Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

Поиск

Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина

 

ПЕДАГОГУ

О СОВРЕМЕННЫХ

ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ

ВОСПИТАНИЯ

 

Творческий Центр

Москва 2003


ББК 74.200

С79

Авторы-составители: Е.Н.Степанов, доктор пе­дагогических наук, профессор (1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8; 2.1,2.3,2.5);

Л.М. Лузина, доктор педагогических наук, профессор (1.4, 1.5, 2.2, 2.4)

 

Степанов Е.Н., Лузина Л.М.

С79 Педагогу о современных подходах и концепциях воет питания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.160 с. ISBN 5-89144-302-3

Книга является своеобразным справочно-методическим пособием, в котором представлены современные подхо­ды и концепции воспитания учащихся. Адресуется учите­лям и руководителям образовательных учреждений, пре­подавателям и студентам педагогических вузов и коллед­жей, научным и методическим работникам.

 

ББК 74.200

 

 

Степанов Евгений Николаевич

Лузина Людмила Михайловна

ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ

И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ

Редактор В. В. Дремова

Художник обложки Е.В. Кустарова

Корректор Э. С. Корчагина, Л.Н. Васильева

Компьютерная верстка И.В. Анохиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 29.09.03. Формат 84х108|/з2.

Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать высокая.

Уч.-изд. л. 4,0. Усл. п. л. 8,4. Доп. тираж 5 000 экз.

Заказ № 1695..

 

Издательство «ТЦ Сфера»

129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 107-59-15, 181-75-05.

 

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Группа — критерии качества

1. Степень приближенности системы к поставленным це­лям, реализация педагогической концепции, лежащей в ос­нове воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отно­шений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защи­щенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Самовоспитание школьников

Эту концепцию разработал ярославский профессор Гер­ман Константинович Селевко. Ее основные положения пред­ставлены в книге «Руководство по организации самовоспи­тания школьников».

Понятие «воспитание». Главную роль в становлении лич­ности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспи­тательных) и процесс его развития заключается в том, что­бы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать ин­струментарием саморазвития.

Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Гер­ман Константинович предпринял попытку разработать теорети­ческие и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а само­воспитания. Под самовоспитанием понимается «процесс осоз­нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправлен­но формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель и принципы воспитания. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформу­лировать таким образом: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию. Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следую­щими характеристиками:

— одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

— владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

— высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

— творческий характер деятельности человека;

— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

— эффективность работы по самоформированию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

Iгруппа — задачи в области обучения:

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его прояв­лениях.

IIгруппа — задачи в области воспитания:

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, форми­рующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

IIIгруппа — задачи в области психического развития:

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования личности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по раз­делам и периодам развития школьников.

IV группа — задачи в области социализации:

а) формировать высоконравственное отношение личнос­ти к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоин­ство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демокра­тическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

в) содействовать формированию интегративного каче­ства самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

1. Все высшие духовные потребности человека в позна­нии, самоутверждении, самовыражении, самоопределение, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осу­ществлению деятельности по самовоспитанию, самосовер­шенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствова­ние как установка на осознанное и целенаправленное улуч­шение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно вли­ять с помощью организации внешней части педагогическо­го процесса, включая в него специальные целя, содержа­ние, методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии са­мовоспитания личности в практике воспитательной деятель­ности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к са­мовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую вос­становлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса вы­ступает необходимым условием саморазвития личности учащихся.Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли; воспитания.

7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я - концепции.

8.Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна развиваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений инавыков самосовершенствования.

9. Ведущий вектор развития личности учащегося при ис­пользовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Содержание воспитательного процесса. Главной составляю­щей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной дея­тельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекват­ных способов поведения. Благодаря этому у ребенка армируются потребность и способность осуществлять paботу самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности. Механизм воспитания. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности.Профессор Г.К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы.

