Быть сильным, ловким, закаленным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быть сильным, ловким, закаленным



 

Цель: познакомить учащихся с режимом дня; научить уча­щихся правильно соблюдать режим дня, правильно развиваться физически.

Оборудование: диафильм и плакат «Режим дня».

 

Ход беседы

 

Ведущий (учитель). Вы находитесь в поликлинике доктора Не-хворайки. Здесь не делают уколов, не дают порошков и горьких микстур. В этой поликлинике есть только рецепты, волшебные рецепты доктора Нехворайки. Стоит лишь их строго выполнять и человек вырастет крепким, сильным и здоровым.

Итак, рецепт № 1. Дети дружно читают хором красочно написанный на полоске бумаги рецепт:

 

Мы порядком дорожим — соблюдаем свой режим

— Почему нужно соблюдать режим дня? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите диафильм «Режим дня».

Дети смотрят диафильм про девочку Галю, обсуждают его со­держание, делают выводы.

Затем один из учеников читает стихи С.Баруздина:

 

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Умеет он одеться в срок, Умыться и поесть. И раньше, чем звонит звонок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша: Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша, Книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денек».

 

Прежде всего, доктор Нехворайка предлагает вам выполнять режим дня.

Учитель вывешивает красочно оформленный «Режим дня».

 

Режим дня

Подъем, утренняя гимнастика Завтрак Занятия в школе Обед Отдых, прогулка, игры Приготовление уроков Ужин Отдых Сон   - 7.00 - 7.30 - 8.30-13.40 - 14-14.30 - 14.30-16.00 - 16.00-18.30 - 19.00-19.30 - 19.30-21.00 - 21.00  

 

Если каждый день в одно и то же время обедать, ложиться спать, готовить уроки, то появится привычка — как говорят вра­чи, вырабатывается рефлекс на время. Поэтому тем, у кого есть такой рефлекс, не нужно запоминать, когда завтракать, когда укладываться спать. Сам организм будет командовать: пора ку­шать, пора спать. Мало того, у человека с выработанным рефлек­сом на время прекрасный аппетит, отличный сон, он готов к выполнению домашних заданий и легко их выполняет.

А что важнее для человека и для животных: пища или сон? Собакам не давали есть 25 суток, и они не погибли даже после такого длительного голодания, а вот собаки, которые не спали всего 5 суток, — погибли. Очень вредно спать меньше положенно­го времени. Недосыпание расстраивает нервную систему и вызы­вает болезнь — невроз.

Рецепт №2. Дети читают хором:

 

На зарядку становись!

 

Выходят девочки в спортивной форме, выполняют простые уп­ражнения с гимнастическими палками под музыку (наклоны вле­во, вправо, вперед, приседания).

— Дорогие ребята, многие ваши друзья уже приобрели хоро­шую привычку — начинать день с зарядки. После зарядки надо обтереться влажным полотенцем, затем сухим. Постепенно, день за днем, вода для растирания должна становиться холоднее. А потом можно будет брать ее прямо из-под крана.

Рецепт №3. Ребята дружно читают:

 

Закаляйся, как сталь!

 

Группа мальчиков четко и уверенно показывают ряд гимнасти­ческих упражнений. После этого все хором исполняют песню «За­рядка», слова М.Львовского и А. Кронгауза, музыка М.Старока-дамского:

 

Ни мороз мне не страшен, ни жара. Удивляются даже доктора, Почему я не болею, почему я здоровее Всех ребят из нашего двора? Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень. Потому что водой из-под крана Обливаюсь я каждый день.

 

Итак, если хочешь быть здоров, хочешь вырасти полноценным гражданином, всегда выполняй рецепты доктора Нехворайки.

ВАРИАНТЫ БЕСЕД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

V-IX КЛАССОВ

Патриотизм

 

Цель: познакомить ребят с понятием патриотизм и разъяс­нить формы его проявления на конкретных примерах.

