Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Четность, добросовестное отношение к труду,↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ответственность
Вопросы для обсуждения: 1. Определение понятий честность, добросовестное отношение к труду. 2. Личная ответственность каждого ученика за учебные, общественные и трудовые дела коллектива. 3. Добиваться единства слова и дела, знаний и убеждений.
Ход беседы (Доклад, подготовленный одним из учеников)
«Если человек трудится только сам для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не станет истинно совершенным и великим человеком. История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее: опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...»[42]. Честность — правдивость, единство слова и дела, прямота, привычка не брать без разрешения чужие вещи, добровольное признание своих ошибок, проступков. Добросовестное отношение к труду — добросовестное учение, своевременное выполнение любой нужной работы, высокое качество результатов труда, систематическая помощь по хозяйству, глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятельности. Мобилизация сил и воли, стремление преодолевать трудности, возникающие на пути выполнения своих обязанностей, данного обещания способствуют формированию такого качества, как обязательность. Обязательный человек — это человек, верный своему слову, обещанию, точный и надежный. Потрясающий пример человеческой обязательности — последнее письмо А. С. Пушкина. До дуэли оставалось несколько часов, а он пишет детской писательнице О. А. Ишимовой: «Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение. Покаместь честь имею препроводить к Вам <...> Вы найдете в конце книги пьесы, отмеченные карандашом <...> Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»[43] А. С. Пушкин знал, что ему предстоит в этот день. Он мог и не вернуться с Черной речки или вернуться тяжелораненым, что и произошло. Но для него была невыносима мысль, что он может уйти из жизни, не выполнив своего обещания. Единство слова и дела должно стать повседневной нормой поведения каждого человека. Разрыв между словом и делом возникает, если тот или иной нравственный принцип, нравственная норма глубоко не осознаны, не превратились в убеждение школьника. Дорожить репутацией честного человека нужно с детства. Недаром народ сложил поговорки: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Раз солгал — навек лгуном стал», «В ком правды нет, в том добра мало», «Лучше свое отдать, нежели чужое взять». Жизнь ежечасно вовлекает нас в сложную цепь человеческих отношений, проверяя нашу нравственную стойкость и гражданскую зрелость, в которых проявляется внутренняя честность. Честность человека проверяется его отношением к труду. От года к году школьной жизни делается все заметнее, какие отношения формируются в личности того или иного из нас. Одни отличаются старательностью, настойчивостью, добросовестностью, честностью в выполнении любого порученного дела, учебных заданий. У других проявляется излишняя изворотливость, желание воспользоваться чужим трудом, что само по себе уже нечестно, выполнить задание с легкостью, небрежностью, недобросовестно. Очень важно самому быть честным, правдивым, обязательным человеком. Но этого недостаточно. Нужно быть готовым постоять за правду, защитить ее, бороться за утверждение ее в жизни коллектива, класса, школы, семьи.
Самостоятельность
Цель: разъяснить, что включает в себя это понятие; воспитывать в себе стремление быть самостоятельным
Ход беседы
Учитель знакомит учащихся с требованиями к этому критерию, затем знакомит со словами известного немецкого педагога и математика А. Дистервега: «Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель... который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»[44]. Умейте пробудить в себе гнев на себя, злость к себе, если вам чего-то не хочется. «Не хочется» — это опасный враг человеческой жизни. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени. Вам не хочется подниматься в семь утра — разгневайтесь на себя, заведите будильник на шесть, поднимитесь с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделайте зарядку, умойтесь, оботрите тело влажным полотенцем. И вы убедитесь, как это радостно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих желаний. Пусть «не хочется» отступит — вы почувствуете себя хозяином своей воли. Постепенно обретете драгоценное умение — умение желать и повелевать желаниями. Научитесь создавать вокруг себя наилучшие условия для обострения внимания. Для этого уберите все, что может отвлечь от работы. Если выполняете домашнее задание, то выключите радио, удобно сядьте за столом. Но не все, что отвлекает, можно убрать. Как убрать солнечный луч или волнующий шум березы под окном, запахи весны, врывающиеся через форточку? Куда убрать соседа по парте, который пишет, как и вы, сочинение, в тетрадь которого вам хочется заглянуть? В этих случаях надо усилием воли отключиться от помех и сосредоточиться в нужном направлении. Сразу это не получится, но если тренироваться настойчиво и много, вы научитесь быть внимательным в любое время и в любых условиях, а этот важно и для учебы, и для любого другого вида деятельности. Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (что из намеченного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Н.К.Крупская советовала завести тетрадь, где каждый день записывать по часам и минутам, на что тратишь свое время, сколько времени уходит на учебу, на труд, на общественную работу, на отдых, на сон.
