Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина
ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ
Творческий Центр Москва 2003 ББК 74.200 С79 Авторы-составители: Е.Н.Степанов, доктор педагогических наук, профессор (1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8; 2.1,2.3,2.5); Л.М. Лузина, доктор педагогических наук, профессор (1.4, 1.5, 2.2, 2.4)
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. С79 Педагогу о современных подходах и концепциях воет питания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с. ISBN 5-89144-302-3 Книга является своеобразным справочно-методическим пособием, в котором представлены современные подходы и концепции воспитания учащихся. Адресуется учителям и руководителям образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, научным и методическим работникам.
ББК 74.200
Степанов Евгений Николаевич Лузина Людмила Михайловна ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ Редактор В. В. Дремова Художник обложки Е.В. Кустарова Корректор Э. С. Корчагина, Л.Н. Васильева Компьютерная верстка И.В. Анохиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г. Подписано в печать 29.09.03. Формат 84х108|/з2. Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать высокая. Уч.-изд. л. 4,0. Усл. п. л. 8,4. Доп. тираж 5 000 экз. Заказ № 1695..
Издательство «ТЦ Сфера» 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 181-75-05.
ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Группа — критерии качества 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы. 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт. 3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы. Самовоспитание школьников Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников». Понятие «воспитание». Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития. Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Герман Константинович предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания. Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности». Цель и принципы воспитания. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: — одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности; — устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности; — владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования; — высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность; — творческий характер деятельности человека; — осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности; — эффективность работы по самоформированию. Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач. Iгруппа — задачи в области обучения: а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу; б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения; в) формировать общеучебные умения и навыки; г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях. IIгруппа — задачи в области воспитания: а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе; б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание; в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; г) формировать умения самовоспитания и самообразования; д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации; е) формировать веру в себя; ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании. IIIгруппа — задачи в области психического развития: а) развивать индивидуальные способности ребенка; б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка; в) формировать доминанту самосовершенствования личности; г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции; д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников. IV группа — задачи в области социализации: а) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность; в) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации; г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе; д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению. В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения. 1. Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределение, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. 2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития. 3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные целя, содержание, методы и средства. 4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности. 5. Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся.Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка. 6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли; воспитания. 7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я - концепции. 8.Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна развиваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений инавыков самосовершенствования. 9. Ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Содержание воспитательного процесса. Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка армируются потребность и способность осуществлять paботу самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности. Механизм воспитания. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности.Профессор Г.К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы. Схема стр. 72 На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II — «Практика», III — «Методика». Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы: — «Самосовершенствование личности»; — «История науки и культуры в личностях»; — «Организация учебного труда»; — «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах); — «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе экономики); — «Основы художественного творчества»; — «Развитие творческих способностей»; — «Теория решения изобретательских задач»; — «Логика»; — «Физиология высшей нервной деятельности»; — «Выбор профессии»; — «Этика и психология семейной жизни»; — «Основы безопасности жизнедеятельности». Системообразующим и интегрирующим компонентом теоретической подготовки является курс «Самосовершенствование личности». Данный курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогаетему осознать необходимость деятельности по самопознанию исамостроительству, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Его программа составлена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий: I—IV классы — «Начала этики»; V класс — «Познай себя»; VI класс — «Сделай себя сам»; VII класс — «Научи себя учиться»; VIII класс — «Утверждай себя»; IX класс — «Найди себя»; X класс — «Управляй собой»; XI класс — «Реализуй себя». Процесс поэтапного изучения теории самосовершенствования личности, а также позитивные изменения и возможные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы. (стр.74)
Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование - опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г.К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает: а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся; б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову) с акцентом на самовоспитание; в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт; г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов. Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты: — педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием личности становится приоритетным в организации учебно-воспитательного процесса; — акцент переносится с преподавания на учение; — используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся; — ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся; — активизируется и стимулируется процесс осмысливания - учения, субъект занимает рефлексивную позицию; — центр тяжести педагогического процесса переносится сторону формирования способов умственных действий; — систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки. Профессор Г. К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и навыков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности. Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г. К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями. Критерий факта (поступка) Негативные поступки Нет отклонений от нормы Безответственный Ответственный 0 50 100 Критерий содержания Примитивные интересы Общечеловеческие ценности Космополитизм, национализм Гражданственность, патриотизм
0 50 100 Общечеловеческие ценности Гражданственность, патриотизм Критерий метода Подчиняющийся, конформист Самостоятельный Зомби Самовоспитывающийся
0 50 100 Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни) Инфантильный Самоопределившийся Тревожный Уверенны
0 50 100 Критерий доминантности Безвольный, не заботящийся о здоровье Волевой, ведущий здоровый образ жизни Пассивный Активный, творческий Ситуативный Целеустремленный, доминантный
0 50 100 Получение количественных параметров возможно при использовании 100-балльной шкалы измерения и применении методов педагогического наблюдения и самооценки.