Схема стр. 72

На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II — «Практика», III — «Методика». Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы:

— «Самосовершенствование личности»;

— «История науки и культуры в личностях»;

— «Организация учебного труда»;

— «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисцип­линах);

— «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе эконо­мики);

— «Основы художественного творчества»;

— «Развитие творческих способностей»;

— «Теория решения изобретательских задач»;

— «Логика»;

— «Физиология высшей нервной деятельности»;

— «Выбор профессии»;

— «Этика и психология семейной жизни»;

— «Основы безопасности жизнедеятельности».

Системообразующим и интегрирующим компонентом теоретической подготовки является курс «Самосовершенство­вание личности». Данный курс дает ребенку базовую психо­лого-педагогическую подготовку, методологическую осно­ву для сознательного управления своим развитием, помогаетему осознать необходимость деятельности по самопознанию исамостроительству, усвоить практические приемы и мето­ды своего духовного и физического роста и совершенство­вания. Его программа составлена с учетом возрастных по­требностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий:

I—IV классы — «Начала этики»;

V класс — «Познай себя»;

VI класс — «Сделай себя сам»;

VII класс — «Научи себя учиться»;

VIII класс — «Утверждай себя»;

IX класс — «Найди себя»;

X класс — «Управляй собой»;

XI класс — «Реализуй себя».

Процесс поэтапного изучения теории самосовершенство­вания личности, а также позитивные изменения и возмож­ные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы. (стр.74)

 

Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование - опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г.К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает:

а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;

б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову) с акцентом на самовоспитание;

в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;

г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов.

Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты:

— педагогическое руководство самовоспитанием и само­образованием личности становится приоритетным в органи­зации учебно-воспитательного процесса;

— акцент переносится с преподавания на учение;

— используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся;

— ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся;

— активизируется и стимулируется процесс осмысливания - учения, субъект занимает рефлексивную позицию;

— центр тяжести педагогического процесса переносится сторону формирования способов умственных действий;

— систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

Профессор Г. К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и на­выков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности.

Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовос­питания и саморазвития обусловлена наличием канала об­ратной связи в самоуправляющейся системе личности. С це­лью изучения результативности этих процессов предусмот­рен в технологии Г. К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигну­тых результатов рекомендуется руководствоваться следую­щими критериями и показателями.

Критерий факта (поступка)

Негативные поступки Нет отклонений от нормы

Безответственный Ответственный

0 50 100

Критерий содержания

Примитивные интересы Общечеловеческие ценности

Космополитизм, национализм Гражданственность, патриотизм

 

0 50 100

Общечеловеческие ценности Гражданственность, патриотизм

Критерий метода

Подчиняющийся, конформист Самостоятельный

Зомби Самовоспитывающийся

 

0 50 100

Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни)

Инфантильный Самоопределившийся

Тревожный Уверенны

 

0 50 100

Критерий доминантности

Безвольный, не заботя­щийся о здоровье Волевой, ведущий здоровый образ жизни

Пассивный Активный, творческий

Ситуативный Целеустремленный, доминантный

 

0 50 100

Получение количественных параметров возможно при использовании 100-балльной шкалы измерения и применении методов педагогического наблюдения и самооценки.

 

Синергетический подход

Основные понятия Принципы (паттерны) Методы  
Самоорганизация Открытость Нелинейность Неравновесность Бифуркация Флуктуация Основные понятия структуры Аттрактор Идея о нелинейности, открытости и неравновесности систем. Идея о конструктивной роли хаоса. Идея о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности. Идея о невозможности полного и точного прогноза. Идея о резонансном воздействии и др. Диалог Метод сценарного мышления  
 
 
 
 
   
   
   
   
   

 

Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действую­щих в мире нелинейных открытых систем. Руководящие и педагогические работники образовательных учреждений должны отчетливо осознавать, что имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития. Кстати, психологи и пе­дагоги в своих исследованиях неоднократно констатирова­ли, что в коллективе любого учебного заведения существу­ют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (скла­дывающиеся на базе саморазвивающихся личных контак­тов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициаль­ные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутрен­ними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведе­ния, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельно­сти саморазвивающегося сообщества.

