Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование в процессе обучения

Поиск

Для того чтобы сформировать и развивать системное мышление в учебном процессе, обучающийся должен стараться осуществлять (под непосредственным руководством (управлением) со стороны преподавателя) свою самостоятельную и самоуправляемую познавательную деятельность на основе принципа системности, с использованием соответствующих системных методов и технологий.

Это становится возможным при условии осознания субъектом значения и преимуществ системного мышления и системного подхода в его сегодняшней и будущей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности.

В этой связи актуализируется проблема развития у обучающихся и специалистов соответствующих методологических знаний и умений. Многое зависит от настойчивой и целенаправленной реализации принципа системности, как методологического подхода к познанию объектов (в широком смысле – вещей, явлений, процессов и т.д.) как систем, в традиционном и инновационном обучении.

Формирование системного мышления у подрастающего поколения и специалистов является актуальной задачей современности. Вместе с тем, существующая система образования еще не располагает необходимыми для этого программами, технологиями и методами. Если говорить точнее, данная проблема в нашем обществе вообще не актуализирована.

Первоочередной задачей казахстанской системы образования в настоящее время является формирование критического мышления, которое на самом деле можно рассматривать лишь как одну из характеристик мышления современного человека. Вместе с тем, системный подход к развитию критического мышления создает определенные условия для формирования системно-критического мышления, существенно обогащающего и расширяющего существующие представления о критическом мышлении.

Мышление системно по своей природе, оно образует диалектическую систему, которая наиболее адекватно отражает системность объективной реальности [4.1; 4.2].

Присущий человеку системный взгляд на действительность есть только объективная предпосылка возможности системного подхода к деятельности, в том числе управленческой. Это означает, что без специальной подготовки, которая будет направлена на формирование соответствующих способов деятельности в рамках системного подхода к объекту управления, невозможно ожидать спонтанного проявления этих

качеств в управленческой деятельности человека [4.3].

Системное мышление позволяет ориентироваться в нарастающем потоке знаний, дает возможность избирательного выбора знаний и их интеграции для формирования ориентировочной основы деятельности по решению проблем с новым предметом исследования и способом их решения. Системный подход меняет способ выделения предмета, программу исследования, структуру знаний о нем, принцип их взаимосвязи, логику познавательного движения в предмете, способ построения теоретической картины [4.4].

В этой связи центральной проблемой процесса обучения З.А.Решетова называет формирование теоретического мышления обучающихся в современных формах научных обобщений, выражаемых принципами системного подхода. При этом системный подход рассматривается как методологическая основа представления предмета науки учебной дисциплины и организации процесса усвоения в форме теоретической деятельности по исследованию предмета как системы. В процессе подобной деятельности формируются системные методы и технологии, выступающие для обучающегося познавательным орудием, с усвоением которого он становится способом мышления, выражающим системный тип ориентировки в предмете.

По мнению З.А.Решетовой, учиться мыслить системно стало общественно осознаваемой потребностью. Но существующая практика обучения еще не формирует этой способности у учащихся. Несоответствие формируемого способа мышления учащихся общественным потребностям – одно из противоречий современной системы обучения тем требованиям, которые предъявляются современным уровнем научно-технического прогресса к интеллектуальному развитию человека, его творческому потенциалу [4.5].

К общим условиям (выявленным в процессе экспериментального обучения), направленно формирующим планируемый системный тип мышления, в работе [4.4] отнесены:

- изменение целей обучения (главная установка – на формирование системного мышления);

- изменение содержания обучения (оно должно охватывать не только знания об изучаемом предмете (их научное содержание), но и знания методологические – о деятельности, производящей предметные знания, о способах их организации, логике системного исследования предмета (его процедурах);

- изменение методов обучения (их опора на ориентировочно - исследовательскую деятельность, формирующую знания и способ мышления как ориентировочную основу усваиваемых умений;

- новые функции учебных средств – их использование как средств организации и управления формируемой деятельностью (планирование, контроль выполнения, оценка и коррекция);

- изменение оценочной параметристик и усвоенных знаний,

умений, способностей.

Общая установка эксперимента по формированию системного мышления, проведенного под руководством З.А.Решетовой, была направлена на формирование нового механизма усвоения, основу которого составляют следующие принципы [4.4]:

1. Принцип предметной деятельности - как основа усвоения деятельности обучающегося, направленной на исследование (анализ) выделенного предмета: выявление специфических свойств и закономерностей их порождения, сущностное основание и возможное многообразие явлений.

