Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Технологии опережающего обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Реализация опережающего обучения требует определенного преобразования содержания образования и разработки соответствующих методов и технологий, обеспечивающих развитие системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной и иной деятельности. По мнению В.Оконь, системный подход к содержанию обучения предполагает [7.1]: 1) широкое применение системных методов и технологий его структурирования; 2) перехода от простых систем и структур к сложным, от более конкретных к общим и наоборот; 3) максимального учета структур, общих для многих предметов обучения. Система содержания опережающего обучения может представлять собой упорядоченную на основе системного подхода совокупность ее взаимосвязанных элементов, реализация которых в учебном процессе обеспечивает эффективное и качественное достижение целей и задач обучения. Структура подобной системы, отражающая содержание обучения, не только существенно ускоряет и облегчает процесс изучения учебного материала, но эффективно развивает умения и навыки самоуправления познавательной деятельностью, важной функцией которого является самостоятельное структурирование субъектами содержания обучения. В качестве одной из теоретических основ технологий опережающего обучения и реализации деятельностного подхода служит теория планомерного формирования умственных действий и понятий. В соответствии с данной теорией П.Я.Гальперина [7.2]: первый этап посвящен мотивации овладения действием; на втором этапе осуществляется опережающее формирование ориентировочной основы предстоящей деятельности, усвоение которой предполагает непосредственную реализацию этой деятельности; на третьем этапе происходит формирование материальной (материализованной) деятельности – усвоение содержания действия; на четвертом этапе все элементы деятельности обучающийся выражает во внешней (устной или письменной) речи, что способствует обобщению этой деятельности; на пятом этапе деятельность осуществляется как на предыдущем этапе, но вербализуется с участием внутренней речи; на шестом этапе деятельность производится полностью автоматически и интегрировано, становится самостоятельным и полностью освоенным. В определенных случаях отдельные этапы могут быть пропущены. По мере формирования умственных действий и усвоения методов анализа объектов, явлений и процессов окружающей действительности, у субъекта развиваются способности самостоятельного построения своей ориентировочной основы для изучения и усвоения соответствующего содержания обучения. По утверждению Д.В.Чернилевского, технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса, с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной компетенции и развитие личности студента. Современные технологии обучения представляют собой системный подход проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения [7.3]. В.П.Беспалько рассматривает педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения. При этом цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. По его мнению, основной целью организации дидактического процесса (как основы педагогической технологии) является осуществление формирования личности обучающегося в соответствии с заранее заданными целями за возможно более короткое время [7.4]. Технология обучения, как и любая технология, проектируется и осуществляется для достижения планируемых результатов. Любая технология предполагает соблюдение всех показателей, характеристик, требований и т.п. осуществляемых при этом процессов, наличие необходимой квалификации людей, участвующих в получении конечных результатов с определенным качеством. Реализация технологии должна быть управляемой и строго контролируемой. Любые происходящие при этом отклонения должны незамедлительно регулироваться. В этой связи вводится соответствующая система мониторинга и диагностики учебного процесса, его эффективности, состояния субъектов обучения, получаемых промежуточных и конечных результатов и т.д. Под мониторингом учебного процесса понимается целенаправленная и систематическая деятельность по слежению за состоянием и результатами процесса обучения и иных объектов системы образования с целью анализа, оценки, контроля, прогноза, повышения качества и эффективности обучения. Педагогическое прогнозирование в данном случае рассматривается как специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. Целью диагностической деятельности преподавателя (учителя) является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством и повышения эффективности педагогической деятельности [7.5]. Технология современного обучения представляется нами как совокупность ее компонентов, включая основные принципы, содержание, методы, формы и средства обучения, необходимое информационное, кадровое, материально-техническое, психологическое и иное обеспечение, управляемое и контролируемое функционирование которых служит достижению целей и планируемых результатов обучения, а также усвоению эффективных видов познавательной, теоретической, практической и иной деятельности и соответствующих способов мышления. Рассмотрим некоторые технологии, способствующие реализации и достижению целей опережающего обучения: 1. Технология опережающего обучения на основе системного подхода [7.6] – совокупность взаимосвязанных компонентов (основных принципов, содержания, системных методов и технологий, форм и средств) обучения, а также ее (информационных, кадровых, материально-технических, психологических и иных) обеспечивающих подсистем, специально спроектированных и реализуемых для достижения целей и планируемых результатов опережающего обучения. Структуру технологии опережающего обучения на основе системного подхода составляют, прежде всего, системные методы и приемы, способствующие: целостному (системному) познанию изучаемых объектов; формированию необходимых для этого умений, навыков, способностей и способов мышления; усвоению фундаментальных и системных знаний. К особенностям указанной выше технологии можно отнести следующее: 1) ускоренное (в опережающем смысле) формирование