Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Опережающее познание
Одним из ведущих видов познания является обучение. В этой связи в условиях опережающего обучения, как показали наши исследования, может осуществляться опережающая познавательная деятельность. При этом в качестве важного условия успешной реализации опережающего обучения выступает наличие и устойчивое воспроизводство у субъектов познавательной самостоятельности. Другим важным условием опережающего обучения, как было указано в предыдущем разделе, является системный подход, способствующий формированию и осуществлению системного мышления как основы реализации опережающего познания не только в учебном процессе, но и за его пределами. Благодаря умениям и навыкам системного подхода и системного мышления субъект обучения имеет возможность ускоренно (в опережающем смысле) формировать и реализовывать способности целостного познания окружающей действительности. Это ситуация, когда субъект учится рассматривать изучаемые объекты как целостные системы в их статическом и динамическом состоянии, когда они взаимодействуют с объектами, явлениями и процессами внешней (по отношению к системе) среды. По утверждению В.Г.Афанасьева, в науке и практике нельзя ограничиваться учетом характеристики целостной системы лишь с точки зрения того, чем она является в настоящий момент. Необходимо раскрыть динамику частей, устремленность их в будущее, понять целостную систему с точки зрения перспектив ее развития. Это особенно важно в познании и управлении системами социального порядка [2.1]. Ж.М.Абдильдин определяет познание как сложный диалектический процесс воспроизведения объекта. Воспроизвести в теоретическом мышлении объективную действительность возможно лишь тогда, когда объект рассматривается во всеобщей связи со всеми явлениями, т.е. целостно и конкретно. В этой связи понятие «познание» может быть определено как диалектический процесс воспроизведения объективной действительности в теоретическом мышлении при условии, что любой объект этой действительности рассматривается целостно и конкретно. Важнейшим моментом диалектического, конкретного познания объективной действительности является принцип активности субъекта в познании. Если в теоретическом воспроизведении предмета последовательно не проводится этот принцип (активности субъекта), то трудно говорить об объективном, конкретном познании предмета: во-первых, нарушается требование целостного рассмотрения предмета; во-вторых, допускается неправомерное абстрагирование, отрыв от той системы отсчета, относительно которого реально существует данный предмет. Продуктивность целостного рассмотрения предмета связана с тем, что вещь, явление выражают свою сущность, действительное содержание только в их включенности в целое, как момент развивающегося целого [2.2; 2.3].
С точки зрения Г.И.Рузавина, процесс познания природных и социальных систем может быть успешным только тогда, когда в них части и целое будут изучаться не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом, а анализ сопровождаться синтезом [2.4]. Эффективность реализации опережающего познания окружающей действительности в учебном процессе зависит от множества факторов, к числу которых мы относим: 1. Наличие теоретико-методологических и методических основ и средств опережающего познания. 2. Целенаправленно создаваемые в учебном процессе условия и возможности для целостного познания окружающей действительности, а также сознательное и активное стремление к подобному познанию субъектов. 3. Системный подход к организации и осуществлению опережающего обучения и его интенсификации всеми участниками учебного процесса, но главным образом самими обучающимися. 4. Владение обучающимися эффективными методами, способами и средствами познания, умениями и навыками эффективного осуществления учебной, научной, теоретической и практической деятельности на основе системного подхода, умениями и навыками системно-творческого, инновационного и прогностического мышления. 5. Деятельностный подход к обучению. 6. Наличие у обучающегося и специалиста его ориентировочной основы осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической и практической деятельности. 7. Интенсификация учебного процесса. Деятельностный подход к обучению за исходные начала берет предметную деятельность обучающегося, направленную на ее организацию, управление ее формированием [2.5].
