Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как основа формирования аналитического мышления в обученииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аналитическая деятельность может быть представлена как специфическая интеллектуальная деятельность людей, осуществляемая с целью целостного и эффективного познания изучаемых объектов (в широком смысле этого понятия), для достижения цели (целей), решения поставленных задач, подготовки и принятия решений. Рассматривая существующее состояние аналитики, но без учета вопросов исследования, прогнозирования, проектирования и т.п., О.С.Анисимов выделяет следующие шесть уровней ее развитости: «1-ый уровень аналитики – «естественный», в котором аналитик устремлен на содержание аналитической мысли, не осознавая процессы, формы процессов, применяемые средства, механизм мышления. Уверенность в том, что он получил нужный результат, крайне субъективна, зависит от индивидуальных способностей; 2-ой уровень аналитики – «рефлексивно-естественный», в котором аналитик устремлен не только на результат, но и рефлексирование результата, его появление. Это позволяет подходить к пониманию относительности результата; 3-ий уровень аналитики – «рефлексивно-процессуальный», в котором аналитик осознает процесс получения результата и возможности факторного слежения за траекторией процесса; 4-ый уровень аналитики – «процессуально-средственный», в котором аналитик выявляет средственно значимые факторы динамики полученных результатов; 5-ый уровень аналитики – «задачно-проблемный», в котором аналитик использует мыслительные средства для постановки задач и проблем в рамках самоорганизации аналитики. Вместе с этим появляется сама проблематизация как более высокая форма реконструкции причины затруднения и построения заказа на нормирование; 6-ой уровень аналитики – «проблемно-онтологический», в котором аналитик использует в качестве наиболее абстрактных синтетических средств мышления онтологии («метасредства») для более надежной проблематизации и перспективы депроблематизации». По мнению О.С.Анисимова, «в настоящее время аналитическая практика (несмотря на реальное использование различных языковых средств и информационных единиц, остается на первом уровне, который принципиально ничего не гарантирует и сохраняет субъективный произвол мнений.» [11.1]. Как полагают Ю.В.Курносов и П.Ю.Конотопов, аналитика является ядром и сущностью современных интеллектуальных технологий, которые, в свою очередь, позволяют с опережением отражать действительность, разрабатывать новые стратегии развития всех сфер жизнедеятельности общества [11.2]. Недостаточная изученность понятия и сущности аналитической деятельности во многом обусловливается отсутствием более или менее научно обоснованных ее теоретико-методологических, методических и иных основ. При этом предлагается учитывать следующие положения: 1. Аналитическая деятельность, осуществляемая в рамках определенной предметной области, в случае необходимости может выходить за ее границы. Например, специалисту, производящему системный анализ в политической сфере, часто требуется анализировать правовую сферу и получать необходимую информацию в области законодательства. 2. Аналитическая деятельность включает совокупность действий, которые специалист должен уметь выполнять со знанием дела, т.е. иметь соответствующую ориентировочную основу. 3. В процессе обучения субъекту предлагается (с помощью специалистов, преподавателей) ускоренно формировать свою ориентировочную основу осуществляемой и одновременно предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. Ориентировочная основа должна способствовать эффективному, опережающему и качественному достижению целей и решению поставленных задач обучения. Любая профессиональная подготовка в процессе обучения позволяет целенаправленно формировать предварительные контуры ориентировочной основы предстоящей профессиональной, в том числе аналитической деятельности. Важно, чтобы учебные заведения подобную работу (формирование ориентировочной основы осуществляемой и предстоящей, в том числе аналитической деятельности) осуществляли в рамках обучения системному подходу. В дальнейшем, (на рабочем месте) специалист должен не только целостно познать «предметную» область своей профессиональной деятельности, но и ускоренно сформировать оболочку имеющейся у него ориентировочной основы. Данная оболочка должна служить адаптации знаний, умений, навыков и способностей к реальной социальной, информационной, производственной и иной среде и установлению непосредственной связи и отношений с данной средой и ее объектами (в широком смысле) для осуществления профессиональной (аналитической и иной) деятельности. 