 

Ход беседы

 

Беседа начинается с прослушивания песни на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина?» (музыка В.Баснера).

— Ребята, вы слушали песню, уже давно вам знакомую. О чем она? Какова ее тема?

Дети отвечают.

— Мы поговорим сегодня об особом чувстве к Родине — пат­риотизме. Как бы вы объяснили значение этого слова?

— Патриотизм — это преданность и любовь к своей Родине, Отечеству, к своему народу, — так, вставая, говорят некоторые

ученики.

— Любовь к Родине, верность своей Отчизне, готовность в любую минуту стать на ее защиту начинается с малого: с ощуще­ния красоты родной природы, с уважительного отношения к культурному наследию наших предков, к историческому про­шлому народа.

Предлагается записать в тетрадь по этике тему беседы и то, как патриотизм проявляется у пока еще юных граждан России.

Беседа продолжается в виде комментариев к названным деть­ми формам проявления патриотизма.

— Чтобы любить свою Родину и любовь эта была глубокой, нужны знания. Нужно приучить себя думать, мыслить, трудиться самосто­ятельно. Надо учиться любить землю. Давайте вместе подумаем, ка­ким должно быть отношение к родной земле, к ее природе.

Природа дает нам не только средства труда, продукты пита­ния, здоровье, но и обогащает нас духовно, своей красотой до­ставляет радость, служит источником творческого вдохновения. «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услы­шал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ру­чейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горя­чем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи»[18], — писал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

«Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» — эти строки написаны на щите с экологической тропы, организованной учениками 446-й мос­ковской школы в Измайловском парке г. Москвы. Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно уметь не только видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.

Одним из проявлений патриотизма служит интерес к прошло­му и настоящему нашей Родины.

Случается, что в поступках отдельных ребят сквозит нравствен­ная глухота, равнодушие к героическому прошлому страны. Именно так об этом писал известный писатель С. Михалков: «Как-то я услышал о школьнике, который утащил у своего отца его воен­ную медаль и выменял на нее заграничную авторучку. Военными и трудовыми наградами отмечается самое прекрасное, что сделал человек для своего народа, рискуя подчас собственной жизнью. Видно, не объяснили мальчишке вовремя, что это кощунство -обменять на что-нибудь награду отца, полученную им за то, что в бою, под лавиной огня, он поднялся во весь рост и повел за со­бой в атаку солдат...»[19].

Чувство любви к своей Родине начинается с малого — с любви к тому месту, где живешь. Вообще в жизни каждого человека ог­ромную роль играет любовь. Сначала это любовь к своим родите­лям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, своему классу, одноклассникам, своему городу. Еще одна важнейшая ступень -любовь к своему народу, к своей стране. Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого.

В конце беседы даются задания для самостоятельной работы:

1) запомнить формы проявления патриотизма;

2) подобрать пословицы и поговорки о данном социальном качестве.

На следующем занятии проверяется, как ребята поняли со­держание беседы, правильно ли подобрали пословицы и пого­ворки.

Затем ребятам сообщается о том, что им предстоит оценить уровень развития данного качества у своих одноклассников. Оценка идет по трем уровням — высокий (в), средний (с), низ­кий (н).

Школьники дают такие оценки и записывают их в тетрадях. Нужно, чтобы подобные оценки были выборочными.

 

Честность

 

Цель: дать понятие честности; раскрыть, в чем конкретно про­является данное качество.

 

Ход беседы

 

Школьникам предлагается переписать с доски в тетради по этике определения, данные этому понятию в известных словарях. «Честный — 1) проникнутый искренностью и прямотой, доб­росовестный; 2) заслуживающий уважения, безупречный»[20]. «Чест­ность — качество, свойство по прилагательному "честный"»[21].

