Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И иных характеристик системного подходаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для изучения и усвоения основных положений, понятий, принципов и иных характеристик системного подхода необходимо составить специальные сборники, в которых отражаются необходимая для обучения на основе системного подхода информация. Некоторые сведения даны в списке литературы, представленном в главе 3. В работе [13.1.1] перечислены некоторые правила системного подхода, применение которых обсуждается обучающимися (слушателями) на каждом семинаре. Ниже представлены результаты одного из таких обсуждений («мозгового штурма»). В дальнейшем представленные результаты используются для их очередного коллективного обсуждения. Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы. Примечание. Учебник как информационная система и как определенная целостность «порождает» свои компоненты: разделы, главы, параграфы. Правило 2. Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не равны сумме свойств ее компонентов, а из свойств системы нельзя вывести свойства ее компонентов (свойство неаддитивности системы). Примечание. Каждый компонент учебника решает свои конкретные задачи. Общие функции и свойства учебника как системы не выводятся из суммы функций и свойств его компонентов. Правило 3. Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Примечание. При конструировании учебника чаще всего рекомендуется минимизировать количество составляющих его компонентов. Учебный материал учебника должен обеспечивать реализацию его целей и задач при минимизации затрат. Правило 4. Система должна допускать возможность упрощения ее структуры. Примечание. На начальном этапе изучения учебного материала (в процессе объяснения) упрощение содержания компонентов учебника (разделов, глав, параграфов) может быть осуществлено преподавателем. Одним из результатов опережающего обучения на основе системного подхода является то, что системное структурирование, изучение и обобщение изучаемого материала осуществляют сами обучающиеся. Сначала под руководством преподавателя, но затем самостоятельно. Правило 5. Система должна обладать гибкой структурой, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач. Примечание. За счет межпредметных и внешних связей, а также системного подхода структура системы учебника и его компонентов приобретает гибкость, необходимую для реализации новых задач. Этому способствует также включение разнообразных задач, заданий и упражнений, требующих применения знаний на уровне творчества и исследования. Правило 6. Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Примечание. Определяющими факторами функционирования учебника как информационной системы являются ее цели и задачи. Использование системного подхода, а также его специализированных методов допускает целесообразное изменение иерархии и иерархических связей учебника и его компонентов без существенного влияния на их функционирование в рамках системы. Правило 7. Число горизонтальных связей между компонентами одного уровня системы должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Примечание. Число абзацев и связей между ними «на уровне» одного параграфа должно быть минимальным, но достаточным для выполнения задач данного параграфа. Правило 8. Изучение иерархичности системы и процесс ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня (кому подчиняется или куда входит данная система) и установления ее связей с этими системами. Примечание. Для учебника ее надсистемой (системой вышестоящего уровня) может являться наука, совокупность наук, область знаний и т.д. В некоторых случаях изучение учебника осуществляется без установления ее иерархических связей с системой более высокого уровня. Правило 9. В силе сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница. Примечание. Учебный материал, как правило, содержит различные объекты, не имеющие непосредственного отношения к предмету познания. Изучение их должно носить общий характер без погружения в детали. При этом показываются основные ориентиры для самостоятельного изучения указанных объектов. Правило 10. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить «черный ящик» и формулировать сначала параметры «выхода», затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе (рис.13.1.1).