4. Аналитическая деятельность требует усвоения различных видов деятельности и действий, способствующих всестороннему и эффективному изучению рассматриваемых объектов. В этой связи важно, чтобы эта деятельность осуществлялась на основе системного подхода. Но для этого «аналитик» должен иметь системные представления, владеть умениями и навыками системного подхода и системного мышления, которые, к сожалению, не появляются сами по себе, а только как результат соответствующего обучения. Владение системным способом мышления должно являться весьма важным моментом ориентировочной основы специалиста, занимающегося аналитической деятельностью. Иными словами, специалиста, не владеющего системным способом мышления вряд ли можно назвать «аналитиком». Используемое как эффективное и универсальное средство познавательной, теоретической, практической и иной интеллектуальной и творческой деятельности, системное мышление расширяет возможности субъекта в организации и осуществлении аналитической работы во многих областях знания и деятельности. В этом, как было сказано ранее, состоит ценность системного мышления [11.3]. Во многих случаях аналитическая деятельность связана с подготовкой информации для принятия управленческих решений. Разработка управленческих решений в работе [11.4] рассматривается как процесс выработки информации, обеспечивающей последовательное снижение степени неопределенности, обусловливаемой: неполнотой наших знаний о проблеме, по которой принимается решение; невозможностью точного учета реакции окружающей среды на наши действия; неточным пониманием своих целей лицом, принимающим решения. Р.А.Фатхутдинов считает, что организация процесса разработки управленческого решения – это увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контролю и координации его выполнения. При этом этот комплекс работ охватывает такие аспекты, как [11.5]: мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации; формулирование требований к качеству решений; определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений; разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения; анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, явления) управленческого решения и его экономическое обоснование; организация выполнения решения. В данном случае процесс познания может быть представлен как совокупность следующих аспектов: 1) мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т.д.; 2) на каждом уровне познания используется система понятий, сложность которых возрастает с повышением уровня; 3) на высоких уровнях познания понятия переходят в категории; 4) высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов открывает возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему; 5) понятия и категории – это динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие друг в друга представления, обладающие способностью к бесконечному развитию; 6) понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности. Как считают А.Э.Саак, и В.Н.Тюшняков, разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. При этом основой разработки и принятия управленческих решений является системный подход. Системный анализ, по их мнению – это последовательное применение системного подхода при решении социально-экономических, технических и других проблем в различных сферах человеческой деятельности. Исследования системного анализа основываются на представлении системы как множества взаимосвязанных элементов, подчиняющихся определенной закономерности, совместно действующих для достижения поставленной цели [11.6]. По мнению Н.Л.Карданской, модель подготовки и принятия решения включает в себя следующие блоки [11.7]: 1) прием, восприятие, селекция, хранение и представление информации; 2) распознавание ситуации; 3) подготовка решения; 4) оценка эффективности решения; 5) принятие решения. В реальности, каждый человек сталкивается с ситуацией, когда необходимо принять определенное решение. Для специалиста в этой связи важно иметь умения и навыки формировать нужную для этого информацию. Иными словами, специалист должен обладать опытом аналитической деятельности и аналитическим мышлением. В своем исследовании С.А.Муликова определяет информационно – аналитическую культуру субъекта, как интегративное качество, представляющее собой: совокупность профессиональной и общей культуры личности, позволяющей ей позиционировать и реализовывать себя в информационном обществе; свойство личности быть открытой и направленной на дальнейшее образование и самосовершенствование; способность хранить, транслировать, генерировать программы действия и прогнозировать результаты; осуществлять информационно-аналитическую деятельность посредством информационных технологий; основа, на которой может развиваться современная цивилизация. С.А.