Учитель. Честность подразумевает прежде всего правдивость. Честный человек не говорит неправду, не обманывает, не до­пускает лжи. Вот послушайте такую историю (далее зачитывается рассказ о шпаргалке, приведенный на с. 226). Работа строится так же, как и в описанной выше беседе: с перерывом в чтении рас­сказа и просьбой к детям высказать свое мнение по поводу того, что же может произойти дальше. После того как ученики выска­жут разные варианты концовки сюжета, чтение рассказа про­должается.

Затем обсуждается его содержание по следующим вопросам: «Как вы оцениваете поступок Коли (в первой и во второй частях рассказа)?», «Почему Коля решился на нечестный поступок?», «Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?», «Как вы оцениваете признание мальчика в своей ошибке?», «Всякий ли школьник может поступить так, как Коля?», «Почему?»

После этого один из учеников выступает с подготовленным заранее пересказом рассказа В.Драгунского «Тайное всегда ста­новится явным».

Учитель задает классу вопросы: «Как вы понимаете значение слова "явный?"», «Почему так расстроилась мама? Из-за несъеденной каши, испорченной шляпы или чего-то другого?», «За­помнится ли эта поговорка Дениске?»

В завершение беседы детям предлагается записать в тетрадь по этике пословицы и поговорки о честности.

 

Товарищество и доброта

 

Цель: познакомить ребят с такими социальными качествами, как товарищество и доброта, раскрыть формы их проявления на конкретных примерах.

 

Ход беседы

 

Рассказав школьникам, какой теме посвящается беседа, учи­тель спрашивает:

— Как вы понимаете слово «товарищество», в чем, по-ваше­му, оно проявляется?

После того как выскажутся многие учащиеся, надо сделать обоб­щенный вывод: товарищество — это стремление находиться в кол­лективе, вместе с товарищами; это и подчинение уполномочен­ным коллектива, и стремление не подвести своих одноклассников; это и добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам, и дружеские отношения между мальчиками и девочками.

Учитель предлагает записать в тетрадях по этике тему беседы и формы проявления товарищества.

Затем следует обсуждение выделенных (названных учениками) форм проявления товарищества на конкретных примерах. Учитель, предоставив детям достаточную самостоятельность в высказыва­ниях, как бы подводит итог:

— Если человек смолоду не научится верности и дружбе, то в зрелые годы ему трудно будет восполнить этот пробел. Жизнь класса станет более интересной и содержательной, если вы буде­те дружить, помогать друг другу и выполнять решения коллектива. Успех выполнения намеченных задач сообща, результаты коллек­тивной деятельности во многом зависят от организованности и сплоченности вашего класса, личной ответственности каждого за общее дело, от активного участия в ней всех вас. С хорошим това­рищем веселее при удаче, легче в беде.

Важно обратить внимание ребят на то, что только у доброго, деликатного, умеющего прощать человека могут быть настоящие друзья.

Взаимопомощь — одна из важнейших черт товарищества. На­стоящий друг никогда не оставит товарища в беде. Но бывает так, что подлинная помощь подменяется ее суррогатом: друг дает спи­сать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося това­рища и т.д. Это не помощь, это обман. Ребята отучаются всерьез заниматься, ленятся, а товарищи поощряют это безделье. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

— Итак, мы с вами уже говорили о том, что только у добро­го, деликатного человека могут быть настоящие друзья. А что такое доброта? Как она проявляется? Доброта проявляется в дру­желюбном отношении друг к другу; в заботливом отношении к младшим, в привычке всем делиться с товарищами, в любви к животным.

Учитель предлагает детям записать в тетрадях по этике крылатые слова американского писателя и философа Генриха Торо: «Добро­та — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»[22].

Человек с детства спрашивает себя и других: «Что такое хоро­шо и что такое плохо?» Способность ощущать печаль другого - одно из свойств настоящего человека. Но важно научиться не только сочувствовать окружающим людям, переживающим какую-либо беду, неприятности, но и жить радостью, удачей, счастьем дру­гих. «Разделенное горе — половина горя, разделенная радость — двойная радость» — говорит русская пословица. Если мы не на­учимся радоваться за других, в душе может родиться зависть — серьезнейший недостаток.

