На основе системного подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На основе системного подхода



1. Формирование умений и навыков опережающего обучения, системного и иных способов мышления, системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности, развитие интеллектуальных способностей обучающихся осуществляется в рамках развивающего обучения, но в условиях традиционного учебного процесса.

2. Формирование и развитие умений и навыков системного мышления осуществляется на базе учебника (учебного пособия) с использованием специально разработанных для этого (представленных в данной работе) доступных методов и приемов.

3. При формировании и развитии умений и навыков системного мышления предлагается осуществлять следующие процедуры:

от анализа учебного материала к выявлению его инвариантных составляющих, основных положений и основных моментов;

от выявленной в процессе анализа информации к ее синтезу и обобщению, формированию некой «новой» целостности;

от систематизированной, конкретизированной и обобщенной выявленной информации к разработке концептуальной модели системы изучаемого объекта;

от изучения объекта (учебного материала) в его исходном «статическом» состоянии к изучению, исследованию, прогнозированию и т.д. состояния и основных характеристик объекта в новых условиях и под воздействием различных факторов;

от выявленной при таком изучении информации к разработке концептуальной модели системы рассматриваемого объекта (учебного материала) в его «динамическом» состоянии.

В этом случае можно говорить о возможности более целостного, системного познания изучаемого объекта.

4. Гибкое сочетание традиционного и развивающего обучения в рамках каждого занятия требует определенной подготовки преподавателя и технологической организации учебного процесса, направленной на развитие познавательной самостоятельности и самоуправления обучающихся. Выбор какого-либо варианта технологической организации самостоятельной работы обучающегося производится самим преподавателем.

5. Специальные технологические карты должны включать весь объем работы субъекта обучения. Каждый теоретический вопрос, задача и т.д. подобной технологической карты снабжается карточками аттестации, включающими (как минимум) три уровня теоретических

вопросов, задач и т.д.

Основное условие использования технологической карты – обязательная аттестация (оценка) каждого включенного в карту теоретического вопроса, задачи, задания и т.д. Только в этом случае можно говорить о более или менее гарантированном получении ожидаемых результатов обучения.

Как показали наши многолетние исследования, достаточно использовать три уровня оценки знаний, умений и навыков: высокий, средний и низкий.

Исследование различных способов оценки уровня знаний, умений и навыков (пять и более уровней, оценка в соответствии с кредитной технологией обучения и иные способы) убедили нас в правильности выбора именно трех основных уровней.

6. Указанные выше карточки аттестации могут включать три уровня применения полученных знаний на уровне: 1) «стандарта»; 2) творчества; 3) исследования.

Учет стремления к переходу и осуществляемый переход на более высокий по сложности и трудности уровень задач выявляет динамику умственного развития обучающихся, развития практических навыков и соответствующих компетенций.

 
 


Базовые (фундаментальные) и системные знания. Применение на уровне исследования
Базовые (фундаментальные) и системные знания. Применение на уровне творчества
Базовые (фундаментальные) и системные знания. Применение на уровне «стандарта»

 

 

Уровни применения знаний   Решение задач и проблем, выполнение научных проектов, заданий, самостоятельных работ, подготовка рефератов, докладов, статей и т.д., требующих системного, исследовательского и иных подходов
Решение задач и проблем, выполнение заданий, упражнений, самостоятельных работ и т.п., на творческом уровне
Решение задач и проблем, выполнение заданий, упражнений, самостоятельных работ и т.п., отвечающих «образовательному стандарту»

7. В процессе развивающего обучения требуется мониторинг процесса и результатов формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода в учебно-познавательной, творческой, исследовательской и иной деятельности.

8. В качестве одного из инструментов организации и контроля, например, исследовательской деятельности субъекта обучения, формирования умений и навыков его исследовательского мышления рекомендуется использовать специальную технологическую карту. Подобная карта должна включать необходимый перечень операций и действий, которые должны быть усвоены, в том числе: 1) планирование исследовательских (научных) работ; 2) изучение материалов и литературы, относящейся к теме исследовательской (научной) работы; 3) разработка методики исследования, инструментария, ожидаемых результатов и т.д.; 4) выполнение плана исследования и иных, связанных с этим работ; 5) получение результатов, их обработка, анализ и т.п.; 6) реализация полученных результатов, внедрение, подготовка научных докладов и т.п. 7) иное.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕРЫ СИСТЕМНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ И «СВЕРНУТОГО» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАССМАТРАТРИВАЕМОМ ОБЪЕКТЕ

(СОСТАВЛЕННЫЕ СУБЪЕКТАМИ ОБУЧЕНИЯ)

 

В процессе обучения каждый субъект самостоятельно выбирает определенный вид деятельности и действий (например, рис.13.4.1-13.4.4). Ниже показан пример такой структуры.

