Глава 1. Понятие и сущность опережающего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и сущность опережающего



ОБУЧЕНИЯ

Мнения различных специалистов, касающиеся опережающего образования и действий опережающего характера представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Авторы Мнение авторов
Коллектив авторов под ред. академика Батышева [1.1] Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению, формирование у него инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике. Понятие «опережающее» в данном случае является ключевым и характеризует содержательную сторону образовательных программ, форм организации учебного процесса, особенности применяемых обучающих технологий, которые должны обеспечить объем и структуру профессиональных знаний, характер мышления и уровень духовного развития личности, ориентированных на «завтрашний день». Кроме того опережающее образование является в определенном смысле моделью науки и отражает динамику научно-технического прогресса. Главная целевая функция опережающего профессионального образования состоит в формировании и развитии преобразующего интеллекта личности, реализуемого в мыслительной и практической деятельности.
Жуков Г.Н.[1.2] Опережающее профессиональное образование как системообразующее свойство профессионального образования, проявляется во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенных на основе инновационных процес­сов и

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  направленных на профессиональное развитие буду­щего специалиста, формирование его готовности к про­фессиональной деятельности в условиях модернизации экономики. В этой связи опережающая подготовка как практическая реализа­ция опережающего профессионального образования свя­зана с развитием способностей и возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и подготовкой его к динамично меняющемуся производству и социосфере. Таким образом, опережающая подготовка может рассматриваться как характеристика профессио­нального образования, как его опережающая стратегия в подготовке специалистов.
Ващекин Н.П., Урсул А.Д. [1.3] Система образования должна сменить парадигму построения и функционирования в плане неуклонного движения к опережающему образованию, так как без создания новой модели образовательной системы в принципе не сможет сформироваться ни общество устойчивого развития, ни сфера разума, ни необходимое для этого сознание. При этом критерием реализации модели опережающего образования может служить степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе.
Бим-Бад Б.М.[1.4] К системе социальных, образовательных и личностных ценностей, которую стремится воплотить в жизнь опережающее образование, относятся: 1) ответственность перед настоящим и будущим; любовь к истине, добру, красоте, родине, людям, жизни, миру, природе, труду, науке, познанию, искусству, творчеству, технике, конструированию и проектированию; 2) практически действенное, конструктивное мировоззрение; модернизированные научные и технические знания, способность ориентироваться в новейших технологиях; информационная

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  грамотность; 3) стойкая склонность и способность к напряженному продуктивному труду и переменам видов труда; навыки коллективной трудовой и познавательной деятельности; высокая культура труда; 4) склонность и способность к непрерывному образованию, к сотрудничеству со сверстниками, старшими и младшими поколениями; к осознанному выбору профессии; к полноценному творческому досугу; 5) умение корректировать свою деятельность, готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности; 6) глубокое и прочное самосознание; умение ценить, рационально организовывать и использовать время; владение методами технического, производственного и общественного управления; опыт принятия ответственных решений и их проведения в жизнь; 7) дисциплинированность и эмоциональная насыщенность мыслительной деятельности, умственные способности.
Гершунский Б.С. [1.5] Сфера образования принципиально работает на будущее. Различные концепции, политические доктрины и стратегические разработки могут считаться научно аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание отражает не только констатирующие данные о состоянии и механизмах функционирования образовательных объектов, но и перспективы развития этих объектов в будущем. Опережающая информация, полученная в результате прогностических исследований, может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в отдаленном будущем изменения в