Постоянную помощь следует оказывать вашим родителям, род­ным: убирать квартиру, покупать продукты, мыть посуду, чистить одежду, обувь, принимать участие в приготовлении обеда, серви­ровке стола. Когда родители приходят с работы, нужно заканчи­вать шумные игры, приглушать магнитофон или телевизор, хоро­шо помочь маме или бабушке снять пальто, подать домашние туф­ли, взять тяжелую сумку и т.д.

В семье, где несколько детей, надо заботиться о младших бра­тьях и сестрах: читать им книги, рассказывать сказки, разучивать с ними стихи, песни, следить, чтобы их внешний вид всегда был опрятным, и т.д.

В конце беседы даются задания для самостоятельной работы:

а) запомнить формы проявления товарищества и доброты;

б) следить за своими поступками с позиций этих нравственных категорий, контролировать себя и давать оценку своим поступкам.

На следующем занятии или дома ребята оценивают уровень развития данных качеств у одноклассников (перед этим следует еще раз напомнить ребятам критерии оценки объективности).

Уважение к старшим

 

Цель: конкретизировать представление ребят о том, что такое уважение старших, в чем оно проявляется.

 

Ход беседы

 

В начале беседы следует спросить у школьников, что они пони­мают под словом «уважение»? После непродолжительного выслу­шивания разных ответов ведущий (учитель) завершает обсужде­ние обобщающим выводом.

Уважение — чувство почтения, отношение, основанное на при­знании чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств. В особом внимании, глубоком уважении нуждаются люди старшего поко­ления (бабушки, дедушки, старики, старушки, люди пожилого возраста).

В тетрадях по этике записывается тема беседы и формы прояв­ления уважения к старшим — вежливость, послушание, инициа­тивность в оказании помощи.

Будущее человека в очень большой степени зависит от того, как он ведет себя в семье, потому что именно в семье он учится великой науке человеческого общения. Берегите своих мам, пап бабушек, дедушек — это самые близкие вам люди. Помните — это люди, которые живут для вас. Да, с того самого момента, когда вы появились на свет, вы стали главной целью их жизни. Ваше здоровье, ваши успехи для них важнее собственного здоровья и собственных успехов. Поймите это и именно с таких позиций под­ходите к тем требованиям, которые предъявляют вам старшие близ­кие люди.

В конце беседы необходимо выяснить в форме непринужден­ного разговора, как учащиеся поняли и усвоили, что такое уваже­ние к старшим, в чем оно должно проявляться.

Затем можно предложить им оценить уровень сформированно-сти данного качества у одноклассников.

Задание:

1) запомнить, в чем проявляется уважение к старшим;

2) стараться относиться к старшим с тех позиций, о которых сегодня говорилось.

 

Любовь к прекрасному

 

Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется данное качество.

 

Ход беседы

 

Ученикам предлагается записать с доски в тетради по этике определение слова прекрасный, данное в словаре.

«Прекрасный — 1) отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый; 2) очень хороший, отличный»[23].

После этого учитель говорит:

— Это определение имеет широкий смысл и может быть отне­сено к очень многим явлениям — людям, вещам, природе, про­изведениям искусства. Давайте сначала поговорим о том, из чего складывается красота, красивый облик человека. Безусловно, кра­сивым можно назвать человека, у которого красивые гармонич­ные черты лица. Но возьмем самого обыкновенного человека. Из каких свойств складывается привлекательность его облика?

• Одежда должна быть простой и удобной. Она не должна стеснять движений, мешать работать или играть.

• Одеваться надо по возрасту, дети не должны надевать укра­шения, которые носят взрослые. То, что красиво на девушке, выглядит смешным и нелепым на девочке.

• Нарядным делают человека не дорогие вещи и украшения, а чистота и опрятность.

• Самое простое и дешевое платьице, хорошо выглаженное и украшенное свежим беленьким воротничком, гораздо красивее, чем затасканное шелковое платье, кое-как заколотое булавками.

