Работы в классе на основе педагогической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы в классе на основе педагогической диагностики



 

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положи­тельную связь между планированием и успехом организации лю­бого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися.

План служит основным средством управления совместной дея­тельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования.

Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель — как общее понятие — это образ того результата, который стремится полу­чить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксиро­ванным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, со­ответствующего потребностям и возможностям организации; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого).

Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели — как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и застав­ляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием.

Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого резуль­тата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и созда­ние условий, необходимых и достаточных для их достижения.

Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцен­трировать усилия на направлении «главного удара», не распы­ляться, рационально и экономно расходовать время, силы и дру­гие ресурсы.

Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стан­дарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие корректи­вы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных це­лей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.

В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, спло­ченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству рабо­ты и неудовлетворенности ее участников.

Общепринято, что ведущей целью воспитания остается иду­щий из глубины веков идеал всестороннего и гармоничного раз­вития личности. В разные исторические эпохи в эти понятия вкладывали разное содержание. В условиях сегодняшнего уровня развития общества это содержание определяется теми обще­ственными отношениями, в которые вступает молодой человек после окончания школы. Тщательно проанализировав эти обще­ственные отношения, можно заключить, что всестороннее фор­мирование личности предполагает развитие:

• творческих способностей и дарований личности;

• личности как работника, производителя материальных и духовных благ;

• личности как общественного деятеля;

• нравственной и культурной личности;

• личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей;

• правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей.

В этом определении мы специально опускаем физическое раз­витие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне мо­гут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие — чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозна­чению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармо­ничное развитие личности.

Исходя из сформулированного общего определения цели вос­питания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степе­ни эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагно­стические карты несут информацию, которая необходима в пла­нировании воспитательной работы в классе.

Анализируя содержание диагностической карты общего физи­ческого развития учащихся, можно четко и конкретно определить задачи по физическому воспитанию; диагностической карты раз­вития социальных качеств учащихся — задачи нравственного и эс­тетического развития; диагностических профориентационных карт каждого школьника — профориентационные задачи и задачи по развитию творческих сил и способностей каждого из них; диагно­стических данных воспитательной возможности классного коллек­тива — задачи формирования и развития данного коллектива; ди­агностической карты воспитательного потенциала семей учащих­ся — задачи по работе с родителями и, наконец, диагностические данные общего состояния учебного процесса в классе — задачи по совершенствованию учебной деятельности.

Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе пер­спективного развития педагогического процесса как стратегиче­ские (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, по­стоянные).

По результатам анализа диагностических данных и сформулиро­ванных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспи­тания учащихся своего класса, которая является важнейшим опор­ным документом при составлении оперативного плана на конкрет­ный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обус­ловливает меру профессионального удовлетворения, составляя ча­стицу общего «проживания счастья» (Н.Е.Щуркова).

«Надо признать, что работа сегодняшнего классного руково­дителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обу­чения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний "беспрограммного профессионала", сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионально­го самочувствия. Бессодержательность воспитания легко просле­живается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-при-родные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старин­ные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая де­тей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания»[16].

Программа воспитания — это содержание деятельности класс­ного руководителя, учителей, родителей и самих учащихся, направ­ленной на решение каждой по достижению общей воспитательной цели, которая наполняется совокупностью поэтапно решаемых педагогических задач. В условиях, когда педагогические задачи фор­мулируются на основе данных педагогической диагностики, для каждого класса эта программа воспитания строго индивидуальна и уникальна, хотя значительная ее часть реализуется в масштабе школы. Тем не менее классный руководитель индивидуализирует общую программу школьного воспитания и, индивидуализируя школьное воспитание, прослеживает становление личности школьника, спо­собствуя наилучшему развитию отдельной личности.

Программа вооружает педагога конкретным содержанием воспи­тательной работы именно для данного класса при конкретных об­стоятельствах. Этот ее вариант рассчитан на один год работы с деть­ми, их родителями и учителями, работающими с этим классом. Ког­да определены задачи воспитания и создана программа воспитания, классный руководитель целенаправленно приступает к составлению «Оперативного плана воспитательной работы с классом».

Особенностью такого плана является наглядность и возмож­ность контроля за ходом исполнения его составляющих со сторо­ны всех участников учебно-воспитательного процесса — учащих­ся, их родителей, учителей-предметников и самого классного ру­ководителя.

