Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ учебного материала как системы,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СИНТЕЗ И ОБОБЩЕНИЕ ВЫЯВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙМОДЕЛИ СИСТЕМЫ ИЗУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ Умения системного подхода в познавательной и иной деятельности обучающегося и умения системного мышления, а также необходимые в этой связи знания формируются в процессе реализации специально разработанных системных методов и технологий, а также различных видов деятельности и действий, способствующих целостному познанию объектов окружающей действительности [13.3.1]. В процессе обучения используются разнообразные системные методы и технологии, методы ускоренного обучения и схемы ориентировочной основы действий, представляющие собой структурно-логическую схему практического действия [13.3.2]. В соответствии с названием данного подраздела и поставленной целью, анализ компонентов текста (абзацев, параграфов, глав, разделов и частей) учебника проводится на предмет выявления «основной мысли», главного, ключевых слов и т.п. Это важно с точки зрения синтеза и обобщения данной выявленной (изученной) информации о рассматриваемо объекте, разработки и графического представления его модели. В случае необходимости и в зависимости от принадлежности учебника к тем или иным наукам и областям знаний, границы указанного анализа могут быть расширены. В дальнейшем, после анализа текста, систематизации, синтеза и графического (в «свернутом» виде) обобщения выявленной информации, в данном пособии происходит возвращение к изученному тексту для: изучения «включенных» в него объектов, не связанных непосредственно с изучаемым учебным материалом; осуществления контекстного подхода к изучению текстов, включая решение проблемы профессиональной направленности обучения; выявления надсистемы, к которой относится рассматриваемый объект и его компоненты (как системы) и изучения их состояния, основных функций и иных характеристик в прошлом, настоящем и будущем; расширенного и углубленного изучения каждого конкретного текста с использованием метода системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте; изучения конкретных ситуаций и проблем, имеющих место в том или ином тексте с использованием метода системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС). В процессе изучения текста учебника появляется возможность одновременного контекстного обучения как профессионально ориентированного обучения, в процессе которого знания, умения и навыки усваиваются в контексте с будущей профессиональной деятельностью [13.3.3; 13.3.4]. При этом широко используются межпредметные и междисциплинарные связи. При контекстном обучении, по мнению А.А.Вербицкого, с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. При этом учение выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста [13.3.4]. Для формирования умений и навыков системного мышления важно, чтобы обучающиеся умели выявлять основные компоненты изучаемой системы, их функции, свойства и иные характеристики. Важно также рассмотрение каждого компонента в аспекте его названия и критическая оценка соответствия содержания учебного материала упомянутому названию. Движение процесса рассмотрения конкретного компонента (параграфа, главы, раздела, части учебника) происходит от его названия к изучению (анализу) составляющих его элементов и выявлению в них, как было сказано ранее, «главного». Это так называемое «развертывание» изучаемой и усваиваемой информации. Кроме того, обучающиеся должны обучаться выявлению инвариантных и вариативных составляющих изучаемых систем (учебного, научного и т.д. текста). Здесь следует учитывать необходимое изменение терминов «компонент» и «элемент» состава учебника как системы. В одном случае (для возможного удобства изучения) один и тот же объект рассматривается в качестве компонента, в другом – как элемент. Например: компонент «параграф» в качестве своих элементов включает абзацы; элементами компонента «глава» являются параграфы (со своими элементами – абзацами); Как было сказано выше, после анализа того или иного компонента учебника осуществляется систематизация, синтез и графическое («свернутое») обобщение выявленной информации, при которых движение изучения учебника происходит «снизу вверх» - от выявленной в процессе анализа информации к названию компонента. При синтезе [от греч. synthesis соединение, сочетание, составление] осуществляется соединение полученных при анализе частей в нечто целое [13.3.5]. Одновременно с синтетической деятельностью субъект обобщает выявленную информацию и проводит ее необходимую систематизацию. Заключительным действием первого этапа изучения (в том числе понятийного изучения) текста учебника является – конструирование модели изучаемого объекта (конкретного компонента учебника и учебника в целом) как системы. Одним из главных моментов указанных действий синтеза и графического обобщения изученной информации выступает ее «свертывание», когда субъект «свертывает» изученный учебный материал до названия соответствующего раздела. Подобный результат может быть получен и по отношению к учебнику в целом. Представленные в разделах пособия методы и приемы (осуществляемые при изучении учебника как системы), обусловливают формирование умений и навыков системного мышления обучающихся, их интеллектуальное развитие. И.