• Хорошо вычищенные старые ботинки лучше, чем грязные

и пыльные новые.

• Приколотый к платью живой цветок изящнее любой брошки.

• На форму нельзя надевать никаких украшений — брошек,

бус, медальонов.

• Настоящая аккуратность, как и вежливость, постепенно вхо­дит в привычку. Старайся добиться этого как можно скорее.

• Неряшливо одетый человек не вызывает доверия: ведь если он не может держать в порядке самого себя, как же рассчитывать, что будет в порядке порученное ему дело.

• Научись сам следить за своей одеждой: штопать носки, при­шивать пуговицы, гладить белье или брюки. Перед выходом из дома почисти пальто и обувь.

• Приучи себя умываться с мылом не только утром, но и вечером. Не забывай хорошенько вымыть уши и шею, вычистить щеткой зубы. Если у тебя дома есть ванна — каждое утро прини­май прохладный душ. Если ванны нет, обтирайся по утрам сырой губкой и чаще мой ноги...[24].

Конечно, эти очень важные, особенно для вас, подростков, требования далеко не исчерпывают тех качеств личности, кото­рые свидетельствуют о любви к прекрасному; давайте прочитаем, о чем автор пишет дальше. (Чтение и коллективное разъяснение каждого пункта.)

Часто бывает так, что мы читаем книгу, но не смотрим, кто ее автор. Вспоминается случай, когда мальчик пришел в библиотеку и попросил «Кавказского пленника». Библиотекарь вынесла ему сразу три книги, потому что произведение с таким названием есть у А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.

Когда некоторые из вас первый раз в жизни услышат симфо­нию, она может показаться вам непонятной и скучной. А если вы станете почаще посещать концерты, знакомиться с историей музы­ки, узнаете, как строятся музыкальные произведения, то постепен­но серьезная музыка начнет доставлять вам высокое наслаждение.

Чем чаще вы будете посещать музеи, художественные выстав­ки, чем больше узнаете о живописи, тем интереснее покажется вам каждая новая картина, тем более глубоким и полным будет ваше восприятие. И станет непонятно и странно, как это раньше вы с безразличием могли проходить мимо выставок, какого удо­вольствия себя лишали.

Вам будет жаль ваших товарищей, не ведающих радости пости­жения искусства. Вы станете сожалеть о них, смотреть на них так, как, напрмер, хороший пловец на тех, кто боится воды. И тогда вы постараетесь рассказать им о своих радостях, приобщить их к прекрасному.

 

Доброта

 

Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется это качество.

 

Ход беседы

 

На доске сделана запись для занесения в тетради по этике, взятая из словаря русского языка.

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположе­ние к людям. Добрый — относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый»[25].

Учитель. Что же такое доброта и какова ее роль в жизни челове­ка? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы тогда говорим, что торжествует зло?

С давних пор и во все времена в разных концах земли, под разными широтами, всегда и повсюду свойство доброты, способ­ность ее проявлять было предметом воспитательской заботы и са­мого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обы­чаях и верованиях разных стран и народов.

Во Вьетнаме в день лунного Нового года (весной) над дверьми домов чертят иероглифы — пожелания счастья, благополучия, доброты живущим в доме. А в Индонезии у жителей острова Бали существует давний обычай: молодого человека, достигшего брач­ного возраста, торжественно посвящают в мужчины. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждениям балийцев, это делается для того, чтобы убить в человеке дремлю­щего в нем зверя, чтобы его душа и деяния были добрыми, чтобы он был мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они будут детьми человека, а не зверя — добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другому, а не жес­токими, корыстными, черствыми.

А сколько скромных простых примеров проявления человече­ской доброты рассеяно вокруг нас, в окружающей нас жизни.