Муликова определяет информационно-аналитическую деятельность как совокупность познавательных действий, ориентированных на конкретный результат и основанных на использовании информационных технологий при решении задач информационного обеспечения любой предметной деятельности [11.8]. По мнению авторов работы [11.9], аналитическая деятельность, как одна из форм познания управляемого объекта и его окружающей среды, связана с обобщением большого количества информации, с элементами исследовательской работы и обоснованием конкретных выводов. Объекты анализа рассматриваются как системы, состоящие из относительно обособленных звеньев. Они функционируют на основе не только разделения и кооперации труда, но и диалектического единства различных интересов. А.Селиванов, к важнейшим компонентам аналитического исследования относит: обозначение (или поиск) проблемы, формулировку целей и постановку задач, а также реализацию рекомендаций органам управления. Аналитическое исследование, по его словам, - «это единство философских, фундаментальных и прикладных исследований, включающее элементы интуиции, ремесла (что отнюдь не противоречит научному его характера), т.е. вполне целостная система исследовательских процедур [11.10]. Ю.В.Курносов и П.Ю.Конотопов определяют аналитику, как целостную совокупность принципов методологического, организационного и технологического обеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, позволяющая эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствования качества имеющихся и приобретения новых знаний, а также подготовки информационной базы для принятия оптимальных управленческих решений. В ее основе лежит принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивидууму прогнозировать будущее состояние объекта анализа. Осуществляемые при этом информационно-аналитические технологии могут трактоваться как система знаний, методов, операций и правил, позволяющих на основе привлечения энергетических, сырьевых, технологических, интеллектуальных, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов обеспечить наибольшую эффективность того или иного вида деятельности [11.2]. По мнению Ю.В.Курносова и П.Ю.Конотопова [11.2]: Целью информационно-аналитической деятельности является создание некоего информационного продукта, к которому предъявляются следующие требования: релевантность (соответствие) задачам, поставленным в конкретной сфере материально – преобразовательной деятельности; адекватность уровня детализации информации классу решаемых задач; научность; достоверность; своевременность. Методологические основы аналитической деятельности являются общими для всех отраслей анализа. Безотносительно к отрасли основными направлениями аналитического исследования являются: 1) морфологический анализ системы; 2) анализ типологии отношений и связей; 3) анализ среды и характера возмущающих воздействий; 4) текущее состояние и тенденции изменения обстановки; 5) установление проблемы и предпосылок ее возникновения; 6) анализ статических и динамических характеристик системы; 7) анализ статических и динамических характеристик среды; 8) анализ пространства альтернатив; 9) выбор критериев удовлетворительного решения. 10) анализ исторических прецедентов; 11) синтез гипотез и альтернативных стратегий решения проблем; 12) проведение моделирования; 13) анализ сформулированных стратегий; 14) выбор критериев предпочтения; 15) выбор множества стратегий, удовлетворяющих критериям; Информационно - аналитическое обеспечение, как определенный вид обеспечения управленческой деятельности, реализующий функцию обратной информационной связи в контуре управления, представляет собой системное единство процессов сбора, обработки и анализа информации, осуществляемых в интересах установления текущего состояния и тенденций изменения субъекта и объекта управления, среды их взаимодействия, а также в интересах синтеза прогностических моделей и прогнозов изменения ситуации в системе, образованной совокупностью субъекта и объекта управления. Система информационно-аналитического обеспечения представляет собой подсистему информационной инфраструктуры субъекта управленческой деятельности, предназначенную для осуществления информационно-аналитической деятельности в интересах предоставления информации, необходимой выработки адекватных управленческих решений [11.2]. В указанной работе [11.2] целостный подход к объектам рассматривается как метод, имеющий важнейшее значение в становлении более высокой ступени мышления. Речь в данном случае идет о переходе от аналитической ступени мышления к синтетическому мышлению, способствующему всестороннему и глубокому познания явлений. Определяемый как совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений, системный анализ, с точки зрения В.