План выполняется на листе плотной ватманской бумаги (размер А1) и состоит из центральной и периферийных частей (рис. 10). В ней отражены следующие диагностические данные.

1. Уровень развития социальных качеств учащихся в виде гра­фической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года.

2. Уровень физического развития учащихся также в виде кри­вой, построенной на основе суммарных показателей за предше­ствующие два года.

3. Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает зани­маться.

4. Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, на­бравших наибольшее количество положительных выборов (см. с. 192 и рис. 9), во втором круге — «предпочитаемых», в третьем — «пре-небрегаемых», в четвертом — «изолированных».

5. В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С + 0,35). Слева одна над другой помещены две таблицы. В верхней из них дан пронумерованный список учащихся класса (в центральной части вместо фамилий и имен школьников фигурируют порядко­вые номера из этого списка) и напротив каждого школьника за­писано общественное поручение, которое выполняет именно он. Ниже и также слева от центральной части помещается табли­ца, в которой отражены коллективные творческие дела (КТД) актива учащихся класса (РА) — общие классные мероприятия, либо уже запланированные на четверть, полугодие, либо вноси­мые в эту таблицу и в календарный план по мере возникновения идей их проведения.

С правой стороны от центральной части расположены еще две таблицы. Верхняя из них отражает планируемые составляющие ра­боты учителя (РУ), нижняя — мероприятия, организуемые и про­водимые по инициативе и с участием родителей школьников (РР).

Все пространство внизу листа — под таблицами слева и спра­ва, а также под центральной частью — отведено для календарного плана внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учи­телями (РУ), активом учащихся (РА) и родителями школьников (РР). Для наглядности все нижнее пространство разделено на де­сять вертикальных участков, соответствующих месяцам учебного года (сентябрь — июнь). Внутри каждого месяца вертикальный стол­бик разделен на пять горизонтальных линий в соответствии с не­делями месяца. В запланированном для конкретного мероприятия месте (месяц, неделя) проставляется условное обозначение испол­нителей (учитель — РУ, актив учащихся — РА, родители — РР) и через тире — порядковый номер, указывающий, о какой работе идет речь, в соответствии с номерами этих мероприятий в боко­вых таблицах схемы.

После утверждения администрацией школы план помещается на стенде в классе, чтобы он был всегда на виду у учителей, уча­щихся и родителей.

Заполняется он постепенно, на протяжении всего учебного года. Считается нормальным, когда сначала в плане незаполненных мест больше, чем заполненных. Поэтому этот план и называется опе­ративным. По нему педагог сверяет свои замыслы и их реализа­цию, в него вносятся коррективы, когда дети, учителя и родите­ли придумывают новые дела или когда происходят события, тре­бующие обязательного в них участия.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Расскажите кратко о традиционной системе планирования воспи­тательной работы в классе.

2. Каковы основные недостатки традиционной системы планирова­ния воспитательной работы в классе.

3. Из каких блоков и вопросов состояла программа изучения классно­го коллектива в 80-е годы прошлого века?

4. Какова общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе данных педагогической диагностики?

5. Как оформляется «Оперативный план воспитательной работы в классе»?

6. Дайте сравнительную характеристику традиционных планов воспи­тательной работы в классе и планов, составленных на основе данных педагогической диагностики.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ БЕСЕД, ПРОВОДИМЫХ

С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ

СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ВАРИАНТЫ БЕСЕД ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Патриотизм

 

Обсуждаются вопросы:

1. Любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам, зеленым насаждениям, животным, птицам.

2. Участие в благоустройстве, озеленении двора школы, своего

двора, улицы.

Оборудование: грампластинка с записью песни В. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?», репро­дукции с картин русских художников: А.Куинджи «Березовая роща», И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» и др.

 

Ход беседы

 

Работа начинается с прослушивания песни «С чего начинается Родина?». У детей спрашивают, понравилась ли им эта песня и почему? Учитель обращается к школьникам:

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, т.е. о любви к своей Родине.

Равнины России, ее горы, реки, снега Севера, наш язык, наш образ жизни, наша культура, наша история, флаг над кораблем, радиопозывные Москвы — не перечислишь всего того, что стоит за словом Родина. Скажем о главном, о любви к ней. Это чувство естественно, как солнце, вода, воздух. Это чувство рождается вме­сте с нами и крепнет по мере того, как мы растем и крепнем.

Любовь рождает долг — так устроен человек. Твой долг перед Родиной — учиться.

Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для Родины. Как сможешь ты трудиться для нее, не овладев знаниями? Как защитить ее в трудный час? Как выдер­жать экзамен жизни?

Растите трудолюбивыми и сильными, мужественными и доб­рыми. Вы должны расти такими, потому что именно от вас зави­сит завтрашний день страны.

Послушайте рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество».

«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное; а матерью — по­тому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими вода­ми, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших госу­дарств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Ро­дина».

 

Любовь к Родине особенно проявляется в трудное время, во время войны. Послушайте рассказ А. Махнача о защитниках Брест­ской крепости.

 

Дети бессмертного гарнизона

 

Такое выпало мне в жизни: я видел подвиг детей Брестской крепо­сти... Мы, офицеры, старались оберегать их. Держать в укрытии, подаль­ше от огня. Поручали ухаживать за ранеными, набивать патроны. Но на­ступали особенно трудные минуты, и они сами шли туда, где хоть чем-нибудь могли помочь.

...Коля Новиков, Петя Котельников, Володя Козьмин, Володя Из­майлов и другие воспитанники полка часто добирались к Бугу и Муховцу. Они доставляли воду для станковых пулеметов, маленьких детей, ра­неных воинов. Это был большой подвиг, потому что все берега реки и ее притоки враг держал под сильным прицельным огнем.

Ребята ходили в разведку. Однажды нашли в крепости уцелевший склад боеприпасов. Наши бойцы из-под руин достали винтовки, грана­ты, патроны.

Вместе со взрослыми воинами в штыковые атаки ходил и сын полка Петя Васильев. Однажды во время боя смертельно ранило нашего пуле­метчика. Петя заменил его. Он оставался последним защитником здания клуба и до последнего бил захватчиков. В этом бою юный патриот погиб смертью героя. «Родным в Сталинград передайте...» — были его послед­ние слова.

В крепости пионерка Валя Зенкина встретила свою школьную под­ругу Нюру Кижеватову — дочь начальника 9-й погранзаставы лейте­нанта Андрея Митрофановича Кижеватова. Девочки ухаживали за ране­ными, собирали на поле боя патроны, гранаты, оружие. А когда увидели, что в крепость пробрались гитлеровцы с ручными пулеметами, то взя­лись за винтовки. Девочки не подпускали врага к подвалам и не давали возможности сжигать наших раненых, детей и женщин, которые там находились.

Позже Валя была в партизанском отряде, помогала народным мсти­телям. За участие в обороне Брестской крепости пионерку Валю Зенкину наградили орденом Красной Звезды. Именем Валиной подруги Нюры Кижеватовой назвали теплоход.

 

После чтения рассказа дети отвечают на вопросы:

1. Как ребята помогали защитникам Брестской крепости?

2. Назовите запомнившиеся вам имена и фамилии ребят-ге­роев.

Но любить Родину надо не только во время войны. Что значит сейчас любить Родину? Это беречь ее природу, украшать ее. По­смотрите на чудесную природу нашего края — могучая река Вол­га, наши великолепные леса, бескрайние равнины. С малых лет и до самой смерти человек любит все это. Вспомните прекрасные стихи русских писателей о природе родного края:

 

«Под голубыми небесами...»
А. С. Пушкин  
«Здравствуй, гостья зима!...»
И. Никитин  
«Заколдован невидимкой...»
С. Есенин  
«Чернеет лес, теплом разбуженный...»
С. Маршак

 

 

Ребята, история нашей Родины неразрывно связана с судьба­ми людей, с жизнью ваших дедушек и бабушек. Что вы знаете о жизни своих дедушек и бабушек? Каждый культурный человек должен знать родословную своей семьи. Вы должны запомнить фамилию, имя, отчество дедушки и бабушки, знать, чем они за­нимались, кем работали, где учились, что любили. Очень хорошо все это записать и передать потом эти сведения своим детям. Та­ким образом, в вашей семье появится своя родословная. Так при­нято во всех цивилизованных странах мира.

Свою беседу мы закончим стихами замечательного русского поэта В.А.Жуковского, которые мы недавно учили:

 

Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки. Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?

 

Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине:

 

Тот герой, кто за Родину горой. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Своя земля и в горести мила. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 

 

Товарищество

 

Цель: добиться того, чтобы дети понимали значение слов то­варищ, товарищество.

