Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Размышляем о жизненном опыте»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? — а) Обойду, не потревожив; б) Отодвину и пройду; в) Смотря, какое будет настроение. 2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? — а) Ничего, какое мне дело? б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно. 3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете? — а) Пройду мимо: я тороплюсь в школу; б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) Позвоню по телефону «03», остановлю прохожих. 4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? — а) Предложу свою помощь; б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) Если попросят, я, конечно, помогу. 5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: — а) Сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) Предлагаю уступить половину; в) Не знаю, все зависит от настроения. 6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что вы сделаете? — а) Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) Ничего: жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного. 7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? — а) Они мои, раз я их нашел; б) Завтра спрошу, кто потерял; в) Может быть, возьму себе. 8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? — а) На шпаргалки, конечно, экзамен — это лотерея; б) На усталость экзаменатора; в) На свои знания. 9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? — а) Найду что-нибудь рядом с домом; б) Поищу высокооплачиваемую работу; в) Хочу создавать нечто ценное на земле. 10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? — а) По нашей стране; б) По экзотическим странам; в) По одной из ведущих капиталистических стран. 11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете? — а) Поболтаюсь немного, потом видно будет; б) Уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) Присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним. 12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? — а) Соглашусь с благодарностью; б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) Откажусь решительно. 13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше? — а) Забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) Выполняю, конечно; в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить. 14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом? — а) Да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) Не знаю, как придется; в) Зачем говорить, каждый знает, что ему надо. 15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: — а) Поднимаю руку и сообщаю о своем желании; б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? — а) Еду на дачу, согласно плану; б) Не еду, остаюсь, конечно; в) Жду, что скажет мой товарищ. 17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? — а) Бездомный щенок; б) Взрослый пес с известными вам повадками; в) Дорогой щенок редкой породы. 18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? — а) Напоминаю о праве на отдых; б) Делаю, раз надо; в) Посмотрю, что скажут остальные. 19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? — а) Отвечаю тем же; б) Не замечаю, это не имеет значения; в) Разрываю связь с собеседником. 20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? — а) Играю, конечно; б) Разумеется, не играю; в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры. 21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? — а) Сам приготовлю все блюда; б) Закуплю полуфабрикаты в «Кулинарии»; в) Приглашу гостей только на кофе. 22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение? — а) Бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) Обеспокоен, строю планы самообразования; в) Буду ожидать новых сообщений. 23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? — а) Ужасно завидую, мне неудобно; б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) Я, как все, аплодирую. 24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? — а) Отдаю — жизнь дороже; б) Постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) Не отдаю подарок. 25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? — а) О новогодних подарках; б) О каникулах и свободе; в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году. 26. Какова роль музыки в вашей жизни? — а) Она мне нужна для танцев; б) Она доставляет мне духовное наслаждение; в) Она мне просто не нужна. 27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали? — а) Снятся родные места; б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) Не знаю, надолго не уезжал. 28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Новости»? — а) Нет, если мои дела идут хорошо; б) Да, и довольно часто в настоящее время; в) Не замечал. 29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? — а) Отберу интересные и принесу; б) У меня нет ненужных мне книг; в) Если все принесут, то и я тоже. 30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? — а) Да, безусловно, могу; б) Нет, на свете так много интересного; в) Не задумывался, надо бы посчитать. 31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? — а) У него был, конечно, свой личный интерес; б) Человеку просто повезло прославиться; в) Не перестаю удивляться поступку этого человека. Анализ результатов производится таким образом. 1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26. 2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31. Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека. Теперь следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 54%). 3. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15'в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической. Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 16%). 4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния. Суждение о нравственной направленности учащихся всего класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь класс оценивается этой направленностью. Так же выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности. Для диагностики третьего показателя воспитательной возможности классного коллектива применяются, как мы уже указали методы социометрии. Методика «Социометрия»
Цель: выявление межличностных отношений в классе. Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии», В первом случае учащимся предлагается на листках написать фамилии выбранных ими одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3 — 5 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтении(например, в первую, во вторую и в третью очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы мо- гут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых бы ты рекомендовал для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие — деловых. Обработка полученных данных. На основании результатов — высказанных учащимися выборов и предпочтений — составляется матрица выбора (табл. 25): по вертикали — список класса, по горизонтали — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, проставляется количество выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Иглова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы, Антонова выбрала Дятлову, а Дятлова выбрала Антонову), то эти два выбора (с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся кружком (взаимный выбор). Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 9), представляющая собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, так называемые «социометрические звезды», которые имеют в 2 раза больше среднего количества выборов, во второй круг — «предпочитаемых», имеющих среднее количество выборов, в третий — «пренебрегаемых» — число выборов меньше среднего, в четвертый — «изолированных» — не получивших ни одного выбора. Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Таблица 25 Матрица выбора
Для наглядности при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (командира, старосты и т.д.) заштриховывают.
Рис. 9 Вопросы для самоконтроля
1. Какими основными параметрами определяется воспитательная возможность классного коллектива? 2. Какие методики можно применять при диагностике ценностно-ориентированного единства класса? 3. Как диагностируется нравственная направленность личности школьника и всего классного коллектива? 4. Как диагностируется социальный статус школьника в классном коллективе?
Глава 11 ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.007 с.) |