Общее понятие о социальном развитии человека и социальных качествах школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о социальном развитии человека и социальных качествах школьника



В тезисах о Л. Фейербахе К. Маркс выдвигает одно из важней­ших методологических положений понимания сущности челове­ка: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельно­му индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[7]. Это положение применительно к про­цессу формирования детской личности означает, что ребенок (в нашем случае — школьник) не может формироваться, воспи­тываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллек­тива. Общественные зависимости, отношения, общение, образу­ющиеся в коллективной деятельности, являются питательной сре­дой образования человеческого, общественного начала в челове­ке. От богатства действительных общественных отношений личности, как подчеркивал К. Маркс, зависит ее духовное богат­ство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, твор­честву, общественной деятельности, общению.

Как отдельные стадии, так и конечный результат индивидуаль­ного развития определяются уровнем развития общества, местом, которое занимает отдельный человек в системе общественного про­изводства, в системе общественных отношений. При этом воспита­ние играет решающую роль. Каждое общество имеет свое представ­ление о том, каким должен быть человек. Воспитание управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие, совершается в ходе усвоения индивидом социальных отношений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях. Все богатства, накоплен­ные человечеством, все производительные силы и формы обще­ния, существующие в данном обществе на конкретной ступени его развития, овеществлены в орудиях производства, предметах куль­туры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происхо­дить развитие личности. Нормы поведения и способы действий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой твор­чески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь, оказывают обратное влияние на развитие индивида — та­ков процесс развития личности.

Таким образом, процесс социального развития человека — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом соци­ального (от лат. socialis — общественный) опыта, системы соци­альных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социального развития человек приобретает качества, цен­ности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Этот процесс происходит в действительности как постепенное расширение по мере овладения человеком новых сфер общения, как процесс развития саморегуляции и становления самосозна­ния и активной жизненной позиции с ярко выраженными соци­альными качествами.

В педагогике принято считать, что каждое отдельно взятое со­циальное качество человека характеризует его отношение к опре­деленной стороне действительности, например, отношение к кол­лективу — коллективизм, отношение к труду — трудолюбие или лень и т.д. Это позволяет результаты воспитания рассматривать как тот или иной уровень сформированности важнейших социальных качеств личности, соответствующих ее основным отношениям.

Помимо реальных отношений личности дополнительным ос­нованием для конкретизации изучаемых результатов воспитания являются требования, которые предъявляет человеку общество. Поскольку каждый человек живет среди других людей, его долг и обязанность — считаться с окружающими. Живущий в обществе человек не может быть свободен от общества. И его общественная ценность в значительной мере определяется тем, насколько он как личность «вписывается» в это общество, отвечает его требова­ниям.' Значит, независимо от своей индивидуальности, от того, как «сконструирована» его личность и какова ее, так сказать, из­начальная структура, любой человек должен в некоторых отно­шениях быть таким, как того требуют интересы общества. Именно они, эти общественные интересы, обусловленные объективными потребностями, диктуют те качества, которыми должен обладать каждый гражданин, каждый школьник и уровень развития кото­рых может и должен свидетельствовать об эффективности воспи­тательных усилий.

Изучение результатов воспитания по конкретным качествам или формирование тех или иных качеств у школьников не означа­ет игнорирования целостного характера личности. Целостность реальной личности — объективный факт, и он не зависит от того или иного подхода, толкования, намерений ученых или педаго­гических воздействий. Вместе с тем очевидно, что для определен­ных целей вычленение каких-либо компонентов личности полез­но и даже необходимо. Психологи, например, выделяют харак­тер, темперамент, способности; когда требуется, изолированно изучают внимание, речь, память, мышление человека и др. Так же и в процессе формирования личности важно акцентировать воспитательные условия на вполне конкретных направлениях.

Формирование личности происходит под влиянием многочис­ленных факторов, включающих семью, окружающую среду, сред­ства массовой информации и т. п. Однако выделить то или иное влияние практически нельзя. Школа по отношению к учащимся выступает своеобразным дирижером в этом сложном процессе, направляет его, поощряет и развивает все положительное в де­тях, в необходимых случаях осуществляет их целенаправленное перевоспитание. Систематическое выявление воспитанности школьников возможно лишь в условиях школы силами квалифи­цированных педагогов. Все это дает основания рассматривать про­блему изучения эффективности воспитания главным образом при­менительно к деятельности школы.

Анализ результатов воспитательной работы органически свя­зан с самим процессом воспитания, в какой-то мере является его составной частью. Тем не менее важно подчеркнуть, что это не одно и то же. Воспитание преследует цель всестороннего развития личности, оно носит созидающий характер; изучение же достиг­нутых результатов в процессе воспитания имеет задачу — выявить и зафиксировать продвижение к этой цели. Если воспитание фор­мирует личность в целом, стимулируя развитие всех ее сторон, граней, качеств и черт, то изучение в силу практической необхо­димости ограничивается выделением наиболее существенного. Изучение не может ни охватить полностью результаты воспита­ния, ни тем более заменить этот процесс. Оно призвано помочь совершенствованию воспитания школьников.