И.А.Зимняя считает, что деятельность обучающегося должна быть направлена на освоение глубоких системных знаний, составляющих средство этой деятельности, и отработку обобщенных способов действий по адекватному и творческому применению этих средств в разнообразных ситуациях [2.6]. Психологический закон усвоения знаний, по мнению Б.Ц.Бадмаева, состоит в том, что они формируются в человеческой голове в процессе применения их к практике (к жизни, к делу) и благодаря такому применению [2.7]. В своем предисловии в книге [2.7] Н.Ф.Талызина пишет: «В свете деятельностного подхода … учение – это процесс усвоения учениками различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать – это выполнять какую-то деятельность или действия, связанную с данными знаниями. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения и навыки их применения – перед обучаемым теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах». Чтобы быть опережающим познание должно быть целостным, предусматривающим изучение объектов окружающей действительности с учетом их прошлого, настоящего и будущего состояния. Познать целое, по мнению В.Г.Афанасьева, значит [2.8]: во-первых, раскрыть: действительный источник и начало его возникновения; преемственность, внутреннюю связь данного целого с предшествующим целым; его состав и структуру; координацию и субординацию его частей; во-вторых, понять: целое как самодвижущееся, саморазвивающееся образование; связь данного целого с большим целым, составной частью которого оно является; роль и значение окружающей среды в его функционировании; интегративные качества, являющиеся результатом его внутренних и внешних воздействий; тенденции развития целого. Эффективным научным методом, способствующим целостному познанию окружающей действительности, является системный подход. Познание может рассматриваться как специфическая форма отражения окружающего мира. Любой объект познания выступает в качестве системы определенной сложности и поэтому познание предполагает отражение его целостности, структуры [2.9]. Результатом первичного отражения реальной действительности (отражение первого порядка) является знание о материальном объекте. В соответствии с диалектическим принципом отражения объектом дальнейшего познания становится не материальный объект, а знание о нем. Результатом подобного отражения (отражения второго порядка) является теория рассматриваемого объекта. Всякое познание, осуществляемое субъектом, начинается с чувственного конкретного, формами которого являются: ощущения, восприятие и представление. В процессе движения познания от конкретного к абстрактному, происходит его углубление в содержание исследуемого конкретного, выявление общего, отделение существенного от несущественного, образование соответствующих
понятий, теорий, законов и т.д. Современная возможность познавать все более сложные, далекие от чувственного восприятия объекты ускоряет процесс познания окружающей действительности, значительно увеличивает объем информации, требующей осознания и использования в теоретической и практической деятельности людей. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения. Важнейшим условием продуктивности и ускорения процесса познания, является не только развитие и реализация на практике современных форм, методов и способов познания, но, прежде всего, вооружение ими обучающихся и специалистов. Продуктивность и опережающий характер процесса познания во многом зависит от уровня и степени владения обучающимися эффективными, методами, способами и средствами познавательной деятельности. Речь в данном случае может идти также о необходимости формирования и развития у субъекта необходимых методологических знаний, умений и навыков. Ситуация в системе образования такова, что многие субъекты имеют недостаточное представление о современных методах и формах познания, включая системный подход, системный анализ, синтез, индукцию, дедукцию, эксперимент, моделирование и т.д. и не всегда умеют эффективно использовать их для достижения поставленных целей. Существует как минимум три ситуации (или их сочетание), при которых субъект способен осуществлять познавательный процесс: 1) когда объекты окружающей действительности содержат в себе алгоритм и определенные средства их познания; 2) когда тот или иной объект познается в соответствии со специально разработанной инструкцией (алгоритмом) и средствами его познания; 3) когда сам субъект вооружен эффективными средствами и умениями познания объектов окружающей действительности и способен их творчески реализовывать (с использованием современных информационных и иных технологий) в своей познавательной, теоретической и практической деятельности. Эффективным средством опережающего познания может служить формируемая субъектом ориентировочная основа деятельности, включающая необходимые для этого личностные (знания, умения и навыки) и вспомогательные средства. Знания о методах научного познания и умения их использования Существенную роль в ускорении процесса познания играет познавательная активность субъекта. Активный характер познания связан не только с использованием средств познавательной деятельности, но и с созданием этих средств самим субъектом.
