Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы в классе на основе педагогической диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации любого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися. План служит основным средством управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования. Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель — как общее понятие — это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, соответствующего потребностям и возможностям организации; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого). Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели — как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и заставляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием. Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого результата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и создание условий, необходимых и достаточных для их достижения. Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия на направлении «главного удара», не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы. Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие коррективы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности. В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников. Общепринято, что ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всестороннего и гармоничного развития личности. В разные исторические эпохи в эти понятия вкладывали разное содержание. В условиях сегодняшнего уровня развития общества это содержание определяется теми общественными отношениями, в которые вступает молодой человек после окончания школы. Тщательно проанализировав эти общественные отношения, можно заключить, что всестороннее формирование личности предполагает развитие: • творческих способностей и дарований личности; • личности как работника, производителя материальных и духовных благ; • личности как общественного деятеля; • нравственной и культурной личности; • личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей; • правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей. В этом определении мы специально опускаем физическое развитие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне могут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие — чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозначению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармоничное развитие личности. Исходя из сформулированного общего определения цели воспитания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степени эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагностические карты несут информацию, которая необходима в планировании воспитательной работы в классе. Анализируя содержание диагностической карты общего физического развития учащихся, можно четко и конкретно определить задачи по физическому воспитанию; диагностической карты развития социальных качеств учащихся — задачи нравственного и эстетического развития; диагностических профориентационных карт каждого школьника — профориентационные задачи и задачи по развитию творческих сил и способностей каждого из них; диагностических данных воспитательной возможности классного коллектива — задачи формирования и развития данного коллектива; диагностической карты воспитательного потенциала семей учащихся — задачи по работе с родителями и, наконец, диагностические данные общего состояния учебного процесса в классе — задачи по совершенствованию учебной деятельности. Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе перспективного развития педагогического процесса как стратегические (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, постоянные). По результатам анализа диагностических данных и сформулированных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспитания учащихся своего класса, которая является важнейшим опорным документом при составлении оперативного плана на конкретный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обусловливает меру профессионального удовлетворения, составляя частицу общего «проживания счастья» (Н.Е.Щуркова). «Надо признать, что работа сегодняшнего классного руководителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обучения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний "беспрограммного профессионала", сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионального самочувствия. Бессодержательность воспитания легко прослеживается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-при-родные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старинные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая детей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания»[16]. Программа воспитания — это содержание деятельности классного руководителя, учителей, родителей и самих учащихся, направленной на решение каждой по достижению общей воспитательной цели, которая наполняется совокупностью поэтапно решаемых педагогических задач. В условиях, когда педагогические задачи формулируются на основе данных педагогической диагностики, для каждого класса эта программа воспитания строго индивидуальна и уникальна, хотя значительная ее часть реализуется в масштабе школы. Тем не менее классный руководитель индивидуализирует общую программу школьного воспитания и, индивидуализируя школьное воспитание, прослеживает становление личности школьника, способствуя наилучшему развитию отдельной личности. Программа вооружает педагога конкретным содержанием воспитательной работы именно для данного класса при конкретных обстоятельствах. Этот ее вариант рассчитан на один год работы с детьми, их родителями и учителями, работающими с этим классом. Когда определены задачи воспитания и создана программа воспитания, классный руководитель целенаправленно приступает к составлению «Оперативного плана воспитательной работы с классом». Особенностью такого плана является наглядность и возможность контроля за ходом исполнения его составляющих со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса — учащихся, их родителей, учителей-предметников и самого классного руководителя. План выполняется на листе плотной ватманской бумаги (размер А1) и состоит из центральной и периферийных частей (рис. 10). В ней отражены следующие диагностические данные. 