Н.Спицнаделя [11.11]: 1) связан с принятием оптимального решения из многих возможных альтернатив. При этом каждая альтернатива оценивается с позиций длительной перспективы; 2) может рассматриваться как методология углубленного уяснения (понимания) и упорядочения (структуризации) проблемы; 3) позволяет разрабатывать новые принципы мышления, учитывающие взаимосвязь целого и противоречивые тенденции; 4) способствует обострению интуиции специалистов; 5) применяется в первую очередь для решения стратегических проблем. Достоинство системного анализа состоит в том, что он позволяет систематически и эффективно сочетать суждения и интуицию экспертов в соответствующих областях. В качестве основного и наиболее ценного результата системного анализа может рассматриваться не количественное определенное решение проблемы, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы, и, что особенно важно, у ответственных лиц, которым предоставляется набор хорошо проработанных и оцененных альтернатив. По мнению В.Н.Спицнаделя [11.11]: 1. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом системного исследования. 2. Чтобы построить систему, проблему надо разложить на комплекс четко сформулированных задач. 3. Выявление целей и процессов развития требует не только строгости логического мышления, но и умения найти контакт с работниками управления. 4. Декомпозиция целей с помощью метода дерева целей является центральной в системном анализе. 5. Системный анализ, как правило, имеет дело с перспективой развития. Поэтому максимальный интерес представляет любая информация о будущем – ситуациях, ресурсах, открытиях и изобретениях. Поэтому прогнозирование есть важнейшая и сложнейшая часть системного анализа. 6. Единственный способ учета социальных, политических, моральных и других факторов – это получение субъективных оценок экспертов. Получение оценок специалистов и их обработка является необходимым этапом системного анализа большинства проблем. 7. Центральным моментом принятия решений в системном анализе является усечение целей – отсечение тех целей, которые признаны малозначащими или не имеющими средств для достижения, и отбор конкретных. 8. Задачей системного анализа большей частью является не создание нового органа управления, а усовершенствование существующих. 9. Результаты системного анализа получаются в рамках системных понятий. Для практического планирования они должны быть переведены на язык социально-экономических категорий. 10. Системный анализ имеет ряд специфических методов и приемов проектирования эффективных органов управления, ориентированных на цель. По утверждению В.Г.Афанасьева, системный анализ выступает прежде всего как орудие совершенствования управления, упорядочение его структуры и функций, его ориентации на решение проблемных ситуаций, на достижение цели в меньшие сроки, с меньшими затратами. Особое значение системный анализ имеет в принятии решений. Системный анализ позволяет расчленить сложную систему на элементы, сложную задачу – на совокупность простых, выразить их количественно, а значит, с большей степенью точности [11.12]. Здесь необходимо сказать о том, что принятие решения является неотъемлемым актом любой деятельности человека. В учебном процессе каждый ее участник вынужден постоянно принимать те или иные решения. Особо значение это действие приобретает в условиях самостоятельной работы обучающегося, при решении различных учебных, исследовательских и иных проблем и т.д. Что касается аналитической деятельности, то ее целесообразно осуществлять на основе системного подхода с использованием разработанных для этого системных методов. На рис.11.1 представлен анализ, осуществляемый в рамках системного изучения рассматриваемого объекта [11.13]. При этом
Рис.11.1 Аналитическая деятельность на основе системного изучения и представления выявленной информации о рассматриваемом объекте используется ранее представленный метод системного структурирования, изучения и «свернутого» представления выявленной информации о рассматриваемом объекте. Данный метод предлагается рассматривать в качестве эффективного средства организации и осуществления аналитической деятельности, формирования системного мышления аналитика, повышения аналитической составляющей познавательной, теоретической и практической деятельности обучающегося и специалиста, совершенствования и развития теории и практики аналитики. В целом предлагаемая в работе технология реализации системного подхода и ее методы, включая системное структурирование и изучение информации о рассматриваемом объекте могут способствовать существенному повышение эффективности и качества результатов аналитической
Краткие выводы
