Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ



 

Активизация работы по профессиональной диагностике вы­двигает задачи широкого использования в этих целях компьютер­ной и вычислительной техники и разработки автоматизирован­ной системы управления профориентационной работы с учащей­ся молодежью.

Материальной базой для такой работы становятся компьютер­ные классы школы.

Остановимся коротко на преимуществах, которые дает ЭВМ в профессиональной диагностике.

После выполнения испытуемым теста или его структурной части на экран дисплея выводится информация о результатах исследования. Такая форма проведения тестирования позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, предвари­тельно определить свое место (ранг) уже в ходе диагностики (окончательный результат даст статистическая обработка резуль­татов группы). Это активизирует процесс самопознания, а авто­матизированная обработка результатов освобождает исследова­теля от многочисленных расчетов. Использование компьютера дает возможность измерять различные временные интервалы — вре­мя, затраченное на выполнение всех заданий теста, групп зада­ний, на каждое задание в отдельности, интервалы между различ­ными событиями при работе с тестом, что не только трудоемко, а подчас и невозможно при традиционных методах тестирования (с использованием секундомера).

Как мощное вычислительное средство компьютер позволяет не упрощать алгоритмы вычисления оценок, результирующих показателей по причинам трудностей практической их реализа­ции. Можно вводить показатели сложности заданий, устанав­ливать нормативное время для отдельных заданий или групп

заданий.

В отличие от неавтоматизированных методов тестирования не­возможно менять последовательность решения задач или вносить исправления в ранее решенные задачи. Использование компьюте­ра максимально исключает влияние испытуемых друг на друга. Это достигается путем создания многовариантной ситуации при ис­пользовании тестов. Если в тестовых заданиях используются чис­ла, то они непосредственно генерируются, при этом отбрасыва­ются те из них, которые не удовлетворяют определенным услови­ям. Если задания другого характера — словесная, символьная информация, математические задачи, — то генерируется порядок выдачи заданий на каждом рабочем месте, т.е. задания предлага­ются всем одни и те же, а порядок их выполнения для каждого испытуемого индивидуален.

Результаты тестирования сохраняются в компьютере и могут в любое время быть распечатаны в виде таблиц, гистограмм, гра­фиков, в любой момент можно провести статистическую обра­ботку результатов исследований во временном интервале (напри­мер, за 2—5 лет) по каждому ученику.

Диагностика различных качеств и свойств личности на ЭВМ может использоваться как в индивидуальном, так и в массовом обследованиях. Важной задачей для эффективной работы по про­фессиональной диагностике является подбор материала, методик, поддающихся формализации и автоматизации. Тесты и опросни­ки, образующие блок диагностических методик, должны взаимно дополнять друг друга, обеспечивая системный подход к изучению личности.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе профессии?

2. Что вы понимаете под словами «природные задатки» ребенка и какова их роль в развитии способностей человека?

3. Какова методика диагностирования пространственного мышления школьника?

4. Какова методика диагностирования зрительной памяти?

5. Какова методика диагностирования слухоречевой памяти?

6. Какова методика диагностирования логического мышления?

7. Какова методика диагностирования словарного запаса?

8. Какова методика диагностирования математического мышления?

9. Какова методика вычислительных способностей? 10. Какова методика диагностирования глазомера?

11. Какова методика выявления профессиональной склонности?

12. Какова методика выявления профессионального интереса?

13. Как оформляется профориентационная диагностическая карт школьника?

14. Какова методика оформления диагностического заключения по данным профориентационной диагностической карты?

15. Каковы особенности профессиональной диагностики учащихся использованием ЭВМ?

 

 

Глава 10

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Понятие «воспитательная возможность» классного

Коллектива

На личность школьника оказывает достаточно сильное вос­питательное влияние классный ученический коллектив в услови­ях, когда он превращается в носителя воспитательных функций, т. е. когда приобретает большие интеллектуальные воспитательные возможности. Каковы же основные показатели воспитательной возможности классного коллектива?

Исследователи выделяют три воспитательные функции класс­ного коллектива:

организационную — ученический коллектив сам управляет сво­ей общественно полезной деятельностью;

идейно-воспитательную — ученический коллектив становится носителем идейно-нравственных убеждений;

стимулирования — коллектив способствует формированию нрав­ственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регу­лирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Организационная функция классного ученического коллек­тива проявляется прежде всего в динамике развития этого кол­лектива.

Существует несколько подходов к вычленению стадий разви­тия детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С.Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции, в развитии коллектива выделяются три этапа.

На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъяв­ление к воспитанникам педагогических требований, решитель­ных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внуша­емости.

На этапе, когда требования педагога уже поддерживаются ча­стью воспитанников (вторая стадия развития коллектива), актив учащихся предъявляет требования к товарищам и самим себе. На третьей стадии развития требования предъявляет сам коллектив.

Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятель­ности.

Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

Путь от категорического требования организатора до свобод­ного требования каждой личности к себе на фоне требований кол­лектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии дет­ского коллектива.

Таким образом, первым и главным показателем воспитатель­ной возможности коллектива является его сплоченность.

В современной психолого-педагогической литературе показа­телем сплоченности коллектива принято считать ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) членов коллектива, т.е. степень со­впадения мнений, оценок, установок и позиций школьников по отношению к объектам (цели деятельности, лица, идеи, собы­тия), наиболее значимым для коллектива в целом. Поэтому и ин­декс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всего класса объектов.

По мере укрепления классного коллектива формируются об­щественное мнение, вкусы, эстетика труда и быта, нравственные позиции. Следовательно, на более высоких стадиях развития все больше начинают проявляться две другие воспитательные функ­ции — идейно-нравственная и функция стимулирования. На выс­шей стадии коллектив чувствует свою силу, обладает значитель­ным опытом успешной организации совместной деятельности, формирует определенные моральные критерии. Поэтому вторым показателем воспитательной возможности классного коллектива может быть его нравственная направленность.

Перечисленные характеристики, т.е. показатели, дают возмож­ность установить уровень развития коллектива и представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складыва­ющихся в коллективе. Это так называемый процесс интеграции — объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним постоянно происходит другой процесс — дифференциация взаимоотношений между учениками, выделение в структуре класса «звезд», изоли­рованных, пренебрегаемых и т.д. Характеристика этого процесса также может быть показателем воспитательной возможности класс­ного коллектива.

Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода.

Таким образом, основными показателями воспитательной воз­можности классного коллектива являются: сплоченность класс­ного коллектива, его нравственная направленность и социомет­рия коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.012 с.)