Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Активизация работы по профессиональной диагностике выдвигает задачи широкого использования в этих целях компьютерной и вычислительной техники и разработки автоматизированной системы управления профориентационной работы с учащейся молодежью. Материальной базой для такой работы становятся компьютерные классы школы. Остановимся коротко на преимуществах, которые дает ЭВМ в профессиональной диагностике. После выполнения испытуемым теста или его структурной части на экран дисплея выводится информация о результатах исследования. Такая форма проведения тестирования позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, предварительно определить свое место (ранг) уже в ходе диагностики (окончательный результат даст статистическая обработка результатов группы). Это активизирует процесс самопознания, а автоматизированная обработка результатов освобождает исследователя от многочисленных расчетов. Использование компьютера дает возможность измерять различные временные интервалы — время, затраченное на выполнение всех заданий теста, групп заданий, на каждое задание в отдельности, интервалы между различными событиями при работе с тестом, что не только трудоемко, а подчас и невозможно при традиционных методах тестирования (с использованием секундомера). Как мощное вычислительное средство компьютер позволяет не упрощать алгоритмы вычисления оценок, результирующих показателей по причинам трудностей практической их реализации. Можно вводить показатели сложности заданий, устанавливать нормативное время для отдельных заданий или групп заданий. В отличие от неавтоматизированных методов тестирования невозможно менять последовательность решения задач или вносить исправления в ранее решенные задачи. Использование компьютера максимально исключает влияние испытуемых друг на друга. Это достигается путем создания многовариантной ситуации при использовании тестов. Если в тестовых заданиях используются числа, то они непосредственно генерируются, при этом отбрасываются те из них, которые не удовлетворяют определенным условиям. Если задания другого характера — словесная, символьная информация, математические задачи, — то генерируется порядок выдачи заданий на каждом рабочем месте, т.е. задания предлагаются всем одни и те же, а порядок их выполнения для каждого испытуемого индивидуален. Результаты тестирования сохраняются в компьютере и могут в любое время быть распечатаны в виде таблиц, гистограмм, графиков, в любой момент можно провести статистическую обработку результатов исследований во временном интервале (например, за 2—5 лет) по каждому ученику. Диагностика различных качеств и свойств личности на ЭВМ может использоваться как в индивидуальном, так и в массовом обследованиях. Важной задачей для эффективной работы по профессиональной диагностике является подбор материала, методик, поддающихся формализации и автоматизации. Тесты и опросники, образующие блок диагностических методик, должны взаимно дополнять друг друга, обеспечивая системный подход к изучению личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе профессии? 2. Что вы понимаете под словами «природные задатки» ребенка и какова их роль в развитии способностей человека? 3. Какова методика диагностирования пространственного мышления школьника? 4. Какова методика диагностирования зрительной памяти? 5. Какова методика диагностирования слухоречевой памяти? 6. Какова методика диагностирования логического мышления? 7. Какова методика диагностирования словарного запаса? 8. Какова методика диагностирования математического мышления? 9. Какова методика вычислительных способностей? 10. Какова методика диагностирования глазомера? 11. Какова методика выявления профессиональной склонности? 12. Какова методика выявления профессионального интереса? 13. Как оформляется профориентационная диагностическая карт школьника? 14. Какова методика оформления диагностического заключения по данным профориентационной диагностической карты? 15. Каковы особенности профессиональной диагностики учащихся использованием ЭВМ?
Глава 10 ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА Понятие «воспитательная возможность» классного Коллектива На личность школьника оказывает достаточно сильное воспитательное влияние классный ученический коллектив в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций, т. е. когда приобретает большие интеллектуальные воспитательные возможности. Каковы же основные показатели воспитательной возможности классного коллектива? Исследователи выделяют три воспитательные функции классного коллектива: организационную — ученический коллектив сам управляет своей общественно полезной деятельностью; идейно-воспитательную — ученический коллектив становится носителем идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Организационная функция классного ученического коллектива проявляется прежде всего в динамике развития этого коллектива. Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С.Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции, в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъявление к воспитанникам педагогических требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости. На этапе, когда требования педагога уже поддерживаются частью воспитанников (вторая стадия развития коллектива), актив учащихся предъявляет требования к товарищам и самим себе. На третьей стадии развития требования предъявляет сам коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения. Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Таким образом, первым и главным показателем воспитательной возможности коллектива является его сплоченность. В современной психолого-педагогической литературе показателем сплоченности коллектива принято считать ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) членов коллектива, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций школьников по отношению к объектам (цели деятельности, лица, идеи, события), наиболее значимым для коллектива в целом. Поэтому и индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всего класса объектов. По мере укрепления классного коллектива формируются общественное мнение, вкусы, эстетика труда и быта, нравственные позиции. Следовательно, на более высоких стадиях развития все больше начинают проявляться две другие воспитательные функции — идейно-нравственная и функция стимулирования. На высшей стадии коллектив чувствует свою силу, обладает значительным опытом успешной организации совместной деятельности, формирует определенные моральные критерии. Поэтому вторым показателем воспитательной возможности классного коллектива может быть его нравственная направленность. Перечисленные характеристики, т.е. показатели, дают возможность установить уровень развития коллектива и представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в коллективе. Это так называемый процесс интеграции — объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним постоянно происходит другой процесс — дифференциация взаимоотношений между учениками, выделение в структуре класса «звезд», изолированных, пренебрегаемых и т.д. Характеристика этого процесса также может быть показателем воспитательной возможности классного коллектива. Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Таким образом, основными показателями воспитательной возможности классного коллектива являются: сплоченность классного коллектива, его нравственная направленность и социометрия коллектива.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.007 с.) |