Cинepгeтчecкие представления имеют большое практи­ческое значение при проектировании систем воспитания учащихся. Соблюдение принципа самоорганиза­ции и саморазвития в педагогической деятельности нацели­вает субъектов создания воспитательной системы на обстоя­тельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Важно, чтобы проектируе­мое состояние создаваемой системы совпадало с траектори­ей выхода системы на аттрактор ее эволюции. Только в этом случае возможны резонансные управленческие воздействия на систему, процессы ее самодостраивания. К сожалению, так не всегда поступают руководители и педагоги образова­тельных учреждений. Нередко в качестве образца и ориен­тира своей деятельности они выбирают модель воспитатель­ной системы, известной в стране или регионе школы и дей­ствуют порой вопреки традициям внутришкольной культуры и логике развития воспитательного процесса в своем учеб­ном заведении.

Ознакомление педагогов-воспитателей с положениям их инергетики нередко ведет к изменению их педагогических взглядов и действий. Они пытаются освободить свое сознание от; идей насильственно формирующей педагогики, стремятся от­казаться от применения приемов и способов прямого («лобо­вого») воздействия на личность ребенка. Им становится более понятным смысл известного утверждения Л.С Выготского: «С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производил» изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться само­му...» Поэтому неслучайно российские педагоги активно и старательно овладевают искусством педагогического обеспечения (содействия, сопровождения) процессов самодознания.

Использование синергетического подхода в практичес­кой деятельности способствует обогащению учебно-воспи­тательного процесса диалоговыми приемами н методами пе­дагогического взаимодействия. А это, в свою очередь, ин­тенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мне­ний, мотивов, ценностных установок детей и взрослых со­действует формированию духовно богатой, нравственно чи­стой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.

 

Приложение

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Пояснительная записка

 

Целью разработанного спецкурса является формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания и актуализация по­требности в совершенствовании и обновлении практики вос­питательной работы с учащимися. Достижение этого целево­го ориентира возможно на основе ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теорети­ческими концепциями воспитания ребенка.

В ходе спецкурса педагогические и руководящие работ­ники учреждений и органов управления образования полу­чают информацию о теоретических и технологических раз­работках ведущих отечественных и зарубежных ученых наи­более сложных и актуальных проблем использования в воспитательной деятельности системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического и синергетического подходов. Слушатели знакомятся с основными понятиями, исходными положениями-принци­пами, приемами и методами перечисленных подходов, с их методологическим значением и ролью при определении це­левого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспи­тания. В ходе занятий у участников спецкурса должно сфор­мироваться отчетливое представление о возможностях и ус­ловиях применения этих методологических ориентации в по­знании и преобразовании воспитательной практики.

Изложение и осмысление основных положений концеп­ций воспитания учащихся в современных условиях призва­но способствовать развитию у руководящих и педагогичес­ких работников системных представлений о воспитательном процессе. Учебный материал может стать подспорьем для разработки научно обоснованной концепции воспитатель­ной системы образовательного учреждения, в котором слу­шатель работает. На решение этой задачи направлено и ито­говое занятие спецкурса, которое проводится в форме продуктивной игры «Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений».

 

Содержание спецкурса

В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:

 

