в. сформировалось понятие «пед.технология». Внедрение понятия «технология» было обосновано тем, что и ученых и практиков волновал вопрос гарантированного достижения результатов обучения и воспитания. Существуют два направления технологического подхода: технологизация и технизация. Технизация – использование в этом процессе всевозможных ТС. Технологизация – технологичное проектирование цели и их реализацию. Технологизация процесса обучения. В российской педагогике Технологизация - гибкое управление полноценным развитием личности обучаемых, с учетом гуманизации этого процесса. В зарубежной педагогике Технологизация - индивидуализация обучения, управление процессом усвоения знаний в условиях широкой технизации и электронизации, внедрение нетрадиционных моделей обучения (школа –парк и т.д.). Технологичность образовательного процесса: 1.Технологизация целей образования 2. Технологизация взаимодействия целей и содержания образования 3. Технологизация представления учебной информации 4. Технологизация понятийного аппарата (корреляция – взаимосвязь базовых понятий) 5. Технологизация взаимодействия участников ПП 6. Технологизация получения обратной связи – мониторинг качества Технологизация педагогического процесса в начальной школе решает цели трех типов: готовит ученика к обучению в основной школе, то есть соблюдает интересы государства; формирует ученика как члена социума, овладевшего социальным опытом, ценностями, нормами, то есть соблюдает интересы общества; развивает ученика как активного, инициативного и думающего индивида, то есть соблюдает интересы личности.

Педагогическая технология - это не просто использование ТСО или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Целью педагогической технологии является поиск стратегических путей технологизации обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами. Объектами: цели, содержание, организационные формы, взаимодействие субъектов ОП, процедуры самоуправления и творческого развития обучающихся. Предметом: проектирование и реализация педагогических технологий. Продуктами: алгоритмы целесообразного и эффективного поведения субъектов ОП, педагогическая компетентность, успешность и конкурентоспосбность обучающихся.

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целе-направленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Системная концепция воспитания

Авторы - В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.

Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Идеальная цель — всестороннее гармоничное развитие личности. Реальная цель воспитания будет достигнута путем решения следующих задач:

1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

4. Развитие креативности как черты личности.

5. Формирование самосознания, помощь ребенку в самореализации.

Решение данных задач возможно при условии построения в учебном заведении гуманисти­ческой воспитательной системы.

Принципы воспитания:

1. Личностный подход:

Гуманистический подход

3. Средовой подход:

4. Дифференцированный подход:

5. Природосообразность: учет половозрастных особенностей учащихся.

6. Культуросообразность: опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки.

7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитания:

Основу составляют общечеловеческие ценности - Человек, Семья, Труд, Знания, Культура Отечество, Земля, Мир.

Механизм воспитания: функционирование воспитательной системы, для которой харак­терно:

- целостный образ школы;

- интеграция воспитательных воздействий через включение их в КТД;

- здоровый образ жизни школы - порядок, позитивные ценности, мажор;

- педагогически целесообразная организация внутренней среды - предметно-эстетической, духовной, пространственной и др.;

- защитная функция школы по отношению к личности ребенка и педагога.

Критерии эффективности воспитательного процесса:

1гр. Критерии факта:

- упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и харак-тера

- наличие сложившегося школьного коллектива:

- интеграция воспитательных воздействий,

2гр. Критерии качества:

- степень приближенности системы к поставленным целям;

- общий психологический климат, стиль отношений в школе, степень защищенности и комфортности детей;

- уровень воспитанности выпускников.

 

 

16.Нормативно-правовые документы в сфере образования

Нормативные документы являются основанием для определения затрат времени для выполнения конкретных работ по делопроизобразо­вания.

— Национально-региональные компоненты государственных обра­зовательных стандартов.

— Федеральные, региональные нормативы финансирования образо­вания (по мере утверждения).

— Тарифные коэффициенты ETC (единой тарифной сетки); мини­мальные размеры оплаты труда.

— Нормативные документы, регулирующие: льготы, виды и нормы материального обеспечения детей в детском саду, а также педаго­гических работников государственных и муниципальных образо­вательных учреждений, установленные федеральными и штатны­ми органами государственной власти и управления.

— Федеральные, региональные требования к ДОУ в части строитель­ных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья воспитан­ников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудо­вания учебных, игровых помещений, условия аренды зданий, по­мещений учреждений.