 

           
  Объект изучения   Компо- ненты    
             
Анализ. Синтез (литература, понятия, компоненты иное)
Проблемы (выявление, формулиро- вание, поиск реше- ния, иное)
Цель: задачи    
Обобщение
Практика (задачи, упражнения задания, лаб. работы)
Иное
Концептуальная модель системы изучаемого объекта. Иные результаты. Рефлексия
Специаль- ные вопросы: (условия, факторы, иное)  
 
 

 


Рис.1 Системное структурирование, изучение

и представление (в свернутой форме) информации

о рассматриваемом объекте

 

Целеполагание
Анализ. Синтез. Моделиро- вание  
Проблемы и проблемные ситуации.
Содержание обучения
Специальные вопросы: условия; влияющие факторы; иное.
Исследова-ние: учебное; поисковое; научное; иное.  
Прошлое
Настоящее
3 aW5ncy9kcmF3aW5nMS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA1JJnzvgGAABqHAAAGgAAAAAAAAAAAAAA AABXBQAAY2xpcGJvYXJkL3RoZW1lL3RoZW1lMS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAnGZGQbsAAAAk AQAAKgAAAAAAAAAAAAAAAACHDAAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL19yZWxzL2RyYXdpbmcxLnht bC5yZWxzUEsFBgAAAAAFAAUAZwEAAIoNAAAAAA== ">
Будущее

 

 


Обобщение

 

 


Практика

 


Опыт (рефлексия)

 

 


Рис.2 Системно-историческое структурирование, изучение и представление (в свернутой форме) информации

о рассматриваемом объекте

 

 
 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 
 

 

 


АНАЛИЗ Законодательство. Содержание гос. власти и ее ветвей. Теория разделения властей. Сдержки и противовесы. Методы, формы, средства. Функции. Разграничение власти. Местное самоуправление. Иное УСЛОВИЯ Рыночные условия. Иное. ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ Демократизация. Правосознание Экономические и иные кризисы. Глобализация. Роль личности. Иное ОПЫТ Международный Казахстанский Иное. МОНИТОРИНГ Реализация гос. власти. Результаты. Иное Народ – источник власти   Единая государственная власть: Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Система сдержек и противовесов Модель государственной власти Реализация государственной власти Результаты   Совершенствование и развитие гос. власти   Государственная власть как система Реализация системы ПРОБЛЕМЫ Проблемы теории и практики гос. власти. Эффективность. Экономические и иные проблемы. Участие населения Иное ИССЛЕДОВАНИЕ Результаты про-веденных иссле-дований. Требуемые исследования Иное ПРАКТИКА Практическая реализация национальной стратегии в области государственной власти. Достижение целей и решение поставленных задач. Иное. ПРОГНОЗ Состояние гос. власти. Иное СОВЕРШЕНСТВО- ВАНИЕ.

 

Рис.6 Структура для изучения «Государственной власти»

 

 

АНАЛИЗ Маркетинговая информация. Рыночные воз-можности. Маркетинговая среда. Рынки. Товар. Сбыт. Ценообразование Иное. МОДЕЛИРОВАНИЕ Модель маркетинга УСЛОВИЯ Рыночные Вступление в ВТО Иное. ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ. Политика госу-дарства. Эконом. ситуация. Конкуренция. Компетенция работников. Состояние фирмы. Иное. ИССЛЕДОВАНИЕ Научные исслед. Маркетинговые исслед. Иное. МОНИТОРИНГ. ДИАГНОСТИКА Процесс. Резуль- таты. Иное  
Рыночные возможности: маркетинговая информация и среда; рынки индивид. потребителей; рынки предприятий. Отбор целевых рынков: замеры объемов спроса; сегменти- рование рынка; выбор целевых сегментов; позиционирование товара. Разработка системы маркетинга: разработка товаров; установление цен на товары методы распро-странения товаров стимулирование сбыта товаров. Реализация маркетинговых мероприятий.
ПРОБЛЕМЫ Эффективность. Удовлетворение потребностей потребителей. Обеспечение прибыльности. Экономические, экологические и иные проблемы. Иное. ПРАКТИКА Практическое ре-шение постав- ленных задач. Разработка стра-тегии маркетинга Разработка и реа-лизация системы и целевых программ маркетинга Иное. ПРОГНОЗ Состояние. Развитие. Иное. ОПЫТ Международный зарубежный, отечественный. Собственный опыт. Иное. СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЕ. ИННОВАЦИИ