2. Принцип системности. Учебная программа – это план и способ исследования предмета; она строится в логике его системного анализа, как качественно определенной системы; понятийные средства метода являются не только методологической формой обобщения формируемых знаний, но и определяют общую структуру знаний о предмете как системе.

3. Принцип единства теоретической и практической деятельности. Производимые теоретической деятельностью знания о предмете, их характеристики формируются с учетом их ориентирующей функции – как ориентировочная основа практических умений субъекта решать определенный класс задач.

4. Принцип единства внешней и внутренней деятельности. Исходная форма процесса усвоения – внешняя деятельность с предметами (или их моделями). Производной от нее является внутренняя (умственная) деятельность. Способ организации внешней деятельности: содержание, структура, средства, способ выполнения – определяет внутреннюю деятельность как способ мышления. Подобный способ мышления, в свою очередь, регулирует функционирование внешней деятельности как сформированного умения.

5. Принцип управляемого формирования процесса усвоения. Объект управления – формируемая ориентировочно-исследовательская деятельность обучающегося и ее превращение в ориентировочную основу усваиваемых умений.

Процесс этот управляется двумя программами, одна из которых формирует предметное содержание и характеристики ориентировочной основы (полноту, структуру, форму обобщенности, системность, рефлексию), другая – организует последовательные этапы превращения ориентировочно-исследовательской деятельности из внешней формы во

внутреннюю – в мысль о предмете.

6. Принцип развивающего обучения. Все условия обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей – на формирование деятельности, производящей новый способ мышления как ориентировочную основу нового способа духовно-практического освоения объекта.

По мнению авторов работы [4.4], развитие дидактической теории и совершенствование практики обучения предполагает:

а) новые подходы к целям, содержанию, методам обучения и оценке его результатов на основе новых представлений об учебном процессе как системе, в которой системообразующим фактором является предметная деятельность обучающегося;

б) на основе деятельностного подхода к обучению введение новых дидактических принципов предметной деятельности, системности, управление процессом усвоения и развивающего обучения; необходима и более содержательная разработка принципов активности, сознательности, преемственности и систематичности;

в) выявление закономерностей механизмов усвоения как особой деятельности (по своему характеру ориентировочно исследовательской);

г) функция, структура, стадиальность формирования, изменения, которые она претерпевает на каждой стадии, дают основание для перехода к новой технологии обучения;

д) организацию познавательной деятельности в процессе обучения на принципах системного анализа и формирование системного мышления обучающегося как важнейшего компонента развивающего обучения.

Опережающее усвоение субъектом знаний, умений и навыков системного подхода, системного мышления может способствовать:

эффективному формированию системы знаний, адекватной изучаемой науке;

целостному познанию, эффективному и качественному преобразованию окружающей действительности;

эффективной реализации целей и задач обучения (включая опережающее обучение, а также целей и задач осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности при минимизации затрат;

быстрой адаптации в новой социально-экономической, политической, информационной и т.д. среде;

повышению конкурентоспособности данного субъекта в современных условиях развития рынка и рыночных отношений и т.д.

Для формирования системного мышления у подрастающего поколения и специалистов предлагается [4.4; 4.6]:

скорректировать цели образования;

принять соответствующее решение и довести до сведения субъектов учебного процесса установку на формирование системных знаний, умений, навыков и способностей системного подхода и системного мышления;

усвоить деятельности и действия, способствующие эффективному достижению целей и решению поставленных задач в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности, повышению

конкурентоспособности субъекта;

внести соответствующие изменения и дополнения в содержание образования (содержание обучения);

совершенствовать существующие методы и технологии обучения, активно использовать современные информационные технологии, а также разрабатывать новые эффективные системные и активные методы и технологии, служащие опережающему и ускоренному формированию системных знаний, системного, творческого и иных способов мышления;

гибко сочетать индивидуальные и коллективные формы обучения с доминированием индивидуального подхода;

обеспечивать творческую среду обучения и т.д.

На формирование системного мышления существенное влияние оказывает системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний.

Для повышения эффективности мышления важно, чтобы знания формировались на основе системного подхода и были системными. Например, Л.Я.Зорина системными называет знания, образующие структуру, адекватную структуре научной теории [4.7].