В целом, познание для каждого субъекта происходит со свойственной ему одному скоростью, обусловливаемой умственными способностями, познавательным интересом, активностью и т.д. Любое изменение (повышение или понижение) этой скорости с помощью учебного процесса, по личной инициативе обучающегося или по другим причинам связано с явлением интенсивности, имеет опережающий характер и при определенных условиях может быть связано с целенаправленным ускорением процесса познания. Опережающее познание должно быть ускоренным за счет специально организованного учебного процесса и его интенсификации, осуществляемой на основе системного подхода. Основная идея интенсификации учебного процесса и самостоятельной работы обучающегося заключается в том, чтобы активно способствовать эффективному, ускоренному и опережающему усвоению содержания обучения и достижению целей обучения при минимизации затрат. Системная интенсификация учебного процесса и самостоятельной работы обучающегося является обязательным условием их опережающей реализации. Опережающему познанию окружающей действительности необходимо человека учить. Формирование опережающей и эффективной познавательной самостоятельности происходит тем быстрее и успешнее, чем быстрее формируются и развиваются у субъектов необходимые для этого умения и навыки системного подхода и системного мышления. Актуальное значение для познания имеет опережающее формирование и развитие у субъектов культуры учения, познавательных способностей и средств, способствующих значительному ускорению темпов познавательного процесса. В этом заключается одно из условий опережающего образования и интенсификации учебного процесса, которые обусловливаются не только стратегическими задачами ускоренного развития рыночной экономики и научно-техническим прогрессом, а также необходимостью проектирования и реализации новой модели образовательной системы, развития теории познания. Степень, полнота и скорость познания, а также предвидение будущего в образовательном процессе могут служить критериями реализации модели опережающего образования. Основой процесса обучения являются общие закономерности познания. Обучение является определенным видом познавательной деятельности человека и зависит от закономерностей отражения им окружающей действительности. С.П.Баранов определяет обучение как искусственно организованную познавательную деятельность с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира. При этом термин «познание» шире по объему и включает термин «обучение», а задача учебной деятельности состоит в ускорении процесса познания окружающего мира в индивидуальном развитии человека [2.10]. Единство преподавания и учения, осуществляемое в процессе обучения, считает В.К.Дьяченко, есть единый вид познавательной деятельности, так как обучение – разновидность человеческого познания. Формирование индивида наиболее интенсивно происходит в процессе и благодаря обучению [2.11]. Производительность подобной познавательной деятельности должна отвечать условиям, когда за одни и те же сроки обучения субъект будет усваивать больший объем знаний, умений и навыков. Увеличение производительности обучения непосредственно связано с процессом интенсификации, обеспечивающей получение планируемых результатов при минимизации, прежде всего, временных затрат. Вместе с тем, вопросы опережающего обучения остаются мало изученными.
В.С.Швырев отличительным признаком деятельностного подхода к познанию считает установку на «раскодирование», «распредмечивание» знания, как результата, продукта деятельности. По его мнению, деятельностный подход имеет многоуровневый, многоступенчатый характер, что выражается в переходе от выявления лежащей на поверхности мыслительной активности к анализу средств и предпосылок научного познания, который, в свою очередь, является определенным результатом деятельности. Познание при этом понимается не просто как восприятие субъектом внешне заданного содержания и не как реализацию его внутренних потенций, а как социально-культурный, исторический процесс развития познавательных средств, осуществляемый благодаря деятельности [2.12]. В современных условиях специально организованная учебно-познавательная, научная, практическая и иная деятельность может носить опережающий характер, обусловливая опережающий способ мышления. Специфическим в этой связи является вопрос обращения с информацией опережающего характера или с «опережающей информацией», которая отражает определенные знания, информацию и данные об объектах окружающей действительности с учетом их будущего состояния. Примерами эффективной реализации опережающего познания могут являться инновационная деятельность и научное исследование, дающие новое и научное знание как результат познавательной деятельности субъекта. В качестве активного отражения окружающей действительности может быть принят познавательный образ, совокупность которых как своеобразных моделей реальных объектов, объединенных общим инвариантным знанием, а также соответствующими связями и отношениями, составляет основу содержания образования. Выделение такого инвариантного знания с помощью системно-структурного анализа, по мнению Н.Ф.Талызиной, дает возможность резко сократить объем содержания образования, т.