1. Уровень развития социальных качеств учащихся в виде графической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года. 2. Уровень физического развития учащихся также в виде кривой, построенной на основе суммарных показателей за предшествующие два года. 3. Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает заниматься. 4. Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, набравших наибольшее количество положительных выборов (см. с. 192 и рис. 9), во втором круге — «предпочитаемых», в третьем — «пре-небрегаемых», в четвертом — «изолированных». 5. В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С + 0,35). Слева одна над другой помещены две таблицы. В верхней из них дан пронумерованный список учащихся класса (в центральной части вместо фамилий и имен школьников фигурируют порядковые номера из этого списка) и напротив каждого школьника записано общественное поручение, которое выполняет именно он. Ниже и также слева от центральной части помещается таблица, в которой отражены коллективные творческие дела (КТД) актива учащихся класса (РА) — общие классные мероприятия, либо уже запланированные на четверть, полугодие, либо вносимые в эту таблицу и в календарный план по мере возникновения идей их проведения. С правой стороны от центральной части расположены еще две таблицы. Верхняя из них отражает планируемые составляющие работы учителя (РУ), нижняя — мероприятия, организуемые и проводимые по инициативе и с участием родителей школьников (РР). Все пространство внизу листа — под таблицами слева и справа, а также под центральной частью — отведено для календарного плана внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учителями (РУ), активом учащихся (РА) и родителями школьников (РР). Для наглядности все нижнее пространство разделено на десять вертикальных участков, соответствующих месяцам учебного года (сентябрь — июнь). Внутри каждого месяца вертикальный столбик разделен на пять горизонтальных линий в соответствии с неделями месяца. В запланированном для конкретного мероприятия месте (месяц, неделя) проставляется условное обозначение исполнителей (учитель — РУ, актив учащихся — РА, родители — РР) и через тире — порядковый номер, указывающий, о какой работе идет речь, в соответствии с номерами этих мероприятий в боковых таблицах схемы. После утверждения администрацией школы план помещается на стенде в классе, чтобы он был всегда на виду у учителей, учащихся и родителей. Заполняется он постепенно, на протяжении всего учебного года. Считается нормальным, когда сначала в плане незаполненных мест больше, чем заполненных. Поэтому этот план и называется оперативным. По нему педагог сверяет свои замыслы и их реализацию, в него вносятся коррективы, когда дети, учителя и родители придумывают новые дела или когда происходят события, требующие обязательного в них участия.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Расскажите кратко о традиционной системе планирования воспитательной работы в классе. 2. Каковы основные недостатки традиционной системы планирования воспитательной работы в классе. 3. Из каких блоков и вопросов состояла программа изучения классного коллектива в 80-е годы прошлого века? 4. Какова общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе данных педагогической диагностики? 5. Как оформляется «Оперативный план воспитательной работы в классе»? 6. Дайте сравнительную характеристику традиционных планов воспитательной работы в классе и планов, составленных на основе данных педагогической диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ БЕСЕД, ПРОВОДИМЫХ С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВАРИАНТЫ БЕСЕД ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Патриотизм
Обсуждаются вопросы: 1. Любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам, зеленым насаждениям, животным, птицам. 2. Участие в благоустройстве, озеленении двора школы, своего двора, улицы. Оборудование: грампластинка с записью песни В. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?», репродукции с картин русских художников: А.Куинджи «Березовая роща», И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» и др.
Ход беседы
Работа начинается с прослушивания песни «С чего начинается Родина?». У детей спрашивают, понравилась ли им эта песня и почему? Учитель обращается к школьникам: — Ребята, сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, т.е. о любви к своей Родине. Равнины России, ее горы, реки, снега Севера, наш язык, наш образ жизни, наша культура, наша история, флаг над кораблем, радиопозывные Москвы — не перечислишь всего того, что стоит за словом Родина. Скажем о главном, о любви к ней. Это чувство естественно, как солнце, вода, воздух. Это чувство рождается вместе с нами и крепнет по мере того, как мы растем и крепнем. Любовь рождает долг — так устроен человек. Твой долг перед Родиной — учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для Родины. Как сможешь ты трудиться для нее, не овладев знаниями? Как защитить ее в трудный час? Как выдержать экзамен жизни? Растите трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Вы должны расти такими, потому что именно от вас зависит завтрашний день страны. Послушайте рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество». «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».
Любовь к Родине особенно проявляется в трудное время, во время войны. Послушайте рассказ А. Махнача о защитниках Брестской крепости.
