Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Теоретико-методологические аспекты системного подходаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В философском плане системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход, по мнению В.Н.Садовского, «…представляет самостоятельную и, как показывает опыт, весьма перспективную стратегию развития современного научного знания» [3.1]. А.И.Уемов называет системный подход методом системологии, а системные теории – результатами применения этого метода [3.2]. И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин, рассматривая становление и сущность системного подхода, делают важное замечание о том, что попытки его «прямой» реализации, минуя разработку специализированных методов, являются малоперспективными [3.3]. Правильность данного утверждения подтверждается ограниченностью использования системного подхода в области образования. По мнению А.Н.Аверьянова, системное познание и преобразование мира предполагает [3.4]: 1. Рассмотрение объекта (теоретической и практической) деятельности как системы, т.е. как отграниченного множества взаимосвязанных элементов. 2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними. 3. Выявление внешних связей системы, выделение из них главных. 4. Определение функции системы и ее роли среди других систем. 5. Анализ диалектики структуры и функции системы. 6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы. С точки зрения Э.Г.Юдина, специфика системного исследования обнаруживается в следующих моментах [3.5]: - при исследовании и объекта как системы описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом; - один и тот же «материал», субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения. Одним из проявлений этого является иерархические строения систем. Одной из форм реализации взаимосвязи различных уровней (плоскостей) системного объекта является управление; - исследование системы оказывается, как правило, неотделимо от исследования условий ее существования; - специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого; - как правило, в системном исследовании оказываются недостаточными чисто причинные (в узком смысле этого слова) объяснения функционирования и развития объекта, в частности, для большинства классов систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы; - источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. С этим связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится обязательно допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристики и степеней свободы. Системный подход, по словам З.А.Решетовой, в современной науке изменяет способы производства теоретического знания, схему познавательного движения в объекте, по-новому открывая предмет исследования и способ его описания; изменяет структуру знания о предмете, понятийный строй науки и стиль научного мышления. Представления о системности становятся важнейшим аспектом фундаментальных научных теорий и всего научного миропонимания [3.6]. В работе [3.7] системный подход представлен как методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов. К числу важных задач системного подхода относятся [3.7]: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В философии под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целость, единство [3.8]. В работе М.Сарыбекова и М.Сыдыкназарова система [гр. sistema целое, составленное из частей] определяется как: 1) нечто целое, сложное, единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; совокупность, способная делиться на подсистемы; 2) выделенное на основе определенных упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [3.9]. По мнению В.Г.Афанасьева, системы конструируются человеком именно тогда, когда возникает проблемная ситуация (противоречие между возникшими потребностями и отсутствием готовых средств их удовлетворения). Это противоречие рождает цель, а цель требует средств ее достижения. Система во всем многообразии ее аспектов, и является воплощением единства цели и средства. Она средство решения проблемы [3.10]. Система представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели [3.11- 3.14]. Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать. То есть в данном случае система рассматривается нами как средство для достижения целей обучения. В соответствии с поставленной целью, формируется структура системы, в качестве компонентов которой чаще всего используются: субъекты, содержание, методы, формы и средства обучения. Иллюстрация сказанного показана на рис.3.1.
Рис.3.1 Схема для конструирования концептуальной модели системы как средства достижения цели и решения поставленных задач Ф.И.Перегудов и Ф.П.Тарасенко определяют систему: 1) как средство достижения цели, средства решения проблем; 2) как совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое [3.13]. Классификация систем может быть осуществлена по разным основаниям. В целом системы могут быть поделены на реальные (объективные, материальные) и идеальные (абстрактные, концептуальные). В соответствии с классификацией систем, представленной в работе А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашковой [3.14] системы: в зависимости от своего происхождения делятся на естественные (являющиеся продуктом развития природы и возникшие без вмешательства человека) и искусственные (являющиеся продуктом человеческого труда и ума) системы; в зависимости от характера взаимодействия с окружающей средой подразделяются на открытые (взаимодействующие со средой путем обмена веществом, энергией или информацией) и закрытые (не взаимодействующие со средой) системы; в зависимости от изменчивости во времени системы делятся на статические (при исследовании которых можно пренебречь изменениями во времени характеристик их существенных свойств или (иначе говоря) рассматривать их как системы с одним состоянием) и динамические (изменяющиеся во времени) системы; в зависимости от степени влияния на систему случайных факторов системы делятся на детерминированные (на которую не влияют случайные воздействия, ее поведение полностью предсказуемо) и стохастические (на которую влияют случайные воздействия) системы. Один из вариантов подобной классификации показан на рис.3.2 [3.12]. Как считают А.И.Пушкарь и Л.В.Потрашкова, для того, чтобы понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой, нужно ответить на вопрос, является ли набор элементов и связей необходимым и достаточным для выполнения системой своей функции, для достижения системы своей цели [3.14]. В дальнейшем мы будем придерживаться точки зрения указанных выше авторов. Примером целенаправленной системы является педагогический процесс. И.П.Подласый выделяет в данной системе целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Доминирующими функциями данной системы являются обучение, воспитание и развитие обучающихся [3.15]. По мнению Ю.В.Сорокопуда, структура педагогического процесса, как в средней, так и в высшей школе остается неизменной: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы [3.16].
