Тест «Размышляем о жизненном опыте» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Размышляем о жизненном опыте»



1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? — а) Обойду, не потревожив; б) Отодвину и пройду; в) Смот­ря, какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? — а) Ничего, какое мне дело? б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятель­ства; в) Подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете? — а) Пройду мимо: я тороплюсь в шко­лу; б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) Позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.

4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? — а) Предложу свою помощь; б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) Если попросят, я, конеч­но, помогу.

5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: — а) Сочув­ствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) Предлагаю уступить половину; в) Не знаю, все зависит от на­строения.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знако­мых. Что вы сделаете? — а) Очень сержусь и ругаю обидчи­ка последними словами; б) Ничего: жизнь вообще неспра­ведлива; в) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? — а) Они мои, раз я их нашел; б) Завтра спро­шу, кто потерял; в) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? — а) На шпар­галки, конечно, экзамен — это лотерея; б) На усталость экзаменатора; в) На свои знания.

9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? — а) Найду что-нибудь рядом с домом; б) Поищу высоко­оплачиваемую работу; в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? — а) По нашей стране; б) По экзотическим странам; в) По одной из ведущих капиталистических стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете? — а) Поболтаюсь немно­го, потом видно будет; б) Уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) Присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.

12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? — а) Соглашусь с благодарностью; б) Сна­чала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) От­кажусь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочет­ся. Что происходит дальше? — а) Забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) Выполняю, конечно; в) Увили­ваю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвест­ном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом? — а) Да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) Не знаю, как придется; в) Зачем говорить, каждый знает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для кол­лектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: — а) Поднимаю руку и сообщаю о своем жела­нии; б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы со­глашаться.

16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? — а) Еду на дачу, согласно плану; б) Не еду, остаюсь, конечно; в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? — а) Бездомный щенок; б) Взрослый пес с известными вам повадками; в) Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? — а) Напоминаю о праве на отдых; б) Делаю, раз надо; в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? — а) Отвечаю тем же; б) Не замечаю, это не имеет значения; в) Разрываю связь с собеседником.

20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? — а) Играю, конечно; б) Разумеется, не играю; в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? — а) Сам приготовлю все блюда; б) Закуплю полуфабрикаты в «Кулинарии»; в) Приглашу гостей только на кофе.

22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение? — а) Бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) Обеспокоен, строю планы самообразования; в) Буду ожидать новых сообще­ний.

23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? — а) Ужасно завидую, мне неудобно; б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) Я, как все, аплоди­рую.

24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? — а) Отдаю — жизнь дороже; б) Постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) Не отдаю подарок.

25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? — а) О новогодних подарках; б) О каникулах и свободе; в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в вашей жизни? — а) Она мне нужна для танцев; б) Она доставляет мне духовное наслаждение; в) Она мне просто не нужна.

27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали? — а) Снятся родные места; б) Хорошо себя чув­ствую, лучше, чем дома; в) Не знаю, надолго не уезжал.

28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Ново­сти»? — а) Нет, если мои дела идут хорошо; б) Да, и довольно часто в настоящее время; в) Не замечал. 29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? — а) Отберу интересные и принесу; б) У меня нет ненужных мне книг; в) Если все принесут, то и я тоже.

30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? — а) Да, безусловно, могу; б) Нет, на свете так много интересного; в) Не задумывался, надо бы посчитать.

31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? — а) У него был, конечно, свой личный интерес; б) Человеку просто повезло прославить­ся; в) Не перестаю удивляться поступку этого человека.

Анализ результатов производится таким образом.

1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.

2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопро­сы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество зна­ков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или бо­лее, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспи­танности школьника, о том, что у него сформирована ориента­ция на другого человека.

Теперь следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 54%).

3. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопро­сы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15'в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой без­нравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окру­жающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индиви­дуалистической.

Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам (предпо­ложим, мы получили цифру 16%).

4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нрав­ственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.

Суждение о нравственной направленности учащихся всего клас­са можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь класс оценивается этой направленностью. Так же выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности.

Для диагностики третьего показателя воспитательной возможности классного коллектива применяются, как мы уже указали методы социометрии.

Методика «Социометрия»

 

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии», В первом случае учащимся предлагается на листках написать фа­милии выбранных ими одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3 — 5 человек) и неопределенным (пред­лагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтении(например, в первую, во вторую и в третью очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы мо- гут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых бы ты рекомен­довал для участия в дискуссии с членами молодежных организа­ций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных свя­зей, другие — деловых.

Обработка полученных данных. На основании ре­зультатов — высказанных учащимися выборов и предпочтений — составляется матрица выбора (табл. 25): по вертикали — список класса, по горизонтали — номера, под которыми значатся фами­лии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выб­ранных данным школьником, проставляется количество выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Иглова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы, Антонова выбрала Дятлову, а Дятлова выбрала Антонову), то эти два выбора (с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся кружком (взаимный выбор).

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 9), представляющая собой четыре концентрические окружности, в ко­торые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. В пер­вый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, так называемые «социомет­рические звезды», которые имеют в 2 раза больше среднего коли­чества выборов, во второй круг — «предпочитаемых», имеющих среднее количество выборов, в третий — «пренебрегаемых» — чис­ло выборов меньше среднего, в четвертый — «изолированных» — не получивших ни одного выбора. Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, не­взаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

 

 

Таблица 25

Матрица выбора

 

Для наглядности при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цвета­ми. Номера формальных лидеров (командира, старосты и т.д.) заштриховывают.

Рис. 9

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какими основными параметрами определяется воспитательная воз­можность классного коллектива?

2. Какие методики можно применять при диагностике ценностно-ори­ентированного единства класса?

3. Как диагностируется нравственная направленность личности школь­ника и всего классного коллектива?

4. Как диагностируется социальный статус школьника в классном коллективе?

 

 

Глава 11

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.80 (0.017 с.)