 

Ход беседы

 

Вопросы к классу:

— Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с дру­гими никто не любит играть? Подумайте и ответьте, почему это происходит?

А сейчасзадумайтесь над стихотворением С.Маршака «Дру­зья-товарищи». Что думал каждый из вас, когда слушал это сти­хотворение?

Кто из вас может рассказать нам о своем товарище или подру­ге? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет мастерить? Чем он тебе нравится?

Чтение рассказа Е. Пермяка «На уроке труда».

Затем обсуждают его содержание, отвечают на вопросы учите­ля: «Правильно ли поступила Наташа?», «Чем, по-вашему, мо­жет кончиться этот случай?»

Все ребята думают по-разному. Одни всегда любят командо­вать, другие быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Подумайте, дружно ли вы играе­те с ребятами? А как надо играть, чтобы было весело, интересно? Послушайте рассказ Е. Пермяка и вы узнаете, что может случить­ся с теми, кто не умеет дружить. (Чтение рассказа.)

 

Самое страшное

 

«Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрос­лым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке гру­бил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Остави­ли его— и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки — даже самые добрые — тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелены­ми глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаза не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только быва­ет на свете: Вова остался один! Один-одинешенек!»

 

— Давайте обсудим, почему Вова гордился собой, своим пове­дением. Хорошо ли, когда все тебя боятся?

В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры. Чтение рассказа Н. Калининой «Два товарища».

— А как ты миришься со своими друзьями? Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами?

Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разно­му думают, кого можно назвать ябедой.

Чтение стихотворения А. Барто «Сонечка» и рассказ «Ябеда» (придуманного учительницей).

— Подумайте, кто из них настоящая ябеда?

А теперь давайте запомним правила товарищества:

Помогай товарищу; если умеешь что-то делать — научи его; помоги ему чем можешь, если он попал в беду.

Поделись с товарищем игрушками, книгами, играй с товари­щами так, чтобы не брать себе все лучшее.

Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей ска­зать ему, что он не прав.

Не ссорься с товарищами, работай и играй с ними дружно; не зазнавайся; не завидуй товарищам; если поступил плохо, то не стесняйся сказать об этом.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Волшебные слова

 

Цель: привести в систему уже имеющиеся у детей представле­ния о таких понятиях, как вежливость и уважение к старшим, и дополнить их.

 

Ход беседы

 

Учитель должен внимательно наблюдать за детьми: кто из них употребляет в общении со взрослыми, товарищами вежливые сло­ва, а кто проявляет невежливость. Начав беседу словами: «Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят вежливые «волшебные» слова», учитель напоминает им или читает рассказ В.Осеевой «Волшеб­ное слово».

Затем дается рассказ-загадка, в котором пропущена ключевая фраза, и ее следует добавить:

«Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. От старости он согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шел мальчик, который толкнул его. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?»

Дети дают разные ответы — правильные и неправильные. Учи­тель делает вывод: «Если ты задел или толкнул кого-то нечаянно, то извинись».

Затем учитель показывает, как надо обращаться к нему, если он занят разговором. Для закрепления проводится игра, в которой дети хором вставляют «волшебные» слова. Произносится, напри­мер, такой текст:

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла жен­щина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь (дети хором: пожалуйста!)» Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Вову (дети хором): «Спасибо». Вдруг трамвай неожиданно оста­новился — Вова чуть не упал и толкнул мужчину, который хо­тел рассердиться, но Вова сразу же сказал (дети хором): «Изви­ните, пожалуйста!»

Текст рассказа может быть любым, но связанным с обстанов­кой, хорошо знакомой детям.

Учитель задает вопрос: «А нет ли среди вас таких, кто дразнит товарищей, дает им обидные прозвища?» и вместе с детьми дела­ет вывод: вежливый человек так не поступает.

Затем читаются и разбираются стихи С. Маршака «Ежели вы вежливы», А.Барто «Любочка», рассказ С.Михалкова «Зеркало».

Заканчивается беседа правилами вежливости:

Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

Старым, больным и усталым уступай место в общественном транспорте, на уличной скамейке. Делай это не напоказ, не жди, когда тебя попросят уступить место.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И дела{ это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

Никуда и никогда не опаздывай. Всегда приходи в назначен­ный час, береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пойдешь, когда вернешься. И уж не опаздывай.

Никогда не капризничай. Твой каприз может испортить настро­ение другим, причинить им беспокойство.