Активность Вопросы для обсуждения: 1. Определение понятия активности. 2. Общественная активность — важнейшее качество человека. 3. Формы проявления общественной активности.
Ход беседы (доклад классного руководителя)
У человека активность — важнейшая черта: способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д.[45] Активность — участие в общественной жизни класса и школы, инициативность, организаторские способности, оптимизм, борьба с недостатками — своими личными и общечеловеческими. Общественная активность — это такое нравственное качество, которое характеризуется положительным отношением школьника к своим общественным обязанностям, к любой необходимой для общества работе и выражается в проявлении самостоятельности, ответственности, инициативности и требовательности к себе при выполнении этой работы. Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Активная жизненная позиция — это беззаветная преданность Родине, добросовестное отношение к труду, активность в общественной работе. Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством гражданской честности и гражданского мужества. Факты нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще не все школьники вовлечены в активную общественную работу; некоторые из вас, особенно мальчики, играют в школьном коллективе пассивную роль, замыкаясь в своем маленьком мирке. Другие пытаются выделить себя самоуправством, недисциплинированностью. Третьи свою общественную активность проявляют не в общественных делах, не в школьном самоуправлении, а в самочинной дворовой или уличной компании, где господствуют «кулачное право», грубость и бессердечие. Застенчивых, обособленных от коллектива ребят надо настойчивее, но в то же время с особым тактом, приглашать в театры, на экскурсии, диспуты, тематические классные вечера, а на самих вечерах уделять им особое внимание, вовлекая в игры, танцы. Важно подумать, в какое коллективное дело можно и нужно вовлечь таких ребят, чтобы данное поручение отвечало их возможностям, интересам. «Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды»[46]. Проявление общественной активности возможно лишь тогда, когда в коллективе класса сформирован здоровый морально-психологический климат, создана атмосфера высокой требовательности и взаимной ответственности за общие дела. Только в атмосфере товарищества, взаимопомощи и взаимной требовательности расширяются возможности проявления действенной общественной активности самой личности. Что требуется для организации работы в классном коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию общественной активности? Для этого необходимо: получая задание, четко определить его цель и уяснить, что конкретно требуется сделать; подумать и обсудить в коллективе, какими путями лучше достигнуть поставленную цель; разделить всю работу на этапы и установить последовательность их выполнения; правильно, с учетом интересов учащихся выбрать исполнителя и, если это требуется, подобрать ему помощников, учитывая, с одной стороны, особенности отношений между одноклассниками, а с другой — возможные воспитательские задачи; контролировать ход работы, вносить в нее, если нужно, изменения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ШКОЛЕ»[47]
Предисловие
Один из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях — построение ее с учетом принципов педагогической диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это ведет к поверхностному знанию детей, к усредненности всех педагогических установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как субъект отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно и достойно проявляющая свое личностное Я. В условиях социально-экономической перестройки общества формирование личности учащегося — очень сложное дело педагога, для этого мало только знаний по своему предмету и всего того, что получает будущий учитель в педвузе в рамках типовых учебных планов. Сложившаяся обстановка в обществе требует того, чтобы настоящий педагог наравне со всеми другими данными был подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы он мог отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено». Только в этом случае будет сделано важное продвижение в профессиональной подготовке учителя, в формировании его профессиональной самостоятельности и творческой индивидуальности. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо в педагогических вузах специально готовить будущих учителей к профессионально-диагностической деятельности, чтобы педагогическая диагностика в их руках стала инструментом, с помощью которого онимогли бы точно определять пути реализации своих психолого-педагогических и методических знаний, получать новые знания в области обучения и воспитания. Поворот школы к изучению личности ребенка подготовлен не только социальными преобразованиями в обществе. Такой поворот обусловлен достижениями психологии и педагогики — наук о человеке и его формировании в обществе. Психологизация и педагогизация, происходящие после длительного периода униформации школы, позволяют педагогическому коллективу в центр своей деятельности поставить ребенка и предпринимать все усилия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуждает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на основе педагогической диагностики. Программа подготовки будущих учителей к диагностической деятельности рассчитана на 44 часа аудиторных занятий (24 лекции, 20 практических занятий) в таблице 28 и 40 часов педагогического практикума в школе.
Таблица 28 Программа подготовки будущих учителей
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.008 с.) |