 

Основные показатели уровня социального развития

Школьника

 

Воспитанность человека, как уже отмечалось, характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообраз­ные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность. В характеристике отдель­ного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут пред­ставлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным крите­риям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача уста­новления сравнительно немногих, но самых важных обществен­но значимых качеств, которые можно считать обязательными для молодых граждан нашей страны. Такие качества и могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей, с одной сторо­ны, обеспечивает целенаправленность и предметность педагоги­ческих усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Поскольку воспитанность личности обусловлена прежде всего целью и задачами общественного воспитания молодежи, т.е. по природе своей социальна, показатели воспитанности также опре­деляются этими целью и задачами, они зависят от социального строя и прогрессивных народных традиций. Следовательно, пока­затели в известной мере носят нормативный характер, конкрети­зируя требования общества к личности молодого человека.

Учитывая богатство и разнообразие проявлений всесторонне развитой личности, не представляется возможной и тем более целесообразной односторонняя или узкая характеристика ее вос­питанности. Вместе с тем число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным воз­можностям их практического применения в воспитательной ра­боте, тем более в педагогической диагностике.

Так как выявление воспитанности призвано одновременно со­действовать и осуществлению воспитательных задач, организации самовоспитания школьников, суть показателей должна быть по­нятна учащимся того возраста, воспитанность которых они харак­теризуют.

Заслуживает специального рассмотрения вопрос о том, на ка­ких возрастных ступенях показатели воспитанности школьников приобретают качественное своеобразие. Всестороннее развитие и становление личности ребенка, а затем подростка и юноши пред­ставляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам. Тем не ме­нее на каждом этапе этого развития личность можно рассматривать как нечто вполне конкретное, обладающее совершенно определен­ной характеристикой, отражающей специфику ее развития. В тече­ние какого же срока характеристика личности школьника, его вос­питанности претерпевает существенные изменения?

В результате многолетнего исследования данной проблемы Н.И.Монахов выделил четыре возрастные группы учащихся, оп­ределяющие специфику возрастных показателей воспитанности: начальные классы, V—VI, VII —IX и X—XI классы[8]. Эти опытно-экспериментально обоснованные показатели были приняты нами как критерии оценки социальных качеств школьников по выше­названным возрастным группам.

Критерии оценки социальных качеств учащихся начальных классов:

 

патриотизм — интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе;

товарищество — наличие друзей; добровольное участие в кол­лективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радо­стями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно по­мочь товарищу; стремление не подвести свой класс;

уважение к старшим — вежливость; послушание; оказание по­сильной помощи учителям, родителям, взрослым;

доброта — дружелюбие; заботливое отношение к малышам; го­товность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным;

честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих проступ­ков; исполнение обещаний;

трудолюбие — добросовестное учение; добросовестное выпол­нение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду;

бережливость — опрятный внешний вид; содержание в поряд­ке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу;

дисциплинированность — исполнительность; соблюдение пра­вил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса;

прилежание — посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добросовестное выполне­ние домашних заданий;

любознательность — интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хоро­шая успеваемость;

любовь к прекрасному — активное участие в художественной са­модеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся V— VI классов:

 

патриотизм — знание родного края; интерес к прошлому и настоящему своей Родины; активное участие в общественно по­лезном труде; любовь и бережное отношение к природе;

товарищество — стремление находиться в коллективе, вместе с товарищами; добровольное оказание бескорыстной помощи то­варищам; подчинение уполномоченным коллектива; товарищеские отношения между мальчиками и девочками; стремление не под­вести свой класс;

уважение к старшим — вежливость; послушание; инициатив­ность в оказании необходимой помощи старшим;

доброта — дружелюбие; заботливое отношение к младшим; при­вычка всем делиться с товарищами; любовь к животным;

честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих про­ступках; исполнение обещаний;

трудолюбие — добросовестное учение; постоянная занятость по­лезным делом, привычка к самообслуживанию в школе и дома; добросовестное выполнение своих обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в общественно полезном труде; на­стойчивое стремление овладеть различными трудовыми навыками;

бережливость — содержание в порядке вещей; бережное отно­шение к общественной собственности; нетерпимость к фактам порчи имущества;

дисциплинированность — аккуратное посещение учебных заня­тий; повседневное и повсеместное соблюдение правил для уча­щихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; выполнение требований коллектива класса;

самостоятельность — наличие навыков самостоятельного тру­да и поведения; стремление обходиться без посторонней помощи; наличие собственного мнения по различным вопросам; проявле­ние инициативы в занятиях и играх;

