Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность процесса обучения. Принципы обучения.

Поиск

Сущность процесса обучения. Принципы обучения.

Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

– постановка целей учебной работы;

– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;

– оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

– осознание целей и задач обучения;

– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Принципы обучения – это основные положения на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. Основные принципы обучения – это:

1) наглядность обучения;

2) сознательность и активность учащихся в обучении;

3) научность обучения;

4) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

5) прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания. Сущность принципа посильности и доступности обучения – изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»). Принцип научности – опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого. Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно. Принцип прочности усвоения знаний – это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т. е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью – это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы для решения практических задач тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность. Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль прежде всего играют методы обучения и структура урока.

Метод обучения.

Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

  1. Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:
    • практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
    • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
  2. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
    • объяснительно-иллюстративные методы;
    • репродуктивные;
    • методы проблемного изложения;
    • частично поисковые методы;
    • исследовательские.
  3. Бинарные классификации. Методы преподавания:
    • информационный;
    • объяснительный;
    • объяснительно-побуждающий;
    • побуждающий.

Им соответствуют методы учения:

    • исполнительный;
    • репродуктивный;
    • частично-поисковый;
    • поисковый.
  1. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

  1. Обучающую.
  2. Развивающую.
  3. Воспитывающую.
  4. Мотивационную.
  5. Контрольно-коррекционную.

У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

  1. Цели и задачи обучения.
  2. Содержание и методы определенной науки и темы.
  3. Принципы обучения и позиция педагога.
  4. Учебные возможности учеников.
  5. Время.
  6. Внешние условия.
  7. Возможности учителей.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

  • игровое/социальное/имитационное моделирование;
  • деловые игры;
  • анализ конкретных ситуаций (кейсы);
  • метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!».

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:

  1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
  2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
  3. Подведение итогов игры. Самооценка действий.
  4. Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

Специфика методов обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и другие. В процессе обучения обучающий посредством устной речи излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые посредством устного восприятия запоминают и усваивают учебный материал.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Выделяют несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников), рассказ-изложение (раскрывается содержание новой темы, изложение осуществляется по определенному логически развивающему плану, с выделением главного, с применением иллюстраций и примеров), рассказ-заключение (резюмируются главные мысли, делаются выводы и обобщения). В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Лекция. Предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, в большинстве случаев, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и др. Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Лекция читается в таком темпе, чтобы обучаемые могли сделать необходимые записи.

Беседа. Предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучаемых к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В данном методе используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений обучающихся и другие. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Нельзя чрезмерно дробить тему, поскольку это может разрушить ее логическую целостность, а слишком крупные вопросы становятся затруднительными для обсуждения обучаемыми. Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее изученный материал, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых. В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

Наглядные методы обучения желательно применять для обучаемых, имеющих хорошее визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются совместно со словесными методами обучения. Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.

Метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, изображения информации на учебной доске и пр.

Метод демонстрации предполагает показ действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, постановку опытов и проведение экспериментов, демонстрацию процессов и т.д. Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания. Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Метод демонстрации обеспечивает комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, приобретению как теоретических, так и практических навыков и умений.

Видеометод. С интенсивным развитием видеотехники он выделился из демонстрационного метода в самостоятельный вид. В основе его находятся экранные источники информации. Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия. Это один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования этих методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели.

Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание.

Метод упражнений. Сущность его заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Таким образом, все виды упражнений условно можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

Метод лабораторных работ. Применяется для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Метод лабораторных работ применяется преимущественно при изучении предметов точных наук: математики, физики, химии, географии, астрономии, а также биологии, трудового обучения. Поэтому данный метод обучения для обучения в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления нельзя назвать применимым.

Метод практических работ. Имеет целью углубление и закрепление теоретических знаний и проверку научных выводов. Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, - метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, метод укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных.

Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу.

Метод игры. Данный метод направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и ее способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. Учебные игры можно успешно использовать почти по всем уровням и направлениям учебного процесса.

В настоящее время получают достаточную популярность различные виды игр.

  1. Симулятивные игры - копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обучении военных), проигрывании возможных ситуаций.
  2. Игры-инсценировки - основаны на проигрывании ролей в смоделированных ситуациях.
  3. Метод инсценировки - за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д.
  4. Метод генерализации идей - метод «мозговой атаки», «мозгового штурма» характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с целью за очень короткий отрезок времени выработать максимальное число идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия ее решения, ограничения, связанные с ее решением и дается установка в сжатые сроки выработать решения.
  5. Метод случайности - основан на рассмотрении какого-либо случая группой учащихся, сопоставлении решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением.
  6. Ситуативный метод - основан на введении ученика в какую-то сложную ситуацию.
  7. Микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности.

Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения выделяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание информации, сообщаемой обучающим. Преподаватель опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в процессе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение знаний в навык требует неоднократных действий по образцу. Применение репродуктивных методов целесообразно в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий и является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний самостоятельно.

Проблемно-поисковые методы обучения. При использовании этих методов обучения обучающий использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. Обучающий ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях. Проблемно-поисковые упражнения применяются, когда обучаемые выполняют определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод – тренирует знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, тем – и радиопередачи, использование дидактических средств и т.п.

проблемный метод – основан на лекции в ходе наблюдений, на работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу, учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

частично – поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными материалами научно-познавательной работы.

исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам отражающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящихся методов к методам, предполагающих взаимные действия учителя и учащихся, а также к методам самостоятельной работы.

 

Требования к структуре ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16.)

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8)программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Требования к условиям реализации ООП НОО

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как:

· разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

· мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

· разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

· обеспечение компетентности педагогического состава;

· регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

5.1.2. При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности образовательного учреждения в формировании компетентностей выпускников. Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для развития личности.

Образовательное учреждение обязано способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ.

5.1.3 Содержание основных образовательных программ разрабатывается на основе фундаментальных ядер учебных предметов (дисциплин), которые представлены в виде специально выделенных основных способов предметных действий и понятийных средств как матрицы учебного предмета.

5.1.4 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

Так, в начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

· использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

· расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

· построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

· использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

5.1.5. В программе каждого учебного предмета (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетентностями в целом по ООП.

5.1.6 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины (элективные курсы) по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по образовательным областям. Порядок формирования элективных курсов обучающихся устанавливает Педагогический совет образовательного учреждения.

5.1.7 Максимальный объем учебных и внеучебных занятий обучающихся может составлять от 28 до 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной учебной работы по освоению основной образовательной программы и элективных курсов, устанавливаемых образовательным учреждением дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

 

5.1.8 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы составляет от 18 до 25 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

5.1.8 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 4-5 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5.1.9 Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

5.1.10 Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.

5.2 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации.

На основе ФГОС должен формироваться социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.012 с.)