А.Зимняя приводит высказывание о том, что интеллектуальное развитие человека осуществляется по следующим основным плоскостям: от непосредственного к опосредованному «орудийному»; от общего нерасчлененного к дифференцированному, и в то же время к обобщенному (абстрактному) отражению действительности; от непроизвольного, нерегулируемого к произвольному [13.3.6]. В работе [13.3.7] интеллектуальное развитие определяется как формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим и т.д. в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное, включающее в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. По определению Е.С.Рапасевича, интеллектуальная активность с сточки зрения системного подхода – это интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами) которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего - мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности. Умственные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности, определяя широту и глубину познавательного интереса, но проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через структуру личности [13.3.7]. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития некоторые авторы указывают: быстроту усвоения изучаемого материала, решение нестандартных задач, наличие аналитических и синтетических умений, умения обобщать информацию и т.д. М.А.Холодная рассматривает интеллектуальную способность как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений, предлагать множество вариантов использования заданного объекта, находить противоречие в проблемной ситуации, формулировать новый подход в изучении какой-либо предметной области и т.д. [13.3.8]. Показателями интеллектуальной зрелости (воспитанности), по мнению М.А.Холодной, могут служить [13.3.8]: широта умственного кругозора (в противовес «закапсюлированному» мировосприятию); гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес «черно-белому мышлению»); готовность к принятию необычной, противоречивой информации (в противовес догматизму); умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить в терминах «здесь-и-теперь»); ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции); склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных» событий); способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целостных связей с множеством других явлений (в противовес однолинейному взгляду на мир) и т.д. Формируя и развивая познавательную самостоятельность и навыки самообразования обучающихся и специалистов, мы должны вооружить их методами и приемами эффективного и целостного познания окружающей действительности. Значительную роль в этом может сыграть системный подход и разработанные на его основе методы и технологии, которые в максимальной степени должны способствовать интеллектуальному развитию подрастающего поколения и специалистов. Наши исследования и многолетний опыт реализации системного подхода в учебном процессе позволяют утверждать, что значительную роль в развитии интеллектуальных способностей обучающегося и специалиста играет наличие у них системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной и иной деятельности. Иными словами, формирование у субъектов обучения умений и навыков системного мышления и системного подхода должно рассматриваться как фактор и одно из условий эффективного развития у них интеллектуальных умений. К существующим перечням педагогических условий формирования системного мышления обучающихся и их интеллектуального развития можно отнести: - наличие у преподавателей системных представлений и определенного опыта использования системного подхода в своей педагогической деятельности, четких представлений о психологических особенностях формирования интеллектуальных и системных умений в учебном процессе; - психологическое, информационное, кадровое, научное и иное обеспечение процесса формирования системного мышления и интеллектуального развития в обучении; - использование методов активного и проблемного обучения, а также соответствующих