к. множество исследуемых явлений в конечном итоге порождается ограниченным числом инвариантов [2.13]. Это обстоятельство позволяет говорить о возможности ускорения процесса познания в рамках учебной деятельности субъекта, когда минимизация структуры и объема содержания познавательного образа способствует получению планируемого результата с меньшими затратами. Представляя образ окружающего мира как совокупность создаваемых человеком гипотез, С.Д.Смирнов считает, что по своей природе он носит прогностический характер, т.е. отражает не столько состояние дел в данный момент, сколько прогноз на близкое (для поверхностного уровня) или более далекое (для глубинных уровней) будущее. В этой связи глубинные уровни определяют те сферы реальности, в отношении которых строятся и проверяются познавательные гипотезы [2.14]. Совокупность своеобразных ориентиров, выявленных субъектом в процессе отражения окружающей действительности, составляет основу его ориентировочной деятельности. Ускоренное формирование целостного образа связано, прежде всего, с минимизацией времени восприятия разнородных элементов какого-либо сложного объекта. Ориентировочная основа определяет скорость формирования действия и его качества, активно влияя на продуктивность деятельности субъекта. По определению С.Д.Смирнова, всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей, в том числе: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольно-корректировочной [2.14]. Наличие ориентировочной основы познавательного образа и соответствующей ориентировочной основы деятельности субъекта могут составлять критерии опережающего познания. Существенному ускорению процесса познания может служить способность сознания к обобщенному отражению действительности. Целенаправленное формирование и развитие у субъектов опыта выявления в содержании обучения главной части, основной теории, инвариантной составляющей является важным условием активизации познавательной деятельности и ускорения процесса познания. Важно в этой связи (как это отмечено выше) вооружать субъектов обучения современными, эффективными методами и способами познания окружающей действительности, умениями и навыками системного и диалектического мышления. Все это способствует опережающему обучению. Соответствие предметных действий субъекта характеру объективной действительности устанавливается в процессе его практической деятельности. В предметно-практической деятельности осуществляется формирование специфически человеческого отношения к действительности и на его основе познавательного образа. В этой системе человек выступает субъектом совокупной деятельности и тем самым субъектом познания. Практика является одним из ведущих факторов ускорения процесса познания. Практика в учебном процессе является отражением и воплощением теории, которая всегда должна быть опережающей. Наличие цели придает этому процессу опережающий характер. В настоящее время, вопросы скоростного регулирования процесса познания остаются недостаточно изученными. Существующие темпы познания определяются и проектируются весьма условно, хотя в этом скрыты значительные потенциальные возможности не только ускорения процесса познания, но и опережающего развития личности. В условиях опережающего обучения резко обостряется проблема формирования, постоянного осуществления и целенаправленного развития познавательной и иной самостоятельности субъекта, его умений и навыков самоуправления, основными элементами которого являются: прогнозирование, планирование, самоорганизация, исполнение, анализ, самоконтроль, самооценка и т.д. При конструировании системы опережающего обучения (в условиях его интенсификации) одновременно разрабатывается интегрированная система управления, охватывающая: систему опережающего обучения в условиях его интенсификации; целевые программы функционирования и реализации компонентов сконструированной системы; самоуправление обучающихся (их личностные целевые программы обучения, развития, изучения дополнительных дисциплин, освоения различных видов деятельности и т.д.). Целостное познание окружающей действительности должно осуществляться ускоренно и активно. При этом познание (а также совершенствование, преобразование и необходимое развитие) объектов как систем должно осуществляться с учетом исходного состояния подобной системы, ее динамики и перспектив развития. Отражая системный подход, аналитическая и синтетическая деятельность субъектов в учебной, научной, практической и иной работе существенно активизирует творческий процесс познания и способствует повышению его эффективности. Прогноз и стратегия совершенствования и развития нашего знания об объектах окружающей действительности, а также опережающего развития личности субъекта обучения составляют основу опережающего образования. К одному из важных познавательных процессов, значительно влияющих на эффективность и результаты обучения, и на основе которого возможна деятельность таких психических функций, как память, мышление, воображение, относится восприятие, управление которым позволяет регулировать темпы познания. В этом смысле восприятие представляет собой активную психическую деятельность по созданию чувственного образа, содержание которого во многом формируется за счет