Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. 1. Системный подход к построению воспитательного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, В. Шеллинг, К.С Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Д.И. Менделеев, АА Богданов, Н. Винер, Л.С. Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. Появление и становление нового методологического подхода обусловлено потребностями развития производства, науки и техники. К середине прошлого столетия большинство научных дисциплин существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов, т.е. системы. «Техника, — по утверждению Л. фон Берталаифи, — стала рассматриваться в категориях не отдельных изделий, а систем, включающих в себя не только разнородные технические процессы, но и отношения между человеком и машиной, а также многочисленные финансовые, экономические, социальные и политические проблемы». Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике, ведь педагоги постоянно находятся и действуй и мире систем, к числу окружающих педагогов систем в первую очередь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду. Педагоги-ученые и практики еще до появления понятия «системный подход» пытались овладеть системным стилем мышления и действий. Например, А. С. Макаренко сформулировал ряд положений, которые, несомненно, можно включить в современную концепцию воспитательных систем: —«человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»; — «...отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»; — «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»; — «...решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса». Однако от первых попыток системно мыслить и действовать до появления в начале 90-х годов прошлого века теории воспитательных систем как самостоятельного научного направления в педагогике был еще долгий путь, что в который раз подтвердило справедливость известной истины: каждому историческому периоду в развитии науки и практики свойственны свои специфические идеалы научного познания, свои подходы к осмыслению и освоению природной и социальной действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения объясняется следующими причинами: — во-первых, личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны; — во-вторых, происходит объединение усилий субъектов, что способствует повышению эффективности педагогического влияния; — в-третьих, созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, таккак она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке; — в-четвертых, специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений; — в-пятых, в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии членов школьного сообщества; - в-шестых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействии наличность; — в-седьмых, системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения. Использование системного подхода в процессе воспитанияучащихся предполагает применение специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов. Сначала о понятиях. Разумеется, ключевым понятием данного подхода является «система». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько сотен его дефиниции. Наиболее популярным следует назвать определение /Л. фон Берталанфи: «Система — это комплекс взаимодействующих компонентов». Однако большинство исследователей справедливо критикует данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системы. И сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система». В своей научной и практической деятельности мы используем определение С.А. Саркисяна и Л.В. Голованова, понимающих под системой не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, a единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Так как в практике воспитательной деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и построением воспитательной системы, являющейся одной из разновидностей многочисленного класса социальных систем, то следует дать определение именно такой системы. Мы полагаем, что воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. Наряду с понятиями «система» и «воспитательная система» в «терминологическую составляющую» системного подхода входят и такие понятия, как: — системность — отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов; — компонент — это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими, ее частями; — элемент — минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой; — структура— это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции; — связь — наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь; — системообразующий фактор — это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы. Усвоение перечисленных и некоторых других понятий дозволяет учителю или руководителю образовательного учреждения более системно строить свою мыслительную или практическую деятельность, более адекватно выбирать способы познания и управления системными явлениями и провесами. Не случайно тридцать лет назад известный ученый-педагог Ф.Ф. Королев предложил обогатить педагогическую терминологию понятиями системного подхода для использования их как инструментов мыслительной деятельности в открытии и познании неизвестных и слабоизученных сторон педагогических явлений и процессов. Второй составляющей системного подхода являются принципы, т.е. исходные положения и основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов. Принцип целостности. Он назван первым потому, что ленно целостность считают главным критерием отнесения эго или иного объекта к классу систем, а самого процесса познавательной или практической деятельности — к разряду системных. Раскрывая содержание положения о целостности, исследователи обращают внимание на следующие аспекты: 1) система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования; 2) целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям; 3) систему можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективно действующие связи и отношения, выделяется исследователем или практиком из окружающей среды. Каждый из перечисленных аспектов имеет важное методологическое значение для практики воспитательной деятельности. Во-первых, при моделировании и построении воспитательной системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. На наш взгляд, к числу основных составляющих системы воспитания учащихся можно отнести пять компонентов: а) индивидуально-групповой (администрация, учителя и сотрудники учреждения образования); б) ценностно-ориентационный (ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы); в) функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом воспитания); г) отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи воспитательной системы); д) диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы). Во-вторых, надо осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным качеством воспитательной системы в целом, а лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию учащихся. В-третьих, важно понять, что воспитательная система учебного заведения — не единственный фактор развития личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные возможности воспитательного влияния на учащихся других социальных и природных систем. Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает прежде всего изучить ее коммуникации — внутренние и внешние связи. Очень близкую точку зрения о значении и роли связей в управлении социальными системами и процессами выразил академик В.М. Глушков. По его меткому замечанию, управление есть процесс дирижирования связями. В системах, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Философы-системологи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют семь групп связей: 1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств; 2) связи порождения, имеющие и другое наименование — генетические; 3) связи преобразования; 4) связи строения, которые нередко называют структурными; 5) связи функционирования; 6) связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни; 7) связи управления. Интересны по этому поводу рассуждения заслуженного учителяРоссии Г.П. Мизюлиной—директора школы-лаборатории № 18 г. Пскова, лауреата I Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. На одном из этапов конкурса она заявила: «Для нашего педагогического коллектива воспитательная система — это прежде всего: — взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса — педагогов, учащихся и родителей; — взаимосвязь всех компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания; — взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы; — взаимосвязь учебного заведения и окружающей среды; — взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего нашей школы».