системных методов и технологий, способствующих развитию умений и навыков системного мышления и интеллектуальных способностей. Следует учитывать тот факт, что современные образовательные программы не предусматривают формирование системного мышления на всех ступенях образования. Более того, на первый план отечественного образования выдвигается задача формирования критического мышления. Вместе с тем, как показали наши исследования, реализация системного подхода в учебном процессе способствует формированию и системного, и системно-критического мышления (как нового направления в развитии теории и практики критического мышления). В данном пособии учебник (учебная, научная и иная информация) рассматривается как определенная информационная система. Каждый компонент подобной системы (параграфы, главы, разделы, части) изучается в аспекте названия учебника. Объектом изучения в учебнике (в первую очередь) является текст (лат. textus ткань, сплетение, соединение), представляющий собой, по мнению Н.С.Валгиной, объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность [13.3.9]. С точки зрения системного подхода учебный материал и тексты учебника должны быть целостными. Изучение предлагаемого учебного материала на основе системного подхода предусматривает использование специально разработанных для этого (указанных выше) методов и приемов. Ускоренное «погружение» в учебник через его содержание (оглавление) способствует формированию некой ориентировочной основы для дальнейшего изучения учебного материала. В этом состоит основная цель подобной работы. Происходит как бы ускоренное изучение учебника, без детального изучения тех или иных фрагментов содержания. Последовательное выявление и фиксация на бумаге отдельных моментов и основных положений каждого параграфа позволит затем осуществить попытку их некоторого обобщения. На последующих этапах производится детальное и целостное изучение учебного материала учебника. При этом представленная последовательность предлагаемых этапов является необязательной, но предпочтительной. Ниже даны краткие определения некоторых используемых в данной работе терминов: Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разделения объектов на составные части. Синтез - соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Систематизация - расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами взаимосвязями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в практической деятельности. Обобщение - это переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Сущность упомянутой выше абстракции (абстрагирования) состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Представление - психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. По мнению авторов работы [13.3.10], представления составляют основу всякого знания. Моделирование [от лат. мodulus мера, образец] – исследование каких-либо объектов, систем объектов, явлений, процессов путем построения и изучение их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации, прогнозировании способов построения вновь конструируемых объектов. Модель – мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты. Модель содержит не только ту информацию, которая была положена в ее основу в процессе конструирования, но и новые знания, которые выявляются («раскодируются») в процессе теоретического анализа модели. Опыт использования предлагаемых способов изучения учебника (иных учебных, научных и т.д. текстов) показал устойчивое достижение высокой эффективности усвоения изучаемого материала. При этом формируется система знаний адекватная изучаемой науке. Знания становятся системными. Происходит прочное усвоение знаний и умений. Прочность усвоения может подтверждаться (нами подтверждалась) проверкой остаточных знаний через определенное время после изучения учебника (например, через год и три года). Использование контекстного подхода способствует: уточнению значения отдельных слов, совокупности слов, фраз, выражений и т.д. в контексте целостного текста главы, раздела и учебника в целом; рассмотрению изучаемого материала в контексте определенной области знаний, науки и (или) деятельности; рассмотрению одного и того же текста в контексте разных областей знаний или деятельностей; изучению учебного материала (с точки зрения профессиональной ориентации) в контексте той или иной профессиональной деятельности; эффективной реализации метода (учебных, научных и иных) проектов. В процессе изучения компонентов (абзацев, параграфов, глав, разделов, частей) учебника осуществляется свертывание изученного материала, который в подобном свернутом виде запоминается в виде названия параграфа, главы, раздела и учебника. Таким образом, может быть реализован принцип экономичности в познавательной деятельности. Развертывание усвоенного материала производится, условно говоря, в обратном порядке – от названия компонентов учебника к их содержанию. При этом усваивается актуальная (выявленная в процессе анализа, синтеза, моделирования и т.