— Порядок присвоения государственных наград и почетных званий работникам образования.

— Свидетельство о государственной аккредитации, выданное орга­ном управления образованием; аттестационное заключение госу­дарственной аттестационной службы о соответствии содержания, уровня и качества воспитания и образования дошкольников требо­ваниям государственного образовательного стандарта; аттестаци­онный лист и решение аттестации очной комиссии об аттестации руководителя ДОУ.

— Книга приказов и распоряжений заведующего ДОУ.

— Приказ Минобразования РФ от 11 марта 1998 г. № 622 «О службе охраны труда образовательного учреждения».Правовой статус коллектива и его членов — это законные интере­сы, права и обязанности всех сотрудников, предусмотренные тру­довым законодательством и Правилами внутреннего трудового рас­порядка. Члены трудового коллектива имеют право на отдых, безо­пасные условия труда, самоуправление. Сотрудники детского сада участвуют в составлении годового плана работы своего ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 35) общее руководство государственным, муниципальным образовательным уч­реждением осуществляет выборный представительный орган — Совет образовательного учреждения. Коллегиальный орган самоуправления создается по решению общего собрания, в состав которого входят работники данного учреждения, представители родительской общест­венности и других заинтересованных организаций. Положение о Со­вете определяется Уставом образовательного учреждения и утвер­ждается общим собранием.

Все формы управленческой деятельности отражаются в докумен­тах, которые выступают способом и средством реализации возложен­ных на аппарат управления функций. В процессе управления инфор­мация, зафиксированная в этих документах, не только выступает как основание для принятия решения, но может быть и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет и результат труда.

Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в опре­деленной сфере, составляет систему документации.

Основные требования к оформлению документов сегодня базиру­ются прежде всего на государственных стандартах. Делопроизводство в управлении составляет полный цикл обработки и движения доку­ментов в учреждении с момента их создания (или получения) до завер­шения исполнения и отправки. Документация исчисляется количест­вом входящих, исходящих и внутренних документов:

— поступающих в учреждение;

— созданных в данном учреждении и отправленных адресату;

— созданных в данном учреждении и предназначенных для его собст­венных потребностей.

Руководители воспитательно-образовательных учреждений долж­ны направлять свои усилия на достижение целей и задач, стоящих пе­ред педагогами в новых социально-экономических и социокультурных условиях жизни.

Социологическое исследование при помощи анкет призвано вы­явить информацию, необходимую не только для улучшения воспита­тельно-образовательной ситуации в конкретном микрорайоне (городе, поселке), но и для разрешения общих проблем дошкольного воспита­ния. Поставленные вопросы помогут педагогам узнать, как часто дети посещают дошкольные учреждения, как родители относятся к созданию альтернативных ДОУ (мини-школа, семейный детский сад на дому, про­гулочные группы и т. д.), в какое из них родители хотели бы определить своего ребенка, какие дополнительные услуги они желали бы для своих детей, в каких мероприятиях дошкольного учреждения приняли бы уча­стие (см. прил. 1). В современных условиях целесообразно выявить и платежеспособность семей, ибо дополнительные услуги — платные.

Результаты анкетирования также помогут администрации при плани­ровании воспитательно-образовательной работы.

Только после такой большой предварительной работы готовится «визитная карточка» учреждения — схема, отражающая все направ­ления ДОУ. «Визитная карточка» — это прежде всего фиксация назначения и функций такого учреждения. В ней должны быть отра­жены следующие данные: вид и категория учреждения, спектр обра­зовательных услуг для детей и родителей, с какими заинтересован­ными организациями дошкольное учреждение взаимодействует и др. Ставя перед собой и коллективом задачи, руководитель учитывает и результаты уже проведенной работы, подправляя и корректируя их.

17. Начальное образование в системе непрерывного образования.

Общая стратегия всего современного Российского образования – обеспечение высокого уровня развития личности ребёнка, что повлекло за собой серьёзные изменения содержания начального и дошкольного образования. Важнейшие особенности Концепции непрерывного образования: I. Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе

v как одно из условий непрерывного образования ребёнка

v и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста сформулированы в Концепции как

воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; развитие мыслящей деятельной личности.

В Концепции даны: -краткая характеристика каждого направления развития; краткое описание образовательных областей по содержательным линиям возрастные портреты ребёнка на рубеже каждого этапа образования.