умений и навыков системного подхода и системного мышления; 2) ориентация на цель как опережающее отражение для каждого обучающегося будущего состояния его знаний, умений, способностей и компетенций; 3) опережающее формирование ориентировочной основы познавательной, теоретической, практической и иной осуществляемой и предстоящей деятельности; 4) опережающее усвоение предлагаемых видов деятельности и обусловливаемых ими способов мышления, направленных на целостное познание окружающей действительности и результативное достижение целей обучения. Чем скорее эти виды деятельности и способы мышления, включая системное мышление, будут усваиваться, тем скорее и более интенсивно они будут «работать» для субъекта, способствовать эффективному достижению целей обучения и подготовки специалистов; 5) опережающее формирование компетенций в контексте стратегического развития общества, науки, экономики и ее конкретных отраслей, в том числе отрасли, к которой относится будущая профессиональная деятельность субъекта; 6) развитие чувствительности и готовности к инновациям, понимания того, что залогом успешного движения вперед является опережающее развитие достигнутого состояния объекта, явления и процесса; 7) развитие умений и навыков обращения с опережающей информацией и повышения ее объективности для разработки и принятия управленческих решений. 8) активное использование технологического подхода к организации и реализации самостоятельной работы обучающегося; 9) использование «разноуровневого» обучения, включая применение полученных знаний на уровне «образовательного стандарта», на уровне творчества и на уровне исследования. Говоря о системах и методах системного подхода авторы работы [7.7] полагают, что: «С помощью анализа мы получаем знание, однако теряем возможность понять свойства системы, разбив ее на отдельные составляющие». Дополнением анализа является синтез – создание целого из частей. С помощью синтеза мы обретаем понимание. Чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее эмерджетные свойства, есть только один путь – наблюдать ее в действии». 2. Технология проблемного обучения, цель которого заключается в развитии познавательной активности и творческой самостоятельности субъектов. Сущность данной технологии заключается в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания. Проблемное обучение определяется как обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [7.8]. Различают следующие этапы организации проблемного обучения [7.9]: 1) обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи); 2) анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным; 3) разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы их решения; 4) актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи; 5) выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения; 6) выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение); 7) проверка решения; 8) конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и формулировка возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению. К проблемам, которые имеют непосредственное отношение к опережающему обучению, могут быть отнесены: надежное прогнозирование будущего состояния изучаемых объектов; эффективность и качество реализации стратегических целей развития, например, образования; обеспечение устойчивого развития экономики, общества и государства; наличие системы и механизмов опережающего развития личности обучающегося и специалиста; опережающая подготовка подрастающего поколения и специалистов; формирование и развитие системных знаний, системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. Проблемное обучение способствует опережающему формированию и развитию познавательных, творческих, мыслительных и иных актуальных для эффективного и качественного усвоения содержания обучения способностей, фундаментальных знаний, практических умений и навыков, опыта обращения с опережающей информацией. Эффективной реализации проблемного обучения способствует технология системного структурирования, представления и изучения информации о рассматриваемом объекте. В данном случае в качестве рассматриваемого объекта выступает не только конкретная проблема или проблемная ситуация, но и определенная совокупность взаимосвязанных проблем. 3. Технология модульного обучения, целью которой, по мнению Д.В.Чернилевского, является создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Д.В.Чернилевский относит модульное обучение к инновационному виду обучения, основанному на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная программа учения), характеризующемуся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям [7.3]. Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной учебной программы, направленную на формирование определенной компетенции или группы компетенций. Технологией модульного обучения предусматривается: 1) разработка модульной учебной программы; 2) преобразование содержания обучения в определенные модули; 3) организация соответствующей учебной деятельности обучающихся с правом выбора своей траектории обучения; 4) координирующая, консультационная и регулирующая деятельность преподавателей (учителей); 5) рейтинговая оценка действий и деятельности обучающихся, а также результатов их учения; В работе [7.8] выделены четыре этапа разработки модулей: 1) постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей; 2) анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в виде модуля; 3) разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавателя и соответствующих действий обучающихся, с учетом их возможностей; 4) экспериментальная проверка модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей. Модульный принцип построения учебной программы опережающего обучения позволяет обеспечить (на основе гибкого сочетания различных модулей) необходимую эффективность индивидуального подхода и более оптимальное достижение поставленных целей и задач. 