непосредственного взаимодействия с изучаемым объектом. Чувственное отражение служит непосредственному получению исходной информации об изучаемом объекте в процессе его познания. Управление и, впоследствии, самоуправление восприятием должно способствовать тому, чтобы данное восприятие было целостным. Введение в данный процесс цели (обеспеченной представлениями о будущем состоянии изучаемого объекта) создает предпосылки и условия для осуществления и воспроизводства «опережающего» восприятия. К важным характеристикам восприятия относятся не только целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, избирательность, апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств личности), но и опережающий характер. Чаще всего человек не замечает опережающего эффекта восприятия и не использует эту особенность с целью ускорения целостного восприятия объектов окружающей действительности. Продуктивность восприятия может характеризоваться: объемом восприятия; быстротой или скоростью восприятия; точностью; полнотой; надежностью и т.д. Продуктивность опережающего восприятия как психического процесса во многом зависит от мотивации субъекта. Особое значение для продуктивного восприятия имеет также развитие у субъекта способностей свернутого, минимизированного по затратам восприятия, что может быть достигнуто, например, с помощью структурирования и обобщения информации и знаний, технологического и системного подхода к организации и осуществлению учебно-познавательной, научной, практической и иной деятельности. К числу вторичных образов познания (рассматриваемых объектов) относятся представления, как его (познания) промежуточная ступень, звено диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и наоборот, как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности. Любое понятие как элемент мышления формируется на основе представлений. Понимаемое как процесс, представление служит созданию образов-представлений и оперированию ими. В последнем случае могут иметь место мыслительные операции, связанные с изменением положения объекта и его структуры. Актуализация вопросов целевой направленности представлений, охватывающих будущее состояние изучаемых объектов, будет способствовать скорейшей реализации идеи опережающего обучения. Важным условием опережающего познания объектов окружающей действительности является формирование и развитие у субъектов системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода. Ускорению познавательного процесса и реализации опережающего познания окружающей действительности служит также активная реализация продуктов познавательной деятельности, как средств достижения цели (целей) и решения поставленных задач. Осознание системности мира и единства законов его развития, разработка на этой основе методологии его системного познания и преобразования – все это значительно повышает возможности человека. Изучение объекта как целого является одной из вершин познания, к достижению которой должна стремиться любая наука. Целостному познанию объектов окружающего мира могут служить различные методы и технологии обучения. Системный подход является методологией не только исследования объектов как систем, но и системной организации и реализации познавательной, научной, практической и иной деятельности людей. Деятельность, осуществляемая на основе системного подхода и с использованием соответствующих (в том числе системных) методов, является системной, позволяющей реализовывать ее опережающим способом. Подобная (системная) познавательная деятельность дает возможность целостного, опережающего познания объектов. В целом познавательный процесс и процесс воплощения результатов познания по своей сущности имеют опережающий характер. При рассмотрении объектов как информационных систем, использование системного подхода позволяет выявлять соответствующую системную информацию, которую трудно или невозможно получить какими-либо другими способами и методами. Служащие общей цели, отдельные методы, способы, приемы и т.д., могут быть объединены в системные технологии. Системная информация, получаемая и используемая в процессе познавательной, практической и иной деятельности с помощью соответствующих системных технологий, может носить опережающий характер. Системный подход играет важную роль в познании, способствует его синтезу, сохранению целостности и единства, а также опережающему способу реализации. Системный подход, направленный на целостное исследование объекта и выявление системного знания о нем, обусловливает не только системность, но и опережающий характер мышления. При этом творческий характер опережающего познании может обусловливать системно-творческое мышление. Любой объект как система должен познаваться системным способом. Усвоение субъектами совокупности теоретических знаний на основе системного подхода может способствовать формированию в их сознании такой структуры знаний, которая соответствует структуре изучаемой теории. Знания, отвечающие этому требованию, могут называться системными. Например, В.Н.