Рис.3.2 Классификационная схема систем (по природе и назначению) [3.12]
В качестве целенаправленной системы можно назвать также педагогическую систему, под которой, например, В.П.Беспалько понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По его мнению, структура любой педагогической системы представляется следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: 1 - учащиеся; 2- цели воспитания (общие и частные); 3 - содержание воспитания; 4 - процессы воспитания (собственно воспитания и обучения); 5 - учителя (или ТСО – технические средства обучения); 6 - организационные формы воспитательной работы [3.17]. В работе [3.18] В.П.Беспалько графически показывает функционирование педагогической системы в рамках кибернетической модели «вход-процесс-выход» (рис.3.3). Позже в работе [3.17] В.П.Беспалько (на основе рис.3.3) раскрывает состав педагогической системы (рис.3.4). Для сравнения на рис.3.5 показана широко используемая (но не всегда обоснованно) модель кибернетической системы «вход-процесс-выход». Нашими исследованиями выявлено, что указанная на рис.3.3 и рис.3.5 система «вход-процесс-выход» для изучения социальных систем (тем более педагогических) не пригодна. По мнению А.Г.Кузнецовой, главными условиями продуктивного использования кибернетических методов в системных исследованиях педагогических объектов можно считать [3.19]: 1) понимание того, что полученное «кибернетическое изображение» педагогического объекта – лишь один его «срез», отражающий информационно-управленческие связи и не отражающий все иные, не менее, а в плане специфики объекта, и более важные связи; 2) понимание того, что получение кибернетического описания педагогического объекта, следовательно, является только одним из целого ряда шагов системно-педагогического исследования; 3) осознание необходимости специальной интерпретации результатов применения кибернетических методов в педагогическом контексте; 4) понимание того, что полученное кибернетическими средствами изображение педагогического объекта – только теоретическая, условная, ограниченная модель, от которой до реального объекта – дистанция огромного размера. Подобно замечание в полной мере касается политологии, в которой в качестве доминирующего метода системного исследования политической действительности используется показанная на рис.3.3 кибернетическая система «вход - процесс-выход». Как считает В.Е.Хиценко, «тривиальная схема «вход-выход», применяемая к сложным системам, выглядит порой неэтично. …Разумеется, существуют простые системы, для которых описание по схеме «вход-выход» вполне приемлемо» [3.20]. На рис.3.6 представлена упрощенная схема (в системе «вход-процесс-выход») изменения состояния педагогов и обучающихся за период обучения в учебном заведении. При этом изменению подвергаются, как минимум: 1) взаимодействие педагога и обучающегося; 2) педагог; 3) обучающиеся; 4) управление субъектами обучения В данной работе нами учитывается также желаемый процесс формирования у обучающихся умений и навыков самоуправления в учебной деятельности. В качестве компонентов самоуправления рассматриваются: самоуправление познавательной деятельностью,
Рис.3.3 Функционирование педагогической системы [3.18]
Рис.3.4 Педагогическая система [3.17]
Рис.3.5 Модель системы «вход-процесс-выход»
Рис.3.6 Изменение состояния рассматриваемых объектов в системе «вход – процесс – выход»
самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самостоятельность, самообразование. Задача формирования компетентности в области системного подхода предполагает: усвоение основных положений и понятий общей теории систем и системного подхода; формирование определенных знаний в области системологии и теории систем; усвоение средств реализации системного подхода (включая системные методы и технологии) в познавательной, научной, практической и иной деятельности; формирование знаний, умений и навыков конструирования концептуальных моделей систем изучаемых объектов, системного структурирования, изучения и «свернутого» представления информации о рассматриваемых объектах окружающей действительности; реализация системного подхода в осуществляемой и предстоящей деятельности; формирование умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. И.П.Подласый к компонентам системы, в которой протекает педагогический процесс, относит педагогов, воспитуемых и условия воспитания. В данном случае педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. По его мнению, систему образуют целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты [3.15]. Определяя педагогическую систему как совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает высокую степень организации процесса учения, проявляющуюся в повышении его эффективности, А.П.Ковалев предлагает ее структуру, включающую следующие компоненты [3.21]: совокупность людей, принимающих участие в процессе учения; накопленные обществом знания (общественная культура) - предмет учения; множество семиотических структур (языков), с помощью которых производится кодирование и накопление информации; совокупность людей, делающих научные знания доступными, выполняющих функции популяризации; компоненты управления (программы, учебники, пособия и т.