Цель современной образовательной политики- развитие личности каждого ребенка. Задача начальной ступениразвитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося. Основные направления реформ начальной ступени образования: - обновление содержания, его вариативность - изменение существующей дидактической системы - преемственность ступеней образования - создание новой нормативно-правовой базы.

Непрерывность и преемственность образования (дошкольники – начальная школа – основная школа). Непрерывность – постоянная потребность человека в образовании и самообразовании в течение всей жизни. Преемственность – дидактическое согласование содержания, методов, и организационных форм на всех ступенях образования в сочетании с максимальной психологической комфортностью. Нормативные документы

1. Решение Коллегии МО РФ от 11.12.96 г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации»

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р (п.2))

3. «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Пр. МОиПО РФ № 2000 от 8.10.97 г.)

Дидактические условия реализации преемственности дошкольной и начальной ступеней образования: 1. Реализация общей цели образования – развитие личности. 2. Гармоничное сочетание трех направлений развития: физическое, интеллектуальное, личностное. 3. Знание и опора на возрастные особенности и возможности детей. 4. Использование приемов и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. 5. Поддержание природной потребности детей в познании, формирование положительного отношения к учебному процессу. 6. Чуткое, внимательное отношение взрослых к детям, педагогическое сотрудничество (воспитателей, учителей, детей и родителей).

Готовность к школе – это единство и взаимосвязь физической, интеллектуальной и личностной готовности. Физическая готовность - Наличие или отсутствие хронических заболеваний, интеллектуальных нарушений, приведших к некоторому отставанию в общем развитии ребенка. Личностная готовность - развитость коммуникативных качеств, ориентировка в окружающей действительности, Запас знаний о мире, степень самостоятельности. активности, инициативности. Интеллектуальная готовность -Степень развития психических качеств: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, речь

Диагностика готовности к школе: Готовность к школе определяется уровнем физического, интеллектуального и личностного развития в их совокупности (а не количеством знаний об окружающей действительности). Диагностируется уровень развития ребенка (с согласия родителей, после записи ребенка в школу). Результаты диагностики позволяют выстроить программу индивидуального доразвития ребенка, его отдельных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Некоторые особенности систем и комплектов учебников: Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная модель “Школа- 2100” Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея“педагогики здравого смысла”. Образовательная модель “Гармония” (науч.рук. Н.Б.Истомина) Создана объединением авторов во главе с Н.Б.Истоминой, разделяющих общую образовательную цель – развитие личности ребенка. Образовательная модель “Начальная школа ХХ1 века” (науч.рук.. Н.Ф.Виноградова) Учебные издания реализуют концепцию “Начальная школа ХХ1 век”, разработанную под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Она отражающей наиболее передовые педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников. Комплект учебников “Школа России” (под ред. А.А.Плешакова) Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями, развивающего характера. Комплект учебников “Классическая начальная школа” В комплект объединились авторы, зарекомендовавшие себя долгими годами апробации своих учебников и методик, отражающих требования новой школы в сочетании с классическими наработками. Комплект учебников “Перспективная начальная школа” Концептуально новый комплект, создаваемый при поддержке РАН РФ. Попытка разработать учебники нового поколения, позволяющие организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно в условиях сельских школ. Поэтому каждый предмет обеспечен учебником и тетрадью для самостоятельных работ. На сегодня изданы учебники и учебные пособия для 1 класса. Комплект учебников “Планета знаний” (под ред. Петровой И.А.) Новый комплект, который пока не обеспечен по всем предметам и классам начальной школы. Это попытка сочетать лучшие наработки традиционной начальной школы и потребности современной школы. Система учебников «Перспектива». (2006, издательство «Просвещение»), новая линия УМК для начальной школы. Этот комплект, входящий в серию «Академический школьный учебник», появился в результате тесного сотрудничества коллектива ученых и педагогов РАН. «Перспектива» стала одним из самых интересных и значимых проектов издательства, предвестником новых, продиктованных временем принципов и стандартов обучения, основанных на всестороннем физическом, психическом, культурном и социальном развитии личности ребенка, сохранении его индивидуальности, воспитании нравственности. Изучение каждого из предметов, помимо получения знаний, умений, навыков, позволяет освоить универсальные учебные действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.043 с.)