 


Рис.7 Структура темы «Процесс управления маркетингом»

 

 

Анализ Литература и реальность. Основные понятия. Растение. Корень, стебель, листья, семена, плоды. Условия для жизни растений. Размножение растений. Иное. Условия Времена года. Влияющие факторы Болезни растений. Поведение людей. Последствия. Иное. Исследование Мир растений вокруг дома. Как растет растение в домашних условиях? Иное. Проблемы Бережное отношение к растениям. Охрана и использование растений. Иное.  
Жизнь растений Растение – живой организм. Растению нужны: пища, воздух, свет, тепло, вода. Органы растений и их назначение. Корень. Стебель. Листья. Семена. Плоды. Почему осенью листья желтеют и опадают? Условия, необходимые для жизни растений. Растение нуждается в воде. Ему необходима почва. Растению нужны воздух, тепло и свет. Срок жизни растений. Размножение растений. Размножение растений с помощью надземных частей. Дополнительная литература.
Практика Ответы на вопросы учебника. Выделение главного в тексте. Выполнение заданий. Уход за комнатными растениями. Посадка растения. Иное. Опыт Уход за растениями. Опыт изучения растений. Опыт посадки растений. Опыт других людей. Иное. Творчество Сочини рассказ о растении. Нарисуй цветок. Сделай гербарий. Сделай фотомонтаж. Иное. Новые знания умения, навыки Новые понятия

 


Рис.8 Структура темы «Мир растений» (2-ой класс)

 

 

Анализ Литература и реаль-ность. Основные понятия. Размеры. Форма. Цвет. Поверхность Запах. Условия для жизни листа. Иное. Условия Время года. Влияющие факторы Время года. Температура. Свет. Болезни растений (листа). Последствия. Иное. Исследование Разнообразие листьев. Как растут листья в домашних условиях. Использование лупы. Иное. Проблемы Уход за листьями. Очистка территории города от опавших листьев. Иное.  
Листья растений     Лист – это …     Графическое изображение листа (листьев)
Практика Ответы на вопросы учебника. Выполнение заданий. Рисование листа. Уход за листьями. Работа с учебным материалом. Иное. Опыт Чтение литературы о растениях и выделение того, что относится к листьям. Опыт ухода за листьями. Опыт других людей. Иное Творчество Сочини рассказ о листьях. Нарисуй лист. Сделай гербарий. Сделай фотографии листьев. Иное. Новые знания, умения, навыки Новые понятия

 

 


Рис.9 Структура темы «листья» (2-ой класс)

 

 

Область   знаний
Законодательный акт или его проект
Область   права
Отрасль (институт) законодат-ва


 

 

 


 
 
 
 

 
 
 
Методологическая составляющая  


 

 

 
 
«Предметная область»
 
 
 
Финансовое и иное обеспечение  
 
 
 
Ответственность за нарушение законодательства  
 
 
 
Международные отношения  
 
 
 
 
 
Компетенция госу- дарственного органа  
 

 

 


 
Иное  

 

Реализация законодательного акта
 
 
Введение в действие. Переходные положения  
 

 


 

 

Рис.10 Компоненты системы законодательного акта

или его проекта

 

 

 
 
 

 

 


Проект нормативного правового акта (НПА)

 

 

Законодательный процесс

 

 

 
НПА как система
 
Реализация нормативных правовых актов
Законодательство
Принятие закона
       
   
 
 

 

 


 

Результаты и последствия правоприменения

 


 

Состояние законодательства
Состояние объектов сферы правового регулирования  
Правовой мониторинг как функция обратной связи
 
 

 

 


Рис.11 Концептуальная модель правового мониторинга

 

 

Нормы административного права
Акты толкования права
Индивидуальные акты
Акты применения норм права
Правоотношения
Научные знания
Анализ
Научные исследования
Правовой мониторинг
Проблемы: цели  
Международный опыт
Правотворчество
Законодательный процесс  
Правоприменение
Обратная связь
  Рез-уль- таты
Влияющие факторы

 


Рис.12 Системное изучение правового регулирования

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТАБЛИЧНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.066 с.)