 

Дисциплина в школе

 

Цель: вспомнить и закрепить те правила поведения в школе, которые дети уже знают.

 

Ход беседы

 

Учитель вместе с детьми вспоминает, какие правила поведе­ния в классе они знают и научились хорошо их выполнять:

1. Как здороваться с учителем, товарищами и взрослыми, ко­торые входят в класс.

2. Какими надо приходить в класс — форма, прическа, школь­ные вещи. Все ли приходят в класс без опоздания.

3. Как надо сидеть за партой на уроке, готовиться к урокам. Между группами детей проводится соревнование: в умении

быстро и тихо подготовиться к уроку, собраться домой, акку­ратно уложить свои вещи в сумку. Это делается по сигналу учите­ля. Каждому победителю следует дать награду — цветные бумаж­ные фигурки. Тот, у когоих окажется к концу занятия больше, получит приз.

Можно сыграть с детьми и в «разведчика». По условиям этой игры кто-нибудь из детей водит, ему завязывают глаза. Затем учи­тель показывает указкой на кого-нибудь из сидящих. Тот тихо встает за партой. Водящий должен определить, в каком ряду встал уче­ник. Если «разведчик» отгадал, ряд получает «минус», если нет — «плюс». Ученик, хорошо отгадывающий, и те, кто бесшумно встает, считаются «хорошими разведчиками».

Затем дети хором читают стихотворение С. Маршака «Школь­нику на память»:

 

Парта — это не кровать, И нельзя на ней лежать. ы сиди за партой стройно И веди себя достойно.   Учитель спросит — надо встать, Когда он сесть позволит — сядь, Ответить хочешь — не шуми, А только руку подними.

 

Затем учитель ставит вопрос о том, все ли школьники научи­лись точно приходить на урок. Нет ли среди них вот таких: дети показывают сценку «Ку-ку» А. Барто.

Поведение на перемене можно обсудить, иллюстрируя его сти­хотворением Б.Заходера «Перемена». Учитель спрашивает: «Кто узнал себя, послушав это стихотворение?» Затем можно обсу­дить вопрос о том, в каком состоянии содержатся парты. Каж­дый осматривает свою парту. Ребята сами, по ролям, читают басню М.Ильина:

 

Из Парты капнула слеза — Смолистая, густая... Тут к Парте Глобус проявил участье: — О чем ты плачешь, дорогая? А ну-ка вытри поскорей глаза Да расскажи мне про свое несчастье... И Парта скрипнула в ответ: — Не мил мне белый свет! Боюсь, совсем пойду на слом, На большее не хватит сил. Две буквы Витя изучил И обе вырезал на мне ножом. Ведь он меня изрежет в год, Пока алфавит весь пройдет... Мораль из басни вы, Подумав, сами выводите! Она относится, увы, Не к одному лишь Вите.

 

Доброта и отзывчивость

 

Основные темы:

1. Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить «волшебные» слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым.

2. Усвой истину: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Оборудование: на доске висит плакат «Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему че­ловечеству».

 

Ход беседы

 

Учитель обращается к детям:

— Сегодня нас ждет необычный транспорт — ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисован­ный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме.

Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только ска­зать: «Ковер-самолет, возьми нас в полет!» (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рас­саживаются по местам.)

Входит Мудрая Книга:

— Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегод­ня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он «Самое страшное». (Читает рассказ на с. 220).

Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на во­просы по содержанию рассказа: «Был ли Вова на самом деле храб­рым, смелым мальчиком?», «Почему Вова остался один на све­те?», «Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, раз­говаривала бабушка?»

Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод):

 

Понять и исполнить Желанье другого — Одно удовольствие, Честное слово!  

 

 

Продолжая тему, учитель говорит:

— Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы долж­ны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивы­ми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, чест­ность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

Исполняется песенка «Улыбка» (слова М. Пляцковского, му­зыка В. Шаинского).

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки таки­ми, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родите­лям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полез­ными людям.

«За добро добром платят», «Доброе братство лучше богатства»

(написано на доске).

Дети читают стихотворение Л.Татьяничевой:

 

Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряются Все земные дела. Может, вырастил деревце На земле Кулунда?   Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошо самому.  

 

 

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. Доб­рый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А лю­бовь и помощь согревают, как солнце.

Добрый человек никогда один не останется. У него всегда мно­го друзей.

Мудрая Книга:

— Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-са­молет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути!

Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе

читают стихи.

Если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.185 с.)