д.); способы достижения цели - средства, формы, методы педагогического воздействия; педагоги. В. Оконь основными составляющими системы обучения считает [3.22]: преподавателей, их компетенцию, методы работы, увлеченность; обучающиеся, их потребности, мотивацию и методы работы; содержание обучения, его селекцию и систематизацию, способы проверки полученных результатов; среду обучения. По мнению С.И.Архангельского, учебный процесс представляет собой большую, сложную, открытую динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений и связей. Главное отличие системы учебного процесса от всех иных систем в том, что она полифункциональна и ее функционирование происходит на основе внутренних психических процессов обучающихся и преподавателей. К ведущим компонентам системы учебного процесса С.И.Архангельский относит: содержание обучения; учебную и научную деятельность преподавателей; средства обучения; формы и методы обучения; учебную работу субъектов [3.23]. Одним из центральных моментов в технологии обучения является системная организация учебного процесса. Системный подход к учебному процессу обуславливает его технологичность. Не менее важной является проблема системной организации деятельности всех субъектов образовательного процесса и системы образования в целом. С точки зрения задач формирования умений и навыков системного мышления необходима, во-первых, реализация в учебном процессе системного подхода, во-вторых, системная организация деятельности субъектов обучения. В этом случае субъекты должны иметь соответствующие системные представления, умения и навыки системного мышления и системного подхода в осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности. В этой связи системный подход определяется нами как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем и системная организация деятельности людей. На рис.3.7 представлена общая схема реализации системного подхода к конструированию и реализации интегрированной системы педагогического процесса как системы, где: ● Цель (цели) и задачи педагогического процесса; Основные компоненты модели интегрированной системы педагогического процесса: ● Педагогический процесс как система, включающая: принципы, содержание, методы, средства и формы обучения; деятельность преподавания и деятельность учения; ● Условия организации и реализации педагогического процесса, педагогические условия формирования знаний, умений и навыков системного подхода и т.д.; ● Управление педагогическим процессом; управляющие функции учебника; технические средства обучения, самоуправление обучающегося (самоуправление познавательной деятельностью, самоорганизация, самоконтроль, самооценка и т.д.); ● Область актуальных знаний, используемая для успешной реализации педагогического процесса, цели и задач обучения, воспитания и развития обучающихся и т.п.; ● Программы обеспечения педагогического процесса (стандарты в области образования, учебно-образовательные программы, программы воспитания и развития обучающихся и т.д.); ● Требования, определяемые законодательными и иными нормативными правовыми актами, общеобязательными стандартами, учебными программами, учебным процессом, преподавателями (учителями) и т.д. ● Механизмы взаимодействия субъектов учебного процесса,
Интегрированная система педагогического процесса
Рис.3.7 Модель реализации системного подхода к конструированию и реализации интегрированной системы педагогического процесса
управления, функционирования педагогического процесса и т.д. ● Реализация целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся; ● Процесс изменения состояния субъектов интегрированной системы педагогического процесса (педагогов и обучающихся) и компонентов интегрированной системы педагогического процесса; ● Мониторинг педагогического процесса, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся и т.д.; ● Диагностика состояния участников учебного процесса; ● Влияющие (внешние и внутренние, объективные и субъективные, положительные и отрицательные) факторы, последствия воздействия влияющих факторов; ● Условия функционирования педагогической системы, взаимодействия участников учебного процесса, процесса обучения, педагогические условия и т.д. ● Влияние внешней (политической, экономической, социальной и иной) среды; ● Результаты: реализации педагогического процесса, изменения состояния субъектов обучения, достижения целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся, иные результаты; ● Обратная связь между получаемыми результатами (осуществления педагогического процесса) и процессом реализации целей и задач обучения, воспитания и развития, интегрированной системой педагогического процесса, а также целью. Обратная связь служит совершенствованию компонентов интегрированной системы педагогического процесса, коррекции процесса реализации целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся и т.