Мышление, по определению С.Л.Рубинштейна, представляет собой опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление как познавательная теоретическая деятельность не просто сопровождается действием или действие мышлением; действие является первичной формой существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Всякий мыслительный процесс, являясь по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи, совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях как специфическом содержании мышления.

В мыслительном процессе различают основные этапы (фазы): этап

более или менее отчетливого осознания проблемной ситуации; этап перехода мысли от осознания проблемы к ее разрешению.

По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяется [4.8].

Содержание мышления в общем виде дано на рис.4.1 [4.9], где [4.10]:

индукция [от лат. induction наведение] – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), от частных фактов, положений к общим выводам;

дедукция [от лат. deduction выведение] – 1) выведение единичного,

 

Мыслительные операции
Формы мышления
Виды мышления
Способы мышления
Мышление
●Анализ ●Синтез ●Сравнение ●Абстрагиро- вание ●Обобщение ●Конкретиза- ция
    ●Понятие ●Суждение ●Умозак-лючение
  ●Наглядно- действен-ное ●Образное ●Отвлечен- ное
    ●Индукция ●Дедукция

 

 


Рис.4.1 Содержание мышления [4.9]

 

 

частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях; 2) вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Дедукция – основное средство доказательства, вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

В педагогическом энциклопедическом словаре мышление определяется как опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения [4.11].

По определению Г.К.Селевко, мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего [4.12].

Характеризуя системный стиль мышления, как объективную интегративную тенденцию научного познания, И.Б.Новик выделяет три его глубоких основания [4.13]:

1) многосторонность;

2) системность процесса развития;

3) предостережение против абсолютизации отдельных сторон и черточек познания.

Множество теоретических и прикладных проблем могут быть решены только при условии применения целостного, глобального, всестороннего подхода. В контексте таких проблем, по словам В.А.Ганзена [4.14]:

существуют различные виды научных и практических задач систематики, построения системных описаний целостных объектов, проектирования и создания систем, тактического и стратегического планирования, принятия и реализации решений и т.д. Поскольку самым общим признаком перечисленных выше и иных задач является системность, то и мышление, являющееся главным инструментом их решения, может быть названо системным;

человек, владеющий системным мышлением, в любом объекте видит целое, разделенные на части и состоящее из частей, стремится обнаружить упорядоченность частей в целом. А так как почти все можно рассматривать таким образом, то человек, владеющий системным мышлением, приобретает возможности (инструмент) совершенно общие, универсальные и может легко входить в любую область знания и деятельности. В этом ценность системного мышления;

оно не только вид человеческого мышления, определяемый спецификой предметной области и классом решаемых задач, но и новый этап в развитии мышления человека, ибо реализуется оно на основе особого состава операндов (концептов, конструктов, компактов, моделей и парадигм) и новых технологий, характеризуется высоким уровнем развития как анализа, так и синтеза, а также применением спектра логик и системы языков описания;

системное мышление – это и особый стиль мышления, противоположный (противостоящий) мышлению локальному, непоследовательному, одностороннему.

Д.О/Коннор и И.Макдермотт определяют системное мышление как

подход, который позволяет нам увидеть и понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях – паттернах событий, так что мы можем подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять на него. Это значит, что мы будем способны в некотором смысле управлять ситуацией. По мнению этих авторов [4.15]:

неотъемлемой характеристикой систем является наличие обратной связи: нет обратной связи, нет и систем;

обратная связь реализуется в контуре, в петле, поэтому мышление в категориях обратной связи является контурным мышлением;

чем большей динамической сложностью отличается система, тем больше нужно времени на то, чтобы сигнал обратной связи прошел по сети взаимосвязей в ней. Скорость системы определяется самым медленным звеном;

любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся

идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе они известны как ментальные модели, представляющие собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Ментальные модели направляют все наши действия. При этом ментальные модели можно изменять;

созданию и воссозданию наших ментальных моделей служит обучение;

фундаментальный принцип системного мышления заключается в том, что поведение систем определяется их структурой;

системное мышление позволяет не скользить по поверхности, как бы это ни было соблазнительно, а вскрывать глубинные факторы, которые порождают последовательность и характер проявления событий, т.е. создают паттерн. Один случай – это просто событие. Два – повод для повышенного внимания. Три – это уже паттерн: он дает ключ к структуре системы. Паттерн – это ключ к пониманию скрытой от нас структуры системы;

системное мышление позволяет видеть мир в ином ракурсе (ракурс – это угол зрения, под которым рассматривается ситуация). Системные, эмерджентные, свойства возникают только при взгляде с некоторого расстояния в определенном ракурсе. Фундаментальный принцип системного мышления заключается в том, чтобы видеть события в самых разных ракурсах.