Рис.13.1.1
Примечание 1. Отрасль потратила сотни миллионов долларов на реконструкцию и техническое перевооружение своих заводов, а эффект оказался нулевым. Почему? Да потому, что сначала нужно было провести стратегический маркетинг, т.е. спрогнозировать стратегию «выхода», исходя из стратегических требований рынка, конкуренции и своих стратегических возможностей, и только потом улучшить «себя» под конкретный эталон. Примечание 2. Перед начальником отдела поставлена задача - разработать стратегический план мероприятий (на 3 года) по совершенствованию структуры отдела. Работу следует начинать не с анализа способностей своих сотрудников, качества обеспечения отдела, а с анализа стратегических функций отдела. Нужно четко сформулировать требования вашего потребителя. Высокое качество системы достижимо только в том случае, если каждый ее элемент будет ориентирован на потребителя. Если на выходе каждый элемент будет обеспечивать высокое качество. И только после этого вы определяете стратегические требования к остальным элементам системы. Функции отдела должны быть ориентированы на обеспечение высокого качества «выхода», а не на нахождение работы для работников отдела. Применительно к учебному процессу или процессу изучения учебного материала данная модель системы является не пригодной. В случае ее использования может быть реализован следующий порядок: Сначала устанавливаются планируемые результаты познания «исходного» материала (т.е. в том состоянии, в котором он представлен в учебнике). Затем учебный материал рассматривается в новых условиях и при учете влияющих факторов (т.е. в условиях взаимодействия с внешней средой). После установления параметров входа (например, какие необходимы предыдущие знания для изучения заданного учебного материала) рассматривается обратная связь. Далее рассматривается непосредственно процесс в системе. Правило 11. Число связей системы с внешней (по отношению к ней) средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Примечание. При изучении «динамического» состояния учебного материала как системы число ее связей с внешней средой должно быть таким, чтобы не нарушить устойчивое функционирование изучаемой системы. Таким образом, выбираются подходящие для этого новые условия и влияющие факторы, не способные существенно изменить «динамическое» состояние системы. Познание учебного материала в новых условиях и с учетом влияющих факторов способствует более полному и всестороннему изучению функций, свойств и иных характеристик рассматриваемого объекта. Правило 12. В условиях глобализации и динамических процессов в окружающем мире следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее устойчивого функционирования. Примечание. Учебник (учебное пособие и т.д.) является открытой информационной системой. Данная открытость достигается также за счет межпредметных и внешних связей. Правило 13. Для построения, функционирования и развития системы в условиях международной интеграции и кооперирования следует достигать ее совместимости с другими системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному и иному обеспечению. Примечание. Данное требование к системе относится и к другим случаям ее взаимосвязи и взаимодействия с иными системами (в контексте общих для них задач). Правило 14. Для определения стратегии функционирования и развития системы следует строить «дерево» целей. Примечание. Иерархия и взаимосвязь установленных целей определяет область функционирования и направление движения и развития рассматриваемой системы. Правило 15. Эффективность системы может быть достигнута путем оптимизации ее целей, структуры и иных параметров. Примечание. В процессе синтеза и обобщения выявленной в процессе анализа информации, а также при построении концептуальной модели системы изучаемого материала одновременно осуществляется систематизация, конкретизация и оптимизация данной системы с точки зрения достижения цели и решения поставленных задач обучения. Правило 16. При построении «дерева» целей и формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Примечание. Вместе с тем, все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний. Правило 17. При построении структуры системы и организации их функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Примечание. Система существует - пока функционирует. Правило 18. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). Примечание. При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организации системы. Правило 19. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям Примечание. Подобная адаптация системы может быть осуществлена за счет оптимизации, совершенствования и т.д. ее компонентов, а также изменения некоторых условий их функционирования и взаимодействия. К понятиям системного подхода, подлежащих усвоению, могут быть отнесены следующие: Системные исследования -это исследование объектов именно с системной точки зрения, исследования их как систем. Принцип системности - принцип исследования реальных и идеальных объектов, предполагающий их представление в форме систем. Следование данному принципу требует выделять элементы исследуемой системы, выявлять и изучать связи между элементами, представлять знания о выявленных связях в форме модели с последующим её использованием для синтеза новых объектов, обладающих желаемыми свойствами. Объект - все то, на что направлена человеческая деятельность. Все то, что мы воспринимаем как нечто целое, реально существующее, или возникающее в нашем сознании и обладающее определенными свойствами. Модель - это идеальная