д.) информация компонентов учебника и учебника в целом. В процессе обучения осуществляется усвоение различных видов деятельности и действий, способствующих целостному познанию изучаемых объектов окружающей действительности. Усвоенные применяемые на практике предлагаемые виды деятельности и действия, системные методы познания и преобразования окружающей действительности со временем становятся собственными средствами человека, повышающими его конкурентоспособность и мобильность в современном мире. Технологический процесс изучения текста учебника в данной работе включает: 1) анализ текста учебника как системы; 2) выявление внутри каждого текста иных системных объектов (подсистем) и изучение их состояния; 3) изучение изменения состояния объекта и его компонентов как систем, а также состояния их надсистемы в прошлом настоящем и будущем; 4) системное структурирование, изучение и представление в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте (содержание обучения, текст учебника и т.д.); 5) конструирование концептуальных моделей систем выявленной и усвоенной информации. Общая схема работы с текстом учебника на основе системного подхода имеет несколько вариантов ее реализации в процессе обучения. При этом анализу подвергается каждый абзац текста, в котором выделяются и вносятся в специальную таблицу «основная мысль», главное, ключевые слова и т.п. Затем осуществляется коллективное обсуждение полученных результатов, на основе которого в следующую колонку таблицы записывается окончательное решение всего коллектива (группы, класса). Выявленные в процессе анализа абзацев основные понятия, законы, закономерности, формулы и т.п. включаются в специальную колонку таблицы. На рис.13.3.1 показан схема анализа текста учебника, в процессе которого выявляется определенная информация (темные квадраты), затем осуществляется синтез и графическое обобщение выявленной информации, далее – построение концептуальной модели ее системы (КМС). Рисунки 13.3.2 и 13.3.3 предназначены для использования их в учебном процессе при изучении текстов учебника и учебного материала в целом, а также оценке действий обучающихся. Содержание вносимых в таблицы колонок может быть разным. Например, в качестве дополнительной работы предлагается включать отдельную колонку, Название параграфа, главы, раздела, учебника
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ (главное, «мысль», ключевые слова и т.п.)
Рис.13.3.1 Схема работы с текстом учебника, где КМС - концептуальная модель системы выявленной информации
служащую выявлению новых слов, которые затем изучаются с помощью словаря. По мере приобретения навыка подобной работы с текстом: колонка для коллективного обсуждения из таблицы может быть исключена; назначается время анализа не каждого абзаца в отдельности, а всего текста; для анализа используются не таблицы, а обычные тетради для занятий, в которых должны быть отражены все результаты анализа текста, синтеза и графического обобщения выявленной информации; объем основных выводов сокращается до ¼ страницы. Важным условием работы с текстом учебника является то, что каждый абзац рассматривается в аспекте названия изучаемого параграфа, каждый параграф в аспекте названия соответствующей главы, каждая глава в аспекте названия учебника. Общим ориентиром для всех компонентов учебника (параграфов, глав, разделов, частей) является название учебника. Критический подход к анализу текста позволяет (при необходимости) уточнить название того или иного параграфа. В отдельных случаях (в процессе анализа, обобщения и синтеза текста) субъекты обучения могут давать свое названия отдельным параграфам. В целях интенсификации процесса работы с текстами учебника определяется время анализа каждого абзаца, которое со временем сокращается. Например, в качестве ориентировочного времени анализа абзаца нами устанавливалась 1 минута. В случае коллективного обсуждения абзацев текста время работы с текстом увеличивается. Подобное увеличение времени может обусловливаться также включенными в учебный процесс дополнительными действиями, например, за счет внесения в таблицу специальной колонки, в которой
