Понятие о физическом развитии человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о физическом развитии человека



Понятие «развитие» принято рассматривать как явление не обратимое, направленное, как процесс закономерного изменения материи и сознания. В результате развития возникает hoi качество, состояние объекта, его состава или структуры. Развитие как явление в науке и на практике рассматривается как важней­ший путь объяснения истории природы, общества и познания.

Физическое развитие человека — это процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, масса, объем и т.д.) и качественных (физиологических) преобразований организма с момента рождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле(историческое развитие, или филогенез).

Знание закономерностей роста и развития организма человека на разных возрастных этапах и в различных условиях жизни и де­ятельности является естественно-научной базой управления учеб­но-воспитательным процессом в школе.

Развитие детей — сложный и многогранный процесс. Педаго­гика призвана управлять этим процессом, с тем чтобы обеспечить к периоду зрелости человека возможно более высокий уровень развития его духовных и физических возможностей. Педагогика сможет успешно решать стоящие перед ней сложные задачи, лишь опираясь на знание основных закономерностей возрастного развития детей.

Процесс формирования и развития ребенка начинается с момента зачатия, когда определяются пол и биологический фонд, с которым рождается ребенок. Однако генетические, наследственные задатки, имеющиеся в организме, реализуются в конкретной социальной среде. Поэтому организм ребенка и окружающая его социальная среда представляют собой единое целое.

Нельзя думать, что биологический фонд ребенка, сложившийся к моменту его рождения, не может быть в дальнейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или другие запрограммированные наследственностью качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, заглушены. Поэтому обучение и воспитание с самого раннего возраста являются тем могучим средством, при помощи которого формируется личность человека.

Ребенок рождается самым беспомощным существом по срав­нению со всем животным миром. Проходит довольно длитель­ный период, прежде чем он может считаться достигшим зрелого возраста. Это очень важное именно для человека обстоятельство должно быть максимальным образом использовано, так как появ­ляется возможность обучения ребенка. Исследования Института физиологии детей и подростков РАО показали, что воспитание и обучение надо начинать с самых ранних этапов жизни ребенка. Сразу же оговоримся, что в данном контексте речь не идет и не может идти о школьном обучении. Пока мы имеем в виду воспи­тание в семье и систему обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Это также очень важные этапы, в значительной мере опреде­ляющие то, каким вырастет человек в дальнейшем. Подтвержде­нием этого положения могут служить широко известные случаи похищения животными детей раннего возраста. В некоторых слу­чаях детей через какое-то время удавалось найти и вернуть в че­ловеческое общество. Наиболее любопытный случай произошел в Индии. У семьи волков были отняты две девочки. Их назвали Амилла и Камилла. Амилле было 2 года, и она умерла через год, а Камилле — 7 лет, и она прожила до 17-летнего возраста. Вооб­ще, как правило, такие дети долго не живут. Воспитанием Камил­лы занялся пастор Сингх. Девочка ходила на четвереньках, опира­ясь на руки и колени, и не могла стоять вертикально, как стоят люди. Лакала воду и рвала мясо зубами. Два года понадобилось для того, чтобы научить ее стоять вертикально, да и то только при поддержке. Через шесть лет она научилась ходить, но когда ей необходимо было быстро передвигаться, опять становилась на четвереньки. После 4-летнего общения с людьми и непрерывного обучения Камилла выучила только 6 слов, а на 7-й год ее словар­ный запас достиг 45 слов. Таким образом, речь у нее практически так и не появилась. В чем же дело? По-видимому, для развития речи и соответствующей координации движений наиболее опти­мальным периодом является возраст от 2 до 3—4 лет. Если этот срок упущен и у ребенка, не слышащего речи, не сформировался в коре больших полушарий физиологический механизм образова­ния речедеятельной области, то в дальнейшем обучить его очень трудно, практически невозможно. В самом деле, что такое 45 слов при непрерывном 7-летнем обучении?

Следовательно, характер взаимоотношений среды и наслед­ственности в каждом возрасте имеет свои особенности, и это обстоятельство необходимо учитывать для правильной организа­ции учебно-воспитательной работы.

Анатомо-физиологи весь цикл индивидуального развития че­ловека делят на отдельные временные отрезки — периоды. Пере­ход в развитии от одного периода к последующему называется критическим, или переломным, этапом онтогенеза.

На переломном этапе развития в организме происходят биохи­мические, физиологические, морфологические преобразования, подготавливающие его к новым условиям существования и обес­печивающие переход к новому способу взаимодействия с окружа­ющей средой.

В общем виде весь цикл индивидуального развития делится на два больших периода: пренатальный (до рождения) и постнаталь­ный (после рождения). Пренатальный, в свою очередь, делится на три отрезка: начальный (1 — 8 дней); эмбриональный (8 дней — 8 недель); плодный (9 — 38 недель).

Постнатальный период жизни человека делится на следующие отрезки разной продолжительности:

 

Педагогическая диагностика в школе изучает особенности фи­зического развития учащихся с 7-летнего возраста по юноше­ский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.004 с.)