Дети бессмертного гарнизона
Такое выпало мне в жизни: я видел подвиг детей Брестской крепости... Мы, офицеры, старались оберегать их. Держать в укрытии, подальше от огня. Поручали ухаживать за ранеными, набивать патроны. Но наступали особенно трудные минуты, и они сами шли туда, где хоть чем-нибудь могли помочь. ...Коля Новиков, Петя Котельников, Володя Козьмин, Володя Измайлов и другие воспитанники полка часто добирались к Бугу и Муховцу. Они доставляли воду для станковых пулеметов, маленьких детей, раненых воинов. Это был большой подвиг, потому что все берега реки и ее притоки враг держал под сильным прицельным огнем. Ребята ходили в разведку. Однажды нашли в крепости уцелевший склад боеприпасов. Наши бойцы из-под руин достали винтовки, гранаты, патроны. Вместе со взрослыми воинами в штыковые атаки ходил и сын полка Петя Васильев. Однажды во время боя смертельно ранило нашего пулеметчика. Петя заменил его. Он оставался последним защитником здания клуба и до последнего бил захватчиков. В этом бою юный патриот погиб смертью героя. «Родным в Сталинград передайте...» — были его последние слова. В крепости пионерка Валя Зенкина встретила свою школьную подругу Нюру Кижеватову — дочь начальника 9-й погранзаставы лейтенанта Андрея Митрофановича Кижеватова. Девочки ухаживали за ранеными, собирали на поле боя патроны, гранаты, оружие. А когда увидели, что в крепость пробрались гитлеровцы с ручными пулеметами, то взялись за винтовки. Девочки не подпускали врага к подвалам и не давали возможности сжигать наших раненых, детей и женщин, которые там находились. Позже Валя была в партизанском отряде, помогала народным мстителям. За участие в обороне Брестской крепости пионерку Валю Зенкину наградили орденом Красной Звезды. Именем Валиной подруги Нюры Кижеватовой назвали теплоход.
После чтения рассказа дети отвечают на вопросы: 1. Как ребята помогали защитникам Брестской крепости? 2. Назовите запомнившиеся вам имена и фамилии ребят-героев. Но любить Родину надо не только во время войны. Что значит сейчас любить Родину? Это беречь ее природу, украшать ее. Посмотрите на чудесную природу нашего края — могучая река Волга, наши великолепные леса, бескрайние равнины. С малых лет и до самой смерти человек любит все это. Вспомните прекрасные стихи русских писателей о природе родного края:
Ребята, история нашей Родины неразрывно связана с судьбами людей, с жизнью ваших дедушек и бабушек. Что вы знаете о жизни своих дедушек и бабушек? Каждый культурный человек должен знать родословную своей семьи. Вы должны запомнить фамилию, имя, отчество дедушки и бабушки, знать, чем они занимались, кем работали, где учились, что любили. Очень хорошо все это записать и передать потом эти сведения своим детям. Таким образом, в вашей семье появится своя родословная. Так принято во всех цивилизованных странах мира. Свою беседу мы закончим стихами замечательного русского поэта В.А.Жуковского, которые мы недавно учили:
Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине:
Товарищество
Цель: добиться того, чтобы дети понимали значение слов товарищ, товарищество.
Ход беседы
Вопросы к классу: — Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте и ответьте, почему это происходит? А сейчасзадумайтесь над стихотворением С.Маршака «Друзья-товарищи». Что думал каждый из вас, когда слушал это стихотворение? Кто из вас может рассказать нам о своем товарище или подруге? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет мастерить? Чем он тебе нравится? Чтение рассказа Е. Пермяка «На уроке труда». Затем обсуждают его содержание, отвечают на вопросы учителя: «Правильно ли поступила Наташа?», «Чем, по-вашему, может кончиться этот случай?» Все ребята думают по-разному. Одни всегда любят командовать, другие быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Подумайте, дружно ли вы играете с ребятами? А как надо играть, чтобы было весело, интересно? Послушайте рассказ Е. Пермяка и вы узнаете, что может случиться с теми, кто не умеет дружить. (Чтение рассказа.)
Самое страшное
«Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его— и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки — даже самые добрые — тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаза не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один! Один-одинешенек!»
— Давайте обсудим, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, когда все тебя боятся? В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры. Чтение рассказа Н. Калининой «Два товарища». — А как ты миришься со своими друзьями? Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами? Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой. Чтение стихотворения А. Барто «Сонечка» и рассказ «Ябеда» (придуманного учительницей). — Подумайте, кто из них настоящая ябеда? А теперь давайте запомним правила товарищества: Помогай товарищу; если умеешь что-то делать — научи его; помоги ему чем можешь, если он попал в беду. Поделись с товарищем игрушками, книгами, играй с товарищами так, чтобы не брать себе все лучшее. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать ему, что он не прав. Не ссорься с товарищами, работай и играй с ними дружно; не зазнавайся; не завидуй товарищам; если поступил плохо, то не стесняйся сказать об этом. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Волшебные слова
Цель: привести в систему уже имеющиеся у детей представления о таких понятиях, как вежливость и уважение к старшим, и дополнить их.