Многообразие ракурсов расширяет выбор и охват наших ментальных моделей, а то дает возможность видеть различные аспекты явлений, так что устанавливается механизм усиливающей обратной связи, обогащающей нашу модель мира. Способность к творчеству и разные виды интеллекта предполагают умение видеть предметы и явления в разнообразных ракурсах и, соответственно, получать различные виды обратной связи;

системное мышление рассматривает ситуации и наши представления о них как единое целое. При этом важно сконструировать целостную картину происходящего на основании рассмотрения ситуации в разных ракурсах.

Д.Х.Медоуз рассматривает системное мышление как новый способ описания и познания окружающего мира, учитывающий, что «все связано со всем», что взаимосвязи могут носить нелинейный характер и образовывать циклы обратных связей, что система в целом представляет собой нечто большее, чем простая совокупность составляющих ее частей [4.16].

В значительной степени системное мышление выявляется при изучении любой системы. При этом по утверждению О.С.Разумова и В.А.Благодатских, имеют место четыре аспекта [4.17]:

1) система-объект – источник научного системного знания;

2) теоретическая (научная) система отражает в сознании исследователя систему-объект;

3) теоретическая система движется к большей адекватности отражения системы-объекта;

4) практика как среда применения знаний о системе исходный пункт познания, его основа и критерий истинности.

В процессе изучения, конструирования и реализации системы в сознании субъекта отражаются в определенных теоретических понятиях внутренняя природа, характерные черты, свойства и особенности системы, в том числе [4.17]:

- сущность (присущие системе системные, интегративные свойства);

- состав (количественная и качественная характеристика ее частей);

- структура (внутренняя организация, взаимосвязь элементов);

- функции (активность, жизнедеятельность системы и ее частей);

- интегративные, системные факторы, механизмы обеспечения целостности, взаимодействия, совершенствования и развития;

- коммуникации с внешней средой и связь с большей системой;

- история (начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение в качественно новую систему).

М.Н.Сарыбеков и М.К.Сыдыкназаров полагают, что системное мышление проявляется в способности человека видеть связи между науками, понимать общенаучные законы, лежащие в основе их развития, иметь обобщенные представления о закономерностях развития природы и общества [4.10].

По мнению Е.В.Ксенчука, системное мышление – это «когда мы «поднимаемся» над организацией и анализируем ее не с позиции участника внутреннего процесса, а с точки зрения внешнего окружения. Это когда мы пытаемся постичь динамическую сложность нашей системы и за отдельными деревьями разглядеть лес» [4.18].

С точки зрения А.И.Пушкаря и Л.В. Потрашковой, для того, чтобы проникнуть в суть исследуемого явления, человек должен обладать системным мышлением, которое является основой системного подхода. Указанные авторы видят системное мышление как:

умение видеть в процессе мышления целостную картину явления;

отображение в сознании человека объектов и явлений окружающей действительности в их многоаспектности, целостности и взаимосвязанности (т.е. как систем и их частей);

способность субъекта рассматривать конкретное явление с большого числа перспектив (точек зрения), чем это свойственно обычным людям;

возможность человека видеть себя частью крупномасштабных

процессов и явлений. Это может означать, что человек, где бы он ни работал и чем бы ни занимался, всегда является элементом некоторой (научной, экономической, социальной и т.п.) системы. При этом эффективность его деятельности и решений во многом зависит оттого, насколько он понимает структуру и закономерности этой системы.

Следуя системным представлениям исследователь, по мнению А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашковой, должен мысленно видеть объект в трех аспектах: как нечто целое (систему); как часть более общей системы (надсистемы); как совокупность более мелких частей (элементов, подсистем)» [4.19].

Л.И.Шрагина в качестве системного рассматривает мышление, уровень развития которого при познании мира человеком позволяет устанавливать связи между предметами и явлениями объективной действительности, выявлять закономерности явлений и процессов и прогнозировать их.

В практической деятельности системное мышление проявляется в умении:

- рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи;

- анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно-

следственные связи, выявлять противоречия, решать проблемы;

- обнаруживать скрытые зависимости и связи;

- интегрировать информацию, делать выводы, позволяющие

предвидеть последствия [4.20].

