Работы и ее основные недостатки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы и ее основные недостатки



 

Планировать — это в общем смысле составить план развития чего-нибудь. А что такое план? По С. И. Ожегову, план — это «за­ранее намеченная система мероприятий, предусматривающая по­рядок, последовательность и сроки выполнения работ»[12]. В Совет­ском энциклопедическом словаре несколько иная формулировка: «План — заранее намеченный порядок, последовательность осу­ществления какой-либо программы, выполнения работы, прове­дения мероприятий»[13]. Взяв за основу эти определения, можно сфор­мулировать два определения понятия план воспитательной рабо­ты в классе.

Первое — это заранее намеченная система конкретных работ учащихся, учителей и родителей, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.

Второе — заранее намеченный порядок, последовательность осуществления программы воспитания школьников, предусматри­вающая систему конкретных работ учащихся, учителей и родите­лей по выполнению этой программы на уровне каждой возрастной группы.

В связи с тем, что долгое время в системе народного образова­ния не было четкой и конкретной программы воспитания школь­ников, традиционная система планирования воспитательной ра­боты на уровне класса осуществлялась в аспекте первого опреде­ления. Имевшиеся в 80-х годах методические пособия «Примерное содержание воспитания школьников» под редакцией доктора пе­дагогических наук, профессора И.С.Марьенко (М., 1976) и про­грамма «Ориентир»[14] для пионерских классов сыграли большую роль в постановке воспитательных задач при планировании работы с классом. Однако эти задачи не могли быть конкретными для каж­дого ученика, их родителей, учителей и всего конкретного класса из-за отсутствия необходимой информации по «входным» пара­метрам в начале учебного года и того, какая информация должна быть на «выходе», т.е. в конце учебного года. Поэтому из-за отсут­ствия как в науке, так и в практике апробированной диагностиче­ской программы в те годы рекомендовалась следующая примерная структура плана воспитательной работы:

1. Краткая характеристика класса.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного кол­лектива.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо­тающих в классе.

5. Работа с родителями.

Примерно такая структура уже много лет является основой в планировании воспитательной работы классных руководителей, поэтому она и называется традиционной.

В первом разделе плана дается характеристика класса. Она от­ражает состояние классного коллектива, успеваемость и дисцип­лину учащихся, наличие у них таких качеств, как трудолюбие, организованность, общественная активность и др. Называются ученики, требующие к себе особого внимания. При подготовке этого раздела воспитатели используют результаты изучения клас­са в целом и отдельных учеников, выявления уровня их воспитан­ности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие традиций, интересов и стрем­ления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного кол­лектива и отдельных учащихся.

Во втором разделе плана формулируются основные, ведущие задачи, которые классный руководитель будет решать в учебной четверти, полугодии или в течение учебного года. Содержание этого раздела в основном исходило из указанных выше пособия и про­граммы.

В третьем разделе плана раскрываются основные направления, формы и методы деятельности классного коллектива. Он состав­лялся по определенной форме: содержание, формы и методы ра­боты, сроки выполнения, исполнители, отметка о выполнении. При подготовке этого раздела классные руководители также опи­рались на названные методические рекомендации.

В четвертом разделе плана, посвященном работе с учителями, предусматривались мероприятия по координации воспитательной работы всех учителей, работающих в классе. В нем намечалось про­ведение индивидуальной работы с учителями, а также педагоги­ческих совещаний (малых педсоветов) по наиболее важным вопросам организации воспитательной работы в классе, по обеспечению комплексного подхода к воспитанию школьников.

Заключительный раздел отражал работу с родителями и обще­ственностью: намечались различные формы работы с родителя­ми, темы родительских собраний и сроки их проведения, указы­валось также, какие семьи необходимо посетить и в какие сроки, кого из родителей вызвать для беседы, кого привлечь для руко­водства кружками, для проведения вечеров и утренников, когда будут проводиться консультации для родителей. Вместе с тем в плане предусматривалось и привлечение общественности по мес­ту жительства к воспитанию детей.

Для составления характеристики класса предлагалась следую­щая программа изучения учащихся и классного коллектива.

Основные вопросы при изучении личности школьника

I. Общие сведения об ученике

1. Фамилия, имя; число и год рождения.

2. Где живет школьник.

3. Где и кем работают родители.

4. Состав семьи, ее культурный уровень, материальное поло­жение.

5. Взаимоотношения в семье.

6. Характер воспитания в семье.

7. Режим и досуг школьника.

8. Участие в домашнем труде.

9. Друзья и знакомые вне школы.

10. Наиболее важные события в жизни ученика.

11. Состояние здоровья (по данным школьного врача).

//. Общий уровень развития

1. Общее развитие. Культура речи, кругозор, начитанность, ре­гулярность чтения, широта и устойчивость читательских интере­сов, посещение кино, театров, музеев, стадионов и т.п.

2. Отношение к учебному труду. Регулярность посещения учеб­ных занятий. Опоздания на уроки. Внимательность на уроке. Сис­тема в подготовке домашних заданий. Умение самостоятельно орга­низовать свой учебный труд. Забота об усвоении пропущенного материала. Отношение к успехам и неудачам в учебном труде. Ин­терес к знаниям.

3. Успеваемость ученика. Ее характеристика по разным предме­там. Предметы, наиболее любимые учеником. Предметы, которые даются ему легко и в которых он встречает затруднения. Умение применять знания на практике, в жизни.

4. Отношение к физическому труду. Отношение к работе по са­мообслуживанию. Выполнение общественных поручений трудового характера. Интерес к работе в школьных мастерских и на пришкольном участке, к участию в производительном труде за пределами школы. Проявление инициативы и самостоятельности в физиче­ском труде. Предпочитаемые виды труда. Организованность в труде.

5. Уровень дисциплины. Знание «Правил для учащихся» и каче­ство их выполнения. Навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослы­ми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности. Учебные интересы. Интересы в обла­сти литературы, искусства, науки, техники, спорта. Их широта и устойчивость. Кружки, в которых ученик работает, и детские уч­реждения, которые посещает. Интересующая профессия. Взаимо­связь между интересами и выбором будущей профессии.

 

///. Общественное лицо и общественная работа

 

1. Участие в общественной жизни класса, отряда. Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в пионерской или комсомольской организации.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовест­ность. Умение довести начатое дело до конца, вовлечь в работу других учеников. Организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связь с коллективом или оторванность от него. Отношение к нему других учащихся клас­са. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

 

IV. Основные черты личности ученика

 

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Основная направ­ленность общественных идеалов и стремлений. Умение воплощать идеалы в конкретных делах — в учении, общественной работе, труде. Мотивы учебной и общественной работы.

2. Моральные качества. Чувство любви к Родине. Интерес к со­бытиям в нашей стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга и ответ­ственности, правдивость и честность, принципиальность, скром­ность. Отношение к родителям и другим членам семьи, отноше­ние к учителям, старшим, товарищам. Чуткость и внимание к ок­ружающим людям. Дружба с детьми других национальностей.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность — решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность — выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, му­жество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и характеристика психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормоз­ные. Легко ли переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

V. Педагогические мероприятия, намеченные классным

руководителем на основе изучения ученика

 

1. Какие качества и как нужно развивать и совершенствовать.

2. Что делать для преодоления недостатков в поведении школь­ника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.132.200 (0.009 с.)