Вот престарелый врач-пенсионер выращивает в своем саду яго­ды и фрукты, собирает и отдает их ребятишкам из соседнего дома. Для него радость видеть, как они лакомятся плодами его труда. Вот молодой сибиряк-тракторист, накопив несколько тысяч рублей, передает их родному селу с просьбой устроить биб­лиотеку.

Доброта многолика и многогранна. И проявлять ее можно по­всюду, недалеко искать, место и повод ее применить не требуется.

Читают вслух рассказа Б.Емельянова «Этого не нужно повто­рять».

 

Все было хорошо для Гарика до тех пор, пока звеньевой Ибрагим не сказал:

— Бабушка Таня наша подшефная!

И адрес назвал. Уточнил, что живет она одна и помочь ей некому.

Стали приходить к бабушке Тане каждый день.

Только у Гарика складывались с бабушкой странные отношения. Они избегали смотреть в глаза друг другу. Дело в том, что бабушка Таня — родная бабушка Гарика: только теперь она не просто бабушка, к которой у него все как-то не было времени забежать, а «зона их пионерского действия». Так что пришлось внуку у этой «зоны» просить о великом одолжении: не говорить ребятам, что она его родная бабушка. Стыдно. Пусть лучше Гарик будет просто тимуровец, а никакой не внук. И ба­бушка, любя внука, согласилась. Но легче Гарику не стало. Мучил воп­рос: почему так получилось, что тимуровская разведка нашла его бабуш­ку, а ему и в голову не пришло, что ей нужна помощь? В конце концов Гарик не выдержал и признался, что он никакой не тимуровец, а просто плохой внук. А ребята это и сами знали:

— Мы ведь не только бабушке хотели помочь, но и тебе!

 

Содержание рассказа обсуждается по таким вопросам: «Как вы поняли слова: "Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении..."? Кого имеет в виду автор под словом «зона»?», «Почему Гарику пришлось скрывать о ребят, что ба­бушка Таня его родная бабушка?», «Как относятся к своим ба­бушкам и дедушкам твои товарищи? А ты сам?»

Затем учитель читает школьникам статью А. Пастухова «Мы ее не били»[26]. По содержанию прочитанного предлагаются следую­щие вопросы: «Как можно назвать поступок одноклассников по отношению к Вале?», «Почему нельзя смеяться над физическими недостатками?», «Как следовало классу отнестись к появлению Вали в очках?»

Ученикам предлагается соревнование на то, кто больше назо­вет пословиц и поговорок о доброте, которые затем записывают­ся в тетради:

• Спеши делать добро.

• Добрые дела красят человека.

• Без добрых дел нет доброго имени.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Злой не верит, что есть добрые люди.

 

Любознательность

 

Цель: раскрыть содержание понятия; разъяснить, в чем лю­бознательность проявляется практически.

 

Ход беседы

 

Школьникам предлагается записать в тетради по этике опреде­ление этого понятия, даваемого в толковом словаре:

«Любознательный, -ая, -ое, -лен, -льна — склонный к приоб­ретению новых знаний, пытливый»[27].

При этом учитель подчеркивает, что в тематических беседах мы все чаще стали обращаться к работе со словарями. Говорит детям о важности привычки пользоваться словарями, о необхо­димости овладения навыками такой работы. Словари — толковые, энциклопедические, тематические — важнейший источник точ­ных, ясно сформулированных сведений о различных людях, со­бытиях, фактах, явлениях и вещах.

— А теперь мы приступаем к иллюстрации рассматриваемого свойства характера человека по уже знакомой вам книге А.Доро­хова «Это стоит запомнить». Глава, которую я вам прочту, назы­вается «Как теряются дни»:

 

«Как-то в субботу, в шесть часов вечера, зазвонил телефон:

— Ты дома? Мы сейчас прилетели из Ленинграда на Ту-104. Можно у тебя остановиться?

Через полчаса появился мой ленинградский друг, коротко рассказал о своих делах, наскоро перекусил и умчался в Большой театр.