Наименование раздела, темы Количество часов и формы  
Лекции Праюич. занятая Зачет Всего  
I. Методологические подходы; к построению воспитательной деятельности       2—4      
1.1.Основные категории теории воспитания (понятийно-терминологическая игра) 2—4    
1.2. Системный подход к по­строению воспитательного про­цесса 2-4 2—4  
1.3. Деятедьностный подход в работе по воспитанию уча­щихся      
1.4. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности        
1.5. Философско-антропологи-ческий подход к воспитанию ребенка          
1.6. Синергетический подход как современная методологиче­ская ориентация      
П. Современные концепции воспитания учащихся          
П.1. Системно-ролевая теория формирования личности ре­бенка      
II.2.Концепция системного построение процесса воспита­ния        
П.З. Концепция формирования образа жизни, достойной Чело­века      
II.4.Концепция воспитания ребенка как человека культуры          
П.5. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития        
П.6. Концепция воспитания на основе потребностей человека    
П.7. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка    
П.8. Концепция самовоспитания школьника    
II.9. Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений 4—6 4—6
Итого: 26—28 8—10 4—6 38—44
                   

 

При проведении занятий необходимо раскрыть следую­щие положения:

II. Современные концепции

Воспитания учащихся

Века

1. Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в

ассе: Метод, пособие. М., 2000.

Це 2. Сазонов В.П. Педагогическая система на основе потреб­ностей человека // Классный руководитель. 1998. № 3.

3. Сазонов В.П. Что возведем на месте развалин? // На-Июдное образование. 1995. № 5, 6.

. 1574. Сазонов В.Л. Что такое хорошая школа? // Народное образование. 1999. № 7—8.

//. 7. Концепция воспитания кос педагогического компо­нента социализации личности ребенка

1. Классному руководителю: Учеб. -метод, пособие / Под ред.,М.И. Рожкова. М., 1999.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспита­тельного процесса в школе: Учеб. пособие. М., 2000.

3. Рожков МЛ., Байбородова Л.В., Гребешок О. С. Концеп­ция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания / Отв. ред. Л.В. Байбородова. Яро­славль, 2000.

U.S. Концепция самовоспитания школьника

1. Селевко Т.К. Концепция самовоспитания // Современ­ные концепции воспитания /Отв. ред. Л.В. Байбородова. Яро­славль, 2000.

2. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспита­ния школьников. М., 1999.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

В.9. Разработка и защита моделей воаштателшых си­стем образовательных учреждений

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и се­годня/ Ред.-сост. Е.И. Соколова. М., 1998.

2. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясяая. М., 1995.

3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения.- теория, технология, практи­ка. Псков, 1998.

 

Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина

 

ПЕДАГОГУ

О СОВРЕМЕННЫХ

ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ

ВОСПИТАНИЯ

 

Творческий Центр

Москва 2003


ББК 74.200

С79

Авторы-составители: Е.Н.Степанов, доктор пе­дагогических наук, профессор (1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8; 2.1,2.3,2.5);

Л.М. Лузина, доктор педагогических наук, профессор (1.4, 1.5, 2.2, 2.4)

 

Степанов Е.Н., Лузина Л.М.

С79 Педагогу о современных подходах и концепциях воет питания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.160 с. ISBN 5-89144-302-3

Книга является своеобразным справочно-методическим пособием, в котором представлены современные подхо­ды и концепции воспитания учащихся. Адресуется учите­лям и руководителям образовательных учреждений, пре­подавателям и студентам педагогических вузов и коллед­жей, научным и методическим работникам.

 

ББК 74.200

 

 

Степанов Евгений Николаевич

Лузина Людмила Михайловна

ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ

И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ

Редактор В. В. Дремова

Художник обложки Е.В. Кустарова

Корректор Э. С. Корчагина, Л.Н. Васильева

Компьютерная верстка И.В. Анохиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 29.09.03. Формат 84х108|/з2.

Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать высокая.

Уч.-изд. л. 4,0. Усл. п. л. 8,4. Доп. тираж 5 000 экз.

Заказ № 1695..

 

Издательство «ТЦ Сфера»

129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 107-59-15, 181-75-05.

 

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

 

ISBN 5-89144-302-3 © ООО «ТЦ Сфере»,2002


ОТ АВТОРОВ

 

Начало и конец века — особое время. В этот период, как правило, происходят существенные изменения во взглядах и действиях людей. Не является исключением временной отрезок на рубеже XX и XXI столетий. Не подвергая анализу все сферы жизни человека, отметим лишь очевидный для многих факт широкомасштабных перемен, происходящих в такой важнейшей области человеческой жизнедеятельнос­ти, как воспитание детей. Только в России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подходов и концепций воспитания. О них и пойдет речь в книге.