Трудно не согласиться с этим утверждением. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью структура обладает и такими как подвижность; изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые связывают возможности преобразования системы и появления у нее нового интегративного (системного) качества. Исследователи социальных систем усматривают взаимосвязь между структурой системы и эффективностью ее функционирования. Нам также приходилось неоднократно наблюдать эту взаимосвязь при анализе результативности воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Нередко педагогические коллективы школ, работающие практически в одинаковых условиях и имеющие очень сходные по многим параметрам кадры, добиваются заметно отличающихся результатов. Одной из главных причин такой разницы является отличие в степени структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров — одно из главных условий успешного становления воспитательной системы и дальнейшего ее развития. При разработке целей руководителям и педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориентирам процесса воспитания. Они должны быть: а) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов; б) сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности; в) трудными, но реально достижимыми; г) конкретными, обладать временной определенностью, финансовыми и другими ресурсами для их реализации; д) обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их достижения; е) гибкими, т.е. обладать при необходимости способностью к корректировке; ж) диагностичными. В свою очередь, достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы. Относя социальные системы к разряду самоуправляемых, ученые подчеркивают приоритетную роль, обеспечении их целостности. В последние четыре десятилетия в менеджменте ведется активный поиск путей, форм и способов формирования субъектной позиции в производственной и других сферах жизнедеятельности социальной организации у всех ее членов, а не только у тех, кто согласно должностным обязанностям выполняет управленческие функции. Такая же проблема существует и в педагогической практике. Ее решение позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания учащихся. Принцип развития. Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности. Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. В тот или иной период своего развития всякая системазаключает в себе остатки прошлого, настоящее, составляющее ее качественную специфику, и ростки будущего. При моделировании и построении воспитательной системы надо правильно определить уровень развития школьного сообщества и его членов. Только после этих диагностико-аналитических операций возможно осуществление оптимального выбора целей, содержания, форм и способов организации воспитательного процесса. К сожалению, не всегда поступают так педагоги и руководители учебных заведений. Нередко их действия не «попадают» в зону ближайшего развития ребенка или детского коллектива, что существенным образом снижает их результативность. Изложив исходные положения — принципы системного подхода — конспективным образом, обратим свой взор на третью составляющую системного подхода, т.е. на методы познания и преобразования педагогических систем. Чаще всего к таковым относят системный анализ, системный синтез и моделирование. Системный анализ — это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов. От обычного анализа, по мнению философов И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, системный анализ отличается своими исходными установками: стремлением с максимальной полнотой учесть все характеристики объекта и рассмотреть его как систему; ярко выраженным междисциплинарным подходом к решению проблем познания или управления; проблемно ориентированной, а не функциональной организацией исследований и разработок. Крупнейший отечественный специалист в области педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил использовать при изучении систем обучения и воспитания основные компоненты системного анализа: 1) морфологическим анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор; 2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений; 3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функция системы в целом я ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и ее основных частей, 4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы. Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе. К сожалению, очень часто практические работники, анализируя результаты воспитательной работы за какой-то период времени, ограничивают свою рефлексивно-аналитическую деятельность осуществлением лишь морфологического и изредка структурного анализа. Сущность метода системного синтеза заключается в попытке ученого и практика осуществить интеграцию системных представлений об одном том же объекте, полученных с этого объекта. «При системном синтезе, — указывает чешский исследователь Я. Скалкова, — речь о преодолении односторонней, узкоспециализированной точки зрения на изучаемый объект (или на исследуемую проблему) и о комплектовании разных знаний в систему знаний (из разных научных областей или из разных областей общественной практики)». Под моделированием в теории воспитания принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состояния, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания. Моделирование воспитательного процесса существенным образом отличается от технического моделирования. При изучении особенностей, возможностей я условий применения метода моделирования в проектировании и построении воспитательных систем образовательных учреждений нами был разработан алгоритм совместных действий педагогов, учащихся и родителей по формированию модельных представлений о системе воспитания в конкретном заведении: — создание инициативной группы для моделирования воспитательной системы; — формирование членами инициативной, группы своего видения настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы; — поиск инициаторами своих сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей; —установление контактов с научно-методическими центрами района, города, области, страны или отдельными учеными и методистами; — разработка программы (плана) действий по построению модели воспитательной системы; — ознакомление педагогов с теорией и практикой воспитательныхсистем, теоретическими и методическими основами образа выпускника учебного заведения; — диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности, школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации; — проведение работы по актуализации и стимулировано деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения; — осуществление действий но интеграции индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообщества в коллективный образ учебного заведения; — создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей образа школы; — конструирование модели воспитательной системы и уточнение программы ее построения; — мысленное экспериментирование реализации модельных представлений и апробация отдельных элементов воспитательной системы; — обсуждение в школьном сообществе модельных разработок и программы построения воспитательной системы; - проведение научно-методической и управленческой экспертизы модели воспитательной системы и программы ее построения; — утверждение модели и программы построения воспитательной системы на заседании педагогического совета и общешкольной конференции. Правильное осуществление перечисленных действий не только позволяет сформировать научно обоснованные представления о воспитательной системе образовательного учреждения, но и способствует успешной их реализации в последующей деятельности. Завершая разговор о системном подходе, необходимо заметить, что системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка. Первая страта — это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся. Вторую страту составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта, которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести работу и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательных систем классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.66.140 (0.013 с.) |