д. Для изучения и усвоения учебного материала (в данном случае – учебника) в самом общем виде процедура реализации системного подхода имеет следующее содержание: - от принятого решения к организации учебного процесса на основе системного подхода, системной организации деятельности всех участников образовательного процесса с целью опережающего формирования у них и целенаправленной реализации в познавательной и иной учебной деятельности системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода; - от поставленной цели (обучения и развития) к системному структурированию, изучению и представлению (в свернутой форме) информации о рассматриваемом объекте (учебном материале, учебнике и его компонентах); - от выявленной информации, ее синтеза и обобщения к конструированию концептуальной модели системы изучаемого объекта - как средства достижения поставленной цели; - от сконструированной системы к разработке целевых программ и программ обеспечения функционирования данной системы и ее компонентов; - от реализации системы и целевых программ к достижению поставленной цели. С точки зрения системного подхода учебник может быть рассмотрен как целостная информационная система, представляющая содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Состоящий из множества взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью обучения, учебный материал, по мнению Т.А.Ильиной, представляет собой объект, обладающий всеми свойствами системы и, следовательно, может рассматриваться как система [3.24]. Для формирования умений и навыков системного мышления, обучающиеся должны осуществлять деятельность, определенная часть которой связана с освоением и реализацией системных методов и технологий обучения. Задача формирования компетентности в области системного подхода предполагает: усвоение основных положений и понятий общей теории систем и системного подхода; формирование определенных знаний в области системологии и теории систем; усвоение средств реализации системного подхода (включая системные методы и технологии) в познавательной, научной, практической и иной деятельности; формирование знаний, умений и навыков конструирования концептуальных моделей систем изучаемых объектов, системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматриваемых объектах окружающей действительности; реализация системного подхода в осуществляемой и предстоящей деятельности; формирование умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. Ниже представлены некоторые базовые понятия системного подхода: Системные исследования - это исследование объектов именно с системной точки зрения, исследования их как систем [3.2]. Принцип системности - принцип исследования реальных и идеальных объектов, предполагающий их представление в форме систем. Следование данному принципу требует выделять элементы исследуемой системы, выявлять и изучать связи между элементами, представлять знания о выявленных связях в форме модели с последующим её использованием для синтеза новых объектов, обладающих желаемыми свойствами. Объект - все то, на что направлена человеческая деятельность. Все то, что мы воспринимаем как нечто целое, реально существующее, или возникающее в нашем сознании и обладающее определенными свойствами. Модель - это идеальная конструкция, образ, отображение оригинала, объекта анализа, построенное средствами мышления, сознания. Системный подход - направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системное мышление - опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека. Система: 1) нечто целое, сложное, единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; 2) выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление; 3) средство достижения цели, средства решения проблем; Системный метод - способ познания, заключающийся в исследовании системы, связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее компонентов. Система менеджмента - система для разработки политики и целей, разработка и принятие необходимых управленческих оптимальных решений для достижения этих целей. Система обработки информации - совокупность средств и методов получения и преобразования информации, позволяющая на основе исходного массива данных получить совокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования, управления. Надсистема - окружающая систему среда, в которой функционирует система. Структура системы – состав элементов (компонентов, подсистем), относительно устойчивых связей и отношений между ними, специально упорядоченных и организованных для функционирования системы и достижения поставленной цели. Связь - все то, что объединяет компоненты системы, обусловливает их взаимодействие и дает возможность их функционированию для достижения цели и решения поставленных задач, воздействия на объекты внешней среды, самосовершенствования и развития системы. Функция системы - активность, жизнедеятельность системы и ее компонентов (подсистем, частей, элементов), свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект внешней среды для достижения поставленной связи. Внешняя среда- совокупность элементов внешней по отношению к системе окружающей действительности, не входящих в структуру системы, взаимодействующих с ней, оказывающих или способных оказать на нее свое воздействие и на которые может оказать воздействие данная система; Обратная связь- информация о состоянии и поведении рассматриваемых объектов окружающей действительности, в результате их взаимодействия, а также воздействия на них, в том числе со стороны системы и ее компонентов или каких-либо факторов. Система управления– совокупность взаимосвязанных элементов управления (целей, структуры, задач, функций, методов, кадров, обеспечивающих подсистем и т.