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  организации, структуре и содержании образовательно-педагогической деятельности, целенаправленно идти к прогнозируемым условиям оптимального функционирования образовательных систем, вносить необходимые коррективы в сферу образования уже сегодня.
Чернилевский Д.В. [1.6] Наиболее важной особенностью перспективной системы образования является ее опережающий характер, нацеленность на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации, развития творческих способностей человека. «Только прогностический подход к научному обоснованию целей и содержания образования позволит с необходимым упреждением учесть назревающие тенденции в материальной и социальной среде, предвидеть изменения в различных отраслях науки, техники, производства…». При этом опережающее образование определяется как образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком смысле – подготовка работников с ориентацией на технологический процесс. Необходимость создания прогностической профессиональной модели специалиста должна носить не констатирующий характер, а быть прогностической. Это будет способствовать решению важнейшей задачи – опережающему отражению в квалификационных характеристиках, учебных планах и программах требований к уровню подготовки специалистов.
Новиков П.М., Зуев В.М. [1.7] Методология познания и деятельности должна формироваться в процессе образования (включая профессиональное), которое развивает способности личности действовать в режиме

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  постоянного опережения существующего состояния и предстает, прежде всего, как личностно значимое. Подобное образование должно отвечать сущностной потребности человека в познавательной активности, обеспечивая готовность его к самосовершенствованию, самоактуализации, социально-профессиональной мобильности.
Коротков Э.М. [1.8] Образование должно учитывать перспективы и прогнозы. Оно должно быть опережающим. Но это возможно лишь тогда, когда оно является проблемным. Сегодня знания нельзя давать только устоявшиеся и проверенные. Надо показывать перспективы развития знаний, противоречия в их конструкции и содержании.
Осборн Д., Пластрик П. [1.9] Вводя термин «опережающее управление», авторы отмечают, что «лучше предупреждать ошибки, чем их исправлять. Правительства (органы управления), способные предвидеть будущее, стремятся предупреждать возникновение проблем, а не производить дополнительные услуги, которые потребуются для их разрешения. Они используют стратегическое планирование, прогнозирование и другие инструменты, позволяющие им лучше предвидеть будущее. Для того чтобы расширить временные горизонты, они перестраивают бюджетные системы, системы отчетности и системы поощрения, сдвигая действующие стимулы в эту сторону».
Атаманчук Г.В. [1.10] Характерными чертами государственного управления в «опережающем состоянии» являются: 1) глубокий учет в управленческих решениях и действиях реальных возможностей конкретных объективных условий и субъективного фактора, динамики и тенденций их изменений;

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  2) ориентацию государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и применяемых в современной исторической ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей; 3) тесное взаимодействие научной мысли и управленческой практики с развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержание подготовленности персонала управления на уровне современности общественного сознания; 4) открытость и восприимчивость к новым источникам и ресурсам управления, способность своевременно осваивать самые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем; 5) гибкость и адаптивность своих элементов и их системных взаимосвязей, потенциал постоянного самосовершенствования, развития и улучшения исходящих из него управляющих воздействий. Определяющим и системообразующим фактором в государственном управлении опережающего характера является цель, которая представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов. Что касается стратегии, то главное в ней - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние.
Попков В.А., Коржуев А.В. [1.11] Идея опережающего образования предполагает конструирование содержания и методов обучения на перспективу, на прогноз

 

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
  развития науки, техники в будущем и включение студентов в деятельность по активному усвоению соответствующих знаний, а также приемов и способов деятельности, аналоги которых им придется осуществлять в будущей профессиональной деятельности.

 

Как показали наши исследования, существенная роль в организации и осуществлении опережающего образования принадлежит

системному подходу [1.12-1.14].

Опережающее обучение на основе системного подхода определяется нами как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.

Получаемые субъектами опережающего обучения результаты сразу же должны использоваться в учебном процессе, способствуя повышению его эффективности и качества. Обеспечение требуемого качества преемственной подготовки подрастающего поколения и специалистов в доступно сжатые сроки их обучения, воспитания и развития (за счет интенсификации учебного процесса) возможно с учетом опережающего развития учебного процесса и учебного заведения, обладающего необходимым для этого потенциалом.

Реализация опережающего обучения связана с решением множества существующих и ожидаемых проблем, для успешного решения которых требуются системные представления и методы системного подхода. Многое зависит от того, насколько целенаправленно и эффективно будет внедряться системный подход в систему образования и государственное управление.