Спицнадель называет знания системными, если они структурируются в сознании обучающегося по схеме: основные научные понятия – основные положения – следствия – приложения [2.15]. Опережающий смысл тех или иных теорий придает соответствующей им структуре знаний опережающий характер и наоборот, «опережающие» знания могут служить основой для формирования «опережающих» теорий. Примером использования «опережающих» знаний могут служить прогнозная, изобретательская, инновационная и т.п. деятельности. Системность определенного знания предполагает наличие в его содержании целостного описания изученных объектов, включая прогноз их будущего состояния. Данное обстоятельство, а также определенная связь рассматриваемой информации об объекте с некой целью, в аспекте которой эти знания формировались, позволяет нам говорить о конкретных явлениях использования «обычной» информации в качестве опережающей. В процессе познания любая цель представляет собой идеальный образ будущего состояния изучаемого объекта. Наличие цели, тем более, если она стратегическая, позволяет относить подобный процесс к опережающему познанию. Познание объектов окружающей действительности в аспекте их будущего состояния является опережающим. К важным условиям осуществления опережающего познания относится наличие у субъекта определенных умений и навыков познавательной самостоятельности, системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. В этой связи формирование умений и навыков системного подхода и системного мышления должно быть по возможности опережающим. Несмотря на обилие научных работ, посвященных системному подходу или использующих данную методологию, литература располагает весьма незначительным количеством разработанных методов и технологий, являющихся фактическим приложением системного подхода к исследованию реальных объектов окружающей действительности. Для реализации системного подхода необходимы специализированные методы [2.16]. Большинство опрошенных субъектов практически не имеет умений и опыта самостоятельного построения своей системы знаний, адекватной системе соответствующей науки. Следует отметить также слабое понимание ими структурных связей между разнородными элементами знаний, недостаточные умения и навыки выделения инвариантной составляющей содержания изучаемой области знаний, системного структурирования изучаемой информации, ее сворачивания и ускоренного самостоятельного изучения. Системность знаний субъектов – это такая совокупность знаний, структура которой подобна структуре научной теории. Формирование системности знаний субъектов связано с осознанностью усваиваемых теоретических знаний, с сохранением их в памяти целыми блоками. Системность знаний и те средства, которые применяются для ее достижения, являются предпосылкой дальнейшего рационального и опережающего овладения знаниями. По А.Н.Аверьянову системное познание и преобразование мира предполагает [2.17]: рассмотрение объекта (теоретической и практической) деятельности как системы, т.е. как отграниченного множества взаимодействующих элементов; определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; выявление внешних связей системы, выделение из них главных; определение функции системы и ее роли среди других систем; анализ диалектики структуры и функции системы; обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы. Результаты познания в различных направлениях, в различных областях реальности взаимно дополняют и стимулируют друг друга, что является одним из факторов ускорения познавательного процесса в целом. Рассматривая вопросы системного познания мира, А.Н.Аверьянов указывает на то, что забвение или игнорирование фактора будущего ведет к очень неприятным последствиям. При этом люди бывают вынуждены затрачивать дополнительные усилия для устранения просчетов, допущенных в прошлом, и приводить в соответствие с потребностями настоящего те системы, материальные или духовные, которые были созданы без учета будущего. Вместе с тем, с точки зрения А.Н.Аверьянова, проблема методологии cистемного познания мира остается еще недостаточно разработанной [2.17]. Это положение остается актуальным и в настоящее время. К основным условиям опережающего (в условиях интенсификации учебного процесса) познания объектов окружающей действительности и осуществления соответствующей познавательной деятельности опережающего характера могут относиться [2.18; 2.19]: 1) владение современными эффективными методами, технологиями, способами, методами и средствами познания окружающей действительности; 2) осознанное стремление к опережающему познанию; 3) познавательная активность; 4) наличие ориентировочной основы опережающего познания; 5) системный подход к познанию, к организации и осуществлению учебно-познавательной, научной, практической, управленческой и иной деятельности; 6) системный подход к учебному процессу и его интенсификации; 7) интенсификация учебно-познавательной, научной и практической деятельности субъекта; 8) формирование и развитие системных представлений и системных знаний; 9) формирование и развитие умений и навыков системного подхода, системно - творческого, инновационного и прогностического мышления; 10) самоуправление познавательной деятельностью; 11) познавательная самостоятельность субъекта; 12) формирование и развитие «опережающего» мышления; 13) опережающее развитие личности; 14) целостное восприятие и познание объектов окружающей действительности; 15) иные условия.