Ход беседы
Учитель должен внимательно наблюдать за детьми: кто из них употребляет в общении со взрослыми, товарищами вежливые слова, а кто проявляет невежливость. Начав беседу словами: «Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят вежливые «волшебные» слова», учитель напоминает им или читает рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Затем дается рассказ-загадка, в котором пропущена ключевая фраза, и ее следует добавить: «Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. От старости он согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шел мальчик, который толкнул его. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?» Дети дают разные ответы — правильные и неправильные. Учитель делает вывод: «Если ты задел или толкнул кого-то нечаянно, то извинись». Затем учитель показывает, как надо обращаться к нему, если он занят разговором. Для закрепления проводится игра, в которой дети хором вставляют «волшебные» слова. Произносится, например, такой текст: «Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь (дети хором: пожалуйста!)» Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Вову (дети хором): «Спасибо». Вдруг трамвай неожиданно остановился — Вова чуть не упал и толкнул мужчину, который хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал (дети хором): «Извините, пожалуйста!» Текст рассказа может быть любым, но связанным с обстановкой, хорошо знакомой детям. Учитель задает вопрос: «А нет ли среди вас таких, кто дразнит товарищей, дает им обидные прозвища?» и вместе с детьми делает вывод: вежливый человек так не поступает. Затем читаются и разбираются стихи С. Маршака «Ежели вы вежливы», А.Барто «Любочка», рассказ С.Михалкова «Зеркало». Заканчивается беседа правилами вежливости: Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться. Старым, больным и усталым уступай место в общественном транспорте, на уличной скамейке. Делай это не напоказ, не жди, когда тебя попросят уступить место. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И дела{ это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Никуда и никогда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, береги время других людей. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пойдешь, когда вернешься. И уж не опаздывай. Никогда не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Дисциплина в школе
Цель: вспомнить и закрепить те правила поведения в школе, которые дети уже знают.
Ход беседы
Учитель вместе с детьми вспоминает, какие правила поведения в классе они знают и научились хорошо их выполнять: 1. Как здороваться с учителем, товарищами и взрослыми, которые входят в класс. 2. Какими надо приходить в класс — форма, прическа, школьные вещи. Все ли приходят в класс без опоздания. 3. Как надо сидеть за партой на уроке, готовиться к урокам. Между группами детей проводится соревнование: в умении быстро и тихо подготовиться к уроку, собраться домой, аккуратно уложить свои вещи в сумку. Это делается по сигналу учителя. Каждому победителю следует дать награду — цветные бумажные фигурки. Тот, у когоих окажется к концу занятия больше, получит приз. Можно сыграть с детьми и в «разведчика». По условиям этой игры кто-нибудь из детей водит, ему завязывают глаза. Затем учитель показывает указкой на кого-нибудь из сидящих. Тот тихо встает за партой. Водящий должен определить, в каком ряду встал ученик. Если «разведчик» отгадал, ряд получает «минус», если нет — «плюс». Ученик, хорошо отгадывающий, и те, кто бесшумно встает, считаются «хорошими разведчиками». Затем дети хором читают стихотворение С. Маршака «Школьнику на память»:
Затем учитель ставит вопрос о том, все ли школьники научились точно приходить на урок. Нет ли среди них вот таких: дети показывают сценку «Ку-ку» А. Барто. Поведение на перемене можно обсудить, иллюстрируя его стихотворением Б.Заходера «Перемена». Учитель спрашивает: «Кто узнал себя, послушав это стихотворение?» Затем можно обсудить вопрос о том, в каком состоянии содержатся парты. Каждый осматривает свою парту. Ребята сами, по ролям, читают басню М.Ильина:
Доброта и отзывчивость
Основные темы: 1. Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить «волшебные» слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым. 2. Усвой истину: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Оборудование: на доске висит плакат «Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».
Ход беседы
Учитель обращается к детям: — Сегодня нас ждет необычный транспорт — ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме. Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: «Ковер-самолет, возьми нас в полет!» (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.) Входит Мудрая Книга: — Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он «Самое страшное». (Читает рассказ на с. 220). Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: «Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?», «Почему Вова остался один на свете?», «Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?» Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод):
Продолжая тему, учитель говорит: — Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Исполняется песенка «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. «За добро добром платят», «Доброе братство лучше богатства» (написано на доске). Дети читают стихотворение Л.Татьяничевой:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце. Добрый человек никогда один не останется. У него всегда много друзей. Мудрая Книга: — Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-самолет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути! Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе читают стихи. Если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.016 с.) |