рассматриваются новые слова каждого абзаца для последующей работы со словарем. Как показали эксперименты, наибольшую сложность для субъектов обучения представлял этап обобщения (как одна из характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, основных свойств изучаемого объекта) и синтеза изучаемого текста. Под синтезом (как необходимого этапа познания) понимается процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. Для осуществления указанного этапа деятельности в таблице выделяется специальное поле, где каждому обучающемуся предоставляется возможность осуществить синтез и обобщение выявленной в процессе анализа (изученной) информации, а также разработать соответствующую концептуальную модель системы изучаемого объекта. Важным этапом обучения является применение базовых знаний: 1) традиционное (стандартное); 2) творческое; 3) на уровне исследования. Субъекту обучения предлагается сделать соответствующие выводы и предложения, касающиеся содержания текста, его совершенствования, названия текста, отдельных систем, включенных в текст и т.д. Время, выделяемое на обобщение и синтез текста, должно со временем постепенно сокращаться. На начальном этапе данное время может составлять в среднем 15 минут. Тщательная работа с абзацами текста и учебником в целом позволяет усваивать изученный материал и сохранять его в сознании в свернутом виде. В качестве ключа для последующего воспроизведения текста может служить существующее или уточненное название параграфа, главы, раздела и т.д. В структуре основных выводов, которая определяются самим обучающимся, рекомендуется представить основные результаты обобщения выявленной информации. Кроме выводов субъектам обучения предлагается разработать предложения и рекомендации, относящиеся к изучаемому объекту, его компонентам, касающиеся дальнейшего использования сформулированных выводов, повышения эффективности и качества изучения учебного материала и т.д. Необходимым этапом работы с текстом является составление вопросов, относящихся к тексту, анализу, обобщению, синтезу и т.д. В приложении к таблице предлагается каждому обучающемуся подготовить ответы на поставленные им вопросы, которые (как и вся таблица) затем проверяются и оцениваются преподавателем. В процессе занятия отдельные вопросы могут быть вынесены для коллективного обсуждения. При завершении анализа учебного материала, а также синтеза и обобщения изученной информации каждая пара обучающихся (например, сидящих за одним столом) поочередно пересказывает друг другу не только текст, но и основные понятия и определения, законы, формулы и т.п. Таким образом, осуществляется взаимопроверка. Сценарий проведения данного мероприятия может быть разным, но при соблюдении основного требования – обучающийся должен уметь (либо полностью, либо в обобщенно виде) пересказать изученный текст и включенные в него основные положения (принципы, понятия, определения, формулы, законы и т.д.). При этом он имеет право пользоваться либо таблицей, либо включенными таблицу знаками (знаками для воспроизведения). Эти знаки для воспроизведения являются своеобразным обобщением знаков («главного», ключевых слов и т.д.), выявленных при анализе абзаца, параграфа и т.д. В колонку «знаки для воспроизведения» таблиц 13.3.2 и 13.3.3 вносится только один какой-либо (выбранный субъектом обучения) знак. В данном случае ставится цель – формирование умений и навыков максимально возможного сворачивания изученной информации и разворачивания с помощью принятых самим обучающимся знаков воспроизведения изучаемого материала. На начальном этапе использования таблиц 13.3.2, 13.3.3 и иных подобных (разработанных преподавателем) приемов указанные знаки составляются для каждого абзаца (параграфа, главы, раздела учебника) и вносятся в отдельную колонку, которая может отрываться и использоваться для пересказа текста, основных понятий и т.д. Ответственным этапом изучения учебного материала является оценка действий обучающегося, в том числе оценка: анализа текста; обобщения и синтеза, выводов и рекомендаций, вопросов и т.д.; воспроизведение основных положений (понятий, правил, формул и т.д.) текста; воспроизведение текста; конструирование концептуальной модели системы изучаемого объекта; применение полученных базовых знаний на уровне: «стандарта», творчества, исследования. Рекомендуется использовать две оценки, первая из которых ставится участником учебного процесса (либо это коллективная оценка всей группы). Вторую оценку ставит преподаватель. Как показывает опыт подобной работы с учебным материалом, наряду с формированием умений и навыков системного подхода и системного мышления, развивается соответствующее «предметное» мышление (химическое, биологическое, педагогическое, техническое и т.д.). Кроме того, участники учебного процесса усваивают умения и навыки: системного анализа текста, выделения в нем главного, обобщения изученного материала, его синтеза, конструирования моделей систем изучаемых объектов и т.д.