На следующее утро он исчез, когда я еще только просыпался. За день он успел совершить экскурсию по Москве, посмотреть на город с двадцать третьего этажа нового здания университета, побывать в музее В.И.Ленина, купить несколько новых книг, обойти чехословацкую выставку стекла, посмотреть панораму и последним рейсом самолета вернуться в Ленинград, чтобы в понедельник утром снова выйти на работу.

Перед отъездом он спросил меня:

— Ну, а ты как использовал свой выходной?

И мне было довольно стыдно признаться, что я вообще не заметил, как прошел этот день. Поздно встал, с кем-то поговорил по телефону, смотрел в окно, как ребята во дворе играют в волейбол, кто-то зашел, поболтали о том, о сем, долго обедали, потом собрались пойти на выс­тавку картин, да так и не пошли и весь вечер просидели у телевизора, хотя передача была совсем неинтересной.

А в итоге — потерян целый день.

Учиться проводить свободное время с умом надо смолоду.

Как приятно иной раз слышать рассказы энергичных и любознательных ребят о том, что они успели сделать за лето. Одни обошли пешком весь Крым и наделали целые альбомы замечательных снимков. Другие обла­зили пол-Урала и собрали богатые коллекции минералов. Кто научился ездить на велосипеде, плавать, грести, да еще прочел уйму интересных книг. Кто-то побывал в музеях, участвовал в соревнованиях моделистов, сам построил телескоп и наблюдат планеты.

Но немало есть и таких, которые не могут толком рассказать, на что же у них ушло почти три летних месяца. Болтались по улицам, «забивали козла», валялись на диване, стояли у ворот и задевали прохожих. Сло­вом, «убивали время» и частенько скучали.

Нельзя не пожалеть таких ребят. Сами того не сознавая, они обкрады­вают самих себя. Жить, ограничивая себя узким мирком своей комнаты, своего двора, своей улицы, и скучно, и неинтересно.

В мире столько замечательного, волнующего, увлекательного, а они ничего этого не знают, не слышат, не видят, тем более что у нас биб­лиотеки и читальни бесплатны. Билеты в музеи и на выставки для школь­ников дешевы. Часто устраиваются бесплатные лекции и концерты. Как не пользоваться всем этим![28]

 

Трудно добавить что-либо к словам А. Дорохова. Хочется наде­яться, что эти слова разбудили в вас любознательность и вам очень захочется прочесть эту книгу.

 

Трудолюбие

Цель: познакомить ребят с понятием трудолюбие и разъяс­нить, в чем проявляется данное качество.

 

Ход беседы

 

Учитель. Ребята, давайте разберем по составу слово трудолюбие и постараемся объяснить его значение. Трудолюбие — любить труд, любить трудиться. Что же входит в это понятие?

Для вас прежде всего — добросовестное учение. Стремление к постоянному накоплению знаний — это не прихоть, не погоня за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, про­диктованная всем укладом современной жизни, уровнем разви­тия науки и техники, стремлением к гармоничному развитию че­ловека. Культура человека определяется не только объемом при­обретенных знаний, но и способностью мыслить творчески, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности. Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом. А ну-ка ответьте на мои вопросы: «Учеба в школе — это долг или радость?», «От­куда берется лень учиться?»

Ведь на каждом уроке учителя объясняют материал для всех одинаково, и кажется, что все вы слушаете внимательно. Однако качество усвоения знаний оказывается разным. Некоторые из вас учатся ниже своих способностей. Может быть, дома не все умеют правильно распределять свое время?

Организовать свое время, особенно свободное, — это не пу­стые слова. Важно научиться рационально использовать свобод­ное время. Время, потерянное в детстве, потом трудно восполнимо. Вспомните старую русскую пословицу: «Чему не научился Ваня, Иван не научится».

Расширение своего кругозора, повышение своего культурного уровня, политической подготовки, знание родного края, физичес­кая закалка — все это драгоценный капитал. Нажитый в молодые годы и постоянно пополняемый, он будет служить вам всю жизнь.