Системное мышление, по утверждению Л.И.Шрагиной, отражает способность применения системного подхода в различных сферах практической деятельности [4.21].

Л. Бут Свини и Д.Медоуз в своей работе [4.22], посвященной играм для развития системного мышления, дают представление обучающимся о системном подходе как о способе познания мира и множества взаимозависимостей в нем.

По их мнению, системное мышление и организационное обучение заключают в себя взаимосвязанные понятия – от системной динамики (изучения причинно-следственных связей и запаздываний в сложных системах) до мысленных моделей (всех наших глубинных представлениях о том, из чего состоит мир, наших предположений, легенд, нашей веры). Человек как системный мыслитель [4.22]:

видит картину в целом;

рассматривает сложные системы с разных точек зрения, чтобы увидеть новые ключевые точки;

основывается на независимых мнениях;

размышляет над тем, как стереотипы мышления влияют на наше

будущее;

отдает предпочтение долговременным перспективам;

имеет широкий кругозор (и широкий взгляд на вещи), в состоянии выявить сложные причинно-следственные связи;

уметь предугадывать, где могут появиться нежелательные последствия;

докапываться до сути, сосредоточиваясь на фактах, а не на упреках и обвинениях;

способен примириться с существованием парадоксов, противоречий и разногласий, не пытаясь немедленно разрешить их любой ценой.

Д.В.Чернилевский для поэтапного формирования системного мышления предлагает составлять серии задач, каждая из которых служит формированию познавательных действий. При этом для определения ориентировочной основы деятельности необходимо [4.23]:

выделить из условия задачи объект анализа, его целостные качества и характеристики;

для каждой функции объекта определить подсистему и разделить ее на элементы, неразделенные в условиях данной задачи;

выявить внутренние и внешние связи между элементами и уровни построения объекта;

оценить качественное состояние выходной системы, возможности всех ее преобразований и пути дальнейшего развития;

выбрать рациональные средства решения задачи и выполнить необходимые расчеты.

Системный способ организации и осуществления познавательной, теоретической, практической и иной деятельности в процессе интериоризации деятельности становится способом системного мышления.

Системное мышление может быть определено как опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека.

Необходимым условием формирования и проявления системного мышления является соответствующая целенаправленная и активная учебно-познавательная, научная, практическая и иная деятельность субъекта, в процессе которой осуществляется:

усвоение основных теоретических положений, понятий, категорий, методов и т.д. системного подхода, системного анализа, системного синтеза;

усвоение деятельностей, действий, системных методов и технологий, способствующих эффективному и целостному познанию объектов окружающей действительности;

формирование системы знаний, адекватной изучаемой науке; определение цели (целей), для достижения которой предполагается конструирование соответствующей системы;

системное структурирование, изучение и представление в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте познавательной, теоретической, практической и иной деятельности;

определение положения конструируемой системы изучаемого объекта в среде и выявление надсистемы, частью которой рассматриваемая система является;

конструирование концептуальной модели системы изучаемого объекта;

определение объектов внешней среды, с которыми система и ее компоненты (части, элементы) взаимодействуют (определение внешних связей);

определение функций системы и ее компонентов;

разработка (на основе программно-целевого подхода) целевых программ функционирования компонентов системы и программ обеспечения;

разработка подсистем (программ) обеспечения устойчивого

функционирования сконструированной системы;

разработка интегрированной системы управления процессами

функционирования системы и ее компонентов, реализации целевых программ, целенаправленного воздействия на объекты внешней среды и т.д.;

системное управление (самоуправление) в познавательной, теоретической, научной, практической и иной деятельности;

иные действия.

Творческий подход к системному исследованию объектов, конструированию систем и т.д., а также организация творческой деятельности на основе системного подхода позволяют говорить о существовании и возможности формирования системно-творческого мышления. Исследование данного явления, на наш взгляд, будет служить существенному расширению возможностей и развитию как системного, так и творческого мышления.

Критический подход к изучению информации о рассматриваемых объектах на основе системного подхода создает условия для формирования системно-критического мышления, которое, как показали наши исследования, обеспечивает эффективное развитие теории и практики критического мышления на качественно новом уровне.

В целом системное мышление способствует целостному познанию окружающего мира. По мнению Ж.М.Абдильдина, целостное рассмотрение предмета, объекта является важнейшим и необходимым моментом конкретного теоретического познания действительности

[4.24].

