Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четность, добросовестное отношение к труду,

Поиск

Ответственность

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятий честность, добросовестное отношение к труду.

2. Личная ответственность каждого ученика за учебные, обще­ственные и трудовые дела коллектива.

3. Добиваться единства слова и дела, знаний и убеждений.

 

Ход беседы

(Доклад, подготовленный одним из учеников)

 

«Если человек трудится только сам для себя, он может, пожа­луй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосход­ным поэтом, но никогда не станет истинно совершенным и вели­ким человеком.

История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее: опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...»[42].

Честность — правдивость, единство слова и дела, прямота, привычка не брать без разрешения чужие вещи, добровольное при­знание своих ошибок, проступков.

Добросовестное отношение к труду — добросовестное учение, своевременное выполнение любой нужной работы, высокое ка­чество результатов труда, систематическая помощь по хозяй­ству, глубокий интерес к определенной сфере трудовой дея­тельности.

Мобилизация сил и воли, стремление преодолевать трудности, возникающие на пути выполнения своих обязанностей, данного обещания способствуют формированию такого качества, как обя­зательность.

Обязательный человек — это человек, верный своему слову, обещанию, точный и надежный.

Потрясающий пример человеческой обязательности — послед­нее письмо А. С. Пушкина. До дуэли оставалось несколько часов, а он пишет детской писательнице О. А. Ишимовой: «Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение. Покаместь честь имею препроводить к Вам <...> Вы найдете в конце книги пьесы, отмеченные карандашом <...> Сегодня я не­чаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитал­ся. Вот как надобно писать!»[43]

А. С. Пушкин знал, что ему предстоит в этот день. Он мог и не вернуться с Черной речки или вернуться тяжелораненым, что и произошло. Но для него была невыносима мысль, что он может уйти из жизни, не выполнив своего обещания.

Единство слова и дела должно стать повседневной нормой поведения каждого человека. Разрыв между словом и делом воз­никает, если тот или иной нравственный принцип, нравствен­ная норма глубоко не осознаны, не превратились в убеждение школьника.

Дорожить репутацией честного человека нужно с детства. Не­даром народ сложил поговорки: «Кто вчера солгал, тому и завт­ра не поверят», «Раз солгал — навек лгуном стал», «В ком прав­ды нет, в том добра мало», «Лучше свое отдать, нежели чужое взять».

Жизнь ежечасно вовлекает нас в сложную цепь человеческих отношений, проверяя нашу нравственную стойкость и граждан­скую зрелость, в которых проявляется внутренняя честность.

Честность человека проверяется его отношением к труду. От года к году школьной жизни делается все заметнее, какие отно­шения формируются в личности того или иного из нас. Одни отличаются старательностью, настойчивостью, добросовестно­стью, честностью в выполнении любого порученного дела, учеб­ных заданий. У других проявляется излишняя изворотливость, желание воспользоваться чужим трудом, что само по себе уже нечестно, выполнить задание с легкостью, небрежностью, недо­бросовестно.

Очень важно самому быть честным, правдивым, обязательным человеком. Но этого недостаточно. Нужно быть готовым постоять за правду, защитить ее, бороться за утверждение ее в жизни кол­лектива, класса, школы, семьи.

 

Самостоятельность

 

Цель: разъяснить, что включает в себя это понятие; воспиты­вать в себе стремление быть самостоятельным

 

Ход беседы

 

Учитель знакомит учащихся с требованиями к этому крите­рию, затем знакомит со словами известного немецкого педагога и математика А. Дистервега: «Человек, который не умеет сам учить­ся, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель... который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными си­лами, собственным напряжением»[44].

Умейте пробудить в себе гнев на себя, злость к себе, если вам чего-то не хочется. «Не хочется» — это опасный враг человеческой жизни. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени.

Вам не хочется подниматься в семь утра — разгневайтесь на себя, заведите будильник на шесть, поднимитесь с постели мгно­венно, как только услышишь звонок. Сделайте зарядку, умойтесь, оботрите тело влажным полотенцем. И вы убедитесь, как это ра­достно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих желаний. Пусть «не хочется» отступит — вы почувствуете себя хо­зяином своей воли. Постепенно обретете драгоценное умение — умение желать и повелевать желаниями.

Научитесь создавать вокруг себя наилучшие условия для обо­стрения внимания. Для этого уберите все, что может отвлечь от работы. Если выполняете домашнее задание, то выключите ра­дио, удобно сядьте за столом.

Но не все, что отвлекает, можно убрать. Как убрать солнеч­ный луч или волнующий шум березы под окном, запахи весны, врывающиеся через форточку? Куда убрать соседа по парте, ко­торый пишет, как и вы, сочинение, в тетрадь которого вам хо­чется заглянуть? В этих случаях надо усилием воли отключиться от помех и сосредоточиться в нужном направлении. Сразу это не получится, но если тренироваться настойчиво и много, вы на­учитесь быть внимательным в любое время и в любых условиях, а этот важно и для учебы, и для любого другого вида деятель­ности.

Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь пе­ред собой в проведенном дне (что из намеченного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Н.К.Крупская советовала завести тетрадь, где каждый день записывать по ча­сам и минутам, на что тратишь свое время, сколько времени уходит на учебу, на труд, на общественную работу, на отдых, на сон.

 

Активность

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия активности.

2. Общественная активность — важнейшее качество человека.

3. Формы проявления общественной активности.

 

Ход беседы

(доклад классного руководителя)

 

У человека активность — важнейшая черта:

способность изменять окружающую действи­тельность

в соответствии с собственными по­требностями, взглядами,

целями. Как особен­ность личности человека активность

проявля­ется в энергичной, интенсивной деятельно­сти,

в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества,

в спорте, играх

и т.д.[45]

Активность — участие в общественной жизни класса и школы, инициативность, организаторские способности, оптимизм, борь­ба с недостатками — своими личными и общечеловеческими.

Общественная активность — это такое нравственное качество, которое характеризуется положительным отношением школьни­ка к своим общественным обязанностям, к любой необходимой для общества работе и выражается в проявлении самостоятельно­сти, ответственности, инициативности и требовательности к себе при выполнении этой работы.

Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведе­ния. Активная жизненная позиция — это беззаветная преданность Родине, добросовестное отношение к труду, активность в обще­ственной работе.

Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством граж­данской честности и гражданского мужества.

Факты нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще не все школьники вовлечены в активную общественную ра­боту; некоторые из вас, особенно мальчики, играют в школьном коллективе пассивную роль, замыкаясь в своем маленьком мирке. Другие пытаются выделить себя самоуправством, недисциплини­рованностью. Третьи свою общественную активность проявляют не в общественных делах, не в школьном самоуправлении, а в самочинной дворовой или уличной компании, где господствуют «кулачное право», грубость и бессердечие.

Застенчивых, обособленных от коллектива ребят надо настой­чивее, но в то же время с особым тактом, приглашать в театры, на экскурсии, диспуты, тематические классные вечера, а на са­мих вечерах уделять им особое внимание, вовлекая в игры, танцы. Важно подумать, в какое коллективное дело можно и нужно во­влечь таких ребят, чтобы данное поручение отвечало их возмож­ностям, интересам.

«Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды»[46].

Проявление общественной активности возможно лишь тогда, когда в коллективе класса сформирован здоровый морально-пси­хологический климат, создана атмосфера высокой требовательно­сти и взаимной ответственности за общие дела. Только в атмосфере товарищества, взаимопомощи и взаимной требовательности рас­ширяются возможности проявления действенной общественной активности самой личности.

Что требуется для организации работы в классном коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию обще­ственной активности?

Для этого необходимо: получая задание, четко определить его цель и уяснить, что конкретно требуется сделать; подумать и об­судить в коллективе, какими путями лучше достигнуть поставлен­ную цель; разделить всю работу на этапы и установить последова­тельность их выполнения; правильно, с учетом интересов уча­щихся выбрать исполнителя и, если это требуется, подобрать ему помощников, учитывая, с одной стороны, особенности отноше­ний между одноклассниками, а с другой — возможные воспита­тельские задачи; контролировать ход работы, вносить в нее, если нужно, изменения.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ШКОЛЕ»[47]

 

Предисловие

 

Один из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях — построение ее с уче­том принципов педагогической диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обяза­тельный компонент педагогического процесса. Это ведет к по­верхностному знанию детей, к усредненности всех педагогичес­ких установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников.

Основным объектом воспитательного процесса в школе явля­ется личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как субъект отношений и деятельности, как индиви­дуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно и достойно проявляющая свое личностное Я.

В условиях социально-экономической перестройки общества формирование личности учащегося — очень сложное дело педа­гога, для этого мало только знаний по своему предмету и всего того, что получает будущий учитель в педвузе в рамках типовых учебных планов. Сложившаяся обстановка в обществе требует того, чтобы настоящий педагог наравне со всеми другими данными был подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педаго­гического процесса, чтобы он мог отойти от стремления опирать­ся только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено». Только в этом случае будет сделано важное продвижение в профессиональной подготовке учителя, в формировании его профессиональной са­мостоятельности и творческой индивидуальности.

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо в педагогиче­ских вузах специально готовить будущих учителей к профессио­нально-диагностической деятельности, чтобы педагогическая ди­агностика в их руках стала инструментом, с помощью которого онимогли бы точно определять пути реализации своих психоло­го-педагогических и методических знаний, получать новые зна­ния в области обучения и воспитания.

Поворот школы к изучению личности ребенка подготовлен не только социальными преобразованиями в обществе. Такой пово­рот обусловлен достижениями психологии и педагогики — наук о человеке и его формировании в обществе. Психологизация и педагогизация, происходящие после длительного периода униформации школы, позволяют педагогическому коллективу в центр своей деятельности поставить ребенка и предпринимать все уси­лия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуж­дает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на осно­ве педагогической диагностики.

Программа подготовки будущих учителей к диагностической деятельности рассчитана на 44 часа аудиторных занятий (24 лек­ции, 20 практических занятий) в таблице 28 и 40 часов педагоги­ческого практикума в школе.

 

Таблица 28

Программа подготовки будущих учителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.008 с.)