4. Кредитная технология обучения, под которой подразумевается обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя. Реализация кредитной технологии в условиях опережающего обучения способствует самостоятельному и осознанному выбору и реализации каждым субъектом своей образовательной траектории, оптимизации процесса формирования фундаментальных и системных знаний, системных представлений, умений и навыков системного мышления, развития требуемых компетенций и т.д. Внедрение опережающего обучения на основе системного подхода позволило выявить не только необходимость, но и возможность совершенствования кредитной технологии обучения. 5. Дистанционные образовательные технологии, представляющие собой обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя (учителя). С помощью дистанционного обучения появляется возможность более широкой актуализации и распространения идеи, технологии и опыта опережающего обучения и подготовки специалистов. 6. Технологии инновационного обучения. Инновационное обучение в данном случае определяется как целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении [7.10]. Являясь инновационной, технология опережающего обучения эффективно способствует повышению чувствительности обучающихся к инновациям, формированию у них умений и навыков инновационного мышления. 7. Технологии активного обучения, которые делятся на неимитационные, не связанные с построением моделей изучаемого явления (проблемная лекция, курсовая работа, семинар-дискуссия и т.д.) и имитационные, предусматривающие имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизводящие в условиях обучения с различной мерой адекватности процессы, происходящие в реальной системе. При этом имитационные технологии делятся на игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг, игровое проектирование и т.д.) и неигровые (разновидности конкретных ситуаций). Технологии активного обучения составляют ядро опережающего достижения поставленных целей учебного процесса. Само опережающее обучение может рассматриваться как источник для совершенствования и развития технологий активного обучения. 8. Технология контекстного обучения. По определению А.А.Вербицкого контекстное обучение – это то, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности [7.11]. В работе [7.11] выделены следующие типы лекций, реализующих контекстное обучение: контекстно - информационная; контекстно - научная; контекстно - профессиональная; лекции с заранее запланированным контекстом профессиональных ошибок. Технология контекстного обучения с точки зрения ее нацеленности на будущую профессиональную деятельность составляет один из механизмов опережающего обучения.
Краткие выводы 1. Технология опережающего обучения на основе системного подхода включает системные методы и приемы, способствующие: целостному (системному) познанию изучаемых объектов; формированию необходимых для этого умений, навыков, способностей и способов мышления; усвоению фундаментальных и системных знаний 2. Проблемный подход в опережающем обучении, являясь механизмом повышения результативности познавательной, исследовательской, практической и иной деятельности обучающихся, существенно влияет на рост эффективности учебного процесса, способствует устойчивому формированию и развитию творческих способностей, умений и навыков творческой деятельности. 3. Модульный принцип построения учебной программы опережающего обучения позволяет обеспечить необходимую эффективность индивидуального подхода. 4. Реализация кредитной технологии способствует самостоятельному выбору каждым обучающимся своей траектории формирования фундаментальных и системных знаний, системных представлений, умений и навыков системного мышления, развития требуемых компетенций и т.д. 5. Технологии активного обучения составляют ядро опережающего обучения и его интенсификации для эффективного достижения поставленных целей учебного процесса. 6. Технология контекстного обучения с точки зрения ее нацеленности на будущую профессиональную деятельность составляет один из основных механизмов опережающего обучения.
Рекомендации 1. При выборе, использовании или разработке методов и технологий опережающего обучения следует учитывать необходимость формирования и развития системных представлений, системных знаний, умений и навыков системного мышления и системного подхода к познавательной, теоретической, практической, управленческой, аналитической и иной деятельности. 2. В процессе реализации опережающего обучения рекомендуется осуществлять психолого-педагогическую диагностику (состояние всех участников обучения, процесса обучения, качества полученных результатов и т.д.) и мониторинг (состояние и ход опережающего обучения, состояние компонентов системы опережающего обучения, управления, результатов и т.д.) образовательного процесса. 3. При использовании традиционных технологий обучения рекомендуется их определенное преобразование на основе системного подхода и специфических принципов обучения, в частности принципа интенсивности и принципа опережения. 4. Как показала практика, практически любая технология обучения поддается интенсификации и может быть реализована на основе системного подхода. Это (в свою очередь) создает определенные предпосылки и условия для осуществления определенных целей и задач опережающего обучения. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте краткую характеристику представленным технологиям опережающего обучения. 2. Как можно преобразовать традиционные технологии обучения для опережающего обучения и опережающей подготовки специалистов?
Литература 7.1 Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с. 7.2 Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. В сб.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, В.В.Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – С.78-86. 7.3 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с. 7.4 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 7.5 Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с. 7.6 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с. 7.7 Д.О`Коннор, И.Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с. 7.8 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. 7.9 Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с. 7.10 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. 7.11 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.0 (0.012 с.) |