В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля мышления.

 

Краткие выводы

 

1. Опережающее обучение на основе системного подхода

определяется как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию у них фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.

2. В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля

мышления.

3. Опережающее обучение на основе системного подхода должно осуществляться в условиях его интенсификации, охватывая учебный процесс и самостоятельную (познавательную, теоретическую, практическую и иную) деятельность субъектов.

4. Основой, средством и целью опережающего образования является опережающее обучение и развитие личности.

5. Обучение, которое направлено на формирование инновационного мышления, должно проектироваться и осуществляться

как опережающее.

6. Осуществление опережающего обучения должно начинаться необходимыми преобразованиями учебного процесса, используемых ранее традиционных технологий, методов, средств, содержания образования и т.д. c разработкой и реализацией инновационных эффективных методов и средств обучения.

7. Одним из главных моментов опережающего обучения является опережающее формирование и реализация ориентировочной основы осуществляемой и предстоящей деятельности субъекта.

 

 

Рекомендации

В случае если принято решение об осуществлении опережающего обучения на основе системного подхода рекомендуется:

1) разработать и утвердить в установленном порядке концепцию и

соответствующую программу опережающего обучения;

2) уточнить модель выпускника учебного заведения и модель специалиста;

3) активно внедрять в традиционный учебный процесс принципы системности и опережения, разрабатывать системные методы и технологии опережающего обучения;

4) осуществить обучающие семинары и тренинги для

преподавателей, участвующих в реализации программы опережающего обучения;

5) внедрить современные эффективные технологии обучения (в том числе технологию опережающего обучения на основе системного подхода), способствующие достижению цели (целей) и решению поставленных задач опережающего обучения (опережающего образования);

6) интенсифицировать учебный процесс;

7) ускоренно (в опережающем смысле) формировать системные представления, умения и навыки системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов;

8) в процессе обучения целенаправленно и ускоренно усваивать системные методы и технологии познания окружающей действительности, исследования объектов как систем, эффективного достижения цели (целей) и решения поставленных задач при минимизации затрат, системной организации деятельности людей и т.д.;

9) осуществлять постоянную диагностику состояния и результатов деятельности субъектов обучения, а также мониторинг учебного процесса и полученных результатов опережающего обучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что может обеспечить опережающий характер обучения?

2. Возможно ли опережающее развитие образования в современных условиях?

3. Нужно ли формировать у обучающихся прогностическое мышление? Если «да», то почему?

4. Какую роль играет системный подход в опережающем обучении?

5. Дает ли представленный выше обзор литературы определенное представление о сущности опережающего обучения?

Сформулируйте свое определение опережающего обучения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература

 

1.1 Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. академика РАН Р.Я.Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.

1.2 Жуков Г.Н. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2009, № 1. – С.63-66.

1.3 Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социологические исследования, 2000, № 5. – С.90-97.

1.4 Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика, 1988, № 6. – С.51-55.

1.5 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.

1.6 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

1.7 Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000. – 266 с.

1.8 Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2007. – 320 с.

1.9 Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. Пер. с англ. / Общ. ред. Л.И.Лопатников. – М.: Издат. группа «Прогресс», 2001. – 536 с.

1.10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997. – 400 с.

1.11 Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 224 с.

1.12 Методологические аспекты опережающей подготовки государственныхслужащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации0108РК00061. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Теоретические основы опережающей подготовки государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00062. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Системный подход к структурированию содержания обучения государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00063. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Методологические основы интенсификации учебного процесса вуза // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0194РК00551. – Алматы: Академия образования РК, 1995.

Интенсификация учебного процесса и самостоятельной работы

студентов // Отчеты о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 01880035417. – Москва: ВНТИ-Центр: 1988, 1989, 1990, 1991.

1.13 Абдыров А.М., Галиев Т.Т. Опережающая подготовка специалистов: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во КазАТУ им. С.Сейфуллина, 2011. – 193 с.

1.14 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.039 с.)