конструкция, образ, отображение оригинала, объекта анализа, построенное средствами мышления, сознания. Системный подход - направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный анализ – это совокупность научных методов и приемов решения проблем во всех сферах целенаправленной деятельности человека на основе системного подхода. Системный анализ играет важную роль в процессах планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений. Системный эффект (в менеджменте науки и образования) – возрастание эффективности деятельности за счет соединения, интеграции отдельных частей в единое соединение. Системное мышление - опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека. Система: 1) нечто целое, сложное, единство, объединяющее множествоэлементов, связанных друг с другом;2) выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление;3) средство достижения цели, средства решения проблем. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Компонент – часть системы. Открытые системы – это системы, взаимодействующие со средой путем обмена веществом, энергией или информацией. Закрытые системы – это системы, не имеющие обмена со средой (точнее действующие с относительно небольшим обменом). Детерминированная система – это система, на которую не влияют случайные воздействия, ее поведение полностью предсказуемо. Стохастическая система – это система, на которую влияют случайные воздействия. Ее поведение и результат действия можно описать и предусмотреть с только определенной степенью достоверности. Системный метод - способ познания, заключающийся в исследовании системы, связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее компонентов. Система менеджмента – система для разработки политики и целей, разработка и принятие необходимых управленческих оптимальных решений для достижения этих целей. Вход системы – компоненты, поступающие в систему (вещество, энергия, информация, кадры и т.д. Вход системы разработки решения – параметры, характеризующие проблему, которую необходимо решить. Выход системы разработки решения – решение, выраженное количественно или качественно, имеющие определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата. Процесс в системе (например, менеджмента) осуществление определенной последовательности взаимосвязанных работ, обеспечивающих преобразование входа системы в ее выход. Система обработки информации - совокупность средств и методов получения и преобразования информации, позволяющая на основе исходного массива данных получить совокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования, управления. Надсистема - окружающая систему среда, в которой функционирует система. Подсистема - часть системы, образованная компонентами. Структура системы- состав элементов (компонентов, подсистем), относительно устойчивых связей и отношений между ними, специально упорядоченных и организованных для функционирования системы и достижения поставленной цели. Связь -все то, что объединяет компоненты системы, обусловливает их взаимодействие и дает возможность их функционированию для достижения цели и решения поставленных задач, воздействия на объекты внешней среды, самосовершенствования и развития системы. Функция системы - активность, жизнедеятельность системы и ее компонентов (подсистем, частей, элементов), свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект внешней среды для достижения поставленной связи. Внешняя среда - совокупность элементов внешней по отношению к системе окружающей действительности, не входящих в структуру системы, взаимодействующих с ней, оказывающих или способных оказать на нее свое воздействие и на которые может оказать воздействие данная система; Обратная связь - информация о состоянии и поведении рассматриваемых объектов окружающей действительности, в результате их взаимодействия, а также воздействия на них, в том числе со стороны системы и ее компонентов или каких-либо факторов. Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов управления (целей, структуры, задач, функций, методов, кадров, обеспечивающих подсистем и т.д.), взаимодействующих между собой и воздействующих на объекты внешней среды с целью достижения целей и решения поставленных задач управления. Эмерджентность - характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств. Дедукция – умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуждений и посылок к частным или другим общим выводам. Индукция – умозаключение, основанное на логическом рассуждении и здравом смысле от единичных, частных положений, явлений и фактов к общим выводам и обобщениям. Морфологический анализ – это метод систематического исследования всех возможных вариантов анализируемого объекта, вытекающих из закономерностей его строения (т.е. морфологии). Технология морфологического анализа включает три этапа: 1) формирование перечня основных параметров системы (ее элементов, функций, свойств и т.п.); 2) формирование списка возможных значений каждого параметра; 3) составление всех возможных вариантов системы путем сочетания различных значений ее параметров. Фактор: 1) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер его характер или отдельные черты; 2) явление или процесс, «способные» изменить состояние изучаемого объекта. Условие: 1) обстоятельство или процесс, от которого что-нибудь зависит; 2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; интегративное сохраняющееся свойство объединения объектов.
Литература 13.1.1 Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2003. – 314 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.008 с.) |