Надо научиться ценить свое время и время других, взрослых и товарищей. Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его потребуется на приготовление уроков, на занятие в кружке, на помощь родителям, на прогулку и игры, на чтение книги, на просмотр телевизионных передач.

Трудолюбие — это не только добросовестное учение. Это и по­стоянная занятость полезным делом, и овладение различными тру­довыми навыками, добросовестное, каждодневное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству. Назовите, какие есть у каж­дого из вас постоянные обязанности по дому, в чем они состоят и достаточно ли добросовестно вы к ним относитесь. А какие из названных вами обязанностей относятся к самообслуживанию?

После беседы школьники записывают в тетрадь по этике про­явления трудолюбия — добросовестное отношение к учебе, по­стоянная занятость полезным делом, настойчивое стремление ов­ладеть различными трудовыми навыками, добросовестное вы­полнение обязанностей по домашнему хозяйству, привычка к самообслуживанию дома и в школе — и еще раз кратко их ком­ментируют.

В тетрадь по этике записываются поговорки, которые подходят к теме беседы:

Землю солнце красит, а человека — труд. Маленькое дело лучше большого безделья. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Есть терпенье, будет и уменье.

Задания для самостоятельной работы:

1) четко наметить себе круг домашних обязанностей и посто­янно, изо дня в день, исполнять их;

2) проверить свой режим дня, понаблюдать за своим время­провождением, помня пословицу: «Знай минутам цену, секундам счет»;

3) запомнить пословицы, записанные в тетради;

4) не забывай о самообслуживании, ты ведь уже большой.

 

Дисциплинированность

 

Цель: ознакомить с понятием дисциплинированность; разъяс­нить, в чем проявляется данное качество.

 

Ход беседы

 

В тетради по этике переписывается с доски текст определения данного понятия:

«Дисциплинированный — подчиняющийся дисциплине, соблю­дающий порядок, воспитанный»[29].

Учитель. Давайте, ребята, прочитаем, что входит в понятие дис­циплинированность применительно к вашей жизни в школе (чте­ние с классного стенда).

«Дисциплина учащегося — строгое и точное соблюдение уста­новленного в учебном заведении порядка, добросовестное испол­нение своих обязанностей, требований учителей и школьного коллектива, сознательное подчинение своему долгу»[30].

Дисциплинированный ученик понимает всю ответственность за свои поступки перед родителями, взрослыми и своими товари­щами. Дисциплинированный человек не только сам старается не допускать каких-то отрицательных проступков, но и активно бо­рется за укрепление дисциплины в своем классе, школе, реши­тельно выступает против нарушения в любой форме.

Когда говорят о дисциплине, часто имеют в виду внешнюю сторону дисциплинированности — соблюдение установленного порядка в школе, дома, на улице, в общественных местах, послу­шание и повиновение, т.е. выполнение детьми требований взрос­лых. Разумеется, это правильно. Но этого недостаточно. Послу­шайте, что пишет отец сыну с фронта в рассказе И.А.Печерникова «Подростки»:

«...Когда ты бываешь один, старайся держать себя так, как буд­то в комнате с тобой находятся требовательные, строгие люди — друзья, а может быть и начальники. Плохо, когда человек в обще­стве бывает собранным, энергичным, а наедине развинчивается, забывает о всякой опрятности, начинает без толку фантазировать и зря терять время. В конце концов он становится сам по себе неприятен. Если же человек, оставаясь один, умеет быть таким же подтянутым, энергичным, как на людях, значит, он честен, тре­бователен к себе, имеет право себя уважать».

Я думаю, стоит задуматься над этими словами, приучить себя к самоотчету, самооценке. Полезно отчитываться перед собой каж­дый вечер в проведенном дне, что в нем было положительного, что из намеченного удалось выполнить, а что нет. Постепенно это войдет в привычку, и если вы научитесь властвовать собой, свои­ми поступками, то вы можете считать себя счастливыми людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.147 с.)