любознательность — хорошая успеваемость; интерес ко всему новому, неизвестному; любовь к чтению; занятия в кружках;

любовь к прекрасному — опрятный внешний вид; интерес к уро­кам литературы, ее произведениям; участие в художественной са­модеятельности; способность замечать красоту в окружающей дей­ствительности; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — соблюдение ре­жима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение ут­ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное уча­стие в спортивных играх.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся VII—IX классов:

 

патриотизм — знание истории родины, современных важней­ших событий в стране; чувство гордости за свою Родину, добро­вольное участие в труде на общую пользу; любовь и бережное отношение к природе; бережное отношение к общественной соб­ственности;

коллективизм — живое участие во всех делах своего класса; при­вычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание личных и общественных интересов; товарищеские отношения меж­ду мальчиками и девочками;

гуманность — доброжелательное отношение к окружающим; ува­жение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается; доброта; любовь и заботливое отношение ко всему живому;

честность — искренность; правдивость; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, обману, воровству;

добросовестное отношение к труду — добросовестное учение; постоянная занятость полезным делом, привычка не гнушаться любой работой; стремление к высокому качеству результатов тру­да; систематическая помощь дома по хозяйству; вдумчивое отно­шение к выбору будущей профессии;

дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблю­дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо­ряжений старших; выполнение требований коллектива класса; борьба за дисциплину в классе;

активность — стремление отвечать на уроках, дополнять отве­ты других; добровольное участие в общественной жизни класса, школы; инициативность; нетерпимое отношение к недостаткам, пережиткам прошлого;

смелость — способность преодолеть чувство страха; готовность прийти на помощь с риском для себя; открытая критика недо­статков товарищей; готовность отстаивать собственное мнение; решительность; непримиримость к несправедливости;

сила воли — способность заставить себя делать то, что не хо­чется, но надо; привычка доводить начатое до конца; настой­чивость в достижении поставленных целей, стремление и спо­собность преодолевать трудности; заметные успехи в самовоспи­тании;

самокритичность — привычка прислушиваться к товарищеской критике; способность осознавать свои ошибки; критическое отношение к результатам своего труда; стремление избавиться от имеющихся недостатков;

скромность — отсутствие стремления выделиться среди окру­жающих (по внешнему виду, поведению); привычка не хвастать­ся; сдержанность; простота;

любознательность — хорошая успеваемость; систематическое чтение литературы, периодической печати; привычка пользоваться словарями, справочниками и т.п.; занятия на факультативах, в кружках;

эстетическое развитие — опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, рисования, пения; посещение театров, вы­ставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся про­изведений литературы и искусства; участие в художественной са­модеятельности, конкурсах и т.д.; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; участие в спортив­ных играх, соревнованиях, походах и т.д.; систематические заня­тия каким-либо видом спорта.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся X—XI классов:

 

патриотизм — знание истории Родины, современных важней­ших событий в стране; интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу; бережное отношение к природе, народному достоянию; активная подготовка к защите Родины;

интернационализм — интерес к культуре и искусству других народов; дружба с людьми других национальностей; доброволь­ное участие в мероприятиях интернационального характера; по­сильное участие в оказании братской помощи трудящимся других стран;

коллективизм — живое участие во всех делах своего коллекти­ва; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; вы­полнение решений коллектива; требовательность к товарищам; со­четание общественных и личных интересов; борьба за честь своего коллектива;

гуманность — доброта; заботливое отношение к младшим; ува­жение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждает­ся; непримиримость к антигуманным поступкам;

честность — правдивость; единство слова и дела; прямота; при­вычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное при­знание своих ошибок, проступков;

добросовестное отношение к труду — добросовестное учение; своевременное выполнение любой нужной работы; высокое каче­ство результатов труда; систематическая помощь дома по хозяй­ству; глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятель­ности;

дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблю­дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо­ряжений старших; борьба за высокую дисциплину в коллективе-знание и соблюдение основных законов своего государства;

ответственность — добросовестное выполнение своих обязан­ностей; своевременное и точное выполнение взятых обязательств; привычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей;

принципиальность — устойчивость взглядов и убеждений; при­вычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокри­тичность; способность объективно оценивать поступки товарищей; непримиримость к ошибочным мнениям, антиобщественным по­ступкам;

целеустремленность — наличие значимых конкретных жизнен­ных целей; настойчивость в достижении поставленных задач; вер­ность своему идеалу;

активность — участие в общественной жизни класса и школы; инициативность; организаторские способности; оптимизм; борь­ба с недостатками;

любознательность — начитанность; широкий кругозор; систе­матическое расширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость;

эстетическое развитие — опрятный внешний вид; культура речи, поведения; умение петь, танцевать; систематическое посе­щение театров; выставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное;

стремление к физическому совершенству — правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успеваемость по физкультуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.238.222 (0.057 с.)