Краткие выводы 1. Реализация системного подхода в образовательном процессе способствует формированию и развитию системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода. 2. Эффективным условием интеллектуального развития обучающегося является системное мышление, для формирования и развития которого предлагаются специально разработанные и иные соответствующие методы и технологии. 3. Системный подход и разработанные на его основе системные методы и технологии, как показывает практика, способствуют эффективному усвоению учебного материала. 4. В процессе реализации предлагаемых системных методов изучения учебника, осуществляется критическое осмысление учебного материала. При этом создаются определенные условия для эффективного формирования системно – критического мышления.
Рекомендации 1. Для ускоренного изучения абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника, а также синтеза и графического обобщения выявленной информации может быть использован любой подходящий для этого метод или прием, например, известная «карта мышления». В качестве варианта предлагается использовать ниже представленный прием: 1) в центре двух листов бумаги выделяется квадрат или круг, внутри которых пишется название параграфа, главы, раздела или части изучаемого учебника; 2) на одном листе осуществляется синтез и обобщение выявленной в процессе анализа информации; 3) на втором листе проводится синтез и обобщение основных положений параграфа (основных понятий, определений, теории, формул, правил и т.д.); 4) по ходу часовой стрелки (или - наоборот) по мере изучения очередного абзаца, параграфа, главы, раздела или части учебника, вокруг центральной части в отдельные квадраты помещается выявленная информация. Указанные квадраты следует располагать таким образом, чтобы около них (например, в пространстве до края листа) оставалось место для дополнительных записей (пояснений, уточнений и т.д.); 5) в этой последовательности изученных абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника включаются два и более пустых квадрата (или круга), для записи в них связующей, дополняющей и иной необходимой информации. Кроме того в пустые квадраты (круги) вписываются различные критические замечания сделанные по отношению к содержанию абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника; 6) полученные схемы изучаются с целью определения связей между выявленной информацией и названием параграфа, главы, раздела, части учебника, между порциями выявленной информации, информационные, коммуникационные и иные связи. С помощью предполагаемых связей (которые затем могут корректироваться) строится структура выявленной информации; 7) на отдельном листе конструируется обобщенная (графическая) модель системы изученного параграфа, главы, раздела, части учебника с использованием выявленной в процессе анализа и дополнительной информации. При этом (для удобства свертывания и запоминания усвоенной информации) используются принятые ключевые знаки (например, названия параграфов, глав, разделов, учебника и иные знаки). С помощью ключевых знаков информация, хранимая в памяти в свернутом виде, при необходимости может быть развернута; 8) результаты работы с текстами учебника, представленные в тетрадях обучающихся, должны быть оценены. 9) рекомендуется использовать любые другие приемы и методы, обеспечивающие эффективность и наглядность действий обучающихся. 2. В процессе формирования умений и навыков системного мышления, системного подхода в познавательной и иной деятельности обучающихся, их интеллектуального развития рекомендуется вести специальный журнал мониторинга процесса и получаемых результатов формирования умений и навыков системного мышления, диагностики достижений и состояния обучающихся. 3. Рекомендуется осуществлять соответствующее научное исследование, позволяющее совершенствовать и развивать процесс формирования системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в деятельности обучающихся, их интеллектуального развития. Подобные исследования способствуют формированию определенных теоретических обоснований для интерпретации и внедрения полученных результатов, научного поиска и т.д. Кроме того появляется хорошая возможность для написания научных статей, докладов и т.д. 4. В целях надежного и эффективного мониторинга и оценки процесса и результатов формирования умений и навыков системного мышления обучающихся, рекомендуется разработать соответствующие критерии и инструментарий (апробированные тесты, задачи, задания и иные средства контроля). При обобщении результатов мониторинга следует использовать таблицы, графики, диаграммы и иную графическую иллюстрацию. Это может способствовать выявлению и изучению динамики происходящих изменений и эффективность формирования умений и навыков системного мышления, системного подхода и интеллектуальных умений. 5. Специальное внимание рекомендуется уделять процессам интенсификации учебного процесса и работы с учебной и иной информацией, ее изучения, анализа, обобщения, свер
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.019 с.) |