Некоторые читатели, наверное, удивились, когда увиде­ли, что она адресована не научным, а практическим работ­никам — учителям и руководителям образовательных учреж­дений. Вроде бы иметь дело с научными подходами и кон­цепциями сподручнее для ученых. Может быть, авторы ошиблись с адресатом? Уверяем, что нет, и постараемся до­казать необходимость знания и использования изложенных в книге материалов в практике воспитательной деятельности. Во-первых, представления о современных подходах и концепциях воспитания нужны педагогам как профессио­нальным воспитателям. Настоящий профессионал обязан знать о новшествах и применять их в своей работе. К сожа­лению, так бывает не всегда. Мы не один раз были свидете­лями ситуаций в ходе квалификационных испытаний, ког­да педагоги и руководители учебных заведений без особых затруднений перечисляли современные теории и техноло­гии обучения и в то же время с большим трудом вспомина­ли названия одной или двух концепций воспитания.

Во-вторых, информация о новых подходах и концепциях воспитания очень полезна участникам деятельности по моделированию и построению воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении. В настоящее время большинство ученых и практиков выступают против созда­ния одной (единой) модели или программы воспитательного процесса для всех учебных заведений страны. Курс взят на реализацию идеи вариативности целей, содержания и способов организации воспитательной деятельности. Одна­ко это вовсе не означает, что теперь можно не опираться на достижения педагогической науки и строить воспитатель­ные системы волюнтаристски — не учитывая закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка. Наоборот, реализация принципа вариативности требует от педагогов гораздо большей осведомленности в вопросах теории и ме­тодики воспитания.

В-третьих, предпринимаемые в последние годы попытки учителей и руководителей образовательных учреждений про­извести обновление и совершенствование воспитательной дея­тельности посредством внесения в нее локальных или модуль­ных изменений не приносят желаемого результата. Требуются более существенные перемены в практике воспитания уча­щихся, которые возможны лишь при системной организации мышления и действий участников педагогического процесса. В свою очередь, формирование системного стиля мыслитель­ной и практической деятельности трудно представить без ос­нащения ее системными средствами, к разряду которых и от­носятся современные подходы и концепции воспитания.

Отчетливо понимая, что в нынешней ситуации практи­ческому работнику достаточно сложно получить информа­цию о таких разработках (ведь для этого необходимо прочи­тать несколько десятков книг и статей), мы постарались собрать сведения о наиболее популярных и значимых подходах и концепциях воспитания и изложить в одном справочно-методическом пособии. В данной книге нами представлены; собственные разработки и результаты исследовательской деятельности известных отечественных ученых, с большинство из которых установлены и поддерживаются в течение мне лет творческие профессиональные связи. При изложении кон­цептуальных положений мы стремились избежать субъекти­визма, неточностей в интерпретации взглядов своих коллег. Но все-таки погрешности возможны и даже неизбежны, и мы готовы заранее принести свои извинения.

 

Глава I

________________________________________________________________________

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Под концепцией, если обратиться к философскому энцик­лопедическому словарю и толковому словарю русского язы­ка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого пони­мания термина «концепция», можно дать определение кон­цепции воспитания как системы взглядовотдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организа­ции, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспита­ния нами используется следующая схема их изложения.

1. Название концепции, данные о ее авторе (ах), наиме­нование, публикации, в которой изложены основные ее по­ложения.

2. Определение понятия «воспитание».

3. Цель и принципы воспитания.

4. Содержание воспитательного процесса.

5. Механизм воспитания.

6. Критерии и показатели эффективности воспитательно­го процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формирова­нию у него самого системного видения процесса воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.011 с.)