д.), взаимодействующих между собой и воздействующих на объекты внешней среды с целью достижения целей и решения поставленных задач управления. Эмерджентность- характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств. Фактор: 1) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер его характер или отдельные черты; 2) явление или процесс, «способные» изменить состояние изучаемого объекта. Условие: 1) обстоятельство или процесс, от которого что-нибудь зависит; 2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. Наличие цели может предполагать конструирование соответствующей системы как средства ее достижения. При этом каждый компонент, включенный в состав подобной системы, имеет свои специфические цели, осуществление которых служит достижению общей цели системы. Важной особенностью указанных компонентов системы является программно-целевой способ их функционирования и реализации для достижения цели системы и решения поставленных задач. Под программно-целевым методом понимается метод достижения цели, с помощью специально разработанных для этого программ действий. Например, в работе [3.9] программно-целевое планирование и управление в менеджменте науки и образования определяется как один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели – пути – способы – средства» При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программ, программными действиями. Включенные в систему компоненты (рис.3.1) обретают смысл и функции только тогда, когда начинают функционировать для достижения поставленной цели. Таким образом, только в случае функционирования всех компонентов системы она (система) «оживает». В таком случае мы имеем дело не с моделью системы, а с системой как средством достижения цели и решения поставленных задач. Методологической основой программно-целевого метода является системный подход. Разрабатываемые и используемые при этом методы мы относим к системным средствам реализации программно-целевого подхода в учебной, познавательной, практической, управленческой и иной деятельности. Целевые программы, разрабатываемые в рамках программно-целевого подхода, рассматриваются как самостоятельные системы и как процессы. В первом случае выявляется содержание и целостность программ, их функции и механизмы реализации. Во втором – целевые программы рассматриваются как программы действий, определенная совокупность которых представляет собой процесс. Для устойчивого функционирования любой спроектированной системы как средства достижения целей и решения поставленных задач должны предусматриваться специальные целевые программы, например, информационного, финансового, научного, кадрового и иного обеспечения. Эти целевые программы находятся вне системы, своевременно обеспечивая ее функционирование необходимыми ресурсами. Специальные целевые программы разрабатываются для функционирования системы в новых условиях или при воздействии влияющих факторов, способных существенно изменить состояние системы. Целевые программы, также как система и ее компоненты являются средствами достижения цели и решения поставленных задач. В этой связи «формулу» реализации системного подхода можно выразить следующим образом: от цели к конструированию системы как средства ее достижения; от данной системы к разработке целевых программ функционирования ее компонентов; от реализации системы и целевых программ функционирования ее компонентов к достижению цели и планируемых результатов.
Краткие выводы 1. Системный подход может рассматриваться как одна из форм конкретной реализации в научном познании диалектико-материалистического метода [3.25]. 2. Система (искусственная) представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели. Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать. 3. Одним из центральных моментов в технологии обучения на основе системного подхода является системная организация познавательной, теоретической и практической деятельности обучающихся. 4. Системный подход позволяет изучать учебник и его компоненты (параграфы, главы, разделы и части) как системы и формировать системные знания, адекватные изучаемой науке. 5. При изучении, например, параграфа (главы, раздела и учебника в целом) он рассматривается как система. При этом объект сначала изучается в том состоянии, в каком он представлен в учебнике. Мы называет это состояние исходным, «статическим». Далее объект рассматривается при его взаимодействии с внешней средой, в новых условиях и с учетом воздействия на него различных влияющих факторов. Условно говоря, объект рассматривается в «динамическом состоянии». 6. Концептуальная модель системы выявленной в процессе изучения объекта (параграфа, главы и т.д.) информации позволяет рассматривать ее как некую «новую целостно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.246 (0.012 с.) |