1. Аналитическая деятельность может быть представлена как специфическая интеллектуальная деятельность людей, осуществляемая с целью целостного и эффективного познания изучаемых объектов, для достижения цели (целей), решения поставленных задач, подготовки и принятия решений. 2. Аналитическая деятельность требует усвоения различных видов деятельности и действий, способствующих всестороннему и эффективному изучению рассматриваемых объектов. В этой связи важно, чтобы эта деятельность осуществлялась на основе системного подхода. 3. Системный подход и системное мышление расширяют возможности субъекта в организации и осуществлении аналитической работы во многих областях знания и деятельности. 4. Система информационно-аналитического обеспечения представляет собой подсистему информационной инфраструктуры субъекта управленческой деятельности, предназначенную для осуществления информационно-аналитической деятельности в интересах деятельности обучающихся и специалистов, предоставления информации, необходимой для выработки адекватных управленческих решений. Целостный подход к объектам рассматривается как метод, имеющий важнейшее значение в становлении более высокой ступени мышления. Речь в данном случае идет о сочетании аналитического и синтетического мышления, способствующего глубокому и целостному познанию явлений. 5. Повышению эффективности и качества аналитической деятельности могут способствовать представленные в пособии технологии и методы, в том числе: технология системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматриваемом объекте; метод конструирования концептуальной модели системы изучаемого объекта; технология СИКС и др. Рекомендации
1. В качестве одного из методов организации и осуществления аналитической деятельности, а также деятельности по подготовке информации и разработке предложений для принятия управленческих решений рекомендуется использовать (представленный в данной работе) метод системного структурирования, изучения и «свернутого» представления выявленной информации о рассматриваемом объекте. 2. Обязательным условием реализации указанного метода является усвоение предусмотренных в нем деятельностей и действий, а также обусловливаемых ими соответствующих способов мышления (аналитическое, исследовательское, практическое, прогностическое и иное мышление). 3. При использовании метода системного структурирования и изучения информации о рассматриваемом объекте предусматривается также управление организацией и осуществлением аналитической деятельности. С точки зрения достижения цели и решения поставленных задач, к осуществлению отдельных видов сложного или специфического анализа (предусмотренного указанным методом), могут быть приглашены компетентные специалисты. В данном случае имеется в виду расширенный анализ объекта. Например, при анализе учебного материала, предлагается осуществить анализ его названия, основных понятий, объектов, включенных в материал, не имеющих непосредственного отношения к предмету познаний и т.д. 4. Реализация предлагаемого метода в учебном процессе способствует формированию и развитию (наряду с аналитическим мышлением) умений и навыков синтетического мышления. Только в этом случае аналитическая деятельность обретает свою полноту и эффективность.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. С какой целью осуществляется аналитическая деятельность? 2. Дайте характеристики основным результатам аналитической деятельности.
Литература 11.1 Анисимов О.С. Основы метааналитики. В 2-х томах. Т.1. Аналитика. – М.: Серия «Энциклопедия управленческих знаний», 2007. – 300 с. 11.2 Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. – М.: «Русаки», 2004. – 438 с. 11.3 Ганзен В.А. Системное мышление // Вестник СПГУ. Серия 6, 1992, вып.1 (№ 6). – С.78-84. 11.4 Разработка управленческих решений: Учебник для вузов / Ю.Г.Учитель, А.И.Терновой, К.И.Терновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с. 11.5 Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 314 с. 11.6 Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с. 11.7 Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с. 11.8 Муликова С.А. Научно-педагогические основы формирования информационно-аналитической культуры студентов вуза: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук, Караганда, 2010. – 39 с. 11.9 Менеджмент: Учебно-методический комплекс для подготовки магистрантов / Под ред. А.Л.Гапоненко. – В 2 ч.: Часть 1: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, ИД «ИНФРА-М», 2010. – 480 с. 11.10 Селиванов А. Аналитика и власть. // Власть, 2004, №3. – С.9- 16. 11.11 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2000. – 326 с. 11.12 Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление.– М.: Политиздат, 1981. – 432 с. 11.13 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.01 с.) |