 

Краткие выводы

1. Системное мышление – это опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека.

Перечень используемых в данном пособии методов и приемов формирования умений и навыков системного мышления показан на рис.4.2.

2. Целенаправленное и заинтересованное усвоение субъектом умений и навыков системного мышления будет способствовать: эффективному освоению и формированию системы знаний, адекватной изучаемой науке; целостному познанию окружающей действительности; эффективной реализации целей и задач обучения (включая

опережающее обучение); повышению конкурентоспособности и мобильности субъекта обучения в современных условиях развития рынка и рыночных отношений; эффективной реализации системного

Методы и приемы формирования умений и навыков системного мышления в обучении
Анализ учебного материала как системы, синтез и обобщение выявленной информации, построение концептуальной модели системы изучаемого объекта.  
Выявление в учебном материале и изучение включенных в него объектов, имеющих определенные связи с иными системами и надсистемами.
Изучение изменения состояния рассматриваемого объекта и его компонентов как систем
Системное структурирование, изучение и «свернутое» представление информации о рассматриваемом объекте в «исходном» состоянии, а также в новых условиях и с учетом влияющих факторов
Системное изучение конкретной ситуации.  
Интенсивное изучение учебника как системы посредством ускоренного «погружения» в учебный материал
Применение базовых знаний: на уровне «стандарта»; на уровне творчества; на уровне исследования.
Выявление, изучение и учет в процессе обучения иерархической структуры и иерархических связей изучаемой системы
Ускоренное усвоение понятий и иных характеристик системного подхода
Усвоение предлагаемых видов деятельности (действий) и соответствующих способов мышления
Иное

 

 

 


Рис. 4.2 Перечень методов и приемов, используемых для формирования умений и навыков системного мышления обучающихся

подхода в познавательной, научной, практической и иной осуществляемой и предстоящей деятельности; иное.

3. Первым и необходимым условием формирования системного мышления является системный подход, реализуемый в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов образовательного процесса.

4. Для организации и осуществления обучения на основе системного подхода должны быть внесены соответствующие изменения в процесс обучения, воспитания и развития обучающихся.

Рекомендации

1. Для реализации цели и задач преемственного формирования умений и навыков системного мышления обучающихся, как условия их интеллектуального развития, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в учебные программы, содержание обучения и средства их реализации. Необходимо также вести разъяснительную работу с целью привлечения к данному процессу преподавателей различных дисциплин.

2. На первом этапе разрабатывается соответствующая программа формирования системного мышления обучающихся как условия их интеллектуального развития, которая согласовывается и утверждается в установленном порядке.

3. Осуществляется поиск, отбор, обобщение, необходимое преобразование существующих и разработка новых технологий, методов, приемов, средств, программного, научного и иного обеспечения формирования умений и навыков системного мышления.

4. Разрабатываются основные условия, правила, критерии и показатели формирования системных знаний, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической иной деятельности обучающихся. Разрабатываются также основные требования к мониторингу процесса и результатов обучения на основе системного подхода.

5. Обязательным условием эксперимента являются усвоение обучающимися соответствующих методологических знаний и умений, используемых системных методов и технологий, а также деятельности и действий, способствующих целостному познанию окружающей действительности.

6. Особое внимание уделяется формированию у субъектов

обучения ориентировочной основы деятельности и действий, связанных

с реализацией системного подхода в своей осуществляемой и

предстоящей деятельности.

Как указал в своей работе В.Г.Афанасьев, «системные представления становятся важной чертой современного познания и практики управления, что ни одна область науки, практики управления не может обойтись без системных представлений, системного подхода, когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» [4.25].

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Зачем необходимо формировать системное мышление?

2. Что может способствовать формированию системного мышления.

3. Самостоятельно разработайте критерии и уровни формирования умений и навыков системного мышления в процессе обучения.

4. Разработайте план формирования системного мышления в процессе изучения какой-нибудь дисциплины.

 

Сформулируйте свое определение системного мышления __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература

 

4.1 Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

4.2 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. – 367 с.

4.3 Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной

школе. – Алматы: Мектеп, 1984. – 134 с.

4.4 Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З.А.Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

4.5 Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 207 с.

4.6 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.

4.7 Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1978. – 128 с.

4.8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 720 с.

4.9 Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.018 с.)