Синергетический подход
Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных открытых систем. Руководящие и педагогические работники образовательных учреждений должны отчетливо осознавать, что имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития. Кстати, психологи и педагоги в своих исследованиях неоднократно констатировали, что в коллективе любого учебного заведения существуют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (складывающиеся на базе саморазвивающихся личных контактов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициальные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутренними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведения, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельности саморазвивающегося сообщества. Cинepгeтчecкие представления имеют большое практическое значение при проектировании систем воспитания учащихся. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Важно, чтобы проектируемое состояние создаваемой системы совпадало с траекторией выхода системы на аттрактор ее эволюции. Только в этом случае возможны резонансные управленческие воздействия на систему, процессы ее самодостраивания. К сожалению, так не всегда поступают руководители и педагоги образовательных учреждений. Нередко в качестве образца и ориентира своей деятельности они выбирают модель воспитательной системы, известной в стране или регионе школы и действуют порой вопреки традициям внутришкольной культуры и логике развития воспитательного процесса в своем учебном заведении. Ознакомление педагогов-воспитателей с положениям их инергетики нередко ведет к изменению их педагогических взглядов и действий. Они пытаются освободить свое сознание от; идей насильственно формирующей педагогики, стремятся отказаться от применения приемов и способов прямого («лобового») воздействия на личность ребенка. Им становится более понятным смысл известного утверждения Л.С Выготского: «С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производил» изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому...» Поэтому неслучайно российские педагоги активно и старательно овладевают искусством педагогического обеспечения (содействия, сопровождения) процессов самодознания. Использование синергетического подхода в практической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами н методами педагогического взаимодействия. А это, в свою очередь, интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.
Приложение УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Пояснительная записка
Целью разработанного спецкурса является формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания и актуализация потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с учащимися. Достижение этого целевого ориентира возможно на основе ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями воспитания ребенка. В ходе спецкурса педагогические и руководящие работники учреждений и органов управления образования получают информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых наиболее сложных и актуальных проблем использования в воспитательной деятельности системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического и синергетического подходов. Слушатели знакомятся с основными понятиями, исходными положениями-принципами, приемами и методами перечисленных подходов, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспитания. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентации в познании и преобразовании воспитательной практики. Изложение и осмысление основных положений концепций воспитания учащихся в современных условиях призвано способствовать развитию у руководящих и педагогических работников системных представлений о воспитательном процессе. Учебный материал может стать подспорьем для разработки научно обоснованной концепции воспитательной системы образовательного учреждения, в котором слушатель работает. На решение этой задачи направлено и итоговое занятие спецкурса, которое проводится в форме продуктивной игры «Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений».
Содержание спецкурса В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:
При проведении занятий необходимо раскрыть следующие положения: II. Современные концепции Воспитания учащихся Века 1. Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в ассе: Метод, пособие. М., 2000. Це 2. Сазонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека // Классный руководитель. 1998. № 3. 3. Сазонов В.П. Что возведем на месте развалин? // На-Июдное образование. 1995. № 5, 6. . 1574. Сазонов В.Л. Что такое хорошая школа? // Народное образование. 1999. № 7—8. //. 7. Концепция воспитания кос педагогического компонента социализации личности ребенка 1. Классному руководителю: Учеб. -метод, пособие / Под ред.,М.И. Рожкова. М., 1999. 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. М., 2000. 3. Рожков МЛ., Байбородова Л.В., Гребешок О. С. Концепция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания / Отв. ред. Л.В. Байбородова. Ярославль, 2000. U.S. Концепция самовоспитания школьника 1. Селевко Т.К. Концепция самовоспитания // Современные концепции воспитания /Отв. ред. Л.В. Байбородова. Ярославль, 2000. 2. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. В.9. Разработка и защита моделей воаштателшых систем образовательных учреждений 1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Ред.-сост. Е.И. Соколова. М., 1998. 2. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясяая. М., 1995. 3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения.- теория, технология, практика. Псков, 1998.
Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина
ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ
Творческий Центр Москва 2003 ББК 74.200 С79 Авторы-составители: Е.Н.Степанов, доктор педагогических наук, профессор (1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8; 2.1,2.3,2.5); Л.М. Лузина, доктор педагогических наук, профессор (1.4, 1.5, 2.2, 2.4)
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. С79 Педагогу о современных подходах и концепциях воет питания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с. ISBN 5-89144-302-3 Книга является своеобразным справочно-методическим пособием, в котором представлены современные подходы и концепции воспитания учащихся. Адресуется учителям и руководителям образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, научным и методическим работникам.
ББК 74.200
Степанов Евгений Николаевич Лузина Людмила Михайловна ПЕДАГОГУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ И КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ Редактор В. В. Дремова Художник обложки Е.В. Кустарова Корректор Э. С. Корчагина, Л.Н. Васильева Компьютерная верстка И.В. Анохиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г. Подписано в печать 29.09.03. Формат 84х108|/з2. Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать высокая. Уч.-изд. л. 4,0. Усл. п. л. 8,4. Доп. тираж 5 000 экз. Заказ № 1695..
Издательство «ТЦ Сфера» 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 181-75-05.
ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
ISBN 5-89144-302-3 © ООО «ТЦ Сфере»,2002 ОТ АВТОРОВ
Начало и конец века — особое время. В этот период, как правило, происходят существенные изменения во взглядах и действиях людей. Не является исключением временной отрезок на рубеже XX и XXI столетий. Не подвергая анализу все сферы жизни человека, отметим лишь очевидный для многих факт широкомасштабных перемен, происходящих в такой важнейшей области человеческой жизнедеятельности, как воспитание детей. Только в России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подходов и концепций воспитания. О них и пойдет речь в книге. Некоторые читатели, наверное, удивились, когда увидели, что она адресована не научным, а практическим работникам — учителям и руководителям образовательных учреждений. Вроде бы иметь дело с научными подходами и концепциями сподручнее для ученых. Может быть, авторы ошиблись с адресатом? Уверяем, что нет, и постараемся доказать необходимость знания и использования изложенных в книге материалов в практике воспитательной деятельности. Во-первых, представления о современных подходах и концепциях воспитания нужны педагогам как профессиональным воспитателям. Настоящий профессионал обязан знать о новшествах и применять их в своей работе. К сожалению, так бывает не всегда. Мы не один раз были свидетелями ситуаций в ходе квалификационных испытаний, когда педагоги и руководители учебных заведений без особых затруднений перечисляли современные теории и технологии обучения и в то же время с большим трудом вспоминали названия одной или двух концепций воспитания. Во-вторых, информация о новых подходах и концепциях воспитания очень полезна участникам деятельности по моделированию и построению воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении. В настоящее время большинство ученых и практиков выступают против создания одной (единой) модели или программы воспитательного процесса для всех учебных заведений страны. Курс взят на реализацию идеи вариативности целей, содержания и способов организации воспитательной деятельности. Однако это вовсе не означает, что теперь можно не опираться на достижения педагогической науки и строить воспитательные системы волюнтаристски — не учитывая закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка. Наоборот, реализация принципа вариативности требует от педагогов гораздо большей осведомленности в вопросах теории и методики воспитания. В-третьих, предпринимаемые в последние годы попытки учителей и руководителей образовательных учреждений произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности посредством внесения в нее локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые возможны лишь при системной организации мышления и действий участников педагогического процесса. В свою очередь, формирование системного стиля мыслительной и практической деятельности трудно представить без оснащения ее системными средствами, к разряду которых и относятся современные подходы и концепции воспитания. Отчетливо понимая, что в нынешней ситуации практическому работнику достаточно сложно получить информацию о таких разработках (ведь для этого необходимо прочитать несколько десятков книг и статей), мы постарались собрать сведения о наиболее популярных и значимых подходах и концепциях воспитания и изложить в одном справочно-методическом пособии. В данной книге нами представлены; собственные разработки и результаты исследовательской деятельности известных отечественных ученых, с большинство из которых установлены и поддерживаются в течение мне лет творческие профессиональные связи. При изложении концептуальных положений мы стремились избежать субъективизма, неточностей в интерпретации взглядов своих коллег. Но все-таки погрешности возможны и даже неизбежны, и мы готовы заранее принести свои извинения.
Глава I ________________________________________________________________________
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядовотдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания нами используется следующая схема их изложения. 1. Название концепции, данные о ее авторе (ах), наименование, публикации, в которой изложены основные ее положения. 2. Определение понятия «воспитание». 3. Цель и принципы воспитания. 4. Содержание воспитательного процесса. 5. Механизм воспитания. 6. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.013 с.) |