Краткие выводы 1. В процессе познания любая цель представляет собой идеальный образ будущего состояния изучаемого объекта. Наличие цели, тем более, если она стратегическая, позволяет относить подобный процесс к опережающему познанию. Познание объектов окружающей действительности в аспекте их будущего состояния является опережающим. Познание – диалектический процесс воспроизведения объективной действительности в теоретическом мышлении при условии, что любой объект этой действительности рассматривается целостно и конкретно. 2. К важным условиям осуществления опережающего познания относится наличие у субъекта определенных умений и навыков познавательной самостоятельности, системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. В этой связи формирование умений и навыков системного подхода и системного мышления должно быть по возможности опережающим. 3. Чтобы быть опережающим познание должно быть осознанным, целенаправленным, целостным (системным), интенсивным (ускоренным), активным, творческим, эффективным и продуктивным (с точки зрения достижения цели и решения поставленных задач). 4. Опережающее познание только тогда будет целостным и эффективным, при минимизации возникающих при этом затрат, если осуществляется на основе системного подхода, как современной конкретизации диалектического метода к познанию конкретных объектов окружающей действительности. При этом объекты рассматриваются в условиях их статического и динамического (с учетом взаимодействия с внешней средой) состояния. 5. Системный подход играет важную роль в познании, способствует его синтезу, сохранению целостности и единства, а также опережающему способу реализации. Системный подход, направленный на целостное исследование объекта и выявление системного знания о нем, обусловливает не только системность, но и опережающий характер мышления. 6. Опережающему познанию должно предшествовать формирование ориентировочной основы соответствующей познавательной, теоретической и практической деятельности и необходимых для этого знаний, умений, навыков и способностей, в том числе умений и навыков системного подхода, системно-творческого мышления и самоуправления. В процессе осуществления опережающего познания, ориентировочная основа деятельности субъекта, постоянно совершенствуясь и развиваясь, становится эффективным средством достижения поставленных целей. 7. Опережающее познание, осуществляемое на основе системного подхода с использованием современных методов и технологий, может способствовать формированию опережающего стиля мышления. 8. Опережающее познание требует активного самоуправления субъектом своей (учебно-познавательной, теоретической, практической и иной) деятельностью.
Рекомендации 1. Для осуществления опережающего познания в учебном процессе рекомендуется: разработать соответствующую программу, методическое и иное обеспечение активного и ускоренного формирования умения и навыки системного мышления и системного подхода в познавательной, практической и иной деятельности. Развитию системного мышления и познавательной самостоятельности могут способствовать предлагаемые в данной работе методы и технологии опережающего обучения на основе системного подхода; создавать необходимые условия для организации познавательной и иной деятельности обучающихся на основе целей и прогнозирования ожидаемых результатов; сочетать применение полученных базовых знаний в заданных «исходных» и измененных ситуациях, а также с учетом различных влияющих факторов: на